Правила работы с оптическими приборами. Уровни организации живой материи. Строение биологических мембран. Биология эукариотической клетки


НазваниеПравила работы с оптическими приборами. Уровни организации живой материи. Строение биологических мембран. Биология эукариотической клетки
страница1/13
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения

Российской Федерации
Кафедра биологии, ботаники и экологии



УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

протокол №___ от «___»__________2015__г
Заведующий кафедрой _В.Г. Зенкина____


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическим занятиям

Модуль __ Биология клетки, основы наследственности __________________________

(наименование модуля)

учебной дисциплины __Биология_____________________________________________

(наименование учебной дисциплины, (согласно учебному плану)
для специальности__060301- Фармация___________________________________

(шифр-наименование специальности)

курс __1__________ семестр _1_________

Составитель: Зенкина В.Г., к.м.н., доцент

Солодкова О.А.. к.м.н., доцент

Рецензент: Масленникова Л.А., к.м.н., доцент



Владивосток - 2015г.

Занятие 1

  1. Тема занятия: Правила работы с оптическими приборами. Уровни организации живой материи. Строение биологических мембран. Биология эукариотической клетки.

  2. Мотивация изучения темы. Роль цитологии очень велика, так как в ней рассматриваются базисные знания в системе подготовки провизора высшей школы. Знания клеточной биологии востребованы на таких дисциплинах, как физиология, биологическая химия, ботаника и другие. Строение биологических мембран – основа дальнейшего понимания механизмов действия лекарственных средств.

  3. Цели занятия.

    1. Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности ОК-1, ОК-5, ПК-47

    2. Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - обучающиеся способны воспроизвести учебные материалы требуемой степенью точности: Проявления фундаментальных свойств живого на основных эволюционно-обусловленных уровнях организации; Химический состав клетки; роль отдельных химических элементов, воды и неорганических солей в жизнедеятельности клетки; строение и функции наиболее важных органических соединений: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот; Основы клеточной теории; особенности строения клеток различных типов (прокариотической и эукариотической); строение эукариотической клетки (клеточная мембрана, виды транспорта через мембрану и их значение в поддержании гомеостаза клетки, строение и функции органоидов клетки); Пути реализации анаболических и катаболических реакций клетки; этапы гомеостаза клетки, строение и функции органоидов клетки;

«Уметь» - предполагается способность выпускника применять полученные знания для решения типовых задач соответствующей сферы профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы: Работать с микроскопом и бинокуляром, готовить временные микропрепараты;

«Владеть» - предполагается обязательное наличие опыта (навыков) в проведении определенных практических действий: Базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редактор; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности; Навыками работы с биологическими и поляризационными микроскопами; Навыками санитарно-просветительской работы.

4.Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для

освоения темы.

1. Строение оптических приборов (курс школьной биологии).

2. Химический состав клетки (курс школьной биологии).

5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

    1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

  1. Основные положения современной клеточной теории.

  2. Свойства живой материи.

  3. Уровни организации живых систем.

  4. Доклеточные и клеточные формы жизни.

  5. Строение прокариотической клетки.

  6. Схема строения эукариотической клетки.

  7. Строение плазматической мембраны.

  8. Типы межклеточных контактов.

  9. Транспорт веществ через биологические мембраны.

Понятие активного и пассивного транспорта веществ. Понятие плазмолиза и гемолиза.

  1. Классификация органелл (общие, специальные, мембранные, немембранные, одно- двумембранные).

  2. Строение и функции общих органелл (к. Гольджи, рибосомы, лизосомы, ЭПС, митохондрии, клеточный центр, микротрубочки, микрофиламенты, пластиды).

  3. Специальные органеллы клетки и их роль в жизнедеятельности (миофибриллы, нейрофибриллы, тонофибриллы, микроворсинки, реснички, жгутики, синаптические пузырьки, базальные тельца).

  4. Классификация включений (трофические, секреторные, специальные).


5.2. Задания для СРС во внеучебное время

1. Подготовка рефератов и кратких сообщений по темам: Неклеточные формы жизни; Вирусные инфекции; Прионы и их значение; Транспорт лекарственных средств через биологические мембраны.

2. Подготовить тему: Строение и функции интерфазного ядра. Размножение клеток. Митоз, его стадии. Мейоз и гаметогенез. Стадии и клеточные формы гаметогенеза

5.3. Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).

Вариант 1.

1. Назовите основные уровни организации жизни.

2. Перечислите основные свойства живых организмов.

3. Строение клеточной поверхности:

4. Понятие активного и пассивного транспорта веществ через цитоплазматическую мембрану.

5. Понятие изо-, гипер- и гипотонического растворов.

6. Основные части клетки.

7. Общие органеллы клетки.

8. Строение и функции одномембранных органелл.

Вариант 2.

1. Назовите формы жизни

2. Перечислите характерные черты строения прокариот

3. Основные положения клеточной теории

4. Понятие плазмолиза и гемолиза

5. Типы межклеточных контактов

6. Цитоплазма, строение, функции.

7. Специальные органеллы клетки.

8. Двумембранные органеллы, строение и функции.


  1. Этапы проведения практического занятия.

п/п

Название этапа

Цель этапа

Время

1

2

3

4

  1. Вводная часть занятия

5-10 %



Организация занятия

Мобилизовать внимание студентов на данное занятие

4 мин



Определение темы, мотивации, цели, задач занятия

Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов

6 мин

  1. Основная часть занятия

    1. %

1

2

3

4



Контроль исходных знаний, умений и навыков

Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков

60 мин



Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время

Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе

5 мин



Демонстрация методики

Показать ориентировочную основу действия (ООД)

5 мин



Управляемая СРС в учебное время

Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия

60 мин



Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.)

Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов

10 мин



Итоговый контроль

Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка

10 мин

  1. Заключительная часть занятия

5-10 %



Подведение итогов занятия

Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия

4 мин



Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время

Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер

6 мин

7.Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время:

  1. Изучить особенности строения эукариотической клетки. Зарисовать эритроциты лягушки, пост. пр., м/б ув. Отметить форму клеток, ядро и цитоплазму, окрашенную в розовый цвет.

  2. Зарисовать клетки эпителия канальцев почки, пост. пр., м/б ув. Отметить призматическую форму клеток, лежащих на базальной мембране, ядро, цитоплазму этих клеток, просвет канальца.

  3. Рассмотреть и зарисовать нервные клетки в спинном мозге котенка, пост. пр., м/б ув. Обратить внимание на звездчатую форму клеток в сером веществе мозга, отметить тело нейронов, аксон и дендриты.

  4. Изучить явления плазмолиза и деплазмолиза на примере растительной клетки. Приготовить временный препарат клеток листа водоросли. Поместить часть листа в гипертонический раствор натрия хлорида, вода из цитоплазмы клеток будет выходить в окружающую среду, объем цитоплазмы уменьшится – плазмолиз. При помещении этой клетки в обычную воду, клетка начнет ее поглощать и цитоплазма займет прежний объем – деплазмолиз.

  5. Изучить органеллы клетки на постоянных микропрепаратах: комплекс Гольджи, пост. пр., м/б ув. В центре клетки около ядра на светлом фоне хорошо заметна темная сеть, состоящая из большого числа извитых образований, структур аппарата Гольджи. Отметить ядро, цитоплазму, к. Гольджи.

  6. Изучить клеточные включения на постоянных препаратах: включения гликогена, жира. Клетки печени – гепатоциты имеют шестигранную форму, в цитоплазме на розовом фоне хорошо видны малиновые разной формы образования – глыбки гликогена (трофические включения) или округлые черные капли – жировые включения.

  1. Изучить специализированные структуры биологических мембран, типы межклеточных контактов.

  2. Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

Ситуационные задачи

Задача I. С помочью электронной гистохимии установлено, что в цитоплазме клеток печени (гепатоцитов) в процессе жизнедеятельности могут появляться и исчезать розеткообразные структуры, содержащие гликоген. Как называется такая структура?

Задача 2. В клетку поступило вещество, нарушающее целостность мембран лизосом. Какие изменения произойдут в клетке?

Задача 3. Человек попал в атмосферу, насыщенную парами яда, четырех-хлористого углерода; произошло отравление организма. Одним из основных морфологических проявлений этого процесса явилось нарушение целостности мембран лизосом клеток печени. Каков будет результат влияния яда на клетку, если нарушена целостность большинства лизосом?

Задача 4. С помощью микроманипулятора из клетки удалили комплекс Гольджи. Как это отразится на её дальнейшей жизнедеятельности?

Задача 5. Какие наблюдаются различия в количестве и строении митохондрий в клетках грудной мышцы птиц активно летающих и утративших способность к полету (например, домашние куры)?

Задача 6. Каким органеллам отводится значительная роль в утрате некоторых частей тела животного при метаморфозе?

Задача 7. В период формирования сперматозоида произошло разрушение митохондриального комплекса. Как это отравится на подвижности сперматозоидов? Почему?

  1. Учебно-материальное обеспечение:

    1. Литература:

а) обязательная:

1. Ярыгин В. Н. с соавтор. Биология в 2-х томах. М.: Гэотар-медиа, 2011.

2. Чебышев Н. В. Биология. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2011.

3. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. Киев: «Вища школа», 2012.

б) дополнительная

1. Иванов В. П.  Биология /Учебно-методическое пособие для мед. вузов. Курск, 2003.

2. Грин Н., Стаут У., Жейлор Д. Биология: в 3 томах. – М.: Мир, 1990.

  1. Материальное обеспечение:

а) Таблицы: схема строения эукариотической клетки, строение клеточной поверхности, межклеточные контакты, строение органелл

б) Световые микроскопы

в) Микропрепараты: эритроциты лягушки, нервные клетки, эпителий почечных канальцев

г) Бюксы с водорослью, предметные и покровные стекла, вата, марлевые салфетки, иглы, ножницы, гипо- и гипертонический раствор

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.
Приложение 1. ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ

НА МАЛОМ УВЕЛИЧЕНИИ:

а) установить микроскоп в рабочем положении тубусодержателем к себе, предметным столиком от себя.

б) установить объектив малого увеличения, на расстоянии 1 см от предметного столика. Для этого необходимо повернуть револьвер до щелчка.

в) протереть зеркало, конденсор, объектив и окуляр. Осветить поле зрения, пользуясь зеркалом, конденсором и диафрагмой.

г) поместить препарат на предметный столик и закрепить клеммами.

д) при помощи микровинта найти изображение: для этого опустить объектив малого увеличения до расстояния 2-З мм от препарата под контролем сбоку, затем, медленно
вращая микровинт на себя, найти изображение.

с) при помощи микровинта добиться четкости изображения.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ

НА БОЛЬШОМ УВЕЛИЧЕНИИ:

а) поставить нужную часть препарата в центр поле зрения. Произвести смену объективов.

б) при помощи микровинта найти изображение для этого опустить объектив большого увеличения до расстояния 1мм от препарата под контролем сбоку, затем, медленно
вращая микровинт на себя, найти изображение.

в) при помощи микровинта добиться четкости изображения. После работы микроскоп установить на малое увеличение.

Занятие 2

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Правила работы с оптическими приборами. Уровни организации живой материи. Строение биологических мембран. Биология эукариотической клетки iconПояснительная записка Уроков биологии 6 класс
«Живой организм» автора Н. И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений Биология. 5-11 классы. М.: Дрофа, 2014, полностью...

Правила работы с оптическими приборами. Уровни организации живой материи. Строение биологических мембран. Биология эукариотической клетки iconИнструкция участникам размещения заказа (конкурса) 3
Ртп 4598 (строение №4) и создание комплекса энергоснабжения в бктп; работы на создание комплекса энергоснабжения в бктп производственного...

Правила работы с оптическими приборами. Уровни организации живой материи. Строение биологических мембран. Биология эукариотической клетки icon1. Определение и основные признаки организации. Значение организации для общества
Уровни сопротивления изменениям. Особенности преодоления сопротивления на каждом уровне

Правила работы с оптическими приборами. Уровни организации живой материи. Строение биологических мембран. Биология эукариотической клетки iconПрограмма муниципального
Уровни реализуемых Учреждением общеобразовательных программ и формы организации учебного процесса

Правила работы с оптическими приборами. Уровни организации живой материи. Строение биологических мембран. Биология эукариотической клетки iconПрограмма основного общего образования (7-9 класс)
Уровни реализуемых учреждением общеобразовательных программ и формы организации учебного процесса

Правила работы с оптическими приборами. Уровни организации живой материи. Строение биологических мембран. Биология эукариотической клетки iconПравила заполнения анкеты Чешского консульства
Заявление должно быть заполнено разборчиво печатными буквами латинского алфавита. Данные вписываются в отдельные клетки соответственных...

Правила работы с оптическими приборами. Уровни организации живой материи. Строение биологических мембран. Биология эукариотической клетки iconКонкурсная
Ремонт помещений цеха №38 (строение №1 в осях а-в,1-8; строение №2 в осях а -д, 1-4)

Правила работы с оптическими приборами. Уровни организации живой материи. Строение биологических мембран. Биология эукариотической клетки iconПравила по охране труда при проведении работ, связанных с повышенной опасностью
Содержащиеся в Правилах требования устанавливают единый порядок организации и проведения работ с повышенной опасностью и минимально...

Правила работы с оптическими приборами. Уровни организации живой материи. Строение биологических мембран. Биология эукариотической клетки iconКонкурсная документация по проведению открытого конкурса на право...
Программой оснащения муниципального жилищного фонда приборами учета г. Калининграда в 2007г

Правила работы с оптическими приборами. Уровни организации живой материи. Строение биологических мембран. Биология эукариотической клетки iconСборник статей о Л. Н. Толстом 1902 1903 Москва 2003 И. В. Петровицкая...
Лев Толстой – живой, воплощенный в плоть и кровь символ достоинства печатного слова”

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск