Скачать 1.21 Mb.
|
Арбатская Наталья Аркадьевна, кандидат педагогических наук Заведующий ГБОУ ЦРР - Детский сад № 1786 Мих Елена Вячеславовна, соискатель кафедры педагогики и психологии педагогического факультета МГГУ имени М.А.Шолохова Использование информационно - коммуникационных технологий – ресурс эффективного управления ДОУ В наше время использование информационно-коммуникативных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Любой сотрудник дошкольного образования, владеющий инновационными технологиями, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к организации своей деятельности, что является составляющей профессионального мастерства современного человека. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития. Информатизация дошкольного образования открывает новые возможности для создания эффективной системы управления учреждением, которая основывается на своевременном получении комплекса необходимой достоверной информации. Для этого в дошкольном учреждении необходимо создать общую информационную инфраструктуру, пользуясь которой руководитель сможет принимать управленческое решение, исходя из результатов проведенного анализа оперативно полученной информации. Компьютер и другие мультимедийные средства – это инструменты для получения и обработки информации, которые могут стать средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов и родителей. Наш Центр развития ребенка оснащен современным оборудованием: 10 персональных компьютеров (5 из которых располагаются в учебном классе, 5 - рабочие места педагогов), 2 моноблока (рабочее место медсестры и педагога-психолога), 3 ноутбука, проектор, 2 планшета. Все компьютеры подключены к интернету и объединены в локальную сеть. Это обеспечивает мгновенный обмен и передачу информации среди сотрудников с использованием электронной почты, чатов, форумов и электронной видеосвязи Skype. В дошкольном учреждении в течение продолжительного времени создавалась информационно-технологическая инфраструктура. На территории ДОУ и в группах установлены видеокамеры, данные с которых стекаются в единый информационный центр, расположенный в кабинете руководителя и находятся в непосредственном управлении администрации детского сада. На сегодняшний день владение педагога информационными технологиями стало тарифно-квалификационным требованием. На протяжении последних лет администрация ДОУ регулярно направляет сотрудников на курсы повышения квалификации по ИКТ (2010 - 2011 гг.- 3 чел., 2011 - 2012 гг.- 4 чел.). В результате увеличивается количество сотрудников, владеющих информационными технологиями С 2008 года работает сайт дошкольного учреждения, на котором регулярно размещается информации о деятельности образовательного учреждения, а также для предоставления образовательных услуг и обеспечения интерактивного информационного взаимодействия с родителями воспитанников и населением, имеется электронная почта. Все это обеспечивает информационную открытость и прозрачность процедур разработки и принятия управленческих решений. Педагоги активно пользуются сайтом Департамента образования города Москвы и Порталом ЦОУО, на которых размещаются нормативные документы, новости и планы работы. 82 % педагогов зарегистрировано в ассоциации педагогов дошкольного образования, где с большим удовольствием вступают в сообщества и делятся опытом и обмениваются мнениями с коллегами. В Центральном административном округе города Москвы успешно реализуется проект внедрения автоматизированной информационно-аналитическая системы в сфере электронного документооборота АВЕРС «Заведующий ДОУ». Автоматизированная система предназначена для автоматизации процессов управления дошкольным образовательным учреждением. Пользователями программы являются заведующая, старший воспитатель, воспитатели, документовед, педагог – психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель, медицинская сестра. Внедрение программы проходило в несколько этапов: 1. Обучение сотрудников работе с информационной системой, знакомство с интерфейсом программы и возможностями ее использования. 2. Организация рабочих мест. 3. Заполнение баз данных. Система позволяет решить ряд следующих задач: - формировать и использовать в работе электронный паспорт дошкольного образовательного учреждения; - составлять штатное расписание учреждения, назначать сотрудников на должности, распределять дополнительную нагрузку; - вести личные дела сотрудников, формировать и поддерживать в актуальном состоянии электронный портфолио (личные достижения) сотрудника, содержит информацию о наградах и званиях работника. - вести личные дела воспитанников, формировать и поддерживать электронный портфолио воспитанника дошкольного образовательного учреждения, осуществлять мониторинг состояния их здоровья, хранить и использовать в работе данные, характеризующие развитие ребенка, а также результаты медицинских, психологических и педагогических обследований; - формировать книгу учета движения воспитанников дошкольного образовательного учреждения; - вести учет кружковой работы; - определять структуру учреждения, осуществлять предварительный набор воспитанников; - осуществлять учет посещаемости детей с указанием причины отсутствия ребенка в дошкольном учреждении. - составлять стандартные статистические и управленческие отчеты по работе образовательного заведения; - на данных электронного паспорта учреждения, личных дел сотрудников и воспитанников, строить отчеты с динамически определяемым поисковым запросом и формой представления информации. АИАС «АВЕРС: Заведующий ДОУ» дает возможность сформировать, в учреждении отдельные автоматизированные рабочие места заведующего, делопроизводителя, медсестры и др. должностных лиц, работающих с единой базой данных в соответствии с предоставленными им правами доступа. Результатом внедрения информационно - аналитической системы стала сформированная единая база данных и организация целевого доступа к ней участников образовательного процесса через модули информационной системы, возможность решения учетно-аналитических, прогностических и информационных задач, связанных с деятельностью ДОУ, возможность формирования типовых отчетов. В связи с активным внедрением в ДОУ информационно - коммуникативных технологий остается нерешенными ряд проблем: - обновление компьютерной техники, т. к. современные программы предъявляют высокие требования к компьютерному оборудованию; - отсутствие единых подходов к оформлению документации; - регулярное повышение компетентности сотрудников в области информационных технологий. Арушанян Гаянэ Аваковна, музыкальный руководитель ГБОУ Детский сад комбинированного вида № 1413 г. Москвы Использование интерактивных технологий в процессе непосредственной образовательной музыкальной деятельности в детском саду В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в детских учебных заведениях. Приобщение к информационной культуре на сегодняшний день способствует лучшему развитию детей. Музыкальные занятия с применением интерактивных комплексов в сочетании с традиционными методами обучения, на мой взгляд, улучшают результат образования вследствии одновременного воздействия нескольких технологий. Применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации, а так же повышает уровень развития таких важных качеств как интуиция, образное мышление. Информационные технологии на музыкальных занятиях помогают решить ряд задач: - делают материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные; - существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делая доступным и понятным детям, специфику звучания музыкальных инструментов. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного процесса к музыкальным занятиям перед музыкальным руководителем стоит задача: - сделать занятия интересными, насыщенными и занимательными, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у детей к учебному процессу. - используя мультимедийные презентации, в первую очередь, необходимо позаботиться о соблюдении санитарно-гигиенических норм, а именно очень важно, что бы расстояние до экрана было не менее 50 см, изображение было чёткое, оптимальная продолжительность изображения не более 5 мин. При создании электронной презентации необходимо определить стиль презентации, подобрать фон, обработать иллюстрации, и конечно самое важное помнить, что материал должен быть доступен для ребёнка. Во время проведения музыкального занятия должны сочетаться коллективная, групповая и индивидуальная деятельность с детьми. Мною создан целый ряд мультимедийных презентаций, где музыка сопровождается яркими красочными иллюстрациями. Примеры презентаций: Зарубежные композиторы: А. Вивальди цикл «Времена года», Э. Григ сюита «Пер Гюнт», Русские композиторы: П.И.Чайковский «Детский альбом», «Времена года», Д.Д. Шостакович «Танцы кукол», С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк». Музыкально - литературные композиции: «Музыка и поэзия», «Пушкин и музыка». Презентации очень гармонично вписываются в праздник, как часть утренника. Так, например, на праздник 23 февраля детям была представлена презентация из фотографий разных видов войск, воинских частей, а так же самая современная военная техника. На празднике 9 мая ребята наглядно могли увидеть и услышать хронику военных лет, бесстрашные сражения солдат. И всё это в сочетании с музыкой, на мой взгляд, позволяет ребятам наиболее полно погрузиться в атмосферу праздника. Применение новейших технологий на музыкальных занятиях способствует повышению образовательного процесса. Так, например, во время знакомства с творчеством русских и зарубежных композиторов, использование портретов, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомство с жанрами, эффективно и уместно восприятие музыки. А в разделе Пение: по графическому изображению разучивать различные попевки, изучать звуковысотный лад, учить упражнения для развития голосового аппарата. А в разделе Музыкально - дидактические игры: развивать музыкально - слуховые представления, чувство ритма, ладовое чувство, используя презентации «Найди нужный колокольчик», «Сколько нас поёт», «Три жанра в музыки». Хочется отметить, что использование новейших технологий имеет так же психолого - педагогическое значение, они положительно воздействуют не только на умственную и эмоциональную деятельность ребёнка стимулируя познавательную деятельность, а так же повышают качество музыкального образования ребёнка и в свою очередь способствуют личностному и профессиональному росту педагога. Болотова Наталья Петровна, кандидат психологических наук ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии педагогического факультета МГГУ имени М.А.Шолохова К вопросу об использовании информационных технологий в современном дошкольном учреждении образования Педагог - психолог в дошкольном учреждении организовывает воспитательную работу в детском саду, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности в жизни в обществе; изучает психолого-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни, выявляет потребности и интересы, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает психолого-педагогическую поддержку воспитанникам. Считаем, необходимым формировать у педагогов - психологов дошкольного учреждения навыки оформления документов в электронном виде, что является немаловажным, если учесть, что практически все организации практикуют электронный документооборот. Предлагаем использовать базы данных для хранения сведений о воспитанниках, диагностических программ с целью выявления проблемных детей, составления психологических карт на каждого ребенка и работ с ресурсами сети Интернет для связи с коллегами, медицинскими и реабилитационными Центрами. Обученный использованию ЭВМ педагог - психолог может применять в своей деятельности мультимедиа - игры, программы для создания компьютерных презентаций, графические редакторы и другие расширенные форматы работы с воспитанниками детских учреждений. Инициируют и поощряют компьютерные игры для своих детей чаще родители. Выбор родителями компьютерных игр вместо настольных, зачастую зависит от их желания организовать как свой досуг, так и досуг своих детей. Во время компьютерной игры ребенком, родитель может считать себя свободным и заниматься своими делами. Родительский взгляд на подобный детский досуг приводит к бесконечному и бессмысленному просиживанию ребенком за компьютером. Растет компьютерная зависимость, которая сама по себе является диагностическим симптомом. Она наблюдается, если в семье дисгармоничные отношения и несет в себе способ замещения внутренних проблем играющего. Зависимость ребенка от ЭВМ является следствием, как родительской некомпетентности, так и одиночества ребенка, неразделенного совместного времяпровождения родителей и ребенка, застенчивость, неуверенность в себе, тревожность, все это причины для ухода ребенка в свой иллюзорный мир, в виртуальный мир. Компьютерная игра – это компенсация позитивных межличностных отношений со сверстниками, с родителями, дошкольной успеваемости и социальных контактов. Таким образом, происходит замещение живого, эмоционального, теплого человеческого общения на контакт с компьютером. Многие дети, да и родители рассматривают компьютер исключительно только как средство для игры. Большинство компьютерных игр разработаны по типу соревнования пользователя с компьютером или другим пользователем. Почти отсутствуют игры, требующие конструктивного взаимодействия и сотрудничества. Настораживает распространение игр агрессивного содержания, имеющих насилие, расизм и др. Частая игра в догонялки неминуемо приводит к интеллектуальной деградации, к постоянному желанию только играть, а в последствии и вести и праздный образ жизни. Неумеренное использование компьютерных игр приводит к психопатологическим симптомам, провоцирует нарастание агрессивности и повышение уровня тревоги, особенно у детей дошкольного возраста. Кроме этого, бесконтрольное влияние компьютерных игр приводит к неблагоприятным психосоматическим нарушениям, таким как: - рези в глазах, нарушение сосудов глаз, снижение остроты зрения; - повышенная утомляемость, повышенная возбудимость, трудности засыпания, истощение нервной системы; - боли в ногах, в связи с длительным стоянием или сидением за компьютерным автоматом; - повышенное напряжение мышц тела, от длительного сидения за компьютером; - низкие показатели разносторонних интересов, узкий кругозор. Практический опыт психолого - педагогической деятельности показывает, что современные дети физически ослаблены, истощенны, часто болеют, имеют сниженный иммунитет. Поэтому, необходимо обратить внимание на лечебную педагогику, которая включает в себя щадящий режим учащихся, условия для отдыха, возможности для восстановления при помощи физкультминутки, танцевальных и релаксационных мероприятий, и обязательно игры. Вопросами игры занимались многие специалисты в области педагогики, психологии, медицины, социальной деятельности - А. Адлер, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Эриксон, П. Я. Гальперин, Л. С. Выготский и другие. Игры в педагогике применяли на протяжении многих веков. Еще в древние времена философы знали возможности игры и ее влияние на человека. Еще в семнадцатом веке Я. А. Коменский рассматривал игру как педагогическую силу. Именно поэтому, в седьмом классе он ввел в расписание игру, как предмет. Замечено, что за последние годы дети стали меньше играть в настольные и сюжетно-ролевые игры. Очень важно ребенку научиться играть одному, но так же важно научить его играть со сверстником, с родителем. Научить взаимодействовать в игре, уступать, делиться, проявлять инициативу. Важно, чтоб родители играли со своим ребенком, со своими детьми. Важно не только для самого ребенка, для его психического развития, но и для родителей. В игре родитель и ребенок находятся на одной ступени, в равных партнерских отношениях. Именно в этот момент создается доверительная, непринужденная, дружественная обстановка. Ребенок в этот момент открыт для взаимодействия, общения, в родителе он в этот момент видит союзника, чувствует, что его принимают, понимают и поддерживают. В игре, благодаря родителям, он осваивает социальные нормы, нормы поведения. Общее взаимодействие в игре сближает близких людей, формирует совместные традиции, общий досуг, доверие друг к другу и другие направления формирования и развития ребенка. На протяжении многих веков формы игры менялись, и менялось к ней отношение, как детей, так и родителей. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. В ней ребенок социализируется, познает и усваивает нормы поведения в обществе, знакомится с ролевым поведением. В младшем дошкольном возрасте (3 - 4 года) возникает игра образно – ролевая, в среднем дошкольном (4 - 5 лет) игра сюжетно – ролевая, в старшем дошкольном возрасте, на смену приходит игра по правилам. Специалисты различных направлений разделяют мнение о том, что настольная игра, игра в коллективе сверстников, выполняет множество различных психолого-педагогических функций и формирований у ребенка: снимает напряжение и утомляемость; позволяет проявлять способности; дает возможность проявлять самостоятельность; помогает вырабатывать способы сотрудничества; формирует формы общения; вырабатывает отношение к людям; развивает произвольное поведение; формирует самоконтроль; активизирует правое полушарие; развивает образное воображение и мышление; развивает креативное мышление; развивает речь, когнитивные способности; развивает интеллектуально; развивает взаимодействие межполушарных структур; корректирует психологические трудности (тревоги, страхи, агрессию и т.д.); развивает личностный рост. Компьютерная игра – творение человеческого ума и не должно быть во вред человеку. Роль компьютера – помочь ребенку в интеллектуальном развитии. В разумных приделах компьютерная игра может дать положительный эффект. Список использованной литературы:
Буянова Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 8 «Лебёдушка» г. о. Химки Московской области |
Мартынова А. В., доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии лоиро | Ли Светлана Юрьевна – заместитель начальника управления загс амурской области, соискатель кафедры гражданского права гоу впо «Хабаровская... | ||
Соискатель, выполнивший диссертационную работу представляет документы в совет после обсуждения диссертации в научном подразделении,... | Печатается по решению кафедры педагогики и методики начального образования НовГУ | ||
Евозможно. Спец пед-ка охватывает всю жизнь чел-ка с ограниченными возможностями. Так как она является составной частью педагогики,... | Сидорова Ивана Сергеевича, старшего преподавателя кафедры общей психологии факультета педагогики и психологии | ||
Цыганкова Наталия Игоревна, доцент кафедры педагогики семьи спб аппо, кандидат психологических наук | Печатается по решению редакционно-издательского совета гоу впо «Шадринский государственный педагогический институт», протокол №5... | ||
Факультет специальной педагогики и психологии основан 7 июня 2002 года (пр.№221-об от 01. 07. 2002). В составе факультета на сегодняшний... | «Уральский государственный педагогический университет», Институт педагогики и психологии детства, Факультет педагогики и методики... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |