А. П. Дурович маркетинг в туризме


НазваниеА. П. Дурович маркетинг в туризме
страница1/50
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50




А.П. Дурович

МАРКЕТИНГ В ТУРИЗМЕ

2-е издание, переработанное и дополненное

Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов специальности «Экономика и управление социально-культурной сферой» высших учебных заведений

Минск 000 «Новое знание» 2001

УДК 338.48 ББК 75.81+65.9-80 Д84

Рецензенты:

кафедра международного туризма Белорусского государственного университета;

В.Н. Кущиенко, начальник управления туризма Министерства спорта и туризма Республики Беларусь

Дурович А.П.

Д84 Маркетинг в туризме: Учеб. пособие. Мн.: Новое знание, 2001. — 496 с.

- 2-е изд., перераб. и доп.

ISBN985-6516-29-3".

Раскрываются сущность, принципы маркетинга, его функции и технология маркетинговой деятельности в туризме. Концептуально структура учебного пособия построена таким образом, чтобы представить сведения о маркетинге и его инструментарии наиболее комплексно, в максимально структурированном виде, что в значительной степени позволяет облегчить процесс изучения. При подготовке учебного пособия использованы труды отечественных и зарубежных специалистов и результаты собственных исследований автора.

Первое издание (Мн., 1998) рекомендовано Министерством общего и профес­сионального образования РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент», «Маркетинг», «Менеджмент в

социальной сфере».

Для студентов высших учебных заведений, учащихся средних специальных

учебных заведений, руководителей и специалистов предприятий сферы туризма, слушателей системы переподготовки и повышения квалификации.

УДК 338.48 ББК75.81+65.9-80


ISBN985-6516-29-3


© Дурович А.П., Копанев А.С., 1998

© Дурович А.П., 2001

© Оформление. 000 «Новое знание», 2001




Предисловие

Формирование рыночной экономики вызвало живой интерес к формам и методам производственно-коммерческой деятельности, ис­пользуемым в практике мировых экономических процессов. Особое место среди них занимает маркетинг, который обеспечивает не толь­ко эффективное удовлетворение потребностей рынка, но и успех предприятия в конкурентной борьбе. Зародившись в производствен­ной сфере, маркетинг достаточно длительное время не находил со­ответствующего применения в сфере туризма. Однако возрастание конкуренции, коммерциализация туристской деятельности приве­ли к необходимости скорейшего внедрения основных элементов мар­кетинга в практику работы туристских предприятий. Вместе с тем туризм имеет определенные особенности, связанные с характером оказываемых услуг, формами продаж, характером труда и т.д. В силу этого маркетинг в туризме имеет целый ряд характерных черт, кото­рые и выделили его в отдельное направление маркетинга как науки и учебной дисциплины.

Для того чтобы реально использовать маркетинг как надежный инструмент достижения успеха на рынке, руководителям и специа­листам туристских предприятий необходимо овладеть его методоло­гией и умением творчески применять ее в зависимости от конкрет­ной ситуации. Вместе с тем отечественные учебники и уче&ные по­собия, которые учитывали бы особенности маркетинга в туризме, практически отсутствуют. Поэтому автор считает, что данное учеб­ное пособие сможет в определенной степени восполнить данный пробел. В то же время необходимо отметить, что, хотя учебное посо­бие обладает новизной и оригинальностью подачи материала, от него не следует ожидать полного и всестороннего ответа на все вопросы, которые могут возникнуть у читателя, изучающего маркетинг в ту­ризме. Дело в том, что маркетинг нельзя рассматривать в качестве панацеи от всех бед. Это своего рода компас и лоция, которые по­зволяют вести корабль бизнеса к намеченной цели более безопас­ным путем. В то же время маркетинг — это творческий процесс, ко­торый нецелесообразно, да и невозможно заранее регламентировать


предисловие


4





во всех деталях. Практически в каждом разделе книги читателю пред­лагается несколько вариантов решений и подходов, выбор которых должен осуществляться с учетом конкретных обстоятельств, специ­фики рынка и деятельности фирмы. В условиях конкурентной борь­бы успеха добиться может только то предприятие, которое творчес­ки и нестандартно применяет концепцию маркетинга, постоянно ищет в ее рамках новые способы адаптации к постоянно изменяю­щимся рыночным условиям и активного воздействия на рынок и по­требителей.

Основная цель при построении учебного пособия — предоста­вить сведения о маркетинге наиболее комплексно, в максимально структуризованном виде, что в значительной степени позволит об­легчить процесс его изучения.

В данном учебном пособии проблемы маркетинга рассматрива­ются в основном применительно к деятельности туристских фирм. Однако многие методологические подходы можно использовать и в маркетинге гостиничных, ресторанных и транспортных предприя­тий, связанных с производством и продажей туристских услуг.

Путь к успешному овладению инструментарием современного маркетинга пролегает по тернистой тропе практического использо­вания его приемов и методов. Поэтому учебное пособие включает в себя конкретные ситуации, упражнения и домашние задания, рас­пределенные по соответствующим главам.

Конкретные ситуации, занимающие основное место в методике преподавания маркетинга, подготовлены автором на основе публи­каций отечественных и зарубежных авторов, материалов периоди­ческой печати, зарубежных стажировок, практики работы предпри­ятий индустрии туризма, делового общения и консультирования ру­ководителей и специалистов туристских фирм.

Анализ конкретных ситуаций позволяет обучающимся вырабо­тать умения, необходимые в практической деятельности, развивает у них аналитические способности, навыки логического мышления, поиска соответствующей информации, анализа и оценки фактов и разработки альтернативных решений. В ходе обсуждения конкрет­ной ситуации и дискуссий со своими коллегами также вырабаты­ваются навыки эффективной межличностной и групповой ком­муникации.


предисловие


5





Работа с конкретной ситуацией включает:

О индивидуальный анализ ситуации;

Q групповое обсуждение конкретной ситуации в аудитории с преподавателем.

При подготовке к анализу ситуации необходимо изучение соот­ветствующей учебной, научной, справочной, методической литера­туры, данных периодических изданий и других источников марке­тинговой информации.

Упражнения представляют собой задания определенного типа, предназначенные для закрепления пройденного материала. Выпол­нение упражнений индивидуально или в группах способствует раз­витию у студентов таких качеств, как решительность, творчество, умение строить эффективные межличностные и групповые отноше­ния, слушать и слышать других, формулировать и выражать свои мысли и т.д.

Выполнение домашних заданий в дополнение к упражнениям поможет обучающимся развивать навыки эффективной письменной коммуникации. Вместе с тем для подготовки домашних заданий сту­дент должен владеть теоретическим материалом, умениями и навы­ками, вырабатываемыми практикующими упражнениями.

Автор выражает надежду, что учебное пособие поможет всем, кто еще только учится или уже непосредственно участвует в формирова­нии туристского рынка в нашей стране.

Неоценимую помощь в подготовке данного учебного пособия оказали профессора Высшей школы г. Бремена У. Pop и К. Шухардт, а также декан факультета туризма Специальной академии г. Равенс-бурга профессор К. X. Хенсслер. Именно благодаря их усилиям на базе Высшей школы туризма Белорусского государственного эконо­мического университета успешно реализован белорусско-германский проект «Экономика и управление туризмом». Материалы семинаров, проведенных в рамках данного проекта, использованы при подго­товке настоящего учебного пособия.

Существенную помощь своими трудами, практическими реко­мендациями и советами оказали: директор Высшей школы туризма Белорусского государственного экономического университета, зас­луженный работник образования Республики Беларусь, профессор Н. И. Кабушкин; заместитель министра спорта и туризма Респуб­лики Беларусь Ч. К. Шульга; заведующий кафедрой экономики ту-


предисловие


6





ризма Высшей школы туризма и гостиничного хозяйства в Сопоте (Польша) доктор М. Борущак; известные специалисты-практики туристского бизнеса — В. А. Кущиенко, А. С. Ванюков, В. С. Хомич, А. А. Нехай; преподаватели и сотрудники кафедры управления ту­ризмом БГЭУ и др. Всем им автор выражает искреннюю признатель­ность и сердечную благодарность.


СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА В ТУРИЗМЕ





ГЛАВА




1.1. Социально-экономическая сущ­

ность маркетинга

1.2. Специфика маркетинга услуг

1.3. Сущность и содержание маркетинга в туризме

1.1. Социально-экономическая сущность маркетинга

Термин «маркетинг» происходит от английского «market» (рынок) и в буквальном смысле означает рыночную деятельность, работу с рынком. Однако это слишком общее определение, которое за всеох-ватностью трактовки не раскрывает сущности рассматриваемого яв­ления. Маркетинг как экономическая категория обладает очень ем­ким содержанием. Может быть, поэтому до сих пор отсутствует его общепринятое определение. Не вдаваясь в терминологические спо­ры и рассуждения, выделим несколько аспектов маркетинга, бази­руясь на системном подходе к определению его сущности (рис. 1.1).



Маркетинг как экономический процесс рассматривается как лю­бая деятельность, направленная на продвижение товаров от того, кто их производит (производителя), к тому, кто в них нуждается (потре­бителю). С этой точки зрения маркетинг обеспечивает контакт про­изводителя и потребителя, способствует повышению эффективнос­ти совершаемых ими обменов, рациональной ориентации обществен­ного воспроизводства. Как следствие, он является целеполагающим началом производства, средством сведения до минимума несоответ­ствия спроса и предложения. В рассматриваемом качестве маркетинг устанавливает и постоянно поддерживает не только товарный, но и информационный обмен между потенциальными участниками ры­ночных отношений (рис. 1.2). Потребность же в нем тем выше, чем больше на рынке производителей однородных товаров противосто­ит нуждающимся в них потребителям. Такие рынки называются кон­курентными или рынками покупателя. Именно развитая рыночная среда является необходимой предпосылкой для эффективного фун­кционирования маркетинга, который всем арсеналом имеющихся


10


глава 1





средств обеспечивает условия, при которых потенциальный контакт между производителями и потребителями становится реальным ак­том купли-продажи.



Маркетинг как хозяйственная функция рассматривается в каче­стве специфической функции предприятия, которая призвана дать

ответы на следующие вопросы:

Q какие товары предложить на рынок?

Q кому?

Q когда и на каких условиях?

Q как организовать доведение товаров до потребителей?

Первоначально маркетинг рассматривался как одна из многочис­ленных и равноправных функций предприятия, затем как хозяй­ственная функция, превалирующая над другими, и, наконец, как интегрирующая хозяйственная функция (рис. 1.3).

Интегрирующая функция маркетинга заключается в предупреж---_ ---—•~~"а ч^пггпгпмикпуть между подразделени-


11

сущность, СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА В ТУРИЗМЕ




















глава 1

12

Маркетинг как хозяйственная концепция представляет собой спо­соб мышления, исходным пунктом которого является спрос на то­вары. Его удовлетворению подчинены любые решения, принимае­мые на всех уровнях. В соответствии с этим вся деятельность пред­приятия должна осуществляться с постоянным учетом состояния рынка и основываться на точном знании нужд и потребностей по­тенциальных покупателей, их оценке и учете возможных изменений в будущем. Производить не то и не в том количестве, которое может быть произведено, а производить лишь то, в чем нуждается покупа­тель, — вот основной принцип деятельности предприятия, реализу­ющего концепцию маркетинга.

Маркетинг как хозяйственная концепция или философия совре­менного бизнеса предполагает, с одной стороны, тщательное, всесто­роннее и систематическое изучение потребностей, вкусов и предпоч­тений потребителей, ориентацию на них производства, обеспечение адресности предлагаемых на рынок товаров. С другой стороны, он предусматривает целенаправленное и активное воздействие на рынок, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.

Конкретизируя указанные положения применительно к предпри­ятию, являющемуся основным звеном предпринимательской дея­тельности, можно сказать, что маркетинг включает:

Q определение нужд, запросов и потребностей покупателей;

Q разработку и предложение на рынок товаров, которые необхо­димы покупателям и способны удовлетворить их потребности;

D установление цен, приемлемых для покупателей и обеспечи­вающих достаточную прибыль продавцу;

Q выбор наиболее выгодных и удобных путей доведения товаров

до потребителей;

Q обоснование и использование методов и средств активного воз­действия на рынок с целью формирования спроса и стимулирова­ния сбыта.

Безусловно, каждое из перечисленных направлений важно само

по себе. Однако несомненно то, что ценность и значимость каждого из них особенно велики тогда, когда они рассматриваются и осуще­ствляются в единстве и целостности. В таком случае говорят о реа­лизации концепции маркетинга.

Предприятие, использующее концепцию маркетинга, считает,

что оно знает нужды и потребности покупателей и удовлетворяет их


13

сущность, СОДЕРЖАНИЕ, OCWSHtie ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА В ТУРИЗМЕ


более эффективно, чем это делают конкуренты. Следовательно, по­лучение определенной прибыли обеспечивается не за счет навязы­вания покупателям произведенных товаров, а за счет удовлетворе­ния потребностей покупателей. Тем самым достигается сбалансиро­ванность интересов производителей и потребителей.

Многие фирмы разных стран мира используют концепцию марке­тинга в своей практической деятельности. Но основополагающая его идея — удовлетворение потребностей ради получения прибыли — при­обрела новые очертания. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, формируется и развивается организованное движение в защиту прав потребителей, получившее название «консьюмеризм». Не вдаваясь в подробности, отметим присущую ему активность по­купателей, требующих оградить их от недобросовестности продав­цов; открытого доступа к информации, имеющей отношение к реа­лизуемым товарам; распространения знаний, необходимых для при­нятия оптимальных покупательских решений.

Значение защиты прав потребителей возрастает в силу распро­странения так называемого манипулятивного или «дикого» (по об­разному выражению французского специалиста Ж.-Ж. Ламбена) маркетинга. Его идеология исходит из косвенного предположения о том, что под достаточным давлением спрос можно привести к требо­ваниям предложения, а не наоборот. Примерами, которые можно охарактеризовать как «дикий» маркетинг, являются:

О использование приемов, эксплуатирующих импульсивное по­ведение людей;

D реклама, преувеличивающая свойства продукта, и ожидания, сопряженные с этими свойствами;

Q реклама, эксплуатирующая боль и обеспокоенность людей;

О предоставление потребителям ложной или неточной инфор­мации в отношении цен;

Q сравнительная реклама;

Q незаконное использование чужого зарегистрированного знака. Во-вторых, резкое обострение проблемы защиты окружающей среды заставило подвергнуть сомнению безусловную ориентацию классического маркетинга на индивидуальные потребности людей и снижение фирмами собственных издержек путем экономии, в част­ности, на средствах экологической безопасности.

Под влиянием перечисленных обстоятельств сформировалась концепция социально-этичного маркетинга, полагающая, что задачей


14


глава 1





организации является установление нужд, потребностей и интере­сов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благо­получия потребителей и общества в целом.

Концепцию социально-этичного маркетинга отличают от кон­цепции маркетинга классического два принципиальных положения:

О фирма должна заботиться о благополучии покупателей, а не просто об удовлетворении их краткосрочных потребностей;

Q фирма должна обращать внимание на долгосрочное благопо­лучие общества в целом и индивидуальных потребителей.

Предприятие, решившее использовать концепцию социально-этичного маркетинга, должно четко и гласно сформулировать эти­ческие правила, которым оно будет следовать в своих отношениях с рынком. Эти нормы особенно актуальны в сфере маркетинга: ведь именно через маркетинг осуществляется взаимосвязь с потребите­лями, деловыми партнерами, организация продаж и рекламы. Сле­довательно, он тесно связан с общественным мнением и, значит, находится под особо пристальным вниманием. Поэтому специалис­ты по маркетингу в большей степени, чем другие сотрудники, стал­киваются в своей деятельности с этическими проблемами.

Этическая проблема возникает каждый раз, когда появляется возможность пренебречь моральными нормами для получения при­были. Для оценки соответствия планируемого действия этическим нормам Ж.-Ж. Ламбеном предложено восемь вопросов-тестов:

1. Не вступит ли планируемое действие в конфликт с существу­ющим законодательством?

2. Не вступит ли планируемое действие в конфликт с обществен­ными моральными нормами?

3. Не нарушит ли планируемое действие какие-либо обяза­тельства?

4. Не носит ли планируемое действие разрушительный характер?

5. Не сопряжено ли планируемое действие с риском нанесения

ущерба лицам или организациям?

6. Не существует ли альтернативного действия, которое прине­сет заинтересованным сторонам равные или большие преимущества?

7. Принимает ли планируемое действие во внимание права соб­ственности, защиту личной жизни, а также неотъемлемые права по­требителей?


15

сущность, СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА В ТУРИЗМЕ


8. Не приведет ли планируемое действие к снижению благосос­тояния другого лица или группы лиц?

В интересах фирмы сделать выбор в пользу этичного поведения. Причем не только из моральных соображений, но и потому, что от­каз от этой позиции может повлечь серьезные потери (падение про­даж, утрата доверия и т.п.). В самом общем плане неэтичное поведе­ние наносит ущерб функционированию всей экономической систе­мы и снижает доверие граждан к маркетингу.

Еще одной приметой нашего времени является распространение философии маркетинга на некоммерческую сферу: образование, здравоохранение, культуру, различные гуманитарные программы и т.д.

Таким образом, концепция маркетинга получила распростране­ние во многих сферах человеческой деятельности. С учетом этого различают маркетинг:

Q потребительских товаров;

D товаров производственного назначения;

Q объектов капитального строительства;

Q услуг и т.д.

Для различных видов маркетинга характерна общая методоло­гия, однако содержательное наполнение и конкретная реализация концепции маркетинга зависят от особенностей сферы деятельнос­ти предприятия и характера предлагаемого им товара.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50

Похожие:

А. П. Дурович маркетинг в туризме iconРеферат по предмету Территориальный Маркетинг на тему Маркетинг в туризме
Управление каналами сбыта, примеры взаимодействия с посредниками и корпоративными клиентами

А. П. Дурович маркетинг в туризме iconБезрукова Н. Л. Я60 Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме:...
Я60 Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт / Под ред. В. С. Янкевича. — М.: Финансы и статистика,...

А. П. Дурович маркетинг в туризме iconДолжностная инструкция Менеджера по туризму I
«Менеджмент и маркетинг в туризме» и стаж работы в туристической отрасли не менее 1 года

А. П. Дурович маркетинг в туризме iconМаркетинг в туризме Текст лекций
Г. Л. Васильева, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и рынков фгбоу впо «Ярославская гсха»

А. П. Дурович маркетинг в туризме iconСтрахование и риски в туризме
Страхование и риски в туризме : рабочая тетрадь / М. С. Тимофеева, Ю. С. Куликова; Рост гос ун-т путей сообщения. – Ростов н / Д,...

А. П. Дурович маркетинг в туризме iconПриложение 1 проект модельный закон о социальном туризме санкт-Петербург 2017 Оглавление
По договору №177-д от 17 мая 2017 года Разработка проекта модельного закона "О социальном туризме"

А. П. Дурович маркетинг в туризме iconТема современные маркетинговые методики создания новых идей 7 тема...
Современный маркетинг – это философия компании, отражающая ее умение предвидеть желания потребителей и удовлетворять их. Современный...

А. П. Дурович маркетинг в туризме iconРуководство участника форум-выставка «Импортозамещение в туризме»
Мы рады, что Вы воспользовались уникальной возможностью представить Вашу продукцию и услуги на Форуме-выставке «Импортозамещение...

А. П. Дурович маркетинг в туризме iconЛ. Е. Чередникова Инновации в социально-культурном сервисе и туризме
Чередникова Л. Е. Инновации в социально-культурном сервисе и туризме: Учебно-методический комплекс/ нгту, Новосибирск, 2006

А. П. Дурович маркетинг в туризме iconИнновации в туризме Методические рекомендации кострома
Методические рекомендации предназначены для практических занятий студентов специальности 100400 «Туризм», изучающих дисциплину «Инновации...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск