Проектирования воспитательной работы


НазваниеПроектирования воспитательной работы
страница1/22
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГАОУ ДПО ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РБ

Году Учителя

и Году Республики

посвящается

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН


(по материалам Второго республиканского конкурса

тематических воспитательных программ)
Методические рекомендации

Издательство ИРО РБ

Уфа 2010

УДК 371

ББК 74.200.58

С23

Рекомендовано РИС ИРО РБ.

Протокол №3 от 17.06.2010 г.

Основные направления проектирования воспитательной работы в Республике Башкортостан (по материалам Второго республиканского кон-
курса
тематических воспитательных программ): Методические рекоменда-
ции / Под ред. Э.А. Ижбулатовой, В.А. Сапожниковой, А.М. Кузьминой. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2010. – 191 с.


Редакционная коллегия:

Ижбулатова Э.А., зав. кафедрой педагогики ИРО РБ, к.п.н., доцент;

Сапожникова В.А., ст. преподаватель кафедры педагогики ИРО РБ;

Кузьмина А.М., ст. преподаватель кафедры педагогики ИРО РБ, к.п.н.


В методических рекомендациях использованы авторские тематические воспитательные программы:

Григорьевой И.А. и Шарко С.Н.,

Абдуллиной Ф.Ф.,

Чипеевой Н.А.,

Назаровой Е.Ю.,

Карабатовой О.Н.,

Казыханова Р.Р. и Сафиуллина Р.А.,

Кондрацкого М.В.,

Каюмовой З.Р.,

Шерышовой Л.С. и Сибиряевой Н.В.


© Авторы, 2010.

© ИРО РБ, 2010.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение …………………………………………………………………


5

I. Проблемы и перспективы воспитательной работы
в Республике Башкортостан
………………………………………….


7

Гильмутдинова М.М.

Приоритеты воспитательной работы в Республике Башкортостан…..


7

Шакурова Л.Ф.

Педагогическое проектирование……………………………………….


10

Ахмерова С.Г.

Основы управления здоровьем детей и подростков в воспитательных программах образовательных учреждений……………………………



13

Ижбулатова Э.А.

Воспитание как органичная составляющая педагогической деятельности. Творческое повышение квалификации педагогов на основе проектно-технологического подхода в сфере воспитания……


18

Железная Т.С.

Формирование гражданской позиции и ценностных ориентации учащихся через развитие ученической самоорганизации и самоуправления………………………………………………………….


28

Акьюлова Р.Р., Кузьмина А.М.

Организация процесса воспитания в общеобразовательном учреждении как условие формирования активной гражданской позиции личности……………………………………………………….


32

Гафарова Л.М.

Педагогическое проектирование как одно из наиболее радикальных способов системного обновления школы………………………………



36


II. Инновационный опыт разработки тематических программ
по основным направлениям воспитательной работы
……………


43

Сапожникова В.А.

Проектирование воспитательных программ как условие повышения квалификации педагогов в сфере воспитания…………………………



43

Ижбулатова Э.А., Сапожникова В.А.

Положение о конкурсе тематических воспитательных программ……


47

Сапожникова В.А.

Итоги республиканского конкурса тематических воспитательных программ…………………………………………………………………



54




III. Авторские тематические воспитательные программы ………

58

Программа воспитания культуры поло-ролевых отношений и подготовки к семейной жизни

Григорьева И.А., Шарко С.Н.

О любви по-взрослому…………………………………………………..


58

Программа воспитания навыков коллективной жизни

Абдуллина Ф.Ф.

Развитие личности в коллективе……………………………………….



68

Программы воспитания, направленные на освоение здорового образа жизни

Чипеева Н.А.

Социальная безопасность и младший школьник………………………


88

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников

Назарова Е.Ю.

Тропинка к счастью… ………………………………………………….


108

Программы воспитания, направленные на помощь в жизненном самоопределении

Карабатова О.Н.

Вступая во взрослую жизнь…………………………………………….


132

Программа организации учебно-исследовательской деятельности учащихся

Казыханов Р.Р., Сафиуллин Р.А.

Я – будущий исследователь……………………………………………..


138

Программа системного развития общественной самоорганизации, социального творчества детей и подростков

Кондрацкий М.В.

Самоуправление: право, выбор, ответственность…………………….


160

Программа формирования активной гражданской позиции

Каюмова З.Р., Шерышова Л.С., Сибиряева Н.В.

Я – гражданин XXI века…………………………………………………

Хаматова К.М.

Гражданское воспитание………………………………………………..



171
183

ВВЕДЕНИЕ
Главной задачей педагогической деятельности является создание условий для максимального развития творческих и нравственных способностей учащихся и выявление факторов, оптимально влияющих на развитие интеллектуально-творческого потенциала детей. Современное развитие человеческой цивилизации во многом зависит от способности общества воспроизводить умственный и воспитательный потенциал нации, продвигающий развитие науки, техники, культуры. В то же время установка на массовое образование вступает в противоречие с данной тенденцией, поскольку воспитание и развитие современных учащихся требует специальных методик их диагностики обучения и воспитания.

Наша цель, как и общества в целом, - создание единого воспитательного пространства, приобщающего подрастающее поколение к выработанным вековым общечеловеческим ценностям - Человек, Семья, Отечество, Культура.

Специалисты сферы воспитания, с надеждой отмечают современные изменения в государственной политике в отношении сферы воспитания: в Федеральных стандартах второго поколения выделено отдельное направление «внеурочная деятельность», на реализацию которого в учебном плане заложены 10 часов еженедельно. Это методическое обеспечение, а также методологическое обеспечение, такое, как: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности», позволит, на наш взгляд, полноценно реализовывать воспитательный процесс в ОУ.

В Республике Башкортостан воспитание рассматривается как органичная составляющая педагогической деятельности, интегрированная в общий процесс обучения и развития. Это подтверждается содержанием и ходом реализации Президентской программы «Дети Республики Башкортостан». На формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, духовности, культуры, патриотизма направлена Президентская программа «Формирование гражданина нового Башкортостана», Республиканская программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, Республиканская программа профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения в ОУ.

Цель инновационной деятельности в РБ - обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития образовательных систем по формированию духовной личности в образовательных учреждениях всех типов и видов; упорядочение их деятельности, содействующей развитию социальной, духовной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека - гражданина - семьянина - родителя - специалиста-профессионала. Большая ответственность и большой объем работы по обеспечению этого процесса ложится на педагога, который сам в течение жизни должен творчески расти и повышать свою квалификацию.

Важным критерием такого процесса повышения квалификации становится готовность обучающегося к выполнению профессиональных и жизненных задач уровня сложности, определенного самим обучающимся, достаточным для практической реализации теоретических предпосылок в условиях работы современной школы, особенно как школы инновационной, профильной. То есть одним из важнейших умений является владение навыками педагогического проектирования, технологическая компетентность педагога.

В настоящее время ИРО РБ, кафедра педагогики ИРО РБ практически является экспертной службой по управлению инновационными процессами, фильтруя и поддерживая наиболее интересные результаты педагогического творчества. Не случайно кафедра педагогики в обязательном порядке участвует в обеспечении научно-методического сопровождения всех федеральных экспериментов, проводимых в Республике Башкортостан, конкурсов педагогического мастерства, школьных олимпиад и других проектов.

В 2007-2008 учебном году кафедрой педагогики ИРО РБ разработано первое Положение о Конкурсе тематических воспитательных программ, организован и проведен сам Конкурс. Это стало началом систематического процесса обобщения и распространения передового опыта в воспитательной сфере РБ. Результаты этого процесса нашли свое отражение во Втором республиканском конкурсе тематических воспитательных программ, организованном и проведенном в 2009-2010 учебном году.

Анализ практической деятельности классных руководителей и педагогов, занимающихся воспитанием в ОУ РБ, особенно - представленных ими авторских тематических воспитательных программ, показывает, что педагоги РБ рассматривают воспитание прежде всего как создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребенка. Происходит смещение акцентов и в работе с классом в целом. В первую очередь внимание уделяется эмоциональной поддержке групп внутри класса, созданию в нем положительного психологического климата, развитию детского самоуправления, созданию условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в отношениях с окружающими, включению учащихся в систему реальных социальных отношений, работе с семьей, формированию ЗОЖ.

Этот бесценный опыт мы предлагаем вашему вниманию. Здесь представлены авторские тематические программы, занявшие первое место во Втором республиканском конкурсе тематических воспитательных программ и утвержденные Программно-экспертным советом ИРО РБ (Протокол № 7 от 01.06. 2010). Эти программы могут быть использованы при организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС второго поколения.

Ижбулатова Эльвира Альбертовна,

зав. кафедрой педагогики ИРО РБ, к.п.н., доцент

  1. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
    В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН



Приоритеты воспитательной работы в Республике Башкортостан

Гильмутдинова М.М.,

начальник отдела воспитания

и дополнительного образования МО РБ, г. Уфа

Образование должно опережать запросы общества, конструировать воспитательные системы так, чтобы личность получила запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых не только для того, чтобы адаптироваться в современных рыночных отношениях, но и достаточных для того, чтобы быть готовой активно действовать в меняющихся условиях, направляя их на общую пользу, быть успешным в жизни.

На сегодня назрел вопрос интенсивного развития в стране социального института воспитания, повышения роли системы образования в достижении качественно новых результатов в духовно-нравственном и гражданском становлении подрастающего поколения.

Отмечая повышение внимания органов управления образованием всех уровней к проблемам социализации школьников, нравственного, гражданского, правового, патриотического, физического воспитания, мы с удовлетворением отмечаем, что данные вопросы находятся в пристальном внимании Правительства нашей республики.

Приняты и успешно работают в республике программы воспитания. Данные программы объединяют усилия всех общественных и государственных институтов в деле становления у молодежи качеств патриота нашей республики, нашей страны.

Практически во всех муниципальных районах и городских округах работают аналогичные программные документы, направленные на:

  • повышение социального статуса воспитания;

  • усиление воспитательного потенциала всех социальных институтов;

  • объединение усилий педагогической и родительской общественности, детей, учащейся и молодежи по воспитанию достойного гражданина;

  • обеспечение подбора организаторов и лидеров детского и молодежного движения, внедрение эффективной стратегии деятельности детских и молодежных общественных объединений;

  • оказание содействия в сохранении и укреплении кадрового состава и развитии материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей, их интеграции с учреждениями общего образования;

  • координацию действий министерств и ведомств, государственных и общественных организаций по созданию условий для духовно-нравственного, гражданского становления подростков, подготовки их к жизненному самоопределению.

Ведется координация воспитательной деятельности на местах, осуществляется ее методическое сопровождение. Министерством образования Республики Башкортостан проводятся семинары-совещания, круглые столы для специалистов органов управления образованием, руководителей учреждений дополнительного образования детей, социальных педагогов образовательных учреждений, где рассматриваются вопросы, посвященные проблемам духовно-нравственного воспитания детей и подростков в современных условиях.

В последние годы Министерством образования республики проводятся конкурсы для классных руководителей на лучшую методическую разработку по профилактике правонарушений среди учащихся, по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков.

Развитию у подрастающего поколения гражданских и нравственных качеств способствуют республиканские мероприятия: конкурсы-фестивали для одаренных детей «Жемчужины Башкортостана», юных дарований «Весенняя капель», «Звонкий каблучок», конкурс театральных коллективов «Звездная дорожка», научно-практические конференции «Я – гражданин России», «Моя малая родина», краеведческие чтения школьников «Дорогами Отечества», «Литературный Башкортостан», а также все мероприятия, организованные республиканскими учреждениями дополнительного образования детей.

Во всех районах и городах республики ведется целенаправленная работа педагогических коллективов по творческому развитию личности, возрождению национальных традиций и обычаев.

Воспитание современной молодёжи на примерах истории, приобщение её к опыту предшествующих поколений является основным условием того, что здоровый патриотизм может и должен стать нормой нашего общества, что традиционные понятия чести, воинского долга вновь возобладают среди большинства граждан. Важнейшим звеном в выполнении этой задачи являются школьные музеи. На сегодняшний день почти в каждом образовательном учреждении функционируют школьные музеи.

В настоящее время в учреждениях образования уделяется много внимания работе с одаренными детьми. Результаты налицо: за последние три года по всем направлениям деятельности учащиеся занимают призовые места. Реализация приоритетного национального проекта «Образование» стала мощным стимулом для поддержки воспитательной деятельности классных руководителей и одаренных детей нашей республики.

По итогам 2009 года в рамках ПНП «Образование» по направлению «Государственная поддержка талантливой молодежи» премиями награждены 125 молодых людей нашей республики.

В республике немало усилий прикладывается для вовлечения подрастающего поколения в спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия. Согласно официальному рейтингу Министерства образования и науки Российской Федерации, по количеству детско-юношеских спортивных школ наша республика занимает первое место в стране. Широкий спектр образовательных услуг, который реализует дополнительное образование детей, является эффективным механизмом социального выравнивания возможностей в получении бесплатного и доступного дополнительного образования.

Трудно переоценить социальную и воспитательную значимость летнего отдыха детей, подростков и учащейся молодежи. Ежегодно системой образования охват летней оздоровительной кампанией составляет около 300 тыс. детей.

Ведется системная работа по выработке новой стратегии антинаркотической политики, а также профилактики преступности среди детей и подростков.

Новые подходы в социально-экономической политике страны и республики, демографическая ситуация, оптимизация образовательной сети, принимаемые меры по сокращению неэффективных расходов требует совершенного иного подхода в деятельности учреждений УДО детей. Как сказал Президент РБ М.Г. Рахимов, «для каждой школы, дошкольного учреждения, учреждения дополнительного образования нужно определить перспективу развития с учетом демографической ситуации, материально-технического состояния, кадрового обеспечения, максимально исключив при этом социальные риски».

На сегодняшний день система дополнительного образования в республике характеризуется положительными результатами. Создана многовариантная сеть дополнительного образования детей. Идет положительная динамика в интеграции учреждений высшего, общего и дополнительного образования детей. Наблюдается процесс обновления содержания дополнительного образования, форм и технологий образовательного процесса в соответствии с изменяющимися запросами детей и их родителей. Осуществляется совершенствование программно-методического и информационного обеспечения.

Качественно улучшилась работа с педагогическими кадрами, которые обладают высоким профессиональным потенциалом.

На сегодняшний день в республике функционируют свыше 300 учреждений дополнительного образования детей, где получают дополнительные услуги свыше 300000 детей и подростков по всем направлениям деятельности. В сфере дополнительного образования детей республики занято более 6500 педагогических работников – педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, тренеров-преподавателей, социальных педагогов, воспитателей, вожатых, методистов.

Программы, реализуемые в дополнительном образовании, практико- ориентированные. Даже самый «углубленный» юный математик или геолог нуждается в позитивном общении со сверстниками, установлении личных контактов, в его признании кругом ребят, близких ему по духу, по увлечению.

Работники системы внешкольного воспитания прекрасно понимают, что сегодня необходимы новые педагогические технологии, которые помогают ребятам налаживать взаимодействие и работать в команде, радоваться успехам друзей, помогать в случае неудачи. И тогда на выходе мы получим воспитанную, образованную, свободную личность, способную к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства. Нам отрадно, что сегодня республиканские учреждения имеют ценный опыт и могут предоставить эту возможность всем желающим: и педагогам, и детям.

В целях реализации республиканской программы «Развитие системы дополнительного образования детей в Республике Башкортостан» в последние годы на высоком методическом и научном уровне были организованы конкурсы среди работников УДОД: «Педагог года», «Методист года», «Директор года». Большой интерес вызвало проведение республиканского конкурса «Лучшее учреждение дополнительного образования детей».

Министерство образования Республики Башкортостан считает, что усиление воспитательной составляющей республиканской образовательной политики с целью формирования всесторонне развитой личности, обладающей духовными ценностями, должно стать одним из основных ориентиров органов управления образованием муниципальных районов и городских округов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Проектирования воспитательной работы iconЦиклограмма деятельности классного руководителя
Планирование воспитательной работы в классе и сдача архива и плана воспитательной работы на текущий учебный год для утверждения заместителю...

Проектирования воспитательной работы iconРешением коллегии №1 от 12. 01. 2016г
Охватывает различные сферы учебной и воспитательной деятельности. Основными направлениями воспитательной работы являлись

Проектирования воспитательной работы iconПлан воспитательной работы мбоу- «Верхневилюйская сош №2 им. М. Т....
Цель воспитательной работы – воспитание личности и создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, гражданского самоопределения...

Проектирования воспитательной работы iconПланирование воспитательной работы с классом (папка классного руководителя)
Планирование воспитательной работы с классом является одной из важнейших задач классного руководителя. Разработанный план должен...

Проектирования воспитательной работы iconОбразовательного учреждения
Данный вид паспорта позволяет раскрыть специфику конкретной школы. Кроме этого, на основе данного документа социальный педагог совместно...

Проектирования воспитательной работы iconПлан внутришкольного контроля заместителя директора по воспитательной...
Портфолио классных руководителей. Планирование воспитательной работы классными руководителями 1 10 классов на 2014 – 2015 учебный...

Проектирования воспитательной работы iconПлан воспитательной работы на 2014-2015 учебный год педагогический...
Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих развитию общешкольного коллектива, общественной активности учащихся, организации...

Проектирования воспитательной работы iconОб итогах работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Данный отчет составлен на основании самоанализа работы школы, основных документов, регламентирующих образовательную деятельность,...

Проектирования воспитательной работы iconМетодические указания к выполнению расчетно-графической работы по...
Методические указания предназначены для выполнения расчетно-графической работы (ргр) «Проектирование производственно-технологических...

Проектирования воспитательной работы iconАнализ научно-методической и учебно-воспитательной работы за 2011-2012 учебный год
Анализ научно-методической и учебно-воспитательной работы за 2011-2012 учебный год и основные задачи на новый учебный год

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск