1. Основы теории специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания. Систематика и статистика специальной педагогики. Предметные отрасли


Название1. Основы теории специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания. Систематика и статистика специальной педагогики. Предметные отрасли
страница1/11
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
1. Основы теории специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания. Систематика и статистика специальной педагогики. Предметные отрасли

современной специальной педагогики, ее связь с другими науками.

Специальная педагогика - это теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях затруднительно или невозможно. Спец. пед-ка охватывает всю жизнь чел-ка с ограниченными возможностями.Так как она является составной частью педагогики, то пользуется большинством общепедагогических терминов, но в то же время имеет и свои понятия, свою терминологию, которые отображают её специфику как научной дисциплины:

Специальные термины:

Лица с ограниченными возможностями - лица, имеющие физический или психический недостаток, который препятствует усвоению образовательных программ без специальных условий.

Специальное образование - дошкольное, общее и специальное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.

Специальное образовательное учреждение - образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Реабилитация - это применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного характера с целью подготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей.

Субьектом изучения или пед. помощи – человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

Объект - специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями.

Предмет - теория и практика специального образования.

Цель - достижение личностью максимально возможной самостоятельности и независимой

жизни, т.е. социализация личности и самореализация.

Задачи:

  1. Изучение закономерностей развития личности с учетом ограниченных возможностей жизнедеятельности.

  2. Определить и обосновать построение педагогических классификаций лиц с ограниченными возможностями.

  3. Изучение закономерностей специального образования и педагогических систем образования лиц с ограниченными возможностями.

  4. Разработка научных основ содержания образования.

  5. Разработка и реализация образовательных коррекционно-педагогических программ.

  6. Разработка программ профориентации, профконсультирования, социально-трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями.

  7. Разработка механизмов профилактики возникновения нарушений.

В специальной педагогике в соответствии со сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии в основу классификации положен характер нарушения. => различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, незрячие, слабовидящие, лица с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, лица с нарушением эмоционально-волевой сферы, лица с нарушением интеллекта, лица с задержкой психического развития, лица с тяжелыми нарушениями речи, лица со сложными недостатками в развитии.

I место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%), II место - с нар. Интел.(около 20%), III место - с нар. речи (около 20%), остальные нар. составляют менее 20%. В России в настоящее время 4,5% детей относятся к категории детей с огран. возм. здоровья и нуждаются в специальном образовании. В 15% случаях нарушения интеллекта речь идет о детях с тяжелыми формами у. о., осложненными другими недостатками развития.

В начале 20 века начали складываться предметные отрасли специальной педагогики, к их числу относится: тифлопедагогика (незрячие и слабовидящие), сурдопедагогика (глухие, слабослышащие и позднооглохшие), тифлосурдопедагогика (слепоглухие), логопедия (лица с нарушением речи), олигофренопедагогика (нарушение интеллекта и образовательные затруднения), отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушением опорно-двигательного аппарата, отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушением эмоционально-волевой сферы.

Специальная педагогика тесно связана со смежными науками. Сюда относится педагогика, история, психология, физиология, медицина, лингвистика,соц. пед-ка.

В России по официальным данным 13 млн. инвалидов, в Смоленской области 3000 детей-инвалидов.

2. Философия как методологическая основа специальной педагогики. Мировоззренческие аспекты в специальной педагогике. Философские концепции отклонений. Западные и отечественные философы о проблемах специального образования. Направления построения новой парадигмы специальной педагогики.

Философия по отношению к специальному образованию выступает, во-первых, как мировоззренческий фундамент, включающих систему наиболее общих представлений о человеке. В соответствии с разделами философии выделяют основные мировоззренческие аспекты: онтологический, гносеологический, аксиологичесий, философско-антропологический, историко-философский, социально-философский. Место специального образования в структуре бытия выявляется с помощью онтологического аспекта. Для определения связи обучения и познания служит гносеологический аспект. В историко-философском аспекте осуществляется реконструкция взглядов философов прошлого на специально-педагогическую проблематику.

Проблемы существования, лечения и обучения людей, отягощенных болезнями или отклонениями в развитии, привлекали внимание философов, но изучение их в философии долгое время оставалось не достаточным.

В работах античных авторов встречаются отдельные упоминания о традиции избавляться от уродливых и болезненных детей. В средневековой философии аномалии человеческого развития воспринимались сквозь призму христианской веры. Болезнь является наказанием за грехи. Возрастает значение раскаяния. Это прообраз современной психокоррекции, которая является важной частью специальной психолого- педагогической помощи.

В связи с увеличением числа лиц с ограниченными возможностями мировоззренческое значение приобретают проблемы их образования и развития. Наибольшее внимание этим проблемам уделяется представителями трех направлений: экзистенциализма - Ясперс, Камю (избавление от патологических явлений - это движение к подлинному существованию), психоанализа - Фрейд, Адлер (развитие ребенка с дефектом - это процесс, направленный на социальную адаптацию и компенсацию) и постмодернизма - Фуко, Делёз (акцент на отсутствие границ между нормой и патологическими явлениями).

Для становления специальной педагогики 20 века огромное значение имело новое видение Трошиным предназначения специальных учебных заведений, деятельность которых была направлена на то, чтобы приблизить детей с нарушениями в развитии к норме, воспитание и обучение способствовали этому. На этом была построена методологическая основа дефектологии, развитая в дальнейшем Выготским. Выготский определил дефектологию как самостоятельную науку, имеющую свой объект исследования.

Его исследования позволили увидеть схожесть механизмов воспитания нормального ребенка и ребенка с патологией. В обоих случаях завязываются условные связи, но при нарушенном развитии они устанавливаются с сохранными органами (при слепоте - зрительных на слуховые и тактильные).

В настоящее время система специального образования переживает кризис, связанный с трудностями материального обеспечения специальных учебных заведений, отставанием становления специально-образовательной помощи от изменений социальных потребностей. С учетом взглядов Куна можно предположить, что преодоление кризиса специальной педагогики произойдет в результате смены ее парадигмы, т.е. образца решения теоретических и практических задач в данной научной области. Благодаря разработке новой парадигмы специальной педагогики станут возможными приближение специального образования к требованиям современной цивилизации.

К ведущим направлениям новой парадигмы могут быть отнесены:

    1. Гуманизация. Цель - сделать полноценным существование человека с ограниченными возможностями. Здесь концепция образования в течение всей жизни.

    2. Фундаментализация. Выражается в переосмыслении и укреплении общей базовой теории. Например, выяснение отличий нормы от патологии.

    3. Интеграция. Многообразие форм совестного обучения и воспитания детей с недостатками развития и их здоровых сверстников.



3. Социокультурные основы специального образования. Формирование

концепции социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями. Современный процесс социокультурного включения и адаптации лиц с ограниченными возможностями.

Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, распространенная до середины 20 века, как в России, так и за рубежом, сформировалась в конце 19 - начале 20 века. В ее основе лежала идея о социальной полезности человека. Согласно ей школа обязана воспитать активного и социально полезного члена общества. Ребенок с ограниченными возможностями не исключался из этого правила. Ценность специального образования виделась только как приобщение к общественно полезному труду через коррекцию и компенсацию дефекта. Общество подстраивало под свои законы человека с ограниченными возможностями, заранее объявив его неполноценным.

Концепция была дискредитирована в странах Западной Европы и США. Уже после Первой мировой войны за рубежом становятся популярными взгляды о бесполезности поддержки лиц с ограниченными возможностями, о необходимости достижения биологической «чистоты» расы путем стерилизации лиц, являющихся носителями опасных для общества дефектов умственного, физического или психического развития.

В советской специальной педагогике концепция социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями удачно соединилась с учением советской педагогики о воспитании социально полезных и активных строителей социализма. Эта концепция в нашей стране впоследствии не выродилась. Однако приоритет интересов общества над интересами личности узаконил статус граждан «второго сорта» применительно к людям с ограниченными возможностями.

Начиная с 1948 года, мировое сообщество начинает строить свою жизнь в соответствии с гуманистической направленностью. Появилась идея о достижении человека с ограниченными возможностями максимальной самостоятельности и независимости. Под независимой жизнью понимается не только материальная независимость, но и отсутствие зависимости от посторонних при общении, быту и в повседневной жизни.

Современный процесс социокультурного включения принимает в качестве основополагающей идею независимого образа жизни. Специальная педагогика изучает своеобразие проблем социокультурного включения применительно к каждой категории детей с особыми образовательными потребностями. Специальная педагогика формирует

необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения и самообслуживании, социализации, коммуникации и рекреации. Их развитие будет продолжено в условиях взрослой жизни, на их основе будет формироваться независимый образ жизни.

Жизнеобеспечение предполагает участие человека с ограниченными возможностями в общественном производстве, а также ведение домашнего хозяйства, самообслуживания. Человек с ограниченной трудоспособностью должен быть подготовлен не только к продуктивной жизни, но и к восстановлению сил и здоровья, утраченных в повседневной трудовой деятельности, т.е. умение организовать свой отдых, свое свободное время - рекреацию.

Отечественная система специального образования постепенно осваивает новую концепцию социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, центром которой является сам человек, его особые образовательные и иные потребности, его права и интересы.



4. Экономические основы специального образования. Экономическое развитие специального образования. Современное состояние экономического обеспечения системы специального образования. Перспективы экономического развития.

Уже в 19 веке появились первые учреждения специального образования для детей с отклонениями в развитии. До конца 19 века эти учреждения, как в России, так и за рубежом существовали преимущественно на благотворительные средства. С началом принятия закона об обязательном бесплатном начальном образовании число детей с ограниченными возможностями, стремившихся получить школьное образование резко возросло и система благотворительности оказалась уже не в состоянии экономически обеспечить это начинание.

В России, не смотря на введение в 1908 году обязательного бесплатного начального образования, специальное образование не было включено в государственный сектор финансирования. Вплоть до 1917 года оно существовало на средства Мариинского ведомства, на личные средства учредителей.

С начала 30-х годов 20 века любая благотворительная деятельность и сбор средств для нуждающихся были категорически запрещены. Отныне обязанность материального обеспечения советское государство приняло на себя.

Социальный статус учителя специальной школы в 20-30-е годы 20 века был крайне низким вследствие мизерности учительской зарплаты и пенсионного обеспечения. Для повышения привлекательности профессии, и в связи с необходимостью материальной компенсации ущерба здоровью вследствие значительных профессиональных вредностей в его труде в конце 30-х годов 20 века была сделана 20% надбавка к зарплате. Но в середине 80-х она была отменена.

Со второй половины 80-х годов 20 века экономка СССР вступила в период затяжного кризиса, который был отчасти преодолен к концу 90-х годов. В кризисный период финансирование было передано в ведение региональных и местных бюджетов.

Экономические перспективы развития системы специального образования, как показывает отечественный и зарубежный опыт, видятся в адресном финансировании каждого отдельного лица, получившего документальное право на специальное образование, с момента установления такого права. Перспективным представляется введение государственного именного образовательного обязательства. Это именной документ, устанавливающий обязанность органов власти осуществлять финансирование образования людей с ограниченными возможностями здоровья при их обучении в образовательных учреждениях всех типов. Реализация этой идеи в жизнь в 90-х годах не представлялась возможной из-за отсутствия необходимых средств, которые потребовались бы дпя изменения системы финансирования учреждений специального образования.

В современных условиях, когда резко активизировалась деятельность общественных организаций, родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, растет и стремление воспитывать таких детей в условиях семьи. В России начался процесс, главными тенденциями которого являются желание и готовность родителей воспитывать ребенка в семье, а не в структуре закрытых интернатных учреждений. Главные преимущества этого процесса - более рациональное расходование государственных средств и возможность не отрывать ребенка от семьи. Соответственно возникают проблемы изменения финансовых потоков, направляемых в настоящее время в учреждения социального обеспечения. При наличии системы именных образовательных обязательств данная проблема может быть успешно решена.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

1. Основы теории специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания. Систематика и статистика специальной педагогики. Предметные отрасли iconФакультет специальной педагогики и психологии
Факультет специальной педагогики и психологии основан 7 июня 2002 года (пр.№221-об от 01. 07. 2002). В составе факультета на сегодняшний...

1. Основы теории специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания. Систематика и статистика специальной педагогики. Предметные отрасли icon«Введение в развивающую диагностику» (3 кредита, 108 часа)
Куфтяк Е. В., доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии Костромского государственного...

1. Основы теории специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания. Систематика и статистика специальной педагогики. Предметные отрасли iconСпециальной одеждой и обувью
Правительством РФ. Для каждой отрасли действуют свои типовые нормы. О порядке обеспечения работников специальной одеждой и специальной...

1. Основы теории специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания. Систематика и статистика специальной педагогики. Предметные отрасли iconПрограмма дисциплины «Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
Программу дисциплины разработала ассистент Цивильская Е. А. Кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики, Институт психологии...

1. Основы теории специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания. Систематика и статистика специальной педагогики. Предметные отрасли iconУчебно-тематический план практики 6
«Уральский государственный педагогический университет», Институт педагогики и психологии детства, Факультет педагогики и методики...

1. Основы теории специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания. Систематика и статистика специальной педагогики. Предметные отрасли iconОсновная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения...
Положением об организации групп компенсирующей направленности в доу комбинированного вида, авторской программой Н. В. Нищевой, а...

1. Основы теории специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания. Систематика и статистика специальной педагогики. Предметные отрасли iconПрограмма дисциплины Судебная статистика для специальности 030501....
Предмет, метод и отрасли статисти ческой науки. Судебная (правовая) статистика ее предмет, задачи и методологические основы

1. Основы теории специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания. Систематика и статистика специальной педагогики. Предметные отрасли iconО книге М. М. Буткевича "К игровому театру" Мне посчастливилось некоторое...
Если продлить удачное название книги его педагога М. О. Кнебель "Поэзия педагогики", то можно было бы назвать труд М. М. Буткевича...

1. Основы теории специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания. Систематика и статистика специальной педагогики. Предметные отрасли iconДокументация
Иркутске и Иркутской области на автотранспорте и специальной технике, оказания сопутствующих услуг специальной техники

1. Основы теории специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания. Систематика и статистика специальной педагогики. Предметные отрасли iconВ республике коми
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск