Программа профилактики наркомании для обучающихся 6-7 классов


НазваниеПрограмма профилактики наркомании для обучающихся 6-7 классов
страница1/19
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

~aut0001


Государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования


ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6-7 КЛАССОВ.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГРАММЫ

П. 6.2.24. Распоряжения Комитета по образованию от 23.01.2015 № 194-р

Авторы-составители:

Цыганкова Наталия Игоревна, доцент кафедры педагогики семьи СПб АППО, кандидат психологических наук.

Эрлих Олег Валерьевич, заведующий кафедрой педагогики семьи СПб АППО, доцент, кандидат педагогических наук

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2015

Программа профилактики наркомании для обучающихся 6-7 классов подготовлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом возрастных особенностей обучающихся и соблюдением правил безопасности подачи информации.

Программа предполагает изучение курса по 34 часа год в каждом классе: 6, 7, из расчёта 1 час в неделю.

Программа включает четыре раздела: пояснительную записку, тематическое планирование и содержание курса по каждому классу, глоссарий и список рекомендуемой литературы.

Программа адресована заместителям директоров по воспитательной работе, воспитателям, классным руководителям образовательных организаций.

Материалы включают в себя программы для 6, 7 классов, методику проведения программы для педагогов, работающих с обучающимися и диагностические материалы и упражнения для работы с обучающимися 6,7 классов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. В настоящее время тревогу государства и общества вызывает проблема роста потребления наркотических средств и психоактивных веществ, что отрицательно влияет на здоровье населения страны в силу того, что большинство наркозависимых людей − молодежь репродуктивного возраста.

Потери общества от наркомании, отрицательное её воздействие на здоровье населения, распространение преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ставят перед обществом задачу формирования устойчивой системы противодействия этим негативным явлениям.

Забота о состоянии здоровья подростков и молодежи является приоритетным направлением деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья населения, поскольку именно от него зависит общий уровень популяционного здоровья страны. В наибольшей степени здоровью подрастающего поколения угрожает зависимое (аддиктивное) поведение, которое выражается в употреблении алкоголя, выступающего фактором риска заболевания алкоголизмом; употреблении наркотиков и других психоактивных веществ, выступающих факторами риска развития наркомании и ВИЧ-инфицирования; табакокурении, выступающем фактором риска возникновения онкологических заболеваний верхних дыхательных путей.

Здоровье по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) − это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия. На состояние здоровья в рамках медицинского подхода оказывают влияние прежде всего внутренние − (возраст, пол, наследственность) и внешние (экологические, социальные) факторы. В рамках психолого-педагогического подхода не меньшее влияние на состояние здоровья оказывает специфика развития личности (внутренние факторы) характер межличностных отношений, внешние социальные средовые характеристики (информационное поле, социально-экономические условия жизни), структура и качество организации и оказания психолого-педагогической поддержки личности.

Подростковый возраст является исключительно важным для формирования социального здоровья личности, поскольку это время, когда человек уже способен и пытается делать самостоятельный выбор своих жизненных приоритетов Социальное здоровье может проявляться как внешне, в межличностных отношениях человека (отношения в производственном и школьном коллективе, в семье, с друзьями и др.), так и на внутреннем уровне во внутриличностных отношениях (особенности мотивации и социализации личности, готовность к обучению, самоопределению, непрерывному образованию).

Таким образом, адаптированность к социальной среде (эмоционально благополучные отношения подростка в семье, школьным коллективе со сверстниками), социальная направленность личности подростка (стремление занять определённое социально приемлемое место в обществе, коллективе), развитое самосознание (принятие себя, интерес и мотивированность к социальнозначимой деятельности и др.) выступают важными показателями социального здоровья подростков.[19]

Состояние здоровья (физического, психоэмоционального, социального) подростков и молодежи зависит от множества причин, в том числе и от вовлечённости части из них в употребление наркотических средств и психотропных веществ.

Профилактика употребления наркотических средств и психотропных веществ (ПАВ) в образовательной среде – это комплексная работа по созданию условий для формирования показателей социального здоровья обучающихся и содействию в устранении причин, которые способствуют формированию аддиктивного (зависимого поведения) подростков.

Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования с 2011 года проводится мониторинговое исследование, направленное на выявление факторов, влияющих на употребление наркотических средств и психотропных веществ подростками и молодыми людьми от 13 до 18 лет. Такими факторами являются: отношение к употреблению и непосредственно употребление ПАВ, личностные характеристики, ценностные ориентации, представления о будущем, являющиеся факторами риска и защиты, организация досуга, занятия спортом как альтернатива вовлечения подростков в употребление ПАВ.

Исследования показывают, что с точки зрения социально-педагогического статуса (низкая самооценка, мотивация и интерес к учебной деятельности, переживание негативных эмоциональных состояний, влияющих на поведение, острых конфликтных и кризисных ситуаций) порядка 10%−15%, обучающихся общеобразовательных организаций имеют сегодня достаточно высокий риск наркопотребления.

Среди факторов риска начала употребления наркотиков и других психоактивных веществ значительную роль играют трудности и проблемы в социальном взаимодействии с окружающими людьми (семья, школьный коллектив, сверстники). При этом определено, что ведущими среди семейных факторов риска преимущественно являются не сами факты полноты и состава семьи и её финансового благополучия, а факт недостаточной педагогической и воспитательной компетентности родителей, их неготовность без назидания и морализирования обсуждать с подростками их личные проблемы, слабый контроль у части родителей (18%) времяпровождения детей, предоставление их самим себе. Родители готовы заботиться о детях, помогать им в делах и финансово, но они мало компетентны (большинство), или имеют недостаточно времени для того чтобы давать советы по поводу учёбы, а также испытывают значительные трудности или неготовность (таких родителей в целом треть) в обсуждении со своими повзрослевшими детьми их личных проблем.

В подростковом возрасте, когда ведущей деятельностью становится общение, друзья играют в ряде случаев решающее значение в принятии решений и поведении подростка. В целом к группе риска по признаку «Уровень поддержки обучающихся общеобразовательных организаций со стороны друзей» можно отнести сегодня порядка 17% респондентов, которым трудно получить от друзей тепло и поддержку, 39%, которым трудно обсудить с друзьями личные проблемы и 23% испытывающих трудности в получении от друзей реальной помощи в делах. Таким образом, исследование обозначило сравнительно новый феномен – достаточно высокий уровень личностной отчуждённости значительной части современных подростков друг от друга (косвенно – высокий уровень их одиночества), поверхностность их «дружеских отношений» (подростки с одной стороны в большинстве своём отмечают, что им легко получить от друзей «тепло и заботу», но при этом значительная часть из них не имеет возможность обсудить с друзьями свои личные проблемы). При этом, по данным исследования, уровень давления группы сверстников, оказывающий воздействие на поведение и поступки респондентов в контексте рисков употребления наркотиков и психоактивных веществ является высоким. Кроме того, помощь в учёбе подростки сегодня получают преимущественно у друзей, а не у родителей, что воспроизводит риски недостаточной успешности в учёбе (такая помощь может носить лишь эпизодический характер). Серьёзной проблемой является и то, что существующую у подростков потребность в обсуждении личных проблем сегодня недостаточно удовлетворяют как родители, так и окружение.

По данным проведённого исследования (самооценка респондентами употребления ПАВ), периодически употребляют табак (сигареты) 9% подростков, алкогольные напитки (исключая пиво) 8%, пиво 6%, джин-тоник 2%, наркотики 2% респондентов из общеобразовательных организаций. При этом одновременно респонденты общеобразовательных организаций указали, что курят табак (сигареты) суммарно 84% сверстников в их компании, пьют алкогольные напитки (исключая пиво) 83%, пиво 55%, джин-тоник 68%, употребляют наркотики 68% сверстников из ближнего окружения. Таким образом, уровень фактического периодического употребления ПАВ респондентами возможно значительно выше указанного ими, и в целом уровень наркогенности (наркозаражённости) в подростковой среде с учётом мнения респондентов достаточно высокий.

Альтернативой риску употребления психоактивных веществ выступает здоровый образ жизни. К сожалению, ценности, поведенческие установки, представления о «здоровом образе жизни» подростков амбивалентны (внутренне противоречивы), рассогласованы, неадекватны, а сама ценность здорового образа жизни не интериоризирована (личностно не присвоена и не оказывает существенного влияния на поведение). Об этом свидетельствует полученная от респондентов внутренне противоречивая информация о том, что большинство сверстников из их компаний употребляют различные виды ПАВ и наряду с этим занимаются спортом и здоровье для них является основной ценностью. При этом потребности в переживаниях красоты природы и искусства, уважении окружающих находятся по частоте выбора в структуре ценностей подростков на последнем месте в рейтинге, таким образом, ни эстетические потребности, ни мнение окружающих людей не выступают сегодня эффективными регуляторами поведения подростков, что также выступает определённым социальным риском способным инициировать употребление ими ПАВ.

В качестве трёх ведущих (по количественным показателям) причин первых проб и начала употребления наркотических средств и психоактивных веществ обучающиеся общеобразовательных организаций указали:

  • разнообразные причины, обусловленные особенностями подросткового возраста – в том числе преимущественно «интересом и любопытством» (суммарно 44%);

  • различные жизненные ситуации, которые можно характеризовать как «ситуативный фактор» в сочетании с незанятостью (отсутствием адекватных потребностям подростков форм досуга) (суммарно 19%);

  • различные психоэмоциональные проблемы − 14%, в том числе связанные с депрессиями, ссорами, одиночеством и др.

Возраст наиболее массового начала употребления обучающимися общеобразовательных организаций табака (сигарет) 11 лет и младше, алкогольных напитков (исключая пиво) 14-15 лет, пива 13 лет, наркотиков 13 лет1. Поэтому для предупреждения и противодействия названным социальным проблемам и рискам актуальным в деятельности современной школы является реализация для обучающихся 5-9 классов программ профилактики употребления психоактивных веществ, включение их в учебную, воспитательную, внеурочную деятельность. Программа имеет аксиологический (ценностный) и одновременно профилактический характер, направлена на трансформацию системы ценностей подростка из деструктивной области, связанной с рисками употребления ПАВ в созидательное, творческое русло. Она имеет практический характер и ориентирована на формирование компетенций, позволяющих подросткам выстраивать свою жизнь вне наркотического пространства не потому, что оно устрашающе разрушительно, а потому, что реальность более ярко окрашена, интересна и увлекательна. Таким образом, программа направлена на профилактику употребления наркотических средств и психотропных веществ путём создания социально-педагогических условий развития личности подростков, содействия формированию негативного отношения к употреблению ПАВ, представлений о здоровом образе жизни и важнейших социальных навыках, способствующих успешной адаптации в современном обществе.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС к организации профилактической работы в основной школе.

Поскольку ведущей деятельностью и важнейшей потребностью подросткового возраста является общение, в программе большое внимание уделяется формированию навыков коммуникативной компетентности как средства, с помощью которого формируются защищающие от употребления ПАВ установки и способы поведения. Программа основана на методологии компетентностного подхода и предполагает не ставшее традиционной формой профилактики информирование подростков о наркотиках и последствиях их действия, а практику, тренировку, направленную на развитие у подростков личностных качеств, предоставляющих возможности решения возникающих проблем конструктивными путями, ориентированными на достижение успеха и удовлетворенности в жизни. Программа ориентирована одновременно на профилактику потребления ПАВ и формирование правовой культуры подростка, как одного из условий успешности профилактической деятельности, и опирается на современную нормативную правовую базу.

Предлагаемая программа внеурочной деятельности одновременно рассматривается как комплексная – то есть предполагающая последовательный переход от общих воспитательных результатов первого уровня к специфическим личностным результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности, и как возрастная, то есть соотносящаяся с возрастными категориями обучающихся 6, 7 классов.

Программа разработана с учётом тематического планирования курсов ОБЖ, биологии, физической культуры и включает в себя профилактику употребления обучающимися табака, алкоголя, наркотиков и других ПАВ, влияющих на состояние сознания, в том числе, пиво и джин-тоники, культуру жизни без наркотиков.

Интерес подростков к программе может быть обусловлен прежде всего, принципами её построения. Эти принципы звучат так: ответственность, прежде всего ученика, а не учителя; доверие – учитель не контролирует, а поддерживает, сопровождает; открытость – трудности не скрываются, а разрешаются. В самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Основная форма работы – групповое взаимодействие, участие в работе всего класса (с ориентацией на подростков, требующих особого педагогического внимания).

Занятия при реализации программы как это рекомендовано для всех форм работы в рамках внеурочной деятельности, не должны походить на традиционные уроки по общеобразовательным предметам, важным условием проведения рефлексивных и интерактивных бесед является соблюдение формы круга как пространства партнерского педагогического общения обучающихся и учителя, учёт правил и закономерностей организации групповой работы. Педагог становится активным участником взаимодействия при соблюдении принципов партнерских отношений, личностно ориентированного и делового общения с подростками.

Важным при реализации программы является обучение подростков принятию правил работы в группе: постоянство в работе над имеющейся целью как важное условие формирования произвольной регуляции деятельности, умение подчиняться правилам и организовывать свою деятельность во времени.

В рамках курса предлагается использовать диагностирующие материалы, применение ,позволит получить результаты, направленные на решение (то есть изменение актуального состояния в случае выявления социально-эмоциональных проблем), а не на констатацию наличия (то есть постановку «диагноза») социально-эмоциональных проблем.

Одним из условий эффективности и достижения результатов в процессе реализации программы является собственное ценностное самоопределение педагога относительно употребления ПАВ, регулярное повышение своей профессиональной компетентности в сфере профилактики употребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися и вовлечённости их в деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков.

Одним из важных требований к проведению внеурочных занятий по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися является привлечение к этой деятельности родителей, заключение с ними своеобразного «общественного договора» о принятии ими части ответственности за успешность интериоризации их детьми ценностей и формируемых на занятиях моделей здорового безопасного для здоровья и жизни поведения, исключающего употребление ПАВ. С этой целью проводится предварительная беседа с родителями о программе «Я принимаю вызов!» на родительском собрании либо индивидуально.
Нормативная правовая база программы

  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2012 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761).

  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537).

  • Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690).

  • Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р).

  • Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 1563-р).

  • Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. № МД-1197/06).

  • Федеральный закон от 08 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

  • Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ».

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р «План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». (глава V. «Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребёнку правосудия»).

  • Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (действующая редакция от 08.03.2015).

  • Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).

  • Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ».


Научно-теоретическое обоснование курса:

  • Методологические принципы профилактической и реабилитационной работы, предложенные Н.А. Сиротой, В.М. Ялтонским. Согласно данной теории, употребление ПАВ в качестве адаптационного механизма к стрессу более вероятно, когда степень стресса высока, а копинг-ресурсы (ресурсы совладания) истощены или недостаточны.

  • Методологические подходы к обоснованию стратегий совладающего поведения детей и подростков И.М. Никольской, Р.М. Грановской.

  • Методологические подходы к понятию «стратегии преодоления трудностей» (coping), к содержанию которых относится формирование таких качеств и умений, которые позволяют человеку не просто справляться с возникающими трудностями, но чувствовать, что он, как личность, стал сильнее, компетентнее, его возможности выросли (Рем-Шмидт X., 1994). По мнению специалистов, формирование воли у подростков в 12−14-летнем возрасте эффективно осуществляется в русле именно такого общего контекста.

  • Концептуальные положения Л.С. Выготского, в рамках которых социальная ситуация развития – положение ребёнка в обществе, система его отношений со взрослыми и сверстниками определяет его психическое развитие, а её изменение – переход от одного возрастного периода к другому. Социальная ситуация имеет динамический характер, создаётся в процессе живого взаимодействия между ребёнком и его окружением.

  • Концептуальные положения А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина о ведущих типах деятельности и принципиальной роли совместной деятельности для развития ребёнка.

  • Концептуальные положения теории о личности как системе отношений к себе и окружающим. В.Н. Мясищева.

  • Положения эпигенетической теории Э. Эриксона о жизни человека как прохождении им на психосоциальном уровне восьми стадий психосоциального развития. Нарушения в прохождении соответствующей подростковому периоду стадии развития приводят к кризису самотождественности или ролевого смешения (чаще всего он характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование). Кризис самотождественности у подростков может протекать в формах специфического для подросткового возраста конфликта, сопровождающегося чувством своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности и имеет риск поиска «негативной» самотождественности как стремления к проявлениям делинквентного поведения.

  • Методологические принципы концепции транзактного анализа Э. Берна, в рамках которой структура личности представлена как динамическое сочетание трёх «эго-состояний» «Я» (комплексных характеристик, отражающих эмоциональное состояние, мимику, жесты, поведенческие проявления личности в данный момент времени) − «Родитель», «Взрослый», «Ребёнок».

  • Методологические принципы теории социального научения:

- положения Н. Миллера и Дж. Долларда о научении как формировании желательных социальных действий на основе подкрепления как стимула, который усиливает тенденцию к повторению ранее возникнувшей реакции;

- идеи Б. Скиннера о возможности изменения поведения в желательном направлении на основе положительного (положительное подкрепление-возможность получить поощрение за выполнение актуальных социальных требований) и отрицательного подкрепления (отрицательное подкрепление-создание условий для выполнение необходимых, но нежелательных для субъекта социально ориентированных действий (например, уборка своих игрушек ребёнком чтобы избежать недовольства родителей) как условие избегания социальных санкций);

- положения теории социального научения Дж. Роттера: главным или основным типам поведения можно научиться в социальных ситуациях, и эти типы поведения сложным образом соединены с нуждами, требующими удовлетворения потребности в сотрудничестве с другими людьми; поведение человека целенаправленно, то есть у людей существует стремление двигаться к ожидаемым целям и поведение человека определяется ожиданием, что данное действие приведёт, в конечном итоге, к будущим поощрениям; прогноз поведения человека в сложных ситуациях возможно сделать на основе анализа взаимодействие четырёх переменных: потенциала поведения (вероятность данного поведения, встречающегося в какой-то ситуации или ситуациях в связи с каким-то одним подкреплением или подкреплениями), ожидания (обусловленности ожидания субъектом значимого для него подкрепления при выборе своего поведения), ценности подкрепления и психологической ситуации;

- идеи А. Бандуры о возможности моделирования желательного социального поведения ребёнка на основе подражания при условии подкрепления, которое необходимо для того, чтобы усилить и сохранить поведение, сформированное благодаря подражанию;

- принципы клиент-центрированной терапии К. Роджерса, согласно которой необходимо стремиться создать атмосферу, в которой факторы, деформирующие личность, могут быть устранены, внутренняя природа (или сущность) человека позитивна, конструктивна и социальна и что эта природа проявляет себя в человеке, когда в его взаимоотношениях с другим людьми, в работе с ним создается атмосфера безусловного позитивного принятия, эмпатического понимания и конгруэнтности (конгруентность понимается в теории К. Роджерса как наличие соответствия/несоответствия Я-концепции реальным переживаниям людей).

- положения теории стресса Г. Селье, в рамках которой феномен стресса рассматривается как последовательное развитие, трех стадий адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма, взаимосвязанных с адаптационными ресурсами личности.

Концептуальные положения В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, рассматривающих воспитание как процесс создания и функционирования детско-взрослой общности, в рамках которого происходит становление индивидуальной картины мира ребёнка, и как процесс управления развитием личности ребёнка через создание благоприятных условий, а само развитие личности – как процесс самостоятельного конструирования мира, то есть процесс саморазвития ребёнка.

  • Мониторинговые исследования, направленные на выявление факторов, влияющих на употребление наркотических средств и психотропных веществ подростками и молодыми людьми от 13 до 18 лет. СПб АППО. 2011-2014 г.г. (Н.И. Цыганкова, О.В. Эрлих).


Возрастные особенности обучающихся 6, 7 классов, которые могут обуславливать возможные риски употребления ПАВ.

Тематическое содержание программы сформировано с учётом психолого-педагогических особенностей развития обучающихся 6−7 классов.

На смену учебной деятельности как ведущей, характерной для детей младшего школьного возраста, при её несомненной важности, в подростковом возрасте приходит личностно-ориентированное общение. Личностно-ориентированное рефлексивное общение педагога и подростка, позволяющее школьникам осознать и выразить своё ценностное отношение к широкому кругу социальных проблем, выступающих рисками употребления ПАВ, практическая направленность на достижение метапредметных результатов (УУД), позволяющих успешно справляться с возникающими трудностями, принимать всё новые вызовы современности, сохраняя и развивая здоровую самоидентичность, выступают ключевыми условиями реализации программы.

Психолого-педагогические особенности обучающихся 6 классов обусловлены содержанием важного этапа психофизиологического и социального развития ребёнка 10−11 лет – переходом к кризису младшего подросткового возраста, началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием личности подростка выступают возникновение и развитие у него самосознания – представления о том, что он уже не ребёнок, а также внутренняя переориентация с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых. На этом возрастном этапе происходит переход от учебных действий, характерных для начальной школы к новой внутренней позиции − направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий и возможностей их использования в учебной и внеучебной деятельности, развитие рефлексии и способности проектирования собственной деятельности, построения жизненных планов во временной перспективе; овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; изменение формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской. [Основная программа]

Как отмечает И. В. Дубровина, психолого-педагогические особенности обучающихся 6 класса связаны с продолжающимся развитием и дальнейшим развертыванием вышеназванных тенденций и процессов, и характеризуются укреплением чувства взрослости, формированием адекватных форм утверждения самостоятельности, личной автономии, развитием интереса к себе, стремлением разобраться в своих способностях, поступках, формированием первичных навыков самоанализа, развитием чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки на основе развития научного типа мышления. Успешная социализации подростка в этом возрасте осуществляется прежде всего при условии обеспечения для него возможностей осознавать и на ценностно-эмоциональном уровне выражать собственное отношение к общекультурным образцам, нормам, эталонам и закономерностям взаимодействия с окружающим миром. В противном случае у подростков могут формироваться и на каждом последующем возрастном этапе выражаться во всё большей степени образцы поведения, направленные на антагонистическое отрицание и неприятие предлагаемых взрослыми вышеназванных образцов, норм, эталонов и закономерностей взаимодействия с окружающим миром, включая употребление табака, алкоголя, наркотиков и других стимулирующих психику и изменяющих сознание препаратов. Продолжается формирование широкого аспекта способностей и интересов, происходит выделение круга устойчивых интересов, формирование интереса к другому человеку как к личности. развиваются и совершенствуются формы и навыки личностного общения в группе сверстников, способы взаимопонимания, развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания к другим людям.

Интерес подростков к собственному внутреннему миру в 7 классе ещё более усиливается. У cемиклассников формируется умение думать и говорить о себе, они находят необходимые для этого слова, у них развивается личностная рефлексия. Они достаточно охотно, открыто, часто с юмором описывают cебя, свои интересы, увлечения, с интересом участвуют в разговорах со взрослыми и сверстниками, касающихся «проблем Я». В cамоописаниях cемиклассников преобладают характеристики, которые можно обозначить, как «Я могу», «Я умею», «Я интересуюсь», отражающие личную значимость той или иной характеристики для подростка. Представления о собственных возможностях, интересах составляют основу самооценки школьников этого возраста, являются главным предметом их гордости, служат основой для чувства собственного достоинства. Кроме того, в самоописаниях семиклассников отражаются их представления о собственном росте, развитии, желание разобраться в происходящих в них переменах2. Cущественная черта подросткового возраста, оказывающая влияние на поведение, развитие школьника, − сила потребностей, мотивов, интенсивность и острота эмоциональных реакций. Требуется воспитательная работа по обогащению мотивационной сферы подростков, развитию у них широкого круга интересов, увлечений, становлению системы ценностей. Cледует также иметь ввиду отмечавшуюся выше повышенную потребность подростков в эмоциональном насыщении, «жажду ощущений», причём новых и сильных, с чем могут быть связаны рискованные формы поведения, любовь к громкой, «бьющей по нервам» (c точки зрения взрослых) музыке, первое знакомство с наркотиками. Наряду с этим, И. В. Дубровина отмечает, что особенностью эмоционального реагирования восьмиклассников является сравнительная лёгкость возникновения у них переживаний эмоциональной напряжённости, психологического стресса. Подростки бурно и непосредственно выражают свои эмоции, они часто не могут сдерживать радость, гнев, замешательство. Противоречивые психологические стремления, достаточно частые в подростковом возрасте (например, конфликт стремления утвердить свою взрослость и боязни последствий), ещё более усиливая общий нестабильный эмоциональный фон, могут приводить к частым и достаточно продолжительным аффектам. Известно, что аффективные реакции имеют сильный и в определённом смысле разрушительный, «взрывной» характер, Особенностью аффекта является полная поглощённость им, своеобразное «сужение» сознания, эмоции в этом случае полностью блокируют интеллектуальный план, и разрядка происходит в виде активного выброса эмоций: ярости, гнева, страха и др. Аффект является свидетельством того, что человек не может найти адекватного выхода из ситуации. На аффективные проявления в подростковом возрасте существенное влияние оказывает повышенная чувствительность к ситуациям, актуализирующим ведущие потребности возраста, прежде всего потребность в самоутверждении.

В своей работе "Мозг. Обучение. Здоровье" Ротенберг В.С., Бондаренко С. М. (1989) обращают внимание на то, что на сохранение эмоциональной устойчивости в наибольшей степени влияет поисковая активность, то есть «деятельность, направленная на изменение неприемлемой ситуации или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств» [47]

Развитие поисковой активности школьника – важный фактор профилактики эмоциональной напряжённости. Для профилактики эмоциональной напряжённости целесообразно специально включать в различные виды деятельности подростка усложнённые, новые задания, предъявляющие к нему повышенные требования, научить подростка выполнять подобные задания и обеспечить условия для тренировки. Полезно также научить использовать юмор для разрядки эмоционального напряжения. Эффективность обучения подростка управлению своими эмоциональными состояниями, во многом зависит от особенностей его отношения к себе. Завышенная или заниженная самооценка, конфликтные типы самооценок существенно ухудшают эмоциональное самочувствие школьника и создают барьеры для необходимых изменений. В таких случаях следует начинать работу с изменения отношения школьника к себе, улучшения и укрепления его самооценки.
Цели и задачи курса

Цели:

Образовательные: формирование у обучающихся представлений о понятиях «здоровье», «здоровый образ жизни», «социальная ответственность»; ознакомление с причинами и последствиями употребления ПАВ; изучение социальных и правовых норм для понимания ответственности за нарушения законодательства в сфере незаконного оборота наркотических веществ.

Воспитательные: формирование у обучающихся ценностей здорового образа жизни, готовности осмысленно решать повседневные жизненные ситуации, связанные с риском, в том числе, риском употребления ПАВ, внутренних установок сопротивления социальному давлению группы, связанному с рисками употребления ПАВ

Развивающие: развитие у обучающихся критического мышления в отношении информации связанной с ПАВ и мотивации к социально одобряемой деятельности; формирование у подростков нового положительного опыта для личностного развития в процессе межличностного и группового содержательного общения; создание в процессе совместной деятельности педагогов и школьников благоприятных условий для становления и развития личности обучающихся, присвоения ими внутренней ответственности за принятие на когнитивном, эмоциональном, поведенческом уровнях ценностей и норм здорового образа жизни; формирование копинг-стратегий и внутренних защит от употребления ПАВ.

Задачи:

1. Создать психологические условия, средовые характеристики, способствующие приобретению подростками нового положительного опыта межличностного и группового содержательного общения как фактора защиты личности от употребления ПАВ.

2. Способствовать формированию основ правовой культуры как необходимости следовать социальным и правовым нормам общества на основе ознакомления с этими нормами, в том числе, в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

3. Способствовать формированию паттернов (повторяющихся образцов) правопослушного ответственного поведения, исполнения законов.

4. Способствовать формированию здорового стиля жизни и отрицательного отношения к употреблению ПАВ.

5. Создать предпосылки для формирования готовности принимать осознанные раз решения в повседневных жизненных ситуациях, в том числе, ситуациях, связанных с социальными рисками, с риском употребления ПАВ.

6. Способствовать развитию критического отношения к информации, связанной с ПАВ и предложениям их приобретения и употребления.

7. Содействовать развитию мотивации к социально одобряемой деятельности, исключающей употребление ПАВ.

8. Создать условия для приобретения опыта целеполагания, разработки и реализации собственных идей и проектов в сфере пропаганды здорового образа жизни , законопослушного поведения, предупреждения употребления ПАВ.
Таким образом, реализация программы способствует достижению трёх уровней результатов:

Первый уровень результатов – приобретение и усвоение обучающимися в процессе взаимодействия ученика с ведущим взрослым как значимыми для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта социальных знаний (об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), представлений о социальной реальности и повседневной жизни, в которой существуют риски, связанные с проблемой распространения и употребления ПАВ.

Второй уровень результатов – развитие социально значимых отношений, получение опыта ценностного отношения к социальной реальности в целом, способствующих формированию установок к здоровому образу жизни и неприятию ПАВ, в процессе взаимодействия обучающихся между собой в защищённой, дружественной среде.

Третий уровень результатов – приобретение подростком опыта самостоятельного социально значимого действия, направленного на пропаганду ценностей здорового образа жизни и отрицательного отношения к употреблению ПАВ.
Формы контроля уровня усвоения содержания

Программа предусматривает вариативные формы контроля уровня освоения обучающимися содержания разделов (тем):

  • тематические выставки творческих работ участников;

  • викторины;

  • заключительным этапом программы является организация и проведение Праздников достижений участников «Шаги к здоровью»;

  • анкетирование участников (заполнение анкеты обратной связи);

  • обратная связь (рефлексия) участников (устные высказывания участников по определённой заданной ведущим схеме).


Формы занятий

Занятия могут проводиться учителями, классными руководителями, педагогами-организаторами, педагогами-психологами, педагогами организаций дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности и в части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, в рамках внеурочной деятельности.

Формы работы по программе: интерактивное взаимодействие в больших и малых группах. Использование групповой работы – важнейший элемент современного обучения. Работа в группе позволяет обучающимся приобрести ряд важнейших качеств: умение вырабатывать совместное решение; терпимость к другим людям и позициям; необходимость поиска компромиссов; способность аргументировать свою точку зрения; стремление к диалогу; умение строить отношения с учётом эмоционального состояния других людей, своего собственного, общей атмосферы в группе.

Профилактические занятия реализуются так же через такие формы, как круглые столы, учебные конференции, диспуты, поисковые и научные исследования, социальное проектирование. В программу занятий включены психогимнастические упражнения, элементы аутотренинга, предусмотрено чередование приоритетов эмоциональных, интеллектуальных, поведенческих нагрузок при выполнении заданий и упражнений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Программа профилактики наркомании для обучающихся 6-7 классов iconПоложение о Ежегодной всероссийской олимпиаде научных и студенческих...
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Ежегодной всероссийской олимпиады научных и студенческих работ в...

Программа профилактики наркомании для обучающихся 6-7 классов iconПоложение республиканского этапа Ежегодной Всероссийской Олимпиады...
Еспубликанский этап Ежегодной Всероссийской Олимпиады научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности...

Программа профилактики наркомании для обучающихся 6-7 классов iconИнформирование о юридической ответственности
Методические рекомендации предназначены для специалистов, работающих в сфере профилактики наркомании, и содержат необходимую информацию...

Программа профилактики наркомании для обучающихся 6-7 классов iconРабочая программа по праву для обучающихся 11 классов социально-гуманитарного...
...

Программа профилактики наркомании для обучающихся 6-7 классов icon1. 1 Приоритеты концепции развития здравоохранения Российской Федерации
Профилактика наркомании и токсикомании. Роль медицинского персонала в профилактике наркомании и токсикомании и реализации целевых...

Программа профилактики наркомании для обучающихся 6-7 классов iconМетодические рекомендации по профессиональной ориентации обучающихся...
Профессиональная ориентация обучающихся 5-6 классов в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта

Программа профилактики наркомании для обучающихся 6-7 классов iconОсновы профилактики наркомании и наркопреступности
Начальник Департамента информационного и межведомственного взаимодействия фскн россии генерал-лейтенант полиции Михайлов А. Г

Программа профилактики наркомании для обучающихся 6-7 классов icon«Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа...

Программа профилактики наркомании для обучающихся 6-7 классов iconРабочая программа по английскому языку для обучающихся 6 класса Учитель:...
Данная рабочая программа по английскому языку предназначена для обучающихся 6-х классов общеобразовательной школы, продолжающих изучение...

Программа профилактики наркомании для обучающихся 6-7 классов iconРабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка»...
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск