Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 04. 62 " Государственное и муниципальное управление"


НазваниеУчебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 04. 62 " Государственное и муниципальное управление"
страница1/8
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > бланк строгой отчетности > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8
Автономная некоммерческая организация

высшего образования

«Институт социальных наук»





АУДИТ КАЧЕСТВА

Учебное пособие для бакалавров

по направлению подготовки 38.03.04.62 " Государственное и муниципальное управление"


Бианкина А.О. ,Орехов В.И., Орехова Т.Р. Аудит качества по направлению подготовки 38.03.04.62 Государственное и муниципальное управление Учебное пособие для бакалавров. – ИСН:, 2016 г. - 73 с.
Москва, 2016

Москва, 2016 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

  1. ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА СМК 5

  2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 6

    1. Понятие и виды аудита 6

    2. Аудит и проверка 6

    3. Категория аудита 7

    4. Типы аудита 7

    5. Аудит второй стороной 10

    6. Аудит третьей стороной 11

  3. ЦЕЛЬ АУДИТА 12

  4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА 18

    1. Подход к аудиту 18

  5. РУКОВОДСТВО АУДИТОМ 22

  6. ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА 30

  7. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЛИСТЫ 33

  8. РОЛЬ АУДИТОРА 36

    1. Индивидуальные знания и способности 36

    2. Ответственность аудитора 38

    3. Отличительные черты аудитора 39

    4. Психологические аспекты аудита 39

  9. ОТЧЕТНОСТЬ 44

    1. Составление отчета 44

    2. Аудиторский отчет 46

    3. Отчеты о несоответствиях 47

    4. Классифицирование отчетов о несоответствии 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

Приложение 1. Практическая работа по составлению контрольных

листов 52

Приложение 2. Задания на решение производственных

ситуаций 54

Приложение 3. Практическое задание на выполнение

несоответствий 57

Приложение 4. Упражнения 60

Упражнение на интервьюирование 60

Упражнение на классификацию сообщений 61

Упражнение на составление протокола о несоответствии 61

Приложение 5. Образец контрольной работы 63

Приложение 6. Задания на самостоятельную работу

по аудиту СМК 64

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66

3


ВВЕДЕНИЕ

В отечественной практике аудит качества дело молодое, он, начиная с 1988 г. постоянно претерпевает изменения в подходах проведения аудита.

Надо сказать, что учебников и пособий, которые могли бы оказать по­мощь в становлении нового перспективного дела в быстром приобретении не­обходимых знаний и профессиональных навыков при проведении аудитов, практически нет.

Отсутствие четких представлений о сущности профессии аудитора, ото­ждествление аудита с обычной инспекционной проверкой не позволяют под­нять аудиты качества на должный уровень мировых стандартов, или хотя бы до отметок, вызывающих к нему уважение и доверие.

Публикуемые отдельные статьи практикующи
х аудиторов дают общее представление об аудите качества, но не всегда позволяют проникнуть в суть профессии.

Целью настоящего учебного пособия является попытка ознакомить сту­дентов с важнейшими принципами аудита качества, процессом его проведения, а также овладением техники проведения аудита, позволяющими аудитору эф­фективно провести проверку.

4


  1. ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
Принципиальное преимущество международных стандартов для разви­вающихся и переходных экономик состоит в том, что эти стандарты содержат в себе большие возможности для развития организаций и предприятий различ­ных сфер деятельности.

Благодаря стандартам ИСО серии 9000 в организациях вводятся внутрен­ний аудит и анализ со стороны руководства, из которых выросла и получила широкое распространение самооценка, охватывающая всю деятельность орга­низации [ 1 ].

