Учебно-методический комплекс по курсу «финансовый менеджмент»


НазваниеУчебно-методический комплекс по курсу «финансовый менеджмент»
страница1/9
ТипУчебно-методический комплекс
filling-form.ru > бланк строгой отчетности > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Российский университет дружбы народов

Экономический факультет

Кафедра «Финансы и кредит»







Рассмотрен и утвержден на заседании кафедры
Протокол № 1 от «31» августа 2015 г.





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО КУРСУ

«ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Рекомендуется для направления подготовки 080200 «Менеджмент»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр





Москва – 2015

Оглавление


1. Программа курса 3

2. Конспект основных тем курса 12

3. Глоссарий (ключевые термины и понятия) 38

4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 39

5. Описание балльно-рейтинговой системы 40

6. Вопросы для самопроверки и обсуждений к практическим занятиям 42

7. Задания для самостоятельной работы по отдельным темам 44

8. Темы сообщений 46

9. Примеры тестовых заданий 46

1. Программа курса


Программа предназначена для подготовки бакалавров по направлению 080200"Менеджмент".

1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Финансовый менеджмент» играет определяющую роль в овладении методами принятия обоснованных решений в области финансового управления и формировании финансового мышления. Основной целью дисциплины является освоение студентами знаний и практических навыков управления ресурсами организации, привлечения необходимого капитала.

Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины предполагается решить следующие задачи:

  • определить роль финансового менеджера в организации;

  • рассмотреть фундаментальные концепции финансового менеджмента;

  • классифицировать типы управленческих решений в финансовом менеджменте;

  • дать характеристику финансовых рынков, финансовых институтов;

  • раскрыть методологические принципы разработки стратегий развития организации;

  • раскрыть содержание методов диагностики финансового состояния, финансового планирования;

  • рассмотреть методы оценки инвестиционных решений;

  • раскрыть особенности управления оборотным капиталом;

  • представить различные подходы к управлению структурой капитала;

  • рассмотреть методы измерения и учета рисков в принятии управленческих решений.

Кроме того, в процессе изучения дисциплины «Финансовый менеджмент» на практических занятиях решаются следующие задачи:

- развитие понимания роли факторов внешнего окружения для управления финансами компании;

  • выработка навыков финансового анализа и прогнозирования;

  • закрепление навыков презентации докладов в процессе работы над учебными ситуациями, предусмотренными в рамках курса.

2. Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина «Финансовый менеджмент» относится к вариативной части профессионального цикла подготовки бакалавров.

Изучение дисциплины "Финансовый менеджмент" способствует систематизации знаний в области управления, установлению междисциплинарных связей с экономической теорией, финансовой математикой, экономикой организаций, статистикой, бухгалтерским учетом, менеджментом.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента: приступая к изучению дисциплины «Финансовый менеджмент», студент должен иметь представление о функционировании финансовой системы в целом и ее отдельных элементов; знать особенности отражения финансовых показателей в бухгалтерской отчетности компании; владеть навыками сбора и анализа финансовой информации, уметь применять статистические методы обработки данных и интерпретировать полученные показатели.

Таким образом, к моменту изучения данной дисциплины студент должен владеть следующими компетенциями:

  • готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

  • способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;

  • способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии;

  • способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

  • способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

  • способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений.

Дисциплина «Финансовый менеджмент» является предшествующей для изучения таких курсов как «Инвестиции», «Управление проектами».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    В результате изучения дисциплины «Финансовый менеджмент» студент будет:

  • владеть культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–5);

  • уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

  • способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18);

    • способен использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала (ПК-11);

  • способен оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании (ПК-12);

  • способен планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19);

  • иметь представление об экономическом образе мышления (ПК-26);

  • уметь применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);

  • способен анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК-40);

  • способен проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-42);

  • способен обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования (ПК-44);

  • владеть техниками финансового планирования и прогнозирования (ПК-45);

  • понимать роль финансовых рынков и институтов, способен к анализу различных финансовых инструментов (ПК-46);

  • способен проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47).



    В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать:

    • теоретические концепции финансового менеджмента;

    • современные тенденции развития финансовых рынков;

    • особенности влияния налоговой и правовой среды на управленческие решения;

    • существующие подходы к формированию финансовых стратегий и их оценке;

    • критерии эффективности и результативности деятельности организации;

    • основные модели управления структурой капитала;

    • виды издержек предприятия;

    • влияние операционного и финансового рычага на развитие предприятия;

    • методы и инструменты привлечения источников финансирования;

    Уметь:

  • проводить диагностику финансового состояния организации;

  • учитывать особенности взаимодействия организации с партнерами и другими субъектами рынка;

  • применять методы прогнозирования финансовых результатов и основных финансовых показателей;

  • решать задачи, связанные с планированием и эффективным использованием человеческих, материальных, финансовых ресурсов в организации;

  • обосновывать выбор инвестиционного проекта и формировать бюджет капитальных вложений.

    Владеть: навыками анализа и интерпретации финансовой информации, необходимой ля принятия управленческих решений.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.



Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

5

1.

Аудиторные занятия (ак. часов)

51

51




В том числе:







1.1.

Лекции

17

17

1.2.

Прочие занятия

34

34




В том числе:







1.2.1.

Практические занятия (ПЗ)

34

34




Из них в интерактивной форме (ИФ):

18

18

2.

Самостоятельная работа студентов (ак. часов)

57

57




В том числе:







2.1.

Подготовка к практическим занятиям

34

34

2.2.

Доклад

8

8

2.3.

Подготовка и прохождение промежуточной аттестации

4

4

2.4.

Подготовка и прохождение итоговой аттестации

6

6




Другие виды самостоятельной работы

5

5

3.

Общая трудоемкость (ак. часов)

108

108




Общая трудоемкость (зачётных единиц)

3

3


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела



Информационное обеспечение финансового менеджмента

Тема 1. Фундаментальные концепции финансового менеджмента. Финансовая отчетность в системе финансового менеджмента. Методы и инструменты анализа финансовой отчетности. Показатели учета и отчетности.





Тактика финансового менеджмента (текущие финансовые решения)

Тема 2. Управление оборотным капиталом организации

Тема 3. Управление структурой затрат. Модель операционного рычага.




Управление структурой капитала и долгосрочные инвестиционные решения

Тема 4. Инвестиционная политика организации.

Тема 5. Управление ценой и структурой капитала.

Тема 6. Управление рисками формирования капитала.

Тема 7. Дивидендная политика.

Тема 8. Финансовое планирование и прогнозирование

Тема 9. Оценка стоимости компании.



5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

1

Инвестиционный анализ







Х

2

Управление проектами







Х


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

из них в ИФ

Сам. работа

Всего

час.

1.

Информационное обеспечение финансового менеджмента

5

6

4

10

21

2.

Тактика финансового менеджмента (текущие финансовые решения)

6

12

6

18

36

3.

Управление структурой капитала и долгосрочные инвестиционные решения

6

16

8

29

51




ИТОГО:

17

34

18

57

108


5.4. Описание интерактивных занятий



п/п

раздела дисциплины

Тема интерактивного занятия

Вид занятия

Трудоемкость (час.)

1

1

Финансовая отчетность в системе финансового менеджмента.

Ролевая игра

2

2

1

Методы и инструменты анализа финансовой отчетности.

Кейс

2

3

2

Управление затратами. Модель операционного рычага.

Мозговой штурм

2

4

2

Управление оборотным капиталом.

Мозговой штурм

2

5

2

Источники краткосрочного финансирования

Дискуссия

2

6

3

Инвестиционная политика организации. Оценка эффективности инвестиционных проектов.


Мозговой штурм

2

7

3

Финансовое планирование и прогнозирование

Деловая игра

2

8

3

Дивидендная политика компании.

Кейс

2

9

3

Управление рисками формирования капитала.

Дискуссия

2







ИТОГО:




18



6. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

Информационное обеспечение финансового менеджмента

1.1. Введение в финансовый менеджмент.


2

1.2. Финансовая отчетность в системе финансового менеджмента.

2

1.3. Диагностика финансового положения компании.


2

2.

Тактика финансового менеджмента (текущие финансовые решения)

2.1. Управление оборотным капиталом


4

2.2. Источники краткосрочного финансирования


2

2.3. Управление структурой затрат организации


4

3.

Управление структурой капитала и долгосрочные инвестиционные решения

3.1. Инвестиционная политика организации. Оценка эффективности инвестиционных проектов.


2

3.2. Управление ценой и структурой капитала.

2

3.3. Управление рисками формирования капитала.

2

3.4. Финансовое планирование и прогнозирование

2

3.5.Дивидендная политика компании.

2

3.6.Оценка стоимости организации

2


7. Примерная тематика курсовых проектов (работ): по данному курсу не предусмотрены курсовые работы
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. – М: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010 -977 с.

  2. Бригхем Ю., Хьюстон Д. Финансовый менеджмент. – Спб.: Питер, 2010 – 531с.

  3. Бланк И.А. Упраление финансовыми ресурсами. – М.: Изд-во: ОМЕГА-Л, 2010 – 768 с.

  4. Ван Хорн Дж.К. Основы финансового менеджмента. – М.: Изд-во Диалектика, 2010. – 1225 с.

  5. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. М.: Изд-во Проспект, 2011. – 1024 с.

  6. Шарп У.Ф., Г. Дж. Александер, Дж. В. Бэйли. Инвестиции: Пер. с англ.- М.: Инфра-М, 2010. - 1027 с.


б) дополнительная литература

  1. Бригхэм Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: Пер. с англ.: В 2-х т./ Под ред. В.В.Ковалева.— СПб.: Экономическая школа, 1997.

  2. Бригхэм Ю. Энциклопедия финансового менеджмента: Пер. с англ.— М.: РАГС, "Изд-во "Экономика", 1998.

  3. Иванов И.В., Баранов В.В. Финансовый менеджмент. Стоимостной подход. - Издательства: Альпина Бизнес Букс, Альпина Паблишерз, 2008 г.

  4. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры — М.: Финансы и статистика, 2002.

  5. Ли Ч. Ф., Финнерти Дж. Финансы корпораций: теория, методы и практика: Учебник для вузов: Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 2000.

  6. Теплова Т.В. Финансовый менеджмент: Управление капиталом и инвестициями: Учеб. для вузов/ Гос. Ун-т Высшая школа экономики. - М., 2000.

  7. Фабоцци Ф. Дж. Управление инвестициями: Пер. с англ. — М.: Инфра-М, 2000.

  8. Шим Дж., Сигел Дж. Финансовый менеджмент: Пер. с англ. —М.:"Филин", 1996.


в) периодические издания (журналы):

  1. «Финансовый менеджмент»

  2. «Финансовый директор»

  3. «Эксперт»

  4. «Финанс.»

  5. «Компания»

  6. «Секрет фирмы»


г) базы данных, русскоязычные Интернет-ресурсы:

www.cfin.ru – Корпоративный менеджмент

www.dis.ru/fm/ – Журнал "Финансовый менеджмент"

ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал "Экономика, социология, менеджмент"

www.erp-online.ru – О ERP-системах

www.fd.ru – Журнал "Финансовый директор"

www.finam.ru – Финансовая информация

www.finanaliz.ru – Финансовый анализ

www.finansmag.ru – Журнал "Финанс."

www.finansy.ru – Публикации по экономике и финансам

www.finmarket.ru – Информационное агентство ФинМаркет

www.finrisk.ru – Финансовые риски

www.forexpf.ru – Финансовая информация для рынка FOREX

www.fxclub.org – FOREX клуб

www.mfd.ru – Финансовая информация

www.mirfin.ru – Мир финансов

www.micex.ru – Московская межбанковская валютная биржа

www.minfin.ru – Министерство финансов РФ

www.mse.ru – Московская фондовая биржа

www.msfo-mag.ru – журнал "МСФО"

www.pmfd.ru/iafd/index.html – Информационное агентство "Финансовый дом"

www.prime-tass.ru – Агентство экономической информации

www.rts.ru – Российская торговая система

www.rusbonds.ru – Рынок облигаций

www.sandp.ru – Компания Standard & Poor's

www.sf-online.ru – Журнал "Секрет фирмы"
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Лекции по курсу «Финансовый менеджмент» проводятся с использованием презентаций лекционного материала. Поэтому в процессе проведения занятий используется мультимедийная техника (проектор, ноутбук). Поскольку студенты в рамках учебного процесса готовят сообщения в форме презентаций, часть практических занятий также проводится с использованием мультимедийной техники. Промежуточная аттестация студентов проводится в форме тестирования по программе «Ментор».

Все материалы курса доступны студентам на портале РУДН (web-local.rudn.ru) и портале экономического факультета (economist.rudn.ru).
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Основным назначением семинарских занятий по курсу «Финансовый менеджмент» является закрепление студентами знаний по различным аспектам управления финансами компании. На занятиях предполагается рассмотреть наиболее сложные вопросы данной дисциплины. Успешное освоение материала курса предполагает подготовку студента к каждому практическому занятию. Преподаватель выдает студентам план практических занятий, в котором выделены вопросы для самостоятельного изучения, задачи и рекомендуемые источники литературы.

Занятия могут проводиться в различных формах (деловые игры, групповые дискуссии по проблемным вопросам) и включать имитационное моделирование прикладных задач финансового менеджмента.

Для более углубленного изучения отдельных вопросов студентам предлагается подготовить сообщение-презентацию по заранее определенным темам.

Возможные темы сообщений:

  1. Современные подходы к управлению дебиторской задолженностью.

  2. Модели управления запасами.

  3. Краткосрочные финансовые вложения: роль в управлении ликвидностью активов.

  4. Управление затратами в различных моделях костинга.

  5. Краткосрочное банковское финансирование (банковская ссуда, овердрафт)

  6. Вексель: механизм использования в расчетах предприятия.

  7. Факторинг: роль в обеспечении оборачиваемости и ликвидности средств.

  8. Лизинг: понятие и возможности применения в управлении оборотным капиталом фирмы.

  9. Венчурное финансирование инвестиционных проектов.

  10. Преимущества и недостатки привилегированных акций как источника финансирования.

  11. Облигации: возможности привлечения капитала.

  12. Особенности привлечения долгосрочных займов в России

  13. Возможности расширения собственного капитала компании

  14. Оценка Goodwill компании

  15. Сбалансированная система показателей (Нортон, Каплан)

  16. Возможные выгоды и издержки слияния компаний.


Текущий контроль знаний студентов проводится путем проведения письменных опросов по отдельным темам. Промежуточная аттестация студентов проводится в форме тестирования по программе «Ментор».
Примеры вопросов для текущего контроля знаний:
Тема 2.2. Управление структурой затрат. Модель операционного рычага.
1.ВЛИЯНИЕ ОБЪЕМА ПРОДАЖ НА УРОВЕНЬ ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ ЗАВИСИТ ОТ:

  1. величины активов;

  2. объема инвестиций;

  3. структуры затрат;

  4. структуры капитала;

  5. объема заемных средств;

  6. величины пассивов.

2. ЭФФЕКТ ОПЕРАЦИОННОГО РЫЧАГА РАВЕН 5,4. ЭТО ОЗНАЧАЕТ: _________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

3. Определите критический объем реализации продукции (точку безубыточности), если известно, что переменные расходы на единицу продукции составляют 40 руб., общая сумма постоянных расходов – 105 тыс. руб. Компания планирует продать продукцию по цене 65 руб.

Решение: ___________________________________________________

Ответ: _______________________________
Примеры заданий для проведения промежуточной аттестации студентов:

1. Источником информации о кредиторской задолженности является:

отчет о движении денежных средств

баланс предприятия

отчет о финансовых рисках

отчет о прибылях и убытках

отчет о продажах

отчет о капитализации имущества

2. Выделите наиболее ликвидные активы из перечисленных ниже:

нематериальные активы

запасы готовой продукции

дебиторская задолженность

краткосрочные финансовые вложения

3. Определите величину долгосрочных обязательств организации, если общая сумма ее активов составляет 800 млн. руб., собственный капитал – 300 млн. руб., текущие обязательства – 130 млн. руб.

370 млн. руб.

500 млн. руб.

430 млн. руб.

670 млн. руб.

4. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает:

какую часть долгосрочных обязательств фирма может погасить в ближайшее время

какую часть всех обязательств фирма может погасить в ближайшее время

какую часть краткосрочных обязательств фирма может погасить в ближайшее время

5. На сколько процентов изменится рентабельность активов, если рентабельность продаж увеличилась на 5%, а оборачиваемость активов возросла на 10%?

15,5%

50,0%

15,0%

5,0%
Итоговая аттестация по дисциплине «Финансовый менеджмент» осуществляется в форме письменного экзамена, включающего ответ на теоретический вопрос и решение задачи.

Разработчик:

К.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» О.В. Савчина


Заведующий кафедрой «Финансы и кредит»,

д.э.н., профессор А.Я. Быстряков

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Учебно-методический комплекс по курсу «финансовый менеджмент» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «операционный менеджмент»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс по курсу «финансовый менеджмент» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «менеджмент в условиях глобализации»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс по курсу «финансовый менеджмент» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в налогообложении»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в налогообложении» разработан для студентов, обучающихся на очной и заочной...

Учебно-методический комплекс по курсу «финансовый менеджмент» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в налогообложении»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в налогообложении» разработан для студентов, обучающихся на очной и заочной...

Учебно-методический комплекс по курсу «финансовый менеджмент» iconУчебно-методический комплекс дисциплины правоведение специальность:...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс по курсу «финансовый менеджмент» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «стратегический менеджмент технологий и инноваций»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс по курсу «финансовый менеджмент» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Менеджмент и маркетинг»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс по курсу «финансовый менеджмент» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс по курсу «финансовый менеджмент» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «современные проблемы менеджмента»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс по курсу «финансовый менеджмент» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «управленческая экономика»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск