МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
|
Учебное пособие
для подготовки к государственному итоговому
междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера по специальности 080507
МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ,
бакалавра менеджмента по направлению 080500 МЕНЕДЖМЕНТ
|
Таганрог 2006
ББК 65.012.2(07.07)
ББК 65.050.9/2/2я 73
ББК 65.290-211.1273 Рецензенты: Новиков М.В., канд. эконом. наук, доцент Таганрогского института управления и экономики.
Безродная Н.И., канд. эконом. наук, доцент Таганрогского института управления и экономики. Учебное пособие для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера по специальности 080507 «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ», бакалавра менеджмента по направлению 080500 «МЕНЕДЖМЕНТ»/Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин, Л.В. Фоменко, А.В. Татарова и др.; Под общей ред. В.Е. Ланкина. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 304 с.
Настоящее учебное пособие предназначено для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 080507 МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ, бакалавра менеджмента по направлению 080500 МЕНЕДЖМЕНТ. Пособие содержит ответы по всем темам курсов «Экономика», «Основы менеджмента», «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Маркетинг», «Логистика», «Антикризисное управление» составленным в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (№ гос. регистрации 234 эк/сп от 17.03.00г.). Пособие разработано коллективом авторов: Алесинская Т.В. (разд. IV, VII), Арутюнова Д.В. (разд. III, IV,) Дейнека Л.Н. (разд. I, вопр. 11, 13, 14, 22, 30, 36), Катаев А.В. (разд. V), Орлова В.Г. (разд. I, вопр. 4-6, 10, 12, 15, 20, 24, 28, 29, 33-35, 37), Проклин А.Н. (разд. I, вопр. 1, 2, 9, 17, 39-49), Подопригора М.Г. (разд. II, вопр. 14, 16, 18), Рудикова Е.В. (разд. I, вопр. 27), Седова Т.В. (разд. II, вопр. 13, 17), Серафимович Е.Н. (разд. I, вопр. 3, 16, 31, 32, 38), Фоменко Л.В. (разд. II, История менеджмента, Общий менеджмент вопр. 1-12, 15, 19), Шаронина Л.В. (разд. I, вопр. 7, 8, 18, 19, 21, 23, 25, 26), Татарова А.В. (разд. VI), Ткаченко Г.Б. (разд. VI).
Табл. 18. Ил. 116. Библиогр.: 77 назв.
| © Таганрогский государственный радиотехнический университет, 2006
|
СОДЕРЖАНИЕ
I. Экономическая теория 6
1. Структура потребностей. Ограниченность ресурсов. Экономический кругооборот 6
2. Собственность и хозяйствование экономических объектов 8
3. Экономический выбор. Граница производственных возможностей. Альтернативные издержки 11
4. Закон спроса. Спрос и величина спроса. Эластичность спроса 13
5. Закон предложения. Предложение и величина предложения. Эластичность предложения 16
6. Рыночное равновесие. Излишки потребителя и производителя 18
7. Теория потребительского поведения. Оптимум потребителя 20
8. Эффект дохода и эффект замещения 24
9. Понятие предприятия. Классификация, внешняя и внутренняя среда 26
10. Производственная функция. Закон убывающей отдачи. Эффект масштаба 28
11. Теория поведения производителя. Оптимум производителя 32
12. Валовая выручка и издержки 34
13. Прибыль бухгалтерская и экономическая 36
14. Рынок совершенной конкуренции. Эффективность конкурентных рынков 38
15. Монополия. Естественная монополия. Ценовая дискриминация 41
16. Монополистическая конкуренция 42
17. Олигополия 44
18. Рынки факторов производства 46
19. Заработная плата 48
20. Чистый денежный поток. Приведенная (дисконтированная) стоимость. Внутренняя норма доходности 50
21. Рента 52
22. Экономическая неопределенность. Риски, страхование, экономическая безопасность 54
23. Общественное воспроизводство. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы 56
24. ВВП (производство, распределение и потребление), личный располагаемый доход 57
25. Национальное богатство. Отраслевая и секторальная структуры национальной экономики 59
26. Межотраслевой баланс 61
27. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS) 64
28. Инфляция и безработица 66
29. Модели сбережения, потребления, инвестиций 68
30. Макроэкономическое равновесие в модели «Кейнсианский крест» 71
31. Бюджетно-налоговая политика: цели, инструменты. Кривая Лаффера 74
32. Денежное обращение (М. Фридман), сеньораж. Количественная теория денег. Классическая дихотомия 77
33. Банковская система. Процесс создания банками денег. Банковский мультипликатор 79
34. Кредитно-денежная политика: цели и инструменты. Политика дорогих и дешевых денег 81
35. Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS-LM). Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства 83
36. Теории экономического роста и его типы 86
37. Экономический цикл: причины, типы. «Длинные волны» 89
38. Валютный курс: фиксированный и плавающий курсы. Паритет покупательной способности 90
39. Экономическая мысль Древнего Рима, Древней Греции, Средневековья 92
40. Меркантилизм. Учение физиократов 95
41. Классическая политическая экономия 96
