Содержание.
Пояснительная записка
Стратегическая цель образовательной программы
Задачи образовательной программы
Образовательное пространство школы
Сроки освоения программы
Структура образовательного процесса школы
Принципы образовательной программы
Педагогические технологии, формы и методы обучения
Организация дополнительного образования
Нормативно – правовая база реализации образовательной программы
Годовой календарный график
Образовательная программа начального общего образования (1-4 классы)
2.1. Целевое назначение
2.2. Характеристика учащихся
2.3. Ожидаемый результат
2.4. Организационно-педагогические условия
2.5. Психолого – педагогическое сопровождение учащихся
2.6. Материально – техническое обеспечение
2.7. Аттестация учащихся
2.8. Модель выпускника
2.9. Учебный план 1-4 классы
2.10. Содержание реализуемых основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта)
2.11. Требования к уровню подготовки выпускников (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта)
2.12. Критерии оценивания учащихся начальной школы
2.13. Перечень УМК
Образовательная программа основного общего образования (5-9 классы)
3.1. Целевое назначение.
3.2. Характеристика учащихся.
3.3. Ожидаемый результат
3.4. организационно- педагогические условия
3.5. Психолого – педагогическое сопровождение учащихся
3.6. материально – техническое обеспечение
3.7. Аттестация учащихся
3.8. Модель выпускника
3.9. Учебный план 5-8,9 классы
3.10. Содержание реализуемых основных образовательных программ
(Федеральный компонент государственного образовательного стандарта)
3.11. требования к уровню подготовки выпускников
(Федеральных компонент государственного образовательного стандарта)
3.12. Критерии оценивания учащихся основной школы
3.13. Перечень УМК
Пояснительная записка
Образовательная программа МОУ Советская ОО школа строится в соответствии с основными направлениями совершенствования системы образования и ориентирована на реализацию социальных требований к системе российского образования, выдвигаемых Концепцией модернизации образования, Государственной программой «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 - 2012 г.г.», Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».
В центре школьного образования сегодня стоит развитие и воспитание человека, обладающего такими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, влиять на собственную образовательную траекторию, осознанно выбирающего свое будущее, связывая его с будущим страны. Цель учебно-познавательной деятельности состоит в том, чтобы обеспечить личностное самоопределение учащихся, развитие их эмоционально-духовной сферы, формирование качеств, связанных с проектируемой профессией (или сферой деятельности), а также качеств позволяющих жить в существующем обществе.
Стратегическая цель образовательной программы:
Установить предметное и надпредметное содержание образования в школе, развитие личностных способностей ребенка, формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды, становление его способности быть полноценной, социально активной, конкурентноспособной личностью, обладающей набором ключевых компетенций.
Задачи образовательной программы:
Исходя из поставленной цели, формируются следующие группы задач: Обеспечить уровень образования, соответствующий современным требованиям:
Развивать самостоятельность мышления, способность к саморазвитию и самообразованию;
Обеспечить условия, учитывающие индивидуально-личностные особенности учащегося;
Создать творческую атмосферу в ОУ путем организации системы факультативов, кружков, спортивных секций;
Формировать позитивную мотивацию обучающихся к учебной деятельности.
Продолжить работу по организации и становлению профильного обучения в ОУ
Формировать творчески работающий коллектив педагогов:
Организовать изучение, внедрение и совершенствование технологии и методик диагностики качества образования;
Организовать публикацию творческих и научных работ педагогов;
Продолжить учебу педагогов по использованию информационных технологий в образовательном процессе.
Совершенствовать организацию учебно-воспитательного процесса:
Совершенствовать взаимодействие учебных дисциплин на основе интеграции;
Развивать дифференциацию обучения.
Внедрять в учебно-воспитательный процесс технологии, формирующие ключевые компетенции.
