Приложение 6
Оглавление I.Целевой раздел 2
1.Пояснительная записка 2
1.1. Введение 2
1.2. Цель и задачи Программы. 3
1.3. Принципы и подходы к реализации Программы 4
1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики 6
2.Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной Программы дошкольного образования 7
2.1. Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования 7
2.2. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте 8
2.3. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования 8
3.Развивающее оценивание качества образовательной деятельности 9
II. Содержательный раздел 12
1.Общие положения 12
2.Вариативные методы, формы, средства и способы реализации Программы по образовательным областям с учетом возрастных групп дошкольников 15
3.Описание образовательной деятельности по направлениям развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, в соответствии с возрастной группой детей. 21
3.1. Ранний возраст (1,6-3 года) 21
3.2. Дошкольный возраст (3 – 7 лет) 25
4.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. 34
4.1. Приоритетные направления работы ДОУ. 34
4.1.1.Система физкультурно-оздоровительной работы 34
4.1.2.Коррекция и развитие речи 46
4.1.4.Преемственность ДОУ и школы 59
4.4.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 63
III. Организационный раздел 65
1.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка 65
2.Организация развивающей предметно-пространственной среды 66
3.Материально-техническое обеспечение Программы 81
4. Кадровые условия реализации Программы 142
7.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. 167
7.1.Комплексно-тематическое планирование 168
7.1.Комплексно - тематическое планироавние воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах
- учебный план………………………………………………….
- годовой календарный учебный график……………………
7.2.Краткая презентация программы…………………………………
I.Целевой раздел
Пояснительная записка 1.1. Введение Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №11 МО «Ахтубинский район» осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на основе законодательных нормативных документов федерального, регионального и муниципального уровня, в соответствии с Уставом ДОУ.
Основная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) разработана в соответствии с основными нормативными правовыми документами на пять лет:
- Декларацией прав ребенка ООН (1959).
- Конвенцией ООН о правах ребенка (1989).
- Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014);
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
Программа разработана с учетом особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей воспитанников и запросов родителей или лиц их заменяющих.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности дошкольного образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №11 МО «Ахтубинский район».
Программа разработана с учетом психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
1.2. Цель и задачи Программы.
Цель и задачи деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №11 МО «Ахтубинский район» по реализации Программы определяются ФГОС дошкольного образования на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума (микрорайон Лавочкина города Ахтубинска Астраханской области).
Целью Программы является развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательной деятельности и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования индивидуальных образовательных траекторий с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.3. Принципы и подходы к реализации Программы Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования Программы:
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС
Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
Уважение личности ребенка.
Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Основные принципы дошкольного образования
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Сотрудничество ДОУ с семьей.
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы, сформулированные на основе особенностей программ(ы)
Образовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 МО «Ахтубинский район» является современной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.
Принципы образовательной программы
Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.
Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
Принцип сотрудничества с семьей.
Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.
1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики Социальная, культурная и национальная составляющая образовательных отношений в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №11 МО «Ахтубинский район».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №11 МО «Ахтубинский район» расположено в микрорайоне Лавочкина г. Ахтубинска Астраханской области.
Режим работы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 МО «Ахтубинский район» - 12 часов /06.30ч. – 18.30ч./
Рабочая неделя - 5 дней.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 МО «Ахтубинский район» находится в здании, построенном по типовому проекту. Проектная мощность 8 групп -180 детей. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №11 МО «Ахтубинский район» расположен на территории экологически чистой зоны.
В непосредственной близости с МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 МО «Ахтубинский район» расположены: Детский досуговый центр, с которым сотрудничаем на протяжении нескольких лет.
Населенный пункт (микроучасток) в котором расположен МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 МО «Ахтубинский район» представляет собой территорию, которая состоит в процентном соотношении: 71 % - русских, 25% - казахов, 2 % - армян, 2% - азербайджанцев.
Основной контингент воспитанников ДОУ составляют дети из полных и материально обеспеченных семей (70%), неполный, с трудным материальным положением (30%), способных и желающих принимать активное участие в жизнедеятельности детей и детского сада (20%), готовых к сотрудничеству с ДОУ по различным проблемам педагогического и организационного характера (10%). Неполные семьи - 10 %, многодетные семьи –30 %, малообеспеченные семьи (имеющие статус малоимущих) – 10 %.
В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 МО «Ахтубинский район» оснащены: медицинский и процедурный кабинеты, музыкальный зал, плавательный бассейн, кабинет учителя – логопеда, площадки для прогулок, игровая спортивная площадка.
|