42. Марксизм 99
43. Маржиналистская революция. Австрийская школа 100
44. Неоклассическое направление экономической науки 102
45. Теория регулируемого капитализма Д.М. Кейнса 104
46. Монетаризм М. Фридмена 106
47. Экономические теории институционализма 107
48. Экономическая мысль России. М.И. Туган-Барановский, А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев 108
49. Экономико-математическая школа России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман В.В. Новожилов, Л.В. Кантарович) 111
II. Основы менеджмента 114
История менеджмента 114
1. Природа управления и исторические тенденции его развития 114
2. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента 116
3. Этапы и школы в истории менеджмента 117
4. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др. 120
5. Развитие управления в России 122
6. Перспективы менеджмента: возможное и вероятное 124
Основы менеджмента 126
1. Общая теория управления 126
2. Закономерности управления различными системами 128
3. Управление социально-экономическими системами (организациями) 132
4. Методологические основы менеджмента 134
5. Инфраструктура менеджмента 137
6. Социофакторы и этика менеджмента 138
7. Интеграционные процессы в менеджменте 141
8. Моделирование ситуаций и разработка решений 142
9. Природа и состав функций менеджмента 145
10. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента 146
11. Организационные отношения в системе менеджмента. Формы организации системы менеджмента 150
12. Мотивация деятельности в менеджменте 154
13. Регулирование и контроль в системе менеджмента 157
14. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента 159
15. Управление человеком и управление группой 161
16. Руководство: власть и партнерство 162
17. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера 164
18. Конфликтность в менеджменте 167
19. Факторы эффективности менеджмента 168
III. Стратегический менеджмент 172
1. Сущность стратегического менеджмента 172
2. Основные уровни разработки стратегии в организации 173
3. Факторы, определяющие стратегический выбор фирмы 174
4. Содержание отраслевого и конкурентного анализа 177
5. Модель конкурентных сил Портера 179
6. SWOT-анализ 181
7. Основные базовые конкурентные стратегии 182
8. Основные виды диверсификации 184
9. Ключевые задачи реализации стратегии 186
IV. Инновационный менеджмент 189
1. Процесс разработки и вывода товаров на рынок 189
2. НИОКР как бизнес 191
3. Отбор и оценка НИОКР 194
4. Роль научно-технической подготовки производства 195
5. Организация и порядок выполнения НИР 198
6. Основные задачи и этапы ОКР 199
7. Интегральный технический показатель изделия и его эффективность 201
8. Интегральный экономический показатель изделия и его эффективность 203
9. Организационные структуры НИИ 205
V. Основы маркетинга 208
1. Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга 208
2. Эволюция развития маркетинга и концепции маркетинга 209
3. Система маркетинговой информации 211
4. Комплексное исследование товарного рынка 212
5. Маркетинговая среда и ее структура 213
6. Поведение потребителей 214
7. Сегментация рынка 216
8. Комплекс маркетинга (маркетинг-микс) 217
9. Формирование товарной политики и рыночной стратегии 217
10. Товар в маркетинговой деятельности 219
11. Разработка нового товара 221
12. Разработка ценовой политики 223
13. Формирование спроса и стимулирование сбыта 225
14. Распределение товаров 228
15. Система маркетинговых планов 229
16. Управление и организация деятельности маркетинговой службы 230
17. Финансы и контроль маркетинга 232
VI. Антикризисное управление 235
1. Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии 235
2. Разновидности кризисов. Особенности и виды экономических кризисов 236
3. Потребность и необходимость в антикризисном управлении 237
4. Механизм антикризисного управления 238
5. Стратегия и тактика антикризисного управления 240
6. Государственное регулирование кризисных ситуаций 243
7. Банкротство предприятий и банков. Диагностика банкротства 245
8. Санация предприятий 247
9. Управление рисками 249
10. Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости 251
11. Механизмы антикризисной устойчивости 252
12. Человеческий фактор антикризисного управления 255
13. Взаимодействие с профсоюзами в процессах антикризисного управления 257
VII. Логистика 257
1. Логистика. Задачи и функции логистики 257
2. Факторы и тенденции развития логистики 263
3. Принципы логистики 266
4. Информационная логистика 268
5. Механизмы закупочной логистики 271
6. Логистика производственных процессов 274
7. Организация материальных потоков в производстве 277
8. Организация производственного процесса во времени 280
9. Логистика распределения и сбыта 280
10. Логистика запасов 286
11. Транспортная логистика 291
12. Логистика сервисного обслуживания 295
13. Организация логистического управления 299
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 303
|