Формировать физически здоровую личность:
Не допускать перегрузок учащихся в учебных ситуациях;
Организовать рабочий день учащегося с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей учащегося;
Обеспечить социально-педагогические отношения, сохраняющие физическое, психическое и социальное здоровье обучающихся
Образовательное пространство школы
Образовательное пространство
Учебный план
Инвариантный
Вариативный
базовый
профильный
Дополнительное образование
Внеурочная деятельность
Сотрудничество с ДК посёлка
Муниципальные и областные конкурсы имероприятия
Годовой круг дел
Деятельность органов самоуправления
Кружки художественно-эстетическойнаправленности
Кружки спортивно-оздоровительной направленности
схема 1 Образовательная программа призвана удовлетворить потребности:
Учащихся - в освоении познавательных и ценностных основ личностного и профессионального самоопределения, в расширении возможностей для постижения мира культуры, межкультурного взаимодействия с представителями других народов; в овладении навыками и средствами научно-исследовательского и аналитического восприятия окружающего мира, жизни;
Общества и государства - в построении образования, способствующего формированию гуманистических ценностей, становлению готовности личности к решению творческих задач в различных областях жизни и деятельности Человека, Общества, Государства;
Заказчики и потребители образовательных услуг школы и их роль в формировании образовательной программы:
Социальный заказ
Государственный заказ
Потребности обучающихся
Ожидания родителей
Схема 2
Сроки освоения программы:
Образовательная программа школы предполагает следующие ступени обучения:
Начальное общее образование (1-4 классы).
Основное общее образование (5-9 классы). Перечень программ, по которым школа имеет право на ведения образовательной деятельности1:
№ п.п.
| Наименование программы
| Срок освоения
| 1
| Начальная общеобразовательная программа
| 4 года
| 2
| Основная общеобразовательная программа основного общего образования.
| 5 лет
|
Приоритетным в ОУ является обучение, ориентированное на личность ребенка, раскрывающее его индивидуальные способности, превращающее ученика в активного и заинтересованного участника образовательного процесса. Сделать обучение максимально эффективным и развивающим возможно только при определенных условиях. Поэтому вопрос об образовательной среде, его создании, компонентах очень актуален на данном этапе развития образовательного учреждения.
Образовательная среда - взаимосвязь условий, обеспечивающих формирование личности, способной к активному творческому труду в различных областях фундаментальных наук.
Такая среда призвана создать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта.
Образовательная среда, по мнению субъектов образовательного процесса, должна иметь следующие составляющие:
Гуманитарная развивающая среда;
Интеллектуальная образовательная и развивающая среда;
Информационная обучающая среда.
Несмотря на то, что каждая среда несет свою определенную нагрузку, все составляющие взаимосвязаны, что не исключает интеграции.
Основой образовательной среды является социальный компонент.
К нему относятся:
Традиции ОУ;
Взаимоответственность;
Морально-эмоциональный климат;
Общие дела;
Атмосфера доброжелательности;
Гуманитарная развивающая среда - взаимосвязь условий, обеспечивающих личностно-ориентированный образовательный процесс, который реализует более мощный гуманитарный потенциал, позволяет развиваться.
Интеллектуальная образовательная и развивающая среда - взаимосвязь условий, позволяющих обучающимся формировать и проявлять свои свойства обеспечивающих личностно-ориентированный образовательный процесс, развиваться интеллектуально.
Современная парадигма обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.
Структура интеллектуально-развивающей среды ОУ включает следующие составляющие:
1.Система элективных курсов - содержит большие массивы дополнительной информации, выходящие за рамки учебных программ, имеет большую степень свободы при выборе форм и методов работы (проблемное обучение, деловые игры, экскурсии). Индивидуальный подход и личностно-ориентированное обучение, большая степень свободы субъективности возможна в связи с допустимостью меньшего количества обучающихся.
2.Система интеллектуальных конкурсов различных уровней: олимпиады, конкурсы, турниры, интеллектуальные марафоны, игры и т.д. Их уровень, привлекательность, цели, а также охват учащихся весьма разнообразны. В ОУ традиционно проходят олимпиады, ребята активно участвуют во Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру» и т.д.
3.Система работы с одаренными детьми, которая позволяет организовать деятельность педагогов с группами детей, способных к интеллектуальному труду.
Все составляющие структуры интеллектуально-развивающей среды открыты. Учащиеся имеют возможность реализовать себя в любой составляющей, поэтому стремление ребят к участию во всех интеллектуальных делах ОУ весьма велико, что приводит к повышению мотивации к учебной деятельности, отрабатывает коммуникативные навыки.
Информационно-обучающая среда - системно-организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей.
Информационная среда учебной деятельности формируется:
учителем - он определяет содержание программы курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стиль общения и т.д.;
педагогическим коллективом ОУ, который определяет общие требования к учащимся, сохраняемые традиции ОУ, форму взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр.;
государством как общественным институтом. Именно оно определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов.
Особенностью информационной среды является то, что она представляет возможность получения необходимых данных, сведений, теорий, умение же получать информацию и преобразовывать ее необходимо воспитывать, вырабатывать, оно приобретается в процессе обучения.
Образовательная среда ОУ позволяет обучающимся чувствовать себя эмоционально комфортно от сознания собственной ценности через доброжелательное принятие другим (в первую очередь учителем) его индивидуальности, подлинное уважение к его интересам и потребностям.
Структура образовательного процесса школы
Предметная подготовка
Психолого – педагогическая поддержка предшкольного возраста
Общеобразовательная школа
Формирование основных умений и навыков учебной деятельности
«Школа России», «Перспективная начальная школа»
Схема 3
Урок
Вариативность форм организации обучения
Семинар
Домашняя работа
Лекция
Олимпиада
Конкурс
Экскурсия
Дополнительное занятие
Консультация
Практическое занятие
Вариативность форм учебной деятельности на уроках
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Принципы образовательной программы:
Принцип личностного подхода.
Принцип реальности.
Принцип гуманности.
Принцип демократичности.
Принцип дифференциации и индивидуализации.
Принцип преемственности.
Принцип деятельностного подхода.
Принцип профессиональной ориентации.
Принцип развивающего обучения.
Педагогические технологии, формы и методы обучения.
Ведущая задача образовательного учреждения— предоставить обучающимся возможность реализовать свое право на получение качественного современного образования посредством создания соответствующей педагогической среды в школе. Одно из важнейших мест в создании такой среды занимает технология обучения.
Главным результатом образования коллектив считает не объем фактических знаний, полученный ребенком в процессе обучения, а его способность к самостоятельному добыванию и применению для дальнейшего познания и преобразования действительности, в том числе и самого себя.
Знание, по мнению педагогов, не должно выступать в виде готового результата или формулы, подлежащей заучиванию. Оно должно быть представлено как результат конкретной деятельности. Эта деятельность и ее способы являются в учебном процессе ОУ предметом освоения через активное их воспроизведение в сотрудничестве с учащимися.
Учитель в процессе познания с помощью разнообразных учебных средств выполняет организующую и направляющую функцию. В ОУ накоплен достаточно большой опыт применения разнообразных педагогических технологий, форм и методов обучения. Перспективное направление в работе педагогического коллектива – реализация компетентностного подхода, основанного на личностно-ориентированном образовании.
Педагогический коллектив считает, что обучающиеся, реализуя свое право на образование, должны иметь возможность выбора не только содержания образования, но и технологии его овладения. Вряд ли целесообразно абсолютизировать какой-то один из подходов. И формирующие, и развивающие технологии, и личностно-ориентированные необходимо реализовывать в оптимальном сочетании на основе интеграции. Форма и степень интеграции технологии будет зависеть от общих доминирующих и конкретных дидактических целей, особенностей обучающихся, учителя, социального и личностного заказа.
|