Дата:Раздел 2 ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ Урок 2АрхитектураЗадачи урока: познакомить учащихся с основами черчения: с понятиями «чертёж», «масштаб», «эскиз», «технический рисунок», «развёртка», «прочитать чертёж»,с основами масштабирования, выполнения чертежа развёртки, с основными линиями чертежа; закрепить правилабезопасности при работе ножом, ножницами; формироватьумение анализировать готовое изделие, составлять план работы; научить различать форматы бумаги: А4 и А3; напрактическом уровне показать значение клапанов присклеивании развёртки.
Планируемые результаты: научиться выполнять чертёж фигуры в масштабе, читать чертёж, выполнять чертёжразвёртки; сконструировать макет дома из бумаги.
Новые термины и понятия: архитектура, каркас, инженер-строитель, прораб, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развёртка, прочитать чертёж.
Ресурсы и оборудование.У учителя: учебник, рабочаятетрадь, иллюстрации разных стилей архитектуры, таблица «Стили архитектуры» на доске,готовое изделие «Дом».
У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, линейка, простой карандаш, ластик, клей, цветнаябумага, полиэтилен, лист формата А3, резак, ножницы,фломастеры.
Ход урокаПроверка домашнего задания.
Учимся новому.: «На прошлом уроке мы с вами познакомились с учебником и тетрадью для 3 класса иузнали, что мы отправимся в путешествие по городу. Первая наша остановка — это домЗнаете ли вы, как строятся дома?Прочитайте диалог Ани и Вани об архитектуре». Учащиесячитают диалог на с. 12—13 в учебнике, затем вместе с учителем обсуждают прочитанный материал и учатся самостоятельно делать выводы: для строительства зданий необходима разработка проекта, существует множество стилейархитектуры, которые имеют различные особенности, втом числе специфическую форму, декоративные элементы;современная архитектура основывается на внутреннем обустройстве зданий.
В соответствии с таблицей учащимся нужно определить стиль зданий на иллюстрациях,заранее подготовленных учителем.
Стиль
| Здания
| Декоративныеэлементы
| Форма здания
|
Готический
| Храмы, соборы, церкви,монастыри
| Арки с заострённым верхом, узкие и высокиебашни и колонны, многоцветные витражныеокна
| Подчёркнутая вертикальность,вытянутость
|
Классический
| Адмиралтейство, соборСв. Павла,дом Пашкова
| Сдержанностьдекоративногоубранства
| Симметричная, строгая
|
Барокко
| СоборСв. Петрав Риме, Зимний дворец
| Изобилиескульптуры нафасадах
| Сложные,текучие,криволинейные формы
|
Для закрепления знаний, полученных в результате данной работы, целесообразно провести опрос учащихся по основным особенностям изученных архитектурных стилей.
- Рассмотрите рисунок под определениями. Какойиз квадратов начерчен в реальную величину? А что вы можете сказать о двух других квадратах. Какие инструментынужны, чтобы выполнить такой чертёж?»
Чтобы школьники научились самостоятельно работатьс понятием «масштаб», необходимо выполнить задание«Фигура в масштабе» в рабочей тетради (с. 6).
Рабочая тетрадь. «Вам необходимо выполнить чертёж фигурыв масштабе 2 : 1. Что это значит? Прежде чем приступить к построению чертежа, составьте план работы в рабочейтетради. Для этого используйте слова для справок». Каждыйпункт плана необходимо проговорить вслух, чтобы в тетрадях учащихся был отражён правильный алгоритм работы.Слова в план работы необходимо вписать в такой последовательности: длину, 1:1, отрезков, 2, отложить, масштабе,чертёж. Также надо обсудить с детьми необходимые для работы инструменты. Важно обратить внимание учащихся нато, что длина некоторых отрезков на чертеже совпадает, поэтому надо измерить только длину отрезков, отмеченныхбуквами. Начинать построение чертежа в масштабе нужно отточки А, последовательно откладывая от неё отрезки нужных величин в направлениях, соответствующих направлениям отрезков на чертеже в масштабе 1 : 1..
Учимся новому. Изучение материала можно продолжить чтением текста учебника на с. 16. После можно предложить выполнить следующее задание: определить, на каком из заранее подготовленных учителем рисунков эскиз,на каком — технический рисунок, а на каком — развёртка, объяснив свой выбор.
«Важную роль в работе архитектора играетумение прочитать чертёж, эскиз, технический рисунок.Как вы думаете, что значит „прочитать чертёж"? Прочитайте правильное определение на странице 16 учебника».
Далее необходимо познакомить учащихся с основнымилиниями чертежа. Можно сначала предложить им вспомнить, с какими линиями они уже познакомились в 1—2 классах, какие из них использовали. Далее следует предложить учащимся внимательно рассмотреть чертёж нас. 17 учебника и выполнить задание «Чтение чертежа»в рабочей тетради (с. 7).
Рабочая тетрадь. Желательно проводить работу над заданием в рабочей тетради в группе, в процессе обсуждения.Это будет способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков. Учитель должен контролировать выполнение задания учащимися. Важно, чтобы у них в тетрадяхосталась верная последовательность работы над чтениемчертежа, так как это будет необходимо в дальнейшем. Особое внимание необходимо обратить на значение и роль клапанов, на грамотное нанесение размеров на чертеже, наразличие выносной и размерной линий и их значение. Наместе пропусков в рабочей тетради надо написать следующее: развёртка коробочки, 1 : 1, основание, 1, стенка, 4,клапан, 4, основание, 40, стенка, 10, клапан, 5, основание,40, стенка, 40, клапан, 10, картон, сплошная толстая линия, сплошная тонкая линия, штрихпунктирная линия,штрихпунктирная линия с двумя точками, намазыванияклеем, вырезать, согнуть, склеить.
Делаем сами. «Только что мы познакомилисьс элементами черчения, новые умения пригодятся нам в работе над нашим первым изделием — макетом дома. Давайте сначала проанализируем готовое изделие. Какие материалы и инструменты необходимы для работы над ним?(Какой способ соединения использован в работе над изделием? (С помощью клея.Важно вспомнить правила работы клеем.) Как можно оформить изделие? Каким способом?»
Перед работой над изделием необходимо составить планработы вместе с учителем: разметка, раскрой, сборка, отделка.
Разметка. «Для выполнения разметки мывоспользуемся чертежом в рабочей тетради, нам нужно будет выполнить такой чертёж в масштабе 2 : 1. Выполнятьчертёж будем на формате листа А3. Формат — это стандартизированный размер бумажного листа. Наш обычный альбомный лист — это лист формата А4. Лист формата А3 состоит из двух листов формата А4, он в 2 раза больше. Натаком листе мы выполним чертёж. Для этого вам сначаланужно прочитать чертёж в рабочей тетради». Чертёж выполняется под чутким руководством учителя. Он долженпомочь учащимся определить количество и название деталей, измерить длину и ширину деталей на чертеже и высчитать, какими будут величины на чертеже в масштабе2 : 1.
Раскрой. Когда чертёж развёртки будет готов, необходимо его вырезать. Сначала надо повторить правила работырезаком и ножницами. Затем вырезать развёртку и провести по линиям сгиба пустым стержнем от ручки по линейке.Затем необходимо разметить и вырезать окна. Для этогоучащиеся должны вырезать из бумаги небольшую прямоугольную деталь, которая, по их мнению, будет иметь размеры окна. Учителю необходимо контролировать эту работу. Затем учащиеся самостоятельно с помощью своейзаготовки размечают окна и чертят дверь. Окна вырезаются по линейке с помощью резака. Необходимо обратитьвнимание детей на то, что дверь вырезать до конца не нужно, одна из сторон должна остаться невырезанной.
Сборка. С внутренней стороны развёртки можно приклеить клеем куски полиэтилена так, чтобы они закрывалиокна. Получатся стёкла. Учитель должен продемонстрировать работу с новым материалом. Чтобы поселить в домежителей, нужно сделать дополнительные детали, используя заготовку для разметки окон. Нужно сделать деталитакого же размера, но с клапаном для приклеивания. Надеталях нужно выполнить рисунок. Затем вырезанные детали приклеиваются с помощью клапанов с внутреннейстороны развёртки. Важно, чтобы учащиеся смогли определить, где будет верх и низ изделия, какой стороной нужноклеить окна. После такой подготовительной работы нужносогнуть развёртку по линиям сгиба, намазать клапаны клеем и склеить макет дома.
Отделка. В конце нужно оформить макет дома. Пустьучащиеся самостоятельно придумают дополнительные детали, например ручку на входную дверь, козырёк над дверью и т. д.
Подведём итоги. Итогом урока станет выставка работучащихся. Изделия анализируются и оцениваются по следующим критериям: аккуратность, оригинальность, цветовое решение. Также полезно узнать у детей, какая частьурока оказалась наиболее сложной, что на уроке понравилось больше всего, как учащиеся могут сами оценить своюработу.
Домашнее задание. Сфотографируйте своё изделие дляпапки достижений. На следующий урок принесите плоскогубцы, кусачки, медную или алюминиевую проволоку диаметром 0,5 мм длиной 3 м.
Дата:
Урок 3 Городские постройкиЗадачи урока: познакомить с новыми инструментами — плоскогубцами, кусачками, правилами работы этими инструментами, возможностями их использования в быту; научить применять эти инструменты при работе с проволокой; отработать навык выполнения технического рисунка.
Планируемые результаты: уметь различать плоскогубцы и кусачки, резать, сгибать и соединять проволоку,выполнять технический рисунок; сконструировать модельтелебашни из проволоки.
Новые термины и понятия: проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы.
Ресурсы и оборудование.У учителя: учебник, рабочаятетрадь, образец готовой модели телебашни из проволоки,изображения разных телебашен, острогубцы, плоскогубцы,проволока.
У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, плоскогубцы, острогубцы, проволока, линейка.
Ход урока«Как называлась остановка? Что мы там увидели?Что вам особенно запомнилось?»
Учимся новому. Учитель: «Наша следующая остановка — телебашня. Откройте учебник на странице 20. Прочитайте текст на этой странице и ответьте на вопросы Ани».Из ответов учащихся можно будет понять, насколько хорошо был усвоен материал прошлого урока. Можно попросить их не только определить, какие из строений на рисунках могут быть выполнены по той же технологии, что идом, но и составить план работы над этим изделием.
Дополнительная информация. По своему практическому назначению архитектурные сооружения делятся на несколько типов:
жилые дома,
промышленные здания,
хозяйственные здания,
общественные здания,
мемориальные здания.
Учимся новому. «Сегодня мы будем делать макет телебашни из проволоки. Прочитайте, что это за материал, на странице 21». Дети читают текст, после чего необходимо провести опрос: «Какой формы проволока? Из чего еёпроизводят? Для чего она обычно используется? Что такоесверло? Почему это слово выделено цветом?
Изучение нового материала можно продолжить знакомством с новыми инструментами — кусачками и плоскогубцами. Учитель предлагает сначала рассмотреть иллюстрациив учебнике (с. 21) и описать изображённые на них предметы.Затем он демонстрирует инструменты и объясняет, зачемони нужны и как ими пользоваться. Необходимо отработатьправила работы кусачками вместе с учащимися, так как этоновый сложный инструмент. Стоит узнать у детей, виделили они раньше, как и для чего используются кусачки.
Плоскогубцы — ручной слесарный инструмент, используемый для прочного захвата мелких металлическихдеталей, изгибания некрупных деталей, металлических проводов и проволок и для выпрямления, скручивания, сгибания проволоки. Этот инструмент состоит из двух половинок,скреплённых между собой в одной точке. Каждая часть с одного конца изогнута и образует ручку, а другой конец немного расплющен в плоскую рабочую часть. Называется этачасть «губки». У этого инструмента губки плоские. Чтобыдеталь не выскользнула во время работы, на поверхность захвата нанесена насечка. Плоскогубцы с изолированными рукоятками могут использоваться ещё и для электромонтажных работ, т. е. для работ с электричеством.
Дополнительный материал. Операцию скручиванияпроволоки можно выполнить также пассатижами и круглогубцами. А откусывать или отрезать проволоку удобно нетолько кусачками, но и острогубцами.
Острогубцы — особо заострённые щипцы для разделения, откусывания проволоки, металлической жилы, прутка, гвоздей, кусков металла. К острогубцам относят отрезные клещи или щипцы с острыми губами. Как правило, изсоображений безопасности для предупреждения пораженияэлектрическим током рукоятки острогубцев изготавливаются с использованием изолирующего покрытия.
После знакомства с новым материалом желательно провести фронтальный опрос для закрепления полученных знаний: «Попробуйте самостоятельно сделать вывод, какие приёмы работы с проволокой существуют. Все эти приёмы мыбудем использовать в работе над изделием „Телебашня"».
Перед тем как приступить к практической работе, полезно провести подготовительную беседу о том, какие телебашни известны учащимся, чем они различаются, где располагаются в городе, каковы их основные функции.
Делаем сами. «Проведём анализ изделия „Телебашня". Материал — проволока. Проволока представляет собой смесь сплавов металлов, бывает из стали,алюминия. Возьмите проволоку и попробуйте опытным путём определить, какими свойствами обладает данный материал (сгибается, тонкая, длинная, круглое сечение в разрезе)». Учащиеся самостоятельно определяют инструментыдля работы, затем читают план работы над изделиемв учебнике (с. 22) и составляют собственный план работы,определяя при этом метод разметки, раскроя, сборки и способ оформления изделия.
Затем при наличии времени учащиеся могут выполнитьзадание «Технический рисунок телебашни» в рабочей тетради (с. 9). Это будет способствовать закреплению навыкавыполнения технического рисунка и умения отличать технический рисунок от других видов чертежа.
После подготовительной работы учащиеся вместе с учителем приступают к работе над изделием. Учитель долженконтролировать работу учащихся, следить за выполнениемправил работы кусачками и плоскогубцами.
Разметка. Целесообразно показать учащимся, как выполнять разметку проволоки по линейке. Дети могут работать в парах, так как удобно, чтобы один человек держалпроволоку, а другой отмерял на ней с помощью линейкиотрезки нужной длины и ставил риски. Здесь также полезно напомнить учащимся об экономном использовании материала.
Раскрой. Раскрой выполняется при помощи кусачек.Учитель демонстрирует, как нужно резать проволоку.
Сборка. Сборка — самый сложный и трудоёмкий, а также травмоопасный этап работы. Учащимся необходимобыть особенно внимательными. Учитель должен обратитьих внимание на то, что при работе с проволокой нужно беречь глаза. Каждый этап сборки должен быть показан учителем отдельно в соответствии с планом и иллюстрациямив учебнике. Вероятно, учащимся понадобится помощь учителя при огибании одним куском проволоки другого куска.
Отделка. Желательно, чтобы учащиеся придумали способ и выбрали материалы для оформления изделия самостоятельно. Можно предложить им оформить изделие с помощью цветной бумаги и цветных ниток в виде гирлянд(большой популярностью в современном оформлении архитектурных сооружений является подсветка, которую какраз можно сымитировать при помощи данных материалов).
Подведём итоги. Итогом урока может стать презентацияработ учащимися, во время которой они должны рассказатьо том, как работали над изделием, какие материалы и инструменты им потребовались, какие трудности возникли в работе, и придумать название своей телебашне. Критерии дляоценивания работ: аккуратность, цветовое решение и оригинальность оформления, умение представить свою работу.
Домашнее задание.. На следующий урок принесите невысокую коробку, небольшое количество разных природных материалов: шишки, листочки,крупу.
Дата:
Урок 4