Скачать 1.05 Mb.
|
Белых С.Л. Научно-исследовательская работа студента-психолога: поиск и презентация. Методическое пособие для преподавателей и студентов психологических факультетов высших учебных заведений. Изд-е перераб. - Ижевск: Изд. Дом «Удмуртский университет», 2008. - 80 с.ОглавлениеПРЕДИСЛОВИЕ ЧАСТЬ 1. ПОИСК Специфика психологического исследования и его методологические основы Методы научного исследования Теоретические методы Методы эмпирического исследования Стратегия научного исследования Алгоритм выполнения работы Выбор темы научного исследования Цели и задачи Сходство и различия курсовых и дипломных работ Работа с литературой Статистическая обработка данных Формальные требования к записи данных Методы статистического анализа Компьютерная обработка данных Интерпретация результатов эмпирического исследования ЧАСТЬ 2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ Научно-информационный смысл разделов научной работы Оформление работы Наглядное представление информации Подготовка к защите РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Сравнение алгоритмов научного исследования и последовательности его изложения Приложение 2. Алгоритм выбора темы Приложение 3. Курсовая и дипломная работа: сравнение Приложение 4. Цели, задачи, методы Приложение 5. Пример заполнения матрицы исходных данных Приложение 6. Приложение 7. Таблицы критических значений Приложение 8. Факторный анализ Психологический и математический смысл факторного анализа Выявление содержательной характеристики фактора Интерпретация системы факторов Приложение 9. Шпаргалка по статистической обработке данных Приложение 10. Критерии оценивания исследовательской работы (исследовательского вклада) Методическое пособие написано с учетом требований современной психологической науки на основе государственного образовательного стандарта, предусматривающего выполнение выпускной квалификационной работы специалистов с высшим образованием психологической направленности. Пособие достаточно полно отражает основную проблематику психологического исследования и включает в себя наиболее актуальную информацию, связанную с организацией научного исследования, а также рекомендации по написанию курсовых и дипломных работ, однако акцент сделан на той информации, которая недостаточно освещена в методической литературе. Новизна предлагаемого подхода в том, что он построен на сравнении алгоритмов: алгоритм исследовательской работы и алгоритм написания научных текстов: в работе сделан акцент на естественной стратегии познания и исследовательского поведения в противовес формальному соблюдению правил написания. ПРЕДИСЛОВИЕЭта работа представляет собой переработанный вариант методического пособия, написанного в соавторстве с А.А. Барановым ( СНОСКА: Белых С.Л., Баранов А.А. Научно-исследовательская работа студента-психолога: поиск и презентация. - Ижевск: Изд. «Удм. университет», 2000 ). Научно-исследовательская деятельность – это конструирование собственной картины мира, отражающей систему ценностей человека, опосредованное научными методами познания ( СНОСКА: Белых С.Л. Управление исследовательской активностью студента: Методическое пособие для преподавателей вузов и методистов / Под ред. А.С, Обухова. – Ижевск, 2008. С. 25 ), и наша задача – сохранить гармоничность и осмысленность этого процесса в работе со студентами. Исследовательская деятельность становится не просто актуальным трендом в образовательной сфере, она призвана выполнять одну из ключевых задач образования, особенно в русле Болонского процесса, в преддверии появления новых стандартов профессионального образования. Ценность метода исследовательской деятельности как образовательной технологии – в возможности формирования мыслительных структур научного типа, которые предполагают самостоятельность мышления, его творческость и научную рефлексию (понимаемые нами в традициях Новосибирской психологической школы и взглядов Я.А. Пономарева), а также способность к исследовательскому поведению (СНОСКА: Проблемой исследовательского поведения в нашей стране активно начал заниматься А.Н. Поддъяков. См.: Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000 ). Причем на данный момент сложилась такая ситуация, что средняя школа лучше продвигается в этом направлении ( СНОСКА: Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся // Школьные технологии. – 2006, № 5, с. 63-71 ), может быть, в силу «необязательности» метода для общего образования (что снимает налет стандартности, не давит ответственностью, но сохраняет его престижность). Вуз традиционно ориентируется на исследовательскую деятельность для выполнения выпускных квалификационных работ, но десятки лет работы преподавателей по руководству исследовательской деятельностью студентов, а также массовая защита кандидатских диссертаций привели к выработке целой системы технологических приемов их выполнения, а значит, к сильной заформализованности этого процесса, к изменению значения самих исследовательских работ. Встает вопрос об актуальности метода, так как снижается степень его активного потенциала за счет технологизации большинства этапов. Это неизбежный процесс, происходящий во многих сферах жизни. В этом есть несомненная польза: высвобождается огромное количество сил и времени, которые можно направить собственно на «открытие». К сожалению, большинство преподавателей принимает эту технологизированную часть как главную, «…игнорируя истинное предназначение метода, и он превращается в шаблонизированный набор приемов и шагов. С каждым этапом технологизации и стандартизации уменьшается количество инициативных моментов, которые исходят от исследователя (не только студента, но и аспиранта, и даже соискателя докторской степени). Т.о., метод с увеличением технологизации снижает степень своей эвристичности (таб. 1). Таблица 1. Метод исследовательской деятельности
А с другой стороны, если лишить преподавателя технологичности отдельных этапов, в современных масштабах он просто не справится с задачей руководства. Сложившаяся технологическая схема нужна, как минимум, для того, чтобы преподаватель мог управлять в целом всей системой исследовательской деятельности, разумно соотнося приемы формализации, шаблоны написания и познавательные стереотипы с актуализацией инициативы и исследовательского поведения. Важно понять место того и другого в образовательном процессе» ( СНОСКА: Белых С.Л. Управление исследовательской активностью студента: Методическое пособие для преподавателей вузов и методистов / Под ред. А.С, Обухова. – Ижевск, 2008. С. 25 ). Поэтому в тексте специально делаются рекомендации – что можно сделать с помощью известных технологических приемов, а что – только авторски, творческим путем. Кроме того, методическое пособие делится на две части: одна часть про исследование, про поиск, а другая – про то, как лучше представить результаты исследования в статье, в докладе, в дипломной работе. В данном пособии не рассматривается подробно специфика исследовательской деятельности в целом, так как этот вопрос много обсуждается ( СНОСКА: См. напр. Кун Т. Структура научных революций: Сб.: Пер. с англ. - М., 2003; Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983; Лакатос И. Методология исследовательских программ: Пер. с англ. – М., 2003; Розин В.М. Методология: становление и современное состояние. Учебное пособие. – М., 2005.; Жариков Е.С., Золотов А.Б., Как приблизить час открытий. Введение в психологию научного труда. - Кишинев, 1990.; Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск, 2001. - 103 с.; Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А..С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2002. № 1. С. 24-33; №2. С. 42-55.; Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М., 2006 ), и довольно полно раскрыт нами в процитированной выше работе. Пособие предназначено для студентов и преподавателей психологических специальностей, а также для тех преподавателей, которые заинтересованы в творческом сотрудничестве со студентами, поскольку оно построено как приглашение в науку. Мы выражаем благодарность коллегам ИППиСТ УдГУ, мнение которых учтено в окончательной редакции пособия: Горфункель Анне Михайловне, Казанцевой Галине Николаевне, Баранову Александру Аркадьевичу, а также коллегам из московских вузов, давно занимающимся проблемой исследовательской деятельности как образовательной технологии, с которыми мы много обсуждали эту тему на различных научно-методических мероприятиях – Савенкову Александру Ильичу, Леонтовичу Александру Владимировичу, Обухову Сергею Алексеевичу. |
Учебно-методическое пособие по дисциплине выполнению выпускной квалификационной работы разработано в соответствии с требованиями... | Х24 Магистерская диссертация -методическое пособие по подготовке и защите выпускной квалификационной работы магистра (магистерской... | ||
Приложение образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы 34 | В пособии представлена и систематизирована информация, необходимая при выполнении выпускной квалификационной работы, с целью выработки... | ||
Методическое пособие предназначено для студентов отделений и факультетов журналистики, обучающихся по специальности 030601. 65 Журналистика.... | Методическое пособие предназначено для студентов отделений и факультетов журналистики, обучающихся по специальности 030601. 65 Журналистика.... | ||
Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 100103. 65 – «Социально-культурный... | Методические рекомендации по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы разработаны на основе Федерального... | ||
Архангельской области (далее аттестация) и распространяется на специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием,... | Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного Министерством образования... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |