Скачать 3.5 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ГАОУ ДПО ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РБ Году Учителя и Году Республики посвящается ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (по материалам Второго республиканского конкурса тематических воспитательных программ) Методические рекомендации Издательство ИРО РБ Уфа 2010 УДК 371 ББК 74.200.58 С23 Рекомендовано РИС ИРО РБ. Протокол №3 от 17.06.2010 г. Основные направления проектирования воспитательной работы в Республике Башкортостан (по материалам Второго республиканского кон- курса тематических воспитательных программ): Методические рекоменда- ции / Под ред. Э.А. Ижбулатовой, В.А. Сапожниковой, А.М. Кузьминой. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2010. – 191 с. Редакционная коллегия: Ижбулатова Э.А., зав. кафедрой педагогики ИРО РБ, к.п.н., доцент; Сапожникова В.А., ст. преподаватель кафедры педагогики ИРО РБ; Кузьмина А.М., ст. преподаватель кафедры педагогики ИРО РБ, к.п.н. В методических рекомендациях использованы авторские тематические воспитательные программы: Григорьевой И.А. и Шарко С.Н., Абдуллиной Ф.Ф., Чипеевой Н.А., Назаровой Е.Ю., Карабатовой О.Н., Казыханова Р.Р. и Сафиуллина Р.А., Кондрацкого М.В., Каюмовой З.Р., Шерышовой Л.С. и Сибиряевой Н.В. © Авторы, 2010. © ИРО РБ, 2010. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Главной задачей педагогической деятельности является создание условий для максимального развития творческих и нравственных способностей учащихся и выявление факторов, оптимально влияющих на развитие интеллектуально-творческого потенциала детей. Современное развитие человеческой цивилизации во многом зависит от способности общества воспроизводить умственный и воспитательный потенциал нации, продвигающий развитие науки, техники, культуры. В то же время установка на массовое образование вступает в противоречие с данной тенденцией, поскольку воспитание и развитие современных учащихся требует специальных методик их диагностики обучения и воспитания. Наша цель, как и общества в целом, - создание единого воспитательного пространства, приобщающего подрастающее поколение к выработанным вековым общечеловеческим ценностям - Человек, Семья, Отечество, Культура. Специалисты сферы воспитания, с надеждой отмечают современные изменения в государственной политике в отношении сферы воспитания: в Федеральных стандартах второго поколения выделено отдельное направление «внеурочная деятельность», на реализацию которого в учебном плане заложены 10 часов еженедельно. Это методическое обеспечение, а также методологическое обеспечение, такое, как: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности», позволит, на наш взгляд, полноценно реализовывать воспитательный процесс в ОУ. В Республике Башкортостан воспитание рассматривается как органичная составляющая педагогической деятельности, интегрированная в общий процесс обучения и развития. Это подтверждается содержанием и ходом реализации Президентской программы «Дети Республики Башкортостан». На формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, духовности, культуры, патриотизма направлена Президентская программа «Формирование гражданина нового Башкортостана», Республиканская программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, Республиканская программа профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения в ОУ. Цель инновационной деятельности в РБ - обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития образовательных систем по формированию духовной личности в образовательных учреждениях всех типов и видов; упорядочение их деятельности, содействующей развитию социальной, духовной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека - гражданина - семьянина - родителя - специалиста-профессионала. Большая ответственность и большой объем работы по обеспечению этого процесса ложится на педагога, который сам в течение жизни должен творчески расти и повышать свою квалификацию. Важным критерием такого процесса повышения квалификации становится готовность обучающегося к выполнению профессиональных и жизненных задач уровня сложности, определенного самим обучающимся, достаточным для практической реализации теоретических предпосылок в условиях работы современной школы, особенно как школы инновационной, профильной. То есть одним из важнейших умений является владение навыками педагогического проектирования, технологическая компетентность педагога. В настоящее время ИРО РБ, кафедра педагогики ИРО РБ практически является экспертной службой по управлению инновационными процессами, фильтруя и поддерживая наиболее интересные результаты педагогического творчества. Не случайно кафедра педагогики в обязательном порядке участвует в обеспечении научно-методического сопровождения всех федеральных экспериментов, проводимых в Республике Башкортостан, конкурсов педагогического мастерства, школьных олимпиад и других проектов. В 2007-2008 учебном году кафедрой педагогики ИРО РБ разработано первое Положение о Конкурсе тематических воспитательных программ, организован и проведен сам Конкурс. Это стало началом систематического процесса обобщения и распространения передового опыта в воспитательной сфере РБ. Результаты этого процесса нашли свое отражение во Втором республиканском конкурсе тематических воспитательных программ, организованном и проведенном в 2009-2010 учебном году. Анализ практической деятельности классных руководителей и педагогов, занимающихся воспитанием в ОУ РБ, особенно - представленных ими авторских тематических воспитательных программ, показывает, что педагоги РБ рассматривают воспитание прежде всего как создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребенка. Происходит смещение акцентов и в работе с классом в целом. В первую очередь внимание уделяется эмоциональной поддержке групп внутри класса, созданию в нем положительного психологического климата, развитию детского самоуправления, созданию условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в отношениях с окружающими, включению учащихся в систему реальных социальных отношений, работе с семьей, формированию ЗОЖ. Этот бесценный опыт мы предлагаем вашему вниманию. Здесь представлены авторские тематические программы, занявшие первое место во Втором республиканском конкурсе тематических воспитательных программ и утвержденные Программно-экспертным советом ИРО РБ (Протокол № 7 от 01.06. 2010). Эти программы могут быть использованы при организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС второго поколения. Ижбулатова Эльвира Альбертовна, зав. кафедрой педагогики ИРО РБ, к.п.н., доцент
Приоритеты воспитательной работы в Республике Башкортостан Гильмутдинова М.М., начальник отдела воспитания и дополнительного образования МО РБ, г. Уфа Образование должно опережать запросы общества, конструировать воспитательные системы так, чтобы личность получила запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых не только для того, чтобы адаптироваться в современных рыночных отношениях, но и достаточных для того, чтобы быть готовой активно действовать в меняющихся условиях, направляя их на общую пользу, быть успешным в жизни. На сегодня назрел вопрос интенсивного развития в стране социального института воспитания, повышения роли системы образования в достижении качественно новых результатов в духовно-нравственном и гражданском становлении подрастающего поколения. Отмечая повышение внимания органов управления образованием всех уровней к проблемам социализации школьников, нравственного, гражданского, правового, патриотического, физического воспитания, мы с удовлетворением отмечаем, что данные вопросы находятся в пристальном внимании Правительства нашей республики. Приняты и успешно работают в республике программы воспитания. Данные программы объединяют усилия всех общественных и государственных институтов в деле становления у молодежи качеств патриота нашей республики, нашей страны. Практически во всех муниципальных районах и городских округах работают аналогичные программные документы, направленные на:
Ведется координация воспитательной деятельности на местах, осуществляется ее методическое сопровождение. Министерством образования Республики Башкортостан проводятся семинары-совещания, круглые столы для специалистов органов управления образованием, руководителей учреждений дополнительного образования детей, социальных педагогов образовательных учреждений, где рассматриваются вопросы, посвященные проблемам духовно-нравственного воспитания детей и подростков в современных условиях. В последние годы Министерством образования республики проводятся конкурсы для классных руководителей на лучшую методическую разработку по профилактике правонарушений среди учащихся, по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков. Развитию у подрастающего поколения гражданских и нравственных качеств способствуют республиканские мероприятия: конкурсы-фестивали для одаренных детей «Жемчужины Башкортостана», юных дарований «Весенняя капель», «Звонкий каблучок», конкурс театральных коллективов «Звездная дорожка», научно-практические конференции «Я – гражданин России», «Моя малая родина», краеведческие чтения школьников «Дорогами Отечества», «Литературный Башкортостан», а также все мероприятия, организованные республиканскими учреждениями дополнительного образования детей. Во всех районах и городах республики ведется целенаправленная работа педагогических коллективов по творческому развитию личности, возрождению национальных традиций и обычаев. Воспитание современной молодёжи на примерах истории, приобщение её к опыту предшествующих поколений является основным условием того, что здоровый патриотизм может и должен стать нормой нашего общества, что традиционные понятия чести, воинского долга вновь возобладают среди большинства граждан. Важнейшим звеном в выполнении этой задачи являются школьные музеи. На сегодняшний день почти в каждом образовательном учреждении функционируют школьные музеи. В настоящее время в учреждениях образования уделяется много внимания работе с одаренными детьми. Результаты налицо: за последние три года по всем направлениям деятельности учащиеся занимают призовые места. Реализация приоритетного национального проекта «Образование» стала мощным стимулом для поддержки воспитательной деятельности классных руководителей и одаренных детей нашей республики. По итогам 2009 года в рамках ПНП «Образование» по направлению «Государственная поддержка талантливой молодежи» премиями награждены 125 молодых людей нашей республики. В республике немало усилий прикладывается для вовлечения подрастающего поколения в спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия. Согласно официальному рейтингу Министерства образования и науки Российской Федерации, по количеству детско-юношеских спортивных школ наша республика занимает первое место в стране. Широкий спектр образовательных услуг, который реализует дополнительное образование детей, является эффективным механизмом социального выравнивания возможностей в получении бесплатного и доступного дополнительного образования. Трудно переоценить социальную и воспитательную значимость летнего отдыха детей, подростков и учащейся молодежи. Ежегодно системой образования охват летней оздоровительной кампанией составляет около 300 тыс. детей. Ведется системная работа по выработке новой стратегии антинаркотической политики, а также профилактики преступности среди детей и подростков. Новые подходы в социально-экономической политике страны и республики, демографическая ситуация, оптимизация образовательной сети, принимаемые меры по сокращению неэффективных расходов требует совершенного иного подхода в деятельности учреждений УДО детей. Как сказал Президент РБ М.Г. Рахимов, «для каждой школы, дошкольного учреждения, учреждения дополнительного образования нужно определить перспективу развития с учетом демографической ситуации, материально-технического состояния, кадрового обеспечения, максимально исключив при этом социальные риски». На сегодняшний день система дополнительного образования в республике характеризуется положительными результатами. Создана многовариантная сеть дополнительного образования детей. Идет положительная динамика в интеграции учреждений высшего, общего и дополнительного образования детей. Наблюдается процесс обновления содержания дополнительного образования, форм и технологий образовательного процесса в соответствии с изменяющимися запросами детей и их родителей. Осуществляется совершенствование программно-методического и информационного обеспечения. Качественно улучшилась работа с педагогическими кадрами, которые обладают высоким профессиональным потенциалом. На сегодняшний день в республике функционируют свыше 300 учреждений дополнительного образования детей, где получают дополнительные услуги свыше 300000 детей и подростков по всем направлениям деятельности. В сфере дополнительного образования детей республики занято более 6500 педагогических работников – педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, тренеров-преподавателей, социальных педагогов, воспитателей, вожатых, методистов. Программы, реализуемые в дополнительном образовании, практико- ориентированные. Даже самый «углубленный» юный математик или геолог нуждается в позитивном общении со сверстниками, установлении личных контактов, в его признании кругом ребят, близких ему по духу, по увлечению. Работники системы внешкольного воспитания прекрасно понимают, что сегодня необходимы новые педагогические технологии, которые помогают ребятам налаживать взаимодействие и работать в команде, радоваться успехам друзей, помогать в случае неудачи. И тогда на выходе мы получим воспитанную, образованную, свободную личность, способную к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства. Нам отрадно, что сегодня республиканские учреждения имеют ценный опыт и могут предоставить эту возможность всем желающим: и педагогам, и детям. В целях реализации республиканской программы «Развитие системы дополнительного образования детей в Республике Башкортостан» в последние годы на высоком методическом и научном уровне были организованы конкурсы среди работников УДОД: «Педагог года», «Методист года», «Директор года». Большой интерес вызвало проведение республиканского конкурса «Лучшее учреждение дополнительного образования детей». Министерство образования Республики Башкортостан считает, что усиление воспитательной составляющей республиканской образовательной политики с целью формирования всесторонне развитой личности, обладающей духовными ценностями, должно стать одним из основных ориентиров органов управления образованием муниципальных районов и городских округов. |
Планирование воспитательной работы в классе и сдача архива и плана воспитательной работы на текущий учебный год для утверждения заместителю... | Охватывает различные сферы учебной и воспитательной деятельности. Основными направлениями воспитательной работы являлись | ||
Цель воспитательной работы – воспитание личности и создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, гражданского самоопределения... | Планирование воспитательной работы с классом является одной из важнейших задач классного руководителя. Разработанный план должен... | ||
Данный вид паспорта позволяет раскрыть специфику конкретной школы. Кроме этого, на основе данного документа социальный педагог совместно... | Портфолио классных руководителей. Планирование воспитательной работы классными руководителями 1 10 классов на 2014 – 2015 учебный... | ||
Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих развитию общешкольного коллектива, общественной активности учащихся, организации... | Данный отчет составлен на основании самоанализа работы школы, основных документов, регламентирующих образовательную деятельность,... | ||
Методические указания предназначены для выполнения расчетно-графической работы (ргр) «Проектирование производственно-технологических... | Анализ научно-методической и учебно-воспитательной работы за 2011-2012 учебный год и основные задачи на новый учебный год |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |