Р. М. Базылева, канд филол наук, Н. И. Иголкина (отв секретарь), канд пед наук, Е. Н. Базанова, канд ист наук


НазваниеР. М. Базылева, канд филол наук, Н. И. Иголкина (отв секретарь), канд пед наук, Е. Н. Базанова, канд ист наук
страница1/14
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



П роблемы межкультурной коммуникации


ISSN 1817-3241

ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ




Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ


Межвузовский сборник научных трудов

В Ы П У С К 4

Под редакцией Л. И. Сокиркиной

ИЗДАТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2007

У


ДК 802/808(082)

ББК 81.2-5я43

Л59


Л59
Лингвометодические проблемы преподавания иностранных языков в высшей школе: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Л.И. Сокиркиной. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. – Вып. 4. – 128 с.: ил.

В четвертый выпуск сборника включены статьи, отражающие результаты исследований в области межкультурной коммуникации, методики преподавания иностранных языков, теоретического и прикладного переводоведения, использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

Для специалистов в области лингвистики, методики преподавания иностранных языков и межкультурной коммуникации.

Р е д а к ц и о н н а я к о л л е г и я :

Л.И. Сокиркина (отв. редактор), канд. филол. наук,

Р.М. Базылева, канд. филол. наук,

Н.И. Иголкина (отв. секретарь), канд. пед. наук,

Е.Н. Базанова, канд. ист. наук


УДК 802/808(082)

ББК 81.2-5я43

ISSN 1817-3241  Саратовский государственный

университет, 2007

ПРЕДИСЛОВИЕ
В четвертом выпуске сборника научных трудов «Лингвометодические проблемы преподавания иностранных языков в высшей школе» представлены статьи преподавателей иностранных языков высших учебных заведений Саратова, Пензы, Ставрополя, Карачаевска. В сборник вошли статьи, которые продолжают традицию, заложенную в предыдущих выпусках, а именно комплексного подхода к изучению проблем, связанных с преподаванием иностранных языков в высшей школе. Авторы знакомят читателей с результатами теоретических и прикладных исследований в области лингвистики, межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков.

Особенностью данного выпуска является то, что в нем появилась новая рубрика – «Проблемы теоретического и прикладного переводоведения», где можно познакомиться с работами по изучению проблем перевода как художественной литературы (Д.Н. Жаткин, С.В. Бобылёва, С.А. Хрянина, М.В. Колесник), так и научных текстов (Л.А. Глазкова, Н.А. Калинина).

Взаимопроникновение языков и культур в современном мире является предметом интереса исследователей и творческих людей уже давно. Восприятие другой культуры и способы передачи своих впечатлений писателями и кинематографистами стало предметом интереса некоторых авторов (М.А. Фомина, Д.Н. Целовальникова). В ряде других работ затрагивается лингвистический аспект осуществления межкультурной коммуникации (Б.Р. Могилевич, М.Б. Текеева, Э.А. Шабанова).

В рубрике «Проблемы функционирования языка» опубликованы статьи, в которых приведены результаты исследований о функционировании языка как средства коммуникации на современном этапе развития общества (Н.А. Кубракова, Т.А. Присяжнюк, И.Ю. Саяпина). Результаты исследования лингвистических особенностей речи при усвоении иностранного языка представлены в работе Е.Н. Даштоян.

Способы повышения эффективности преподавания иностранных языков и оптимизация учебного процесса в высших учебных заведениях  темы исследований преподавателей-практиков. В своих статьях они делятся опытом по внедрению в педагогическую практику новых методов и инновационных средств обучения (Р.М. Базылева, И.П. Крамаренко, И.В. Катаржина, Е.Н. Красикова, И.С. Толстова, Е.М. Учаева, Т.В. Цыкина, М.А. Зай-цева, С.Ю. Гаврилова).

Представленные в статьях сборника результаты научно-исследова-тельской работы авторов отражают современные тенденции теоретических и прикладных направлений в тех областях знаний, которые связаны с линг-вометодическими проблемами преподавания иностранных языков в высшей школе.


Л.И. Сокиркина

ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС И ОБРАЗОВАНИЕ В США:

СОВРЕМЕННЫЕ ИНДЕЙСКИЕ ПЛЕМЕННЫЕ КОЛЛЕДЖИ
Е.Н. Базанова

Саратовский государственный университет

Кафедра английского языка и межкультурной коммуникации
В современном мире национальный вопрос остро стоит во многих полиэтнических странах. США является прекрасным примером того, как в одной из самых густонаселенных стран мира, традиционно считающейся очень терпимой в плане решения национальных и религиозных вопросов, долгое время тлеют разногласия между национальными диаспорами и как правительство старается выстроить сбалансированные отношения с каждой этнической группой. Тем не менее США остается страной, в которой официальная политика равных возможностей независимо от национальной и религиозной принадлежности распространяется на все сферы жизни. И область высшего образования не исключение.

Несмотря на то что поступление в любой вуз страны происходит по принципу равных возможностей для абитуриентов разного этнического происхождения, в силу финансовых, географических, культурных и иных факторов, процент не белых абитуриентов, особенно коренного населения, в вузах страны невелик. В США существует развитая система учебных заведений для представителей национальных меньшинств страны  государственные и частные университеты, а также колледжи. Подчас такие учебные заведения для национальных меньшинств объединены в ассоциации – например, Консорциум высшего образования для американских индейцев (American Indian Higher Education Consortium) или Ассоциация колледжей и университетов для коренного населения (Association of Tribal Colleges and Universities).

Мы бы хотели заострить внимание на индейских племенных колледжах, история которых ярко иллюстрирует, с одной стороны, плодотворную борьбу коренных народов за право на самоопределение и самоуправление, а с другой – успешный опыт американского правительства в области поддержки так называемого «этнического образования».

На сегодняшний день в Америке, по разным данным, от 10 до 20 мил-лионов человек имеют индейские корни, но лишь немногие из них идентифицируют себя как коренные американцы [1, 3334]. Данные последней переписи населения показывают, что индейцы составляют 0.9% американского населения [2].

В течение многих лет индейское образование было направлено в основном не на учёбу как таковую, а на «американизацию» учащихся. И хотя количество выпускников среди коренного населения увеличилось к концу ХХ в., общий уровень образования среди индейцев остаётся низким (по сравнению со средним по стране) [3, 31]. По наблюдениям известного американского индеаниста Д. Хили, единственной позитивной подвижкой являются колледжи, контролируемые племенами; более 30 таких колледжей появилось с 1960-х гг. Они располагаются непосредственно на территориях резерваций или около них и предоставляют 2-годичное образование. Некоторые из них были построены на деньги, вырученные от игорного бизнеса. Преподавание в колледжах такого типа отвечает нуждам и запросам коренного населения и ориентированно на тех студентов, которые затем продолжают своё образование за пределами резерваций [4, 331].

Первый колледж, который полностью контролировался племенными властями, был создан в резервации племени навахо в 1968 г. Причиной создания такого индейского колледжа стало большое количество студентов навахо, не окончивших образование во внерезервационных учебных заведениях. Именно поэтому племенные власти решили основать собственный колледж с двухгодичным обучением – Общинный Колледж Навахо. Среди преимуществ подобного вида образовательного института называлось то, что «студенты испытывали меньшее количество финансовых и психологических проблем, а также изучали культуру и систему жизненных ценностей племени навахо» [5, 649].

Примеру навахо последовали и другие племена. К 1990 г. в США существовало уже 24 индейских колледжа, где студенты могли получить диплом младшего специалиста. Два колледжа – Оглала Лакота Колледж и Синте Глеска Колледж – предоставляют возможность обучения по системе бакалавриата.

Современный индейский колледж обычно располагается в нескольких зданиях, которые были подарены индейской общине или арендуются племенем. Иногда под учебные заведения приспосабливаются другие помещения. Например, Литтл Биг Хорн Колледж базируется в бывшем спортивном центре, одно из помещений Форт Бертхолд Колледжа – это бывшее почтовое отделение, Синте Глеска Колледж перестроил книжный магазин под классную комнату. И только несколько индейских колледжей имеют в своем распоряжении просторные строения. В резервации навахо студенты проходят обучение в колледже, расположенном в самом центре резервации: шестиэтажное административное здание построено в национальном стиле и окружено другими университетскими подразделениями (общежитие, спортивный зал и студенческий центр).

Однако несмотря на то что во второй половине ХХ века коренные американцы получили возможность основывать собственные образовательные учреждения и размещать их на территориях резерваций, количество учеников, которые эти колледжи могли принять, было ограничено – прежде всего вследствие того что сами колледжи были небольшими [6].

Отличительной особенностью племенных колледжей является то, что наряду с общеобразовательной программой, в них ведется преподавание традиционно индейских предметов, что, по мнению резервационного населения и педагогов, подготовит студентов, с одной стороны, к резервационной жизни, а с другой – к общению со внерезервационным, внешним окружением. Таким образом, можно выделить три основные характеристики индейских колледжей. Во-первых, учебные программы в таких колледжах всегда построены с опорой на традиционную индейскую культуру. Ученики изучают племенной язык, искусство и философию не как дополнительные предметы, а как основные. Во-вторых, главный акцент делается на преподавание таких дисциплин, которые наиболее востребованы в жизни конкретной резервации. В результате большинство выпускников не испытывают больших трудностей в поисках работы в той или иной индейской общине. В-третьих, на базе колледжей часто проводятся научно-прак-тические исследования, которые отвечают насущным требованиям общины и спонсируются племенными властями. Это приводит к тому, что индейские образовательные учреждения сочетают в себе функции колледжа и исследовательского центра.

В качестве примера можно привести уже упоминавшийся Общинный Колледж Навахо. В его уставном документе сказано, что основной задачей колледжа является повышение образовательного уровня студентов на основе индейских традиций. Среди важнейших дисциплин называются изучение философии племени, языка, истории, культуры, профессиональная подготовка, позволяющая выпускникам успешно существовать в мультикультурном и технологическом обществе, проведение научных исследований, делающих вклад в социальное и экономическое развитие резервационной общины [7].

В заключение хотелось бы отметить, что современное коренное население в США уникально не только тем, что обладает определенной автономией, собственными территориями, поселениями, правительствами, но также и тем, что добилось права создавать и развивать собственные, этнические образовательные учреждения. И хотя на современном этапе функционирование индейских колледжей не лишено многочисленных проблем, трудно не разделить уверенности племенных властей в успешном развитии чисто индейского, традиционного образования. Ведь именно такое обучение, построенное на соединении общеобразовательной программы и изучении культурно-исторических основ традиционного уклада жизни, как нельзя лучше соответствует современным нуждам индейских общин.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Wilkins David E. American Indian Politics and the American Political System. Lanham, Oxford, 2002.

2. U.S. Census Bureau. http://www.census.gov

3. Population Bulletin. 1999. Vol.54, №3.

4. Healey Joseph F. Race, Ethnicity, Gender and Class. Thousand Oaks, 2003.

5. Native America in the Twentieth Century: An Encyclopedia / Ed. by Mary B. Davis. N.Y.; L., 1996.

6. Tribal Colleges: Shaping the Future of Native America. Princeton, 1989.

7. Navajo Community College http://www.dinecollege.edu

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ КОММУНИКАЦИИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Н.И. Иголкина

Саратовский государственный университет

Кафедра английского языка и межкультурной коммуникации
Лингвистические исследования начала XXI в. характеризуются небывалым интересом к проблеме влияния экстралингвистических факторов на современный язык. Исследователи отмечают, что проблемы взаимоотношения и взаимовлияния языка и общества привлекали внимание исследователей давно, но именно сейчас социолингвистический подход приобрел особую актуальность, что связывают с господствующей в настоящее время антропоцентрической парадигмой. «Современный этап в развитии антропоцентрического языковедения знаменует переход от изучения коммуникации, сознания, речевого поведения вообще к попыткам определения своеобразия коммуникативных проявлений, которые свойственны либо социальной группе, либо являются характеристиками отдельно взятого индивида» [Седов, с.6].

Анализ работ, посвященных исследованию актуальных проблем в современной социолингвистике, позволил определить ряд следующих направлений, которые вызывают наибольший интерес у исследователей:

 изучение национальной специфики и сохранение культурной идентичности в условиях глобализации и расширения межкультурных контактов;

 исследование профессиональной составляющей речевого поведения и коммуникативной компетенции;

 изучение разговорной речи с точки зрения влияния на коммуникативный процесс различных экстралингвистических факторов.

Интерес к этим направлениям объясняет актуальность изучения речи преподавателей иностранного языка, так как в силу специфики своей профессии они в большой степени подвергнуты влиянию других культур и других языков. Нами было проведено исследование с целью выявления особенностей влияния профессиональной деятельности, связанной с изучением и преподаванием английского языка и межкультурной коммуникации, на речь членов профессионального сообщества.

Заимствования реалий и обозначающих их лексических единиц (ЛЕ) представляют собой одно из самых очевидных последствий взаимовлияния языков и культур. Изучение заимствований является постоянным предметом интереса лингвистов. Анализ работ по данной тематике показывает, что в центре внимания исследователей чаще всего оказываются следующие вопросы:

 принципы дифференциации заимствований и иноязычных вкраплений, связанных с переключением кода и интеркода;

 классификация заимствований;

 причины заимствования.

В данной статье делается попытка оценить роль и проанализировать причины англоязычных вкраплений в речи преподавателей английского языка на родном (в данном случае русском) языке. Анализу были подвергнуты англицизмы, которые встречаются в устной и письменной речи преподавателей кафедры английского языка и межкультурной коммуникации Саратовского государственного университета при общении друг с другом. За рамками нашего анализа остались заимствования, которые функционируют в других социально-коммуникативных системах или имеют широкое распространение во всем современном российском обществе и вошли в систему русского языка (например, менеджер, органайзер, шоу, шопинг, спикер и т.д.).

Изучение и анализ собранного материала позволили разделить англоязычные элементы в речи преподавателей английского языка на две группы. В первую (большую) группу входят англицизмы, использование которых связанно с ситуациями обсуждения профессиональной деятельности преподавателей, а именно преподавание английского языка, общение по методическим и организационным вопросам. В этой группе мы выделяем следующие подгруппы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Р. М. Базылева, канд филол наук, Н. И. Иголкина (отв секретарь), канд пед наук, Е. Н. Базанова, канд ист наук iconМетодические рекомендации по исполнению запросов социально-правового характера москва 2011
Вниидад канд ист наук И. В. Волкова (руководитель темы), составители: канд ист наук И. А. Дегтярева (отв исполнитель), канд ист наук...

Р. М. Базылева, канд филол наук, Н. И. Иголкина (отв секретарь), канд пед наук, Е. Н. Базанова, канд ист наук iconВедомственные строительные нормы строительство магистральных и промысловых трубопроводов
Л. П. Семенов канд техн наук; Г. И. Крус канд хим наук; В. Б. Серафимович канд хим наук; Т. С. Воронина канд хим наук; В. И. Орехов...

Р. М. Базылева, канд филол наук, Н. И. Иголкина (отв секретарь), канд пед наук, Е. Н. Базанова, канд ист наук iconРоссийской Федерации Дальневосточный государственный университет...
Л. П. Бондаренко, канд филол наук, профессор; Л. Е. Корнилова, старший преподаватель; Н. С. Морева, канд филол наук, профессор, М....

Р. М. Базылева, канд филол наук, Н. И. Иголкина (отв секретарь), канд пед наук, Е. Н. Базанова, канд ист наук iconКультурно-языковые контакты
Л. П. Бондаренко, канд филол наук, профессор; Л. Е. Корнилова, старший преподаватель; Н. С. Морева, канд филол наук, профессор, М....

Р. М. Базылева, канд филол наук, Н. И. Иголкина (отв секретарь), канд пед наук, Е. Н. Базанова, канд ист наук iconКоммерческое право россии
Е. В. канд юрид наук; Клименко С. В. – канд юрид наук; Леонова Г. Б. канд юрид наук; Маслова В. А. канд юрид наук; Пугинский Б. И....

Р. М. Базылева, канд филол наук, Н. И. Иголкина (отв секретарь), канд пед наук, Е. Н. Базанова, канд ист наук iconИздательство с. Петервургского университета
...

Р. М. Базылева, канд филол наук, Н. И. Иголкина (отв секретарь), канд пед наук, Е. Н. Базанова, канд ист наук iconРоссийской Федерации Российский федеральный центр судебной экспертизы...
В. А. Пучков и канд юрид наук Т. К. Пучкова гл. 1; канд физ мат наук А. Я. Викарук, Л. Я. Гегечкори, канд физ мат наук В. З. Поляков,...

Р. М. Базылева, канд филол наук, Н. И. Иголкина (отв секретарь), канд пед наук, Е. Н. Базанова, канд ист наук iconМетодические указания по подготовке выпускных квалификационных работ
Составители: С. А. Щербакова канд экон наук, доцент; Ю. И. Мартынов канд экон наук, доцент; В. В. Кузнецов канд физ мат наук, доцент;...

Р. М. Базылева, канд филол наук, Н. И. Иголкина (отв секретарь), канд пед наук, Е. Н. Базанова, канд ист наук iconНные традиции гуманитарного знания: история и современность материалы...
М. П. Горчакова-Сибирская (отв ред., Спбгэу), д-р философ наук, проф. Е. А. Гусева (зам отв ред. Спбгэу), канд пед наук М. В. Лазарева...

Р. М. Базылева, канд филол наук, Н. И. Иголкина (отв секретарь), канд пед наук, Е. Н. Базанова, канд ист наук iconДиссертации
Методические рекомендации для аспирантов2-го года обучения. 01 октября 2016 г. – 30 сентября 2017 г. / Российский государственный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск