Инновации в туризме Методические рекомендации кострома


Скачать 321.16 Kb.
НазваниеИнновации в туризме Методические рекомендации кострома
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

Костромской государственный технологический университет

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма


М.В. КОВРОВА

Инновации в туризме

Методические рекомендации

КОСТРОМА

КГТУ

2011

УДК 379.85 (075)
Рецензент: кандидат психологических наук, доцент кафедры маркетинга КГУ им. Н. А. Некрасова / Л. И. Селиванова
Рекомендовано редакционно-издательским советом КГТУ

Коврова, М. В. Инновации в туризме: методические рекомендации/М. В. Коврова.- Кострома: Изд-во Костром, гос. технол. унта, 2011. - 22с.


Методические рекомендации предназначены для практических занятий студентов специальности 100400 «Туризм», изучающих дисциплину «Инновации в туризме» (лекционный теоретический курс). Методические рекомендации содержат кейсовый материал, вопросы для интерактивных занятий в микрогруппах, которые помогут закрепить основные теоретические положения учебного курса.

@ Костромской государственный

технологический университет, 2011

Введение
Появление теории инноватики обусловлено всем ходом исторического развития общественного производства, особенно в период его индустриализации [1]. Как отмечает В. С. Новиков, туризм является одной из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленной на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов [11]. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет значительную стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках. В этой связи усиливается общемировая тенденция, развития инновационных процессов и инновационных форм в туристской отрасли, что, безусловно, характерно и для России.

Настоящие методические рекомендации являются дополнением к учебному лекционному материалу и учебному пособию «Инновации в туризме». При этом, в данных рекомендациях представлены основные разделы из четырех основных модулей учебного курса:
Основы инноватики в туризме:

■ инновационные стратегии, типы конкурентного поведения;

■ управление инновациями.
Инновации в процессе производства туристского продукта

■ общая характеристика процесса туристского производства;

■ особенности глобализации международного туризма.
Основы маркетинвого и управленческого инновационного потенциала туристской компании»

■ инновации в структуре и внутренней среде современной туристской компании;

■ инновации в маркетинговой деятельности туристского и гостиничного предприятия.
Рекомендации построены с учетом активных форм обучения — организованной дискуссии, деловой игры и решения кейсов согласно представленным разделам.

1. Основы инноватики в туризме
1.1. Инновационные стратегии
В данном разделе представлен материал для практических занятий, отражающий типы и особенности как самих инноваций, так и применяемых инновационных стратегий. Материалы, содержащиеся в разделе, составлены на основании переработки кейсов, практических заданий работы В. Н. Гунина с соавторами [4].


Кейс «Инновации на оборонном предприятии»
Группа специалистов (6 человек) оборонной организации еще до объявления конверсионных программ решила использовать принцип двойных технологий и разработала для гражданской промышленности уникальное фильтровое устройство, заменяющее подобное импортное устройство стоимостью несколько десятков тысяч долларов.

Причем их устройство намного превосходило импортное по техническим характеристикам и обещало быть существенно дешевле, так как было более экономичным. Многие промышленные организации (химические др.) испытывали потребность в подобном устройстве в количестве десятков экземпляров.

Однако оборонное предприятие оказалось совершенно не заинтересовано в продвижении продукта, поскольку само оказалось в чрезвычайно трудном положении из-за отсутствия заказов. Группа специалистов организовалась в самостоятельное малое предприятие (порядка 10 человек) и сразу стала искать стратегического партнера по продвижению продукта. Чтобы добыть средства на существование, организация занималась торговлей компьютерами с их предпродажной подготовкой, ремонтом электронных приборов и химических установок, консультациями в рамках прежней тематики. Широко практиковали привлечение трудовых ресурсов и мощностей своего бывшего предприятия и настоящего арендодателя.

Вопросы и задания по ситуации

  1. Группа занимается продуктовой и технологической инновацией. Представьте жизненный цикл инновации (выберите подходящую модель жизненного цикла).

  2. По матрице Ансоффа «старые/новые товары и технологии - старые/новые рынки» опишите ситуацию (риски, ноу-хау) при новом товаре и новом рынке.




Рынок

Товары и технологии старые

Товары и технологии новые




Известный (ста рый)

Ситуации при интенсивном росте за счет глубокого проникновения на данный рынок, концентрации потенциала на отдельных секторах (сегментах).

Реализуются локальные инновации. Риск минимален.

Ситуации при горизонтальной диверсификации и развитии товара.

Успех и риски зависят от реализации конструкторских и технологических инноваций и ноу-хау фирмы

Новый

Ситуации при развитии рынка. Риск коммерческий (рыночный), успех определяется маркетинговым ноу-хау фирмы.

Ситуации при конгломеративной диверсификации. Реализуются конструкторская, технологическая и маркетинговая инновации.

Риски суммируются (максимальны)


3. Группе предстоит заниматься инновационной стратегией. В чем особенности инновационной стратегии?

Миссией организованного малого бизнеса, по существу, является доработка, производство и продвижение на рынок нового продукта. Требуется начинать поиски стратегических партнеров. Потенциал организаций известен. Что надо для продвижения продукта - известно. Кто может быть стратегическим партнером? Как готовиться к переговорам с возможными будущими партнерами?

Вопросы и задания по ситуации:
1. Перечислите ряд возможных претендентов на место стратегического партнера инновационного предприятия, используя классификацию фирм по типу конкурентного поведения (классификации Л.Г. Раменского).

2. Дайте краткую характеристику фирме, применяющей виолентный тип конкурентного поведения. В чем проявляется инновационный аспект такого поведения?

3. Дайте краткую характеристику фирме, применяющей патиентный тип конкурентного поведения. В чем проявляется инновационный аспект такого поведения?

4. Дайте краткую характеристику фирме, применяющей эксплерентный тип конкурентного поведения. В чем проявляется инновационный аспект такого поведения?

Q

5. Дайте краткую характеристику фирме, применяющую коммутантный тип конкурентного поведения. В чем проявляется инновационный аспект такого поведения?


1.2. Типы конкурентного поведения
В разделе представлены кейсы, которые направлены на демонстрацию моделей инновационной деятельности в соответствии с каждым из типов предприятия по классификации Л.Г. Раменского (виолент, эксплерент, патиент, коммутант). Материалы, содержащиеся в разделе, составлены на основании переработки кейсов, практических заданий работы В. Н. Гунина с соавторами [4], а также работы П. Н. Завлина и С. Д. Ильенковой [6,7].

Кейс №1. «Виолентное поведение. Фирма – виолент»
Инновационная организация решила сделать предложение, сущность которого заключалась в участии винновационном процессе крупному предприятию «Протон» разработчику и серийному производителю новой техники. При этом, за «Протоном» должно быть доведение, производство и реализация изделия, а за инновационной организацией — авторское сопровождение.
Вопросы и задания по ситуации:
1. Каковы основные черты, сферы деятельности фирмы-виолента?

2. На какой стадии развития находится фирма «Протон»?

3. В чем преимущества виолента-льва? Каковы особенности виолента-слона? Каковы особенности виолента-бегемота?

4. Что ждет фирма «Протон» от инновационного предприятия?

5. Какова роль виолентов в экономике и инновационном процессе?

6. Оцените риски для виолента (две группы факторов, мешающие инновационной деятельности).

7. Оцените преимущества для виолента (две группы факторов, способствующие инновационной деятельности).
Основные черты и сферы деятельности

Основные черты. Крупные фирмы, осуществляющие массовое производство, обладают большой ресурсной силой и, естественно, им свойственно силовое конкурентное и инновационное поведение на рынке, которое принято называть виолентным. А фирму, ведущую себя таким образом, называют виолентом. Такие фирмы обладают крупными размерами, большой численностью работающих, многочисленными филиалами и дочерними предприятиями, полнотой ассортимента, способностью к массовому производству. Их отличают большие расходы на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), производство, маркетинговые и сбытовые сети. Для этого требуются серьёзные инвестиции. Их постоянная проблема - загрузка мощностей. Продукция виолентов обладает высоким качеством, обеспечиваемым высоким уровнем стандартизации, унификации и технологичности, низкими ценами, свойственными массовому производству, имеет, как правило, глобальный характер. Многие виоленты представляют собой транснациональные компании. Действуют виоленты на олигополистическом рынке.
Основные черты и типы виолентов. Сферы деятельности виолентов ничем не ограничены. Они могут встречаться во всех отраслях: машиностроении, электронике, фармацевтике, обслуживании и т.д. Их типы четко можно выделить лишь по этапам эволюционного развития виолентов в зависимости от динамики развития:

1) «гордый лев» самый динамичный темп развития. Эту группу можно разделить на подгруппы; «лидеров», «вице-лидеров» и остальных;

2) «могучий слон» — менее динамичное развитие с расширением диверсификации как компенсации потери позиции лидера в какой-либо отрасли;

3) «неповоротливый бегемот»- виолент, утративший динамику развития, увлекшийся чрезмерно широкой диверсификацией и распылением сил.
Кейс №2. «Эксплерентное поведение. Фирма-эксплерент»
Вновь созданная молодая неопытная инновационная фирма «Луч» является компанией по разработке радикальных технологий для химической промышленности. Фирме было бы выгодно сотрудничать с подобной, но более опытной и мощной фирмой, например, с фирмой-эксплерентом «Прогресс».
Вопросы и задания по ситуации
1. Какова инновационная роль фирмы-эксплерента?

2. На какой стадии находится фирма «Прогресс»?

3. Каков план переговоров с этой фирмой (распределение ролей, распределение прибылей)?

4. Что ждет фирма «Луч» от инновационного предприятия «Прогресс»?

5. Каковы возможные перспективы сотрудничества фирм «Луч» и «Прогресс»?

6. Оцените риски для эксплерента (две группы факторов, мешающие инновационной деятельности).

7. Оцените преимущества для эксплерента (две группы факторов, способствующие инновационной деятельности).

Основные черты и сферы деятельности
Фирмы-эксплеренты, в основном, небольшие организации. Их главная роль в экономике - инновационная, состоящая в создании радикальных, прорывных нововведений: новых продуктов и новых технологий во всех отраслях народного хозяйства. Как создатели радикальных нововведений, фирмы-эксплеренты, или так называемые «хитрые лисы», отличаются своей целеустремленностью, преданностью идее, высоким профессиональным уровнем своих сотрудников и их лидера, большими удельными расходами на НИОКР. В России питомником фирм-эксплерентов является оборонный комплекс. Даже спустя 10 лет с начала конверсии оборонные предприятия просто начинены различными технологическими разработками, пригодными, чтобы революционизировать многие отрасли производства. Об этом убедительно свидетельствуют многочисленные награды, получаемые россиянами на международных научно-технических ярмарках, потоки представителей западных компаний на российские компании и «утечка мозгов» за границу.

Фирма-эксплерент в своем развитии сначала создается или существует как компания-пионер, которая ничем, кроме одержимости идеей, не отличается от множества других мелких и средних фирм. Однако в данной фирме-пионере идет настойчивый поиск принципиально новых технических решений. На рынок пока ничего не поставляется. Заметим, что инновационный бизнес - это не занятие чистой наукой или изобретательством, хотя все это важно. Деятельность фирмы подчинена главной ее задаче — подготовке конкурентоспособного нового товара. И этот подготовительный, по существу, дорыночный этап имеет скрытый характер.

На первом этапе фирмы-пионеры, берущиеся за трудный и рискованный процесс внедрения, или коммерциализации, открытия и изобретения, бедны и слабы, нуждаются в поддержке. В последние десятилетия, когда появились технологические центры и парки, венчурный капитал, ситуация изменилась к лучшему. Поддержка фирм-эксплерентов приняла организованный характер. Неизбежный при финансировании эксплерентов инновационный риск снижается с помощью различных способов. Для большинства эксплерентов поиск нового товара оканчивается неудачей. Те же, кто удачно воплотил идею в инновационный продукт, вступает во второй этап развития — период бурного подъема.

Инновации позволяют решить старые, ранее казавшиеся неразрешимыми проблемы потребителей или открывают перед ними новые возможности. При этом потребительская ценность нового товара оказывается очень велика, так как формируется путем сравнения с суммой затрат на старые товары, которые пришлось бы понести, чтобы достичь того же результата, какой обеспечивает новый товар. Это общее свойство прорывных инноваций. Поэтому относительно высокая цена нового товара обычно много ниже потребительской ценности. Новинка обретает очень высокую конкурентоспособность. Производитель получает возможность быстро наращивать объемы продаж и получать высокую прибыль. У компаний-первооткрывателей после очевидного рыночного успеха становятся все больше последователей. Рынок нового товара растет. На новые возможности, наконец, обращают внимание ведущие корпорации. Значит, наступил этап массового производства. Естественно, фирму-первооткрывателя вытесняют с рынка закаленные в конкурентной борьбе «виоленты-слоны». Фирма-эксплерент не относится к потере самостоятельности как к трагедии. Отцы-основатели фирмы при «дружественном» захвате обычно остаются руководителями подразделений, а за свои акции получают щедрую компенсацию. Главный же выигрыш состоит в появлении доступа к ресурсам крупной фирмы, без которых надежный успех часто невозможен.

Кейс № 3. «Патиентное поведние. Фирма патиент»
Инновационная организация решила сделать предложение по участию в инновационном процессе возможному партнеру фирме «Химические препараты» с родственным профилем, которая видит себя в выпуске изделий на узкий сегмент рынка, для чего занимается дифференциацией своей продукции под нужды этих групп потребителей, то есть это фирма-патиент.
  1   2   3

Похожие:

Инновации в туризме Методические рекомендации кострома iconЛ. Е. Чередникова Инновации в социально-культурном сервисе и туризме
Чередникова Л. Е. Инновации в социально-культурном сервисе и туризме: Учебно-методический комплекс/ нгту, Новосибирск, 2006

Инновации в туризме Методические рекомендации кострома iconМетодические рекомендации чебоксары 2009 Г. Методические рекомендации...
Министерство сельского хозяйства чувашской республики казенное унитарное предприятие чувашской республики «агро-инновации»

Инновации в туризме Методические рекомендации кострома iconМетодические рекомендации по формированию инновационного потенциала...
Методы и технологии, используемые в пособии «Живая инновация. Мышление XXI века»

Инновации в туризме Методические рекомендации кострома iconСтрахование и риски в туризме
Страхование и риски в туризме : рабочая тетрадь / М. С. Тимофеева, Ю. С. Куликова; Рост гос ун-т путей сообщения. – Ростов н / Д,...

Инновации в туризме Методические рекомендации кострома iconПриложение 1 проект модельный закон о социальном туризме санкт-Петербург 2017 Оглавление
По договору №177-д от 17 мая 2017 года Разработка проекта модельного закона "О социальном туризме"

Инновации в туризме Методические рекомендации кострома iconРуководство участника форум-выставка «Импортозамещение в туризме»
Мы рады, что Вы воспользовались уникальной возможностью представить Вашу продукцию и услуги на Форуме-выставке «Импортозамещение...

Инновации в туризме Методические рекомендации кострома iconМетодические рекомендации по содействию самозанятости безработных...
...

Инновации в туризме Методические рекомендации кострома iconПрактическое пособие Глава Туризм и отдых: основные направления, рекомендации и документы
Новое в законодательстве о туризме: порядок оформления документов, защита прав туриста, таможенные правила

Инновации в туризме Методические рекомендации кострома iconМетодические рекомендации для государственных (муниципальных) учреждений...
Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи государственным (муниципальным) учреждениям...

Инновации в туризме Методические рекомендации кострома iconПравила приема в государственное образовательное учреждение начального...
«Кострома/Северный Рейн – Вестфалия» г. Костромы Костромской области на 2011 год

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск