1. Основы теории специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания. Систематика и статистика специальной педагогики. Предметные отрасли
современной специальной педагогики, ее связь с другими науками.
Специальная педагогика - это теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях затруднительно или невозможно. Спец. пед-ка охватывает всю жизнь чел-ка с ограниченными возможностями.Так как она является составной частью педагогики, то пользуется большинством общепедагогических терминов, но в то же время имеет и свои понятия, свою терминологию, которые отображают её специфику как научной дисциплины:
Специальные термины:
Лица с ограниченными возможностями - лица, имеющие физический или психический недостаток, который препятствует усвоению образовательных программ без специальных условий.
Специальное образование - дошкольное, общее и специальное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.
Специальное образовательное учреждение - образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Реабилитация - это применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного характера с целью подготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей.
Субьектом изучения или пед. помощи – человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.
Объект - специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями.
Предмет - теория и практика специального образования.
Цель - достижение личностью максимально возможной самостоятельности и независимой
жизни, т.е. социализация личности и самореализация.
Задачи:
Изучение закономерностей развития личности с учетом ограниченных возможностей жизнедеятельности.
Определить и обосновать построение педагогических классификаций лиц с ограниченными возможностями.
Изучение закономерностей специального образования и педагогических систем образования лиц с ограниченными возможностями.
Разработка научных основ содержания образования.
Разработка и реализация образовательных коррекционно-педагогических программ.
Разработка программ профориентации, профконсультирования, социально-трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями.
Разработка механизмов профилактики возникновения нарушений.
В специальной педагогике в соответствии со сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии в основу классификации положен характер нарушения. => различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, незрячие, слабовидящие, лица с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, лица с нарушением эмоционально-волевой сферы, лица с нарушением интеллекта, лица с задержкой психического развития, лица с тяжелыми нарушениями речи, лица со сложными недостатками в развитии.
I место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%), II место - с нар. Интел.(около 20%), III место - с нар. речи (около 20%), остальные нар. составляют менее 20%. В России в настоящее время 4,5% детей относятся к категории детей с огран. возм. здоровья и нуждаются в специальном образовании. В 15% случаях нарушения интеллекта речь идет о детях с тяжелыми формами у. о., осложненными другими недостатками развития.
В начале 20 века начали складываться предметные отрасли специальной педагогики, к их числу относится: тифлопедагогика (незрячие и слабовидящие), сурдопедагогика (глухие, слабослышащие и позднооглохшие), тифлосурдопедагогика (слепоглухие), логопедия (лица с нарушением речи), олигофренопедагогика (нарушение интеллекта и образовательные затруднения), отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушением опорно-двигательного аппарата, отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушением эмоционально-волевой сферы.
Специальная педагогика тесно связана со смежными науками. Сюда относится педагогика, история, психология, физиология, медицина, лингвистика,соц. пед-ка.
В России по официальным данным 13 млн. инвалидов, в Смоленской области 3000 детей-инвалидов.
2. Философия как методологическая основа специальной педагогики. Мировоззренческие аспекты в специальной педагогике. Философские концепции отклонений. Западные и отечественные философы о проблемах специального образования. Направления построения новой парадигмы специальной педагогики.
Философия по отношению к специальному образованию выступает, во-первых, как мировоззренческий фундамент, включающих систему наиболее общих представлений о человеке. В соответствии с разделами философии выделяют основные мировоззренческие аспекты: онтологический, гносеологический, аксиологичесий, философско-антропологический, историко-философский, социально-философский. Место специального образования в структуре бытия выявляется с помощью онтологического аспекта. Для определения связи обучения и познания служит гносеологический аспект. В историко-философском аспекте осуществляется реконструкция взглядов философов прошлого на специально-педагогическую проблематику.
Проблемы существования, лечения и обучения людей, отягощенных болезнями или отклонениями в развитии, привлекали внимание философов, но изучение их в философии долгое время оставалось не достаточным.
В работах античных авторов встречаются отдельные упоминания о традиции избавляться от уродливых и болезненных детей. В средневековой философии аномалии человеческого развития воспринимались сквозь призму христианской веры. Болезнь является наказанием за грехи. Возрастает значение раскаяния. Это прообраз современной психокоррекции, которая является важной частью специальной психолого- педагогической помощи.
В связи с увеличением числа лиц с ограниченными возможностями мировоззренческое значение приобретают проблемы их образования и развития. Наибольшее внимание этим проблемам уделяется представителями трех направлений: экзистенциализма - Ясперс, Камю (избавление от патологических явлений - это движение к подлинному существованию), психоанализа - Фрейд, Адлер (развитие ребенка с дефектом - это процесс, направленный на социальную адаптацию и компенсацию) и постмодернизма - Фуко, Делёз (акцент на отсутствие границ между нормой и патологическими явлениями).
Для становления специальной педагогики 20 века огромное значение имело новое видение Трошиным предназначения специальных учебных заведений, деятельность которых была направлена на то, чтобы приблизить детей с нарушениями в развитии к норме, воспитание и обучение способствовали этому. На этом была построена методологическая основа дефектологии, развитая в дальнейшем Выготским. Выготский определил дефектологию как самостоятельную науку, имеющую свой объект исследования.
Его исследования позволили увидеть схожесть механизмов воспитания нормального ребенка и ребенка с патологией. В обоих случаях завязываются условные связи, но при нарушенном развитии они устанавливаются с сохранными органами (при слепоте - зрительных на слуховые и тактильные).
В настоящее время система специального образования переживает кризис, связанный с трудностями материального обеспечения специальных учебных заведений, отставанием становления специально-образовательной помощи от изменений социальных потребностей. С учетом взглядов Куна можно предположить, что преодоление кризиса специальной педагогики произойдет в результате смены ее парадигмы, т.е. образца решения теоретических и практических задач в данной научной области. Благодаря разработке новой парадигмы специальной педагогики станут возможными приближение специального образования к требованиям современной цивилизации.
К ведущим направлениям новой парадигмы могут быть отнесены:
Гуманизация. Цель - сделать полноценным существование человека с ограниченными возможностями. Здесь концепция образования в течение всей жизни.
Фундаментализация. Выражается в переосмыслении и укреплении общей базовой теории. Например, выяснение отличий нормы от патологии.
Интеграция. Многообразие форм совестного обучения и воспитания детей с недостатками развития и их здоровых сверстников.
3. Социокультурные основы специального образования. Формирование
концепции социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями. Современный процесс социокультурного включения и адаптации лиц с ограниченными возможностями.
Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, распространенная до середины 20 века, как в России, так и за рубежом, сформировалась в конце 19 - начале 20 века. В ее основе лежала идея о социальной полезности человека. Согласно ей школа обязана воспитать активного и социально полезного члена общества. Ребенок с ограниченными возможностями не исключался из этого правила. Ценность специального образования виделась только как приобщение к общественно полезному труду через коррекцию и компенсацию дефекта. Общество подстраивало под свои законы человека с ограниченными возможностями, заранее объявив его неполноценным.
Концепция была дискредитирована в странах Западной Европы и США. Уже после Первой мировой войны за рубежом становятся популярными взгляды о бесполезности поддержки лиц с ограниченными возможностями, о необходимости достижения биологической «чистоты» расы путем стерилизации лиц, являющихся носителями опасных для общества дефектов умственного, физического или психического развития.
В советской специальной педагогике концепция социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями удачно соединилась с учением советской педагогики о воспитании социально полезных и активных строителей социализма. Эта концепция в нашей стране впоследствии не выродилась. Однако приоритет интересов общества над интересами личности узаконил статус граждан «второго сорта» применительно к людям с ограниченными возможностями.
Начиная с 1948 года, мировое сообщество начинает строить свою жизнь в соответствии с гуманистической направленностью. Появилась идея о достижении человека с ограниченными возможностями максимальной самостоятельности и независимости. Под независимой жизнью понимается не только материальная независимость, но и отсутствие зависимости от посторонних при общении, быту и в повседневной жизни.
Современный процесс социокультурного включения принимает в качестве основополагающей идею независимого образа жизни. Специальная педагогика изучает своеобразие проблем социокультурного включения применительно к каждой категории детей с особыми образовательными потребностями. Специальная педагогика формирует
необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения и самообслуживании, социализации, коммуникации и рекреации. Их развитие будет продолжено в условиях взрослой жизни, на их основе будет формироваться независимый образ жизни.
Жизнеобеспечение предполагает участие человека с ограниченными возможностями в общественном производстве, а также ведение домашнего хозяйства, самообслуживания. Человек с ограниченной трудоспособностью должен быть подготовлен не только к продуктивной жизни, но и к восстановлению сил и здоровья, утраченных в повседневной трудовой деятельности, т.е. умение организовать свой отдых, свое свободное время - рекреацию.
Отечественная система специального образования постепенно осваивает новую концепцию социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, центром которой является сам человек, его особые образовательные и иные потребности, его права и интересы.
4. Экономические основы специального образования. Экономическое развитие специального образования. Современное состояние экономического обеспечения системы специального образования. Перспективы экономического развития.
Уже в 19 веке появились первые учреждения специального образования для детей с отклонениями в развитии. До конца 19 века эти учреждения, как в России, так и за рубежом существовали преимущественно на благотворительные средства. С началом принятия закона об обязательном бесплатном начальном образовании число детей с ограниченными возможностями, стремившихся получить школьное образование резко возросло и система благотворительности оказалась уже не в состоянии экономически обеспечить это начинание.
В России, не смотря на введение в 1908 году обязательного бесплатного начального образования, специальное образование не было включено в государственный сектор финансирования. Вплоть до 1917 года оно существовало на средства Мариинского ведомства, на личные средства учредителей.
С начала 30-х годов 20 века любая благотворительная деятельность и сбор средств для нуждающихся были категорически запрещены. Отныне обязанность материального обеспечения советское государство приняло на себя.
Социальный статус учителя специальной школы в 20-30-е годы 20 века был крайне низким вследствие мизерности учительской зарплаты и пенсионного обеспечения. Для повышения привлекательности профессии, и в связи с необходимостью материальной компенсации ущерба здоровью вследствие значительных профессиональных вредностей в его труде в конце 30-х годов 20 века была сделана 20% надбавка к зарплате. Но в середине 80-х она была отменена.
Со второй половины 80-х годов 20 века экономка СССР вступила в период затяжного кризиса, который был отчасти преодолен к концу 90-х годов. В кризисный период финансирование было передано в ведение региональных и местных бюджетов.
Экономические перспективы развития системы специального образования, как показывает отечественный и зарубежный опыт, видятся в адресном финансировании каждого отдельного лица, получившего документальное право на специальное образование, с момента установления такого права. Перспективным представляется введение государственного именного образовательного обязательства. Это именной документ, устанавливающий обязанность органов власти осуществлять финансирование образования людей с ограниченными возможностями здоровья при их обучении в образовательных учреждениях всех типов. Реализация этой идеи в жизнь в 90-х годах не представлялась возможной из-за отсутствия необходимых средств, которые потребовались бы дпя изменения системы финансирования учреждений специального образования.
В современных условиях, когда резко активизировалась деятельность общественных организаций, родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, растет и стремление воспитывать таких детей в условиях семьи. В России начался процесс, главными тенденциями которого являются желание и готовность родителей воспитывать ребенка в семье, а не в структуре закрытых интернатных учреждений. Главные преимущества этого процесса - более рациональное расходование государственных средств и возможность не отрывать ребенка от семьи. Соответственно возникают проблемы изменения финансовых потоков, направляемых в настоящее время в учреждения социального обеспечения. При наличии системы именных образовательных обязательств данная проблема может быть успешно решена.
|