Рисунок 1. Отдельный файл

Последняя версия стандартов ИСО претерпела изменения при разработке систем менеджмента качества (далее СМК), с учетом современных требований по бизнесу, т. к. разработчики этих стандартов задумывали его как инструмент, позволяющий интегрировать СМК в деловые операции, для создания единой системы взаимосвязанных бизнес-процессов и относящихся к ним процессов систем менеджмента качества. Соответственно изменился подход и к подготов­ке аудиторов и проведению аудитов. Группа (APG) по изучению практики ау­дита по стандарту ИСО, действующая в рамках ИСО/ТК 176, ведет разработку руководящих указаний по аудиту СМК на соответствие требованиям этого стандарта [ 7 ].

В связи с этими указаниями современные аудиторы должны владеть сис­темным подходом при подготовке и проведении аудитов и быть готовы прово­дить оценку сразу в нескольких областях деятельности. Соответственно изме­няются требования и к методологии аудитов, она должна строиться на резуль­тативности и постоянном совершенствовании, а заключения аудитов добавлять ценность к предпринимательской деятельности в целом.


5

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. Понятие и виды аудита

ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту СМК и/или систем экологического менеджмента» определяет аудит качества как систе­матический независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степе­ни выполнения согласованных критериев аудита (проверки).

Целями аудита качества являются:

  1. Оценить адекватность и эффективность мероприятий по качеству внутри организации путем сбора и использования объективных доказательств.

  2. Определить и зарегистрировать примеры несоответствий мероприятий по качеству и указать, если это возможно, причины.

Примечание:

Решение, служат ли эти мероприятия достижению цели, принимается ру­ководящим персоналом, который рассматривает аудиторский отчет, а не ауди­тором.

Поэтому аудит - это действия по сбору информации, позволяющей оце­нить потребность в улучшении или корректирующих действиях.
Это не ин­спекция, не определение виновника, и это должен помнить аудитор и объяснять тем, кого он проверяет, и тогда поток информации будет неограниченным.

    1. Аудит и проверка

Аудит качества может быть внутренним или внешним и не обязательно должен охватывать всю систему, он может распространяться только на часть системы. Независимость внутренних аудиторов должна быть гарантирована, они

Хотя термины «аудит», «проведение аудита» и «аудиторы» синонимичны терминам «проверка», «проведением проверки» и «проверяющий», можно рас­сматривать аудит как изучение одного вида деятельности, одного отдела и т. д., тогда как проверка - это несколько таких аудитов (рис. 2) [ 3 ].

Аудиты дорогостоящи и, чтобы быть оправданными, они должны обеспе­чивать положительные результаты, повышение уверенности в работе системы и создание основы для непрерывного совершенствования системы.

6




Рис.2. Различие между понятиями аудит и проверка

    1. Категории аудита

Различают 3 основные категории аудита:

  1. Первой стороной.

Аудит первой стороной осуществляется самой организацией.

  1. Второй стороной.

Аудит второй стороной осуществляется организацией в своих собствен­ных целях в другой организации. Обычно заказчик проверяет поставщика или потенциального поставщика.

  1. Третьей стороной.

Аудит третьей стороной осуществляется внешней независимой организа­цией. Обычно это выполняется аккредитованным органом по сертификации и выполняется в целях сертификации или регистрации на соответствие требова­ниям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

    1. Типы аудита

  1. Аудит на адекватность.

Аудит на адекватность устанавливает степень соответствия системы документов, представленной руководством по качеству и сборником процедур, требованиям применяемых стандартов.

7


Он обычно осуществляется путем сравнения документов системы ме­неджмента с требованиями стандарта и подтверждением адресации каждой ста­тье.

На практике аудитор сталкивается с большим количеством документов (процедуры, рабочие инструкции, контракты, лицензии, регламенты и т. д.). Каждый документ имеет свою ценность, но важно уметь определить приорите­ты. Поэтому следует учитывать статус и важность тех областей, которые будут проверяться, а также результаты предыдущих проверок. Исходить нужно из важности для предприятия. На представленной пирамиде документов для ауди­тора здесь существенно то, что он должен увидеть связь между «слоями» убе­диться, что вся документированная система эффективна и легко управляема (рис. 3) [ 1, 3 ].

А



Рис. 3. Пирамида документов по СМК

  1. Аудит на соответствие.

Аудит на соответствие - устанавливает степень понимания, выполне­ния и соблюдения персоналом документированной системы, т.е. аудитор ищет соответствие между запланированными целями в области качества, непосредственно на рабочем месте и оценивает:

  • в каком порядке, при взаимодействии с кем, на основании каких требо­ваний, в течение какого времени, и как именно проверяемое подразделение вы­полняет требования СМК?

  • как подразделение документально подтверждает факт пооперационного выполнения установленного порядка?

  • как именно исполнители на своем рабочем месте выполняют конкрет­ную процедуру и фиксируют ее фактическое выполнение?

8


- чем подтверждается качество процесса, продукции/ услуги и его улуч­шение?

  1. Аудит продукции /проекта/ процесса.

Это вертикальный (сквозной) аудит, при котором рассматривается вся система производства определенной продукции или услуги. Этот тип аудита используется обычно при проверке отдельного проекта, или если это специаль­но оговорено в контракте. Этот тип аудита используется для программного обеспечения.

Примечание:

Не путать с инспекцией продукции.

  1. Внешний аудит.

Внешний аудит осуществляется компанией у своих поставщиков или подрядчиков. Это может быть аудит на адекватность или на соответствие.

  1. Сторонний аудит.

Сторонний аудит - противоположность внешнему аудиту, в данном слу­чае «наша» организация проверяется «нашим» заказчиком или третьей сторо­ной. Это может быть аудит на соответствие или на адекватность.

  1. Внутренний аудит.

При внутреннем аудите организация изучает свою собственную систему, процедуры и деятельность и определяет их адекватность или соответствие.

Это самый важный из всех аудитов, он обеспечивает руководство орга­низации информацией: об эффективности и продуктивности всей системы менеджмента, является ли их политика удовлетворительной или нет; и какие изменения нужны.
Современные системы качества должны действенно реаги­ровать на изменения, внутренние и внешние. Внутренний аудит может гаранти­ровать их реакцию на эти изменения, т. к. без постоянного наблюдения система менеджмента теряет свое значение, действенность и способность изменять ор­ганизацию к лучшему. Периодичность проведения аудитов устанавливается с учетом влияния проверок на ход работы в организации или результатов преды­дущих аудитов. Следует четко представлять ожидаемый результат каждого об­наруженного несоответствия, чтобы правильно выбрать корректирующее дей­ствие.

Если аудиты выполняются должным образом, всякий аудит может слу­жить мотивацией для персонала всех уровней и поможет создать и поддержи­вать настоящую среду качества. Правильная организация процесса внутреннего аудита помогает каждому работнику на своем месте определить, насколько верно он выполняет предписанные ему функции и свое взаимодействие в про­цессе.

Поэтому независимо от класса и типа аудита или проверки, они должны проводиться соответственно квалифицированным и обученным персоналом, состоящим из профессиональных аудиторов/проверяющих из штата организа­ции или нанятого. Важно, чтобы была получена информация, и аудитор должен продемонстрировать надлежащий уровень достоверной проверки.

9


Ценность внутреннего аудита зависит от того, как запланировано его проведение, как он осуществляется и каковы его результаты. Для этого в ходе аудита важно получить как можно больше данных, при этом необходимо тща­тельно выбирать области для проверок, определить приоритетные направления и сосредоточиться на них. Практический опыт внутренних аудитов показывает, что для получения объективной информации в программу аудита следует включить следующее:

  • контракты, т. к. в них содержатся конкретные требования. Это лучшее подспорье для аудитора, где он может проверить, насколько требования кон­тракта выполняются;

  • технические условия, имеющие регулирующий характер, в отдельных отраслях промышленности ТУ в значительной степени регулируют производ­ственные процессы.

Например, в пищевой промышленности при производстве питьевой воды, в фармацевтической отрасли и товаров народного потребления, независимые аудиты показали, что следует подвергать проверке их соблюдение требованиям технических условий при планировании внутренних аудитов. Кроме всего, важно включать в программу внутренних аудитов такие структурные подразде­ления, как отдел кадров, службы маркетинга и рекламы, финансовые отделы и другие службы, т. к. плохо налаженная работа отрицательно сказывается на от­ношениях с потребителями. К примеру, несвоевременно и неправильно оформ­ленные счета, из-за чего потребители вынуждены тратить свое время, или не­достаточная квалификация работников этих служб, отсутствие обратной связи, все это в условиях рынка ухудшает отношения с потребителями. Поэтому ауди­тор должен четко руководствоваться следующим: там, где существует риск скомпрометировать качество или где это реально происходит, «неприкасае­мых» не должно быть.

Внутренний аудит относится к принципиальным положениям стандартов на систему менеджмента. Он в первую очередь дает возможность определить, насколько обязательные и принятые по собственному усмотрению процедуры и запланированные мероприятия правильно составлены, выполняются и направ­лены на предупреждение отрицательных последствий. Значимость результатов внутренних аудитов также в том, что они могут быть использованы независи­мыми экспертами для оценки способности организации вскрывать существую­щие в ней несоответствия стандарту и находить возможность для непрерывного улучшения, используя стандарт ГОСТ Р ИСО 9004-2001 [ 7 ]

    1. Аудит второй стороной

Как было установлено раньше, проверка второй стороной выполняется организацией в своих собственных целях в другой организации. Может так случиться, например, что Вашей организации надо проверить одного из по­ставщиков или потенциальных поставщиков. Суть - получение достаточной информации о системе менеджмента качества Вашего поставщика и обеспече­

10


ние уверенности, что все определенные потребности и требования этой систе­мы выполняются и будут выполняться в дальнейшем.

Главное, чтобы проверка выполнялась профессионально и точно отража­ла эффективность системы менеджмента качества поставщика. Помните, ре­зультаты повлияют на коммерческие решения, которые могут быть дорого­стоящими и решающими для будущего обеих организаций. Поэтому она долж­на быть предпринята соответственно квалифицированным и обученным персо­налом, обеспечивая тем самым получение корректной информации.

    1. Аудит третьей стороной

Как в случае с аудитом второй стороной, проверка третьей стороной ока­зывает значительное давление и на аудитора, и на аудитируемого. Результат аудита может быть критическим для аудитируемого, а подготовка к нему - очень дорогостоящая. Поэтому аудитор должен быть профессионален и чрез­вычайно компетентен, чтобы компания не сомневалась, что результаты точно и беспристрастно отражают систему менеджмента.

11


  1. ЦЕЛЬ АУДИТА

Аудит качества и анализ системы являются полезными инструментами управления качеством, но качество не может быть достигнуто только с помо­щью аудита и анализа. Анализ системы и аудиты в принципе схожи: аудиты - это постоянная деятельность, тогда как анализ системы - одноразовое меро­приятие, проводимое, если обстоятельства, задачи или политика предприятия меняются.

Проведение аудитов является существенной частью любой хорошей сис­темы менеджмента. Это обеспечивает на регулярной основе гарантии того, что системы адекватно работают, и они понятны работающим с ними персоналу. Проведение аудита также обеспечивает обратную связь, посредством которой определяются возможные усовершенствования в системе менеджмента, и она продолжает работать дальше. Принципы проведения аудита являются результа­тивным и надежным методом поддержания политики руководства.

По существу аудит является деятельностью по сбору информации. Чтобы найти полезную информацию, аудитор должен проанализировать адекватность и эффективность мероприятий по управлению качеством; а также должен опре­делить и предугадать последствия недостатков этих мероприятий и влияние не­соответствий на эти мероприятия.

Аудит может быть эффективен только тогда, когда он проводится персо­налом, который не только понимает, как провести аудит, но и каким образом достичь наилучших результатов от его проведения. Лучшие результаты дости­гаются путем всестороннего и систематического подхода к аудиту, а также применяя тактику ведения аудита, ведущую к открытой и дружелюбной дис­куссии по предмету обсуждения.

Это звучит просто и ясно, но непрофессионально проведенный аудит мо­жет не только не достичь желаемых результатов, но и, в крайнем случае, может неблагоприятно повлиять на отношения внутри организации. Любой аудитор, который играет роль обвинителя, может нанести непоправимый ущерб. Напри­мер, проверяемый занимает оборонительную позицию, которая становится барьером на пути информации. Не должно быть и намека на возложение вины за возникшие проблемы.

Критерии аудита - взаимосвязь политики, процедур или требований.

Система менеджмента создается в соответствии с политикой высшего ру­ководства предприятия. Эта система включает в себя документированные инст­рукции (в противоположность устным), действующие на различных уровнях управленческой иерархии, где линии отчетности, распределение ответственно­сти и полномочий работников организации ясно определены.

Система включает ряд документов, состоящих из политики, руководства по качеству, сборника процедур, рабочих инструкций, и соответственно 4 уров­ня управления этой документацией:

- руководящий;

12


  • стратегический;

  • тактический;

  • оперативный.

Сюда можно отнести формы для регистрации данных, которые затем са­ми по себе становятся отчетностью внутри системы.

Поскольку задачи организации - это удовлетворение требований потре­бителя и других заинтересованных сторон, руководство, внедрив систему ме­неджмента качества, должно знать, насколько она понимается и как добросове­стно выполняется. Это делается установлением системы обратной связи. Одна­ко если руководство намеревается поддерживать эффективное управление про­цессами, оно должно быть информировано об их исполнении. Это достигается внедрением системы внутреннего аудита качества внутри системы менеджмен­та качества.

Для поддержания доверия потребителя система может быть дополни­тельно проверена внешним органом по сертификации.

Стандарт требует как аудита качества, так и анализа общей эффективно­сти системы со стороны руководства. Проведение аудита позволяет получить результаты и возможность продемонстрировать их эффективность. Отчеты об аудитах и корректирующих действиях должны быть доступны аудито­рам/проверяющим, что является доказательством решительности компании развивать и поддерживать хорошую систему менеджмента качества.

Одной из основных проблем аудита является обеспечение уверенности в том, что аудитор не рассматривает аудит как занятие, направленное на критику работы проверяемого. Поэтому в самом начале должно быть ясно, что аудит не направлен на то, чтобы поймать человека за руку и искоренить его ошибки. Нет намерения распределить вину за «ошибки». Это аудит системы, а не аудит че­ловека, но поскольку организации состоят из людей, а СМК является одной из социальных систем, то при проведении аудита учитывается человеческий фак­тор.

Как руководство, так и заказчик требуют гарантии (доверия), что предла­гаемые продукция и услуги отвечают заявленным требованиям. Доверие идет от объективных данных, полученных через аудиты и показывающих, что все виды деятельности проводятся в соответствии с запланированными мероприя­тиями, а мероприятия пригодны и адекватны цели. Аудиторские отчеты незави­симы от позиции руководства, следовательно, они обеспечивают независимый «моментальный снимок» системы менеджмента.

Для лучшего понимания цели и задачи проведения аудита разделены на пять отдельных элементов, каждый из которых фундаментально важен для пра­вильного руководства и управления любой организацией [1 , 3 ]:

13





  1. Обеспечить соответствие системе менеджмента или стандарту.

  2. Дать уверенность руководству.

  3. Дать уверенность потребителю.

  4. Отслеживание бизнес-процессов.

  5. Обратная связь для корректирующего воздействия.

И каждый из элементов рассмотрим отдельно.

Обеспечение соответствия системе

Перед проведением аудита любая система должна быть описана или представлена в той или иной форме процедур, рабочих инструкций, маршрут­ных схем, других подобных документов в электронной форме. Совершенно ес­тественно, что в процессе подготовки таких документированных систем требу­ется огромный труд, который ведет к тому, что полученные процедуры стано­вятся точными, работающими и отражающими методы работы соответствую­щих структурных подразделений или конкретных функций.

Потратив столько усилий на исследование функционирования систем и по документированию соответствующих процедур, разумно принять меры для обеспечения точного выполнения написанного в процедурах. Одним из спосо­бов достижения этого соответствия документированным системам является проведение аудитов. Сравнительно просто, при наличии написанной процеду­ры, проверить ее соответствие путем проверки соответствующей отчетности и выяснить причины почему данная работа выполняется именно так и насколько она интегрирована с другими бизнес-процессами.

Обеспечение соответствия

Понимаема ли система менеджмента качества? Является ли система менеджмента предметом наблюдения? Актуализированы ли документированные процедуры? Адекватны ли документированные процедуры?

Дать уверенность руководству

Если не предпринять в какой-либо форме независимой проверки проце­дур или их выполнения в любом структурном подразделении, то менеджеру бывает чрезвычайно трудно узнать степень соответствия системы, будет ли она работать и работать эффективно, и так ли уж необходимы для нее радикальные изменения. Одной из важных функций в работе менеджера является обеспече­ние эффективной деятельности под его руководством. Обратная связь от сис­

14




темной информации, полученной в результате эффективного аудита, является чрезвычайно полезной в процессе представления точной управленческой ин­формации, на базе которой менеджер может быть либо уверен в работе своей системы, либо может предпринять какие-то шаги для ее улучшения. Руково­дство не может быть уверено ни в какой системе, если она не проверена или не может быть проверена на регулярной основе.

Уверенность руководства

Обеспечить руководство обратной связью

Соответствует ли система менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001?

Работает ли система менеджмента?

Эффективна ли система менеджмента?

Необходимы ли корректирующие воздействия?

Дать уверенность потребителю

Результаты аудита могут обеспечить доказательство того, что компания не только имеет систему менеджмента, но ее постоянно проверяют, анализиру­ют и вносят изменения для обеспечения ее постоянной эффективности. В слу­чае проверки ее по стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2001 потребителю видно, что система менеджмента удовлетворяет требованиям этого стандарта.

Уверенность потребителя

Существует ли система менеджмента качества?

Проверяется ли система менеджмента качества на регулярной основе?

Регулярно ли вносятся изменения в систему менеджмента качества?

Соответствует ли система менеджмента качества требованиям стандарта?

15




Отслеживание бизнес-процессов

Как было сказано ранее, большой труд был затрачен на подготовку про­цедур, на основе которых работают структурные подразделения или выполня­ется определенная функция. Однако, несмотря на эти значительные усилия, вложенные в процедуры, для того, чтобы сделать их четкими и работающими, они могут потребовать дальнейших изменений. В процессе любого аудита сис­темы аудитор имеет возможность наблюдать за трудностями по обеспечению соответствия системе или проблемами в самих системе и процедурах. Во время обсуждения с лицами, отвечающими за работу в структурном подразделении и выполняющими утвержденные процедуры, проблемы с системой и пути ее улучшения станут очевидными.

Бизнес-процессы

Необходимы ли изменения? Адекватны ли процедуры? Актуализированы ли процедуры? Работают ли процедуры?

Обратная связь для корректирующих действий

Важнейшим преимуществом любой системы аудита является ее способ­ность выявлять проблемы и обеспечивать выработку ответных действий, не только с целью решения проблемы от случая к случаю, но для систематическо­го предупреждения ее повторения в будущем. Аудит нельзя считать завершен­ным, если не были выполнены любые действия, полученные по его результа­там. В этом смысле следует обратить особое внимание на выделение реального времени на размышления над этой проблемой и принятие эффективных дейст­вий для улучшения системы, сделав ее более продуктивной и тем самым преду­предить возникновение проблемы в будущем. Необходимо вести и анализиро­вать отчетность по корректирующим и предупреждающим действиям, которые должны быть спланированы и выполнены (рис. 4) [ 3, 12 ]. Все это ведет к не­прерывному процессу улучшения.

16

► Аудит

Идентифицировав несоответствие

1

Принять решение о корректирующем действии

Внедрить корректирующее воздействие

Проверить внедрение корректирующего воздействия

Постоянно наблюдать выполнение корректирующего действия (потенциально предполагает изменение процедур)

Записи о качестве

Рис. 4. Корректирующее действие

Выводы

Аудит - это комплекс, включающий сбор информации для проведения независимой оценки на основе признанного стандарта качества с целью общего улучшения системы менеджмента, увязанное с целями бизнеса. Проведение ау­дитов - это не только критический аспект соответствия СМК, оно также обес­печивает максимальное использование преимуществ внедрения ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

17


  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА

  1. Подход к аудиту

Для получения наилучших результатов от любого аудита принципиально важными являются подходы и позиция, принятые аудитором. Практика пока­зывает, что это самый важный аспект в проведении аудита. Если не подойти к аудиту под правильным углом зрения, он сам по себе не станет успешным, а взаимоотношения на фирме ухудшатся. Чтобы достичь результатов, проведение аудита должны выполнять лица с определенным статусом, квалификацией и образованием (рис. 5).
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 04. 62 \" Государственное и муниципальное управление\" iconУчебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03....
Бианкина А. О, Казенков О. Ю., Орехов В. И., Орехова Т. Р., Яковлев С. С. Маркетинг территорий по направлению подготовки 38. 03....

Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 04. 62 \" Государственное и муниципальное управление\" iconУчебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 01. 62 " Экономика"
Бианкина О. А., Казенков О. Ю., Орехов В. И., Орехова Т. Р., Яковлев С. С. Страхование по направлению подготовки 38. 03. 01. 62 Экономика...

Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 04. 62 \" Государственное и муниципальное управление\" iconУчебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03....
Бианкина А. О., Казенков О. Ю.,Орехов В. И., Орехова Т. Р., Яковлев С. С. Налоги и налоговая система РФ по направлению подготовки...

Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 04. 62 \" Государственное и муниципальное управление\" iconУчебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03....
«Экономика общественного сектора», «Микроэкономика». Материалы практикума показывают разнообразные сферы приложения ин­струментов...

Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 04. 62 \" Государственное и муниципальное управление\" iconУчебное пособие санкт-петербург 2016 ббк 65. 23 О 36 О36 Управление...
Управление затратами труда на предприятии. Для бакалавров по направлению «Управление государственными и частными предприятиями» всех...

Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 04. 62 \" Государственное и муниципальное управление\" iconУчебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент»
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент», по профилю...

Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 04. 62 \" Государственное и муниципальное управление\" iconПрограмма государственной итоговой аттестации по направлению подготовки...
Программа предназначена для студентов 6 курса, завершающих обучение по основной образовательной программе подготовки магистров по...

Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 04. 62 \" Государственное и муниципальное управление\" iconМетодические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных...
Вкр предназначены для студентов-бакалавров Уральского института – филиала ранхиГС, обучающихся по направлению подготовки 081100....

Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 04. 62 \" Государственное и муниципальное управление\" iconПрограмма преддипломной практики рабочая программа для бакалавров,...
Рабочая программа для бакалавров, обучающихся по направлению 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление»

Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 04. 62 \" Государственное и муниципальное управление\" iconПрограмма производственной практики рабочая программа для бакалавров,...
Рабочая программа для бакалавров, обучающихся по направлению 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск