Скачать 4.79 Mb.
|
Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе: теоретическое обоснование и практические решения (Образование в поликультурном обществе: территория диалога религий) Автор-составитель Т. И. Тюляева Болотина Татьяна Владимировна – заведующая кафедрой методики преподавания истории, социо-гуманитарного образования и права Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидат педагогических наук. Вяземский Евгений Евгеньевич – ведущий научный сотрудник РАО, профессор, доктор педагогических наук. Гришина Надежда Константиновна – учитель МОУ «Средней общеобразовательной школы №5». Демакова Ирина Дмитриевна – заведующая кафедрой педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, профессор, доктор педагогических наук Иоффе Андрей Наумович – доцент кафедры методики преподавания истории, социо-гуманитарного образования и права Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доктор педагогических наук. Катышева Ирина Борисовна – учитель МОУ г. Ярославля. Кулаков Андрей Евгеньевич – учитель гимназии 1517 г. Москвы, старший научный сотрудник Федерального института развития образования. Маркова Татьяна Ивановна – доцент кафедры философии Государственного инженерно-экономического университета, кандидат философских наук. Мишина Ирина Анатольевна – старший преподаватель кафедры методики преподавания истории, социо-гуманитарного образования и права Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Мостяева Людмила Васильевна – кандидат педагогических наук. Тюляева Тамара Ивановна – доцент кафедры методики преподавания истории, социо-гуманитарного образования и права Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидат исторических наук. Шапошникова Татьяна Дмитриевна – ведущий научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, кандидат педагогических наук. Аннотация Перед Вами представлена книга – сборник учебно-методических и научно-методологических материалов, которые необходимы для взаимодействия широкого спектра участников образовательного процесса. В нём содержатся теоретические и методические статьи, раскрывающие правовые и социокультурные основы государственной политики в области изучения мировых религиозных культур, о формировании нравственных, этических ценностей подрастающего поколения в воспитательном процессе. Также представлено авторское видение понятий, форм, диалоговых методик, которые позволят сформировать у учащихся нравственную позицию гражданина, интегрированного в современное поликультурное общество. Цель данного пособия – помочь учителю в организации и проведении комплекса содержательной учебной и воспитательной работы по духовно-нравственному образованию как составной части общей программы образовательного учреждения. Элементы пособия могут быть использованы при моделировании организационно-педагогических условий создания духовно-нравственного пространства школы в различных регионах РФ. Сборник содержит материал, который позволит преподавателю, методисту или обучающимся креативно подойти к повышению своего профессионального, творческого уровня, решению педагогических, методических задач. Наряду с учителями, методистами, организаторами внеклассной и внеурочной работы, слушателями учреждений повышения квалификации материалы в сборнике адресованы также директорам школ и специалистам органов управления образованием, приступившим к изучению и реализации предметной области УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения. Оглавление Введение…………………………………………………………………………..9 Раздел 1. Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в общеобразовательных учреждениях. Государственная политика 1.1. Современная образовательная реальность и задачи системы образования по формированию ценностей в образовательном процессе (Т. В. Болотина)…………………………………………………………….........15 1.2. Государственная политика в области духовно-нравственного развития, обучения и воспитания школьников (Т. И. Тюляева)…………………………23 1.3. Задачи формирования общечеловеческих, общегосударственных и духовно-нравственных ценностей учащихся. Толерантность как качество личности (И. А. Мишина)………………………………………………….........35 1.4. Духовно-нравственное воспитание школьников в контексте образовательных стандартов нового поколения (Т. Д. Шапошникова)……...48 Раздел 2. Изучение истории и культуры религий, духовно-нравственный компонент в содержании образования 2.1. Роль образовательной поликультурной среды и диалогового общения в системе формирования духовно-нравственных ценностей школьников (И. А. Мишина)…………………………………………………………………..56 2.2. Изучение исторических и культурных основ мировых религий в системе школьного образования – основа духовно-нравственного воспитания (Т. И. Тюляева)…………………………………………………………………..68 2.3. Светский характер образования. Основы знаний учащихся и учителя о мировых религиях и культуре религий. Диалектика проблемы (А. Е. Кулаков)…………………………………………………………………...86 2.4. Правовые, социокультурные, организационно-управленческие основания разработки учебного плана и содержания курса «Основы религиозных культур и светской этики» (Е. Е. Вяземский)………………………………….98 2.5. Духовно-нравственные и социальные ориентиры в образовании: приоритет, возможности, поиски (Т. И. Тюляева)…………………………...118 2.6. Спорный предмет? (Т. И. Тюляева)………………………………………132 2.7. Применение новых форм духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. (Из опыта работы международного Корчаковского лагеря «Наш Дом» (И. Д. Демакова)………………………………………………….145 2.8. Нравственное воспитание в Древней Греции (на примере классического периода) (Т. Н. Маркова)………………………………………………………154 Раздел 3. Учебно – методические рекомендации по использованию образовательных технологий и стратегий в процессе обучения тьюторов и учителей 3.1. Организация групповой и коллективной деятельности младших школьников (методические рекомендации к учебному курсу «ОРКСЭ»). (Т. И. Тюляева)…………………………………………………………………162 3.2. Диалоговые формы обучения. Использование дискуссий в учебном процессе (А. Н. Иоффе, И. А. Мишина)………………………………………186 3.3. Ролевые и деловые игры (А. Н. Иоффе)………………………………….208 3.4. Технология учебных проектов (Л. В. Мостяева)………………………...225 3.5. Притчи и их роль в активизации деятельности школьников (А. Н. Иоффе)…………………………………………………………………...240 3.6. Способы создания программы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования как составной элемент образовательной программы школы (Т. Д. Шапошникова)……….253 Приложения……………………………………………………………………266 Педагогическая мастерская учителя 1. Мониторинг преподавания учебных курсов по истории и культуре религий (Обсуждение проблемы в Комиссии по вопросам толерантности и свободы совести, на совместном заседании трёх профильных комиссий (по вопросам толерантности и свободы совести, по вопросам интеллектуального потенциала нации, по вопросам культурного и духовного наследия Государственной Думы), а также на Совете Общественной палаты. http://www.oprf.ru/ru/about/structure/structurenews/newsitem/14067?PHPSESSID=t819luvehrqnnaujs02rdn3uo1 http://www.sova-center.ru/religion/news/education-culture/ religion school/2007/04/d10700/ 2. Толерантность. Интерактивный фестиваль «Мозаика народов России». Праздники у разных народов: русских, татар, цыган, якутов, калмыков и т.д. (А.Н.Иоффе)………………………………………………….292 3. Толерантность. Тренинг. Уроки и внеклассные занятия (Л. В. Мостяева)………………………………………………………………...313 4. Тестирование на определение уровня толерантности (И. А. Мишина)…................................................................................................322 5. Дидактические задания по курсу ОРКСЭ (Т. И. Тюляева)…………….327 6. Диалоговые методики и элементы диалоговых технологий в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (И. А. Мишина)………..347 7. Урок-дискуссия «Вера и неверие» (Н. К. Гришина)……………………..372 8. Программа дополнительного профессионального образования «История религий: культурологический аспект – в помощь преподавателю курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (Т. И. Тюляева)…………………………………………………………………381 9. Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования (И. Б.Катышева)…………………………...392 10. Список рекомендуемой литературы……………………………………....419 Введение В современном кризисном состоянии общества и личности в мире единственным условием, которое стабилизирует и гарантирует позитивное развитие человечества, является обретение и постоянное осмысление состояния духовности. Амбивалентность ситуации состоит в следующем: новая геополитическая ситуация в мире, процессы унифицирующей глобализации с её информационными технологиями, прагматической рациональностью одновременно вызывают у народов стремление сохранить свою самобытность, интенсифицирование межкультурного общения, возрождение этических норм и системы ценностей в культурной, нравственной, духовной сфере, активизацию понимания необходимости достижения согласия, консенсуса, диалога, взаимопонимания, упорядоченности отношений (необходимое условие выживания человека и человечества). В обществе людей сместились представления о прекрасном, добром, справедливом, честном. Равнодушное отношение к событиям, которые происходят в классе, городе, стране. Следует постепенно нивелировать агрессию в обществе. Духовно-нравственное воспитание гражданина России – это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Но и сама модернизация нужна, прежде всего, для повышения качества жизни в стране, т.е. создания максимально благоприятных условий для развития личности. Таким образом, воспитание молодых граждан России и модернизация страны – две составляющие одного процесса. В современном мире во всех странах, безусловно, особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у них таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, истории, религиям; готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, а именно: подразумевает овладение знаниями культурологических основ социальных явлений и религиозных традиций. Более всего это относится к младшим школьникам, что предполагает тесное сотрудничество школы с родителями, семьёй. Преподавание, изучение учебных предметов, курсов, направленных на приобщение детей не только к православной христианкой традиции, культуре, жизненному укладу, но и к культуре и традициям ислама, иудаизма и других религий, постепенно распространяется в регионах России, востребовано в российском поликультурном обществе. Изучение культурного наследия мировых религий очень важно для расширения культурных горизонтов личности. Ведь большинство современных институтов, государственных установлений, явлений общественной жизни, эстетических норм, политико-этических систем имеют выраженные или неявные религиозные истоки. Одна из задач образования в этом направлении – выработка своеобразного «иммунитета» у учащихся против воздействия негативных настроений в социокультурной среде. Толерантность и культура мира – основа формирования общечеловеческих ценностей, и в то же время они зависят в своем проявлении от исторического опыта народов. Образование осуществляется специальными социальными институтами – школами, гимназиями, учреждениями начального, среднего, высшего профессионального образования. В России существуют две основные формы образования – светская и религиозная, которая отличается выраженной конфессиональной направленностью. В России светская и религиозная образовательные системы прошли сложный путь развития и в настоящее время переживают социальные трансформации. Целостное единство представленных в данном пособии научных и практических рекомендаций позволит совершенствовать процесс духовно-нравственного воспитания и обучения в школе. В Стандартах второго поколения отмечается, что задача школьного воспитания – воспитание способности к духовному развитию, веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности, диалог культуры, науки, религии в воспитании. В этой связи следует обратить внимание на взаимодействие, диалог школы и традиционных российских религиозных организаций совместно с общественными организациями. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В.А) предлагает педагогически интегрировать духовную ответственность всех религиозных организаций в возрождаемую в настоящее время государственно-общественную систему обучения, воспитания и социализации детей и молодёжи. Каждый элемент этой системы, сохраняя свои принципы, содержание, традиции должна содействовать достижению общенациональной цели – духовно-нравственному воспитанию гражданина России. В этом документе подчёркивается значимость изучения традиционных российских религий для формирования у школьников представлений о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемой на основе межконфессионального диалога. В этой связи как никогда очевидными стали слова Н.Коржавина: «Пусть рвутся связи, меркнет свет, Но подрастают в мире дети… Есть в мире Бог или Бога нет, А им придется жить на свете». Особое внимание в книге обращено на правовые, социокультурные, организационно-управленческие основания введения в учебный план общеобразовательных учреждений курса «Основы религиозных культур и светской этики». «Целесообразно считать, что этот школьный курс является средством формирования у школьников поликультурной компетентности: поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и правил поведения.. Образование в поликультурном обществе включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и ее носителям» («Основы религиозных культур и светской этики»: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации. М.: АПКиППРО, 2010). Реализация данного курса, да и всей предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», связаны с проблемой недостаточной подготовленности учителей, прежде всего учителей гуманитарного цикла, как на уровне психологической готовности, так и на уровне квалификации. Педагогам не хватает знаний по основам религиоведения, практического опыта ведения конструктивного межконфессионального диалога. Поэтому на учреждения системы повышения квалификации педагогических кадров и ФПК педагогических вузов ложится задача оказания реальной помощи учителю, методисту, тренеру. Сборник также предлагает учителю фрагмент учебной программы дополнительного педагогического образования «История религий: культурологический аспект», программу духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе, примерную программу учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», учебно-тематический план повышения квалификации тьюторов по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». В книге показано авторское видение различных аспектов использования образовательных технологий в процессе обучения учителей, предложены рекомендации по организации групповой и коллективной деятельности младших школьников, использование в процессе обучения и осуществления внеурочной деятельности, дискуссий, различных типологий игр, учебных проектов и т.п. Также обращено внимание на особенности изучения истории и культуры религий, акцентирован духовно-нравственный компонент в содержании образования: диалоговые формы обучения и общения в системе формирования духовно-нравственных ценностей школьников, понимание светского характера образования, поиск новых форм духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи и т.д. Главный аспект – диалоговые методики, использованные в материалах пособия, создание пространства (территории) диалога: диалог между людьми разных конфессий, людьми одной же конфессии . Это диалог между ними и учеными, изучающими ту или иную конфессию, между ними и нашими современниками, между учителем, автором учебника и учащимися и т.д. Территория диалога, создаваемая образовательной средой поликультурной направленности, обладает педагогическим влиянием на всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся, родителей. Свойствами диалогичности обладает целый ряд видов работы: анкеты самих учащихся, их родителей, написание эссе и сочинений, создание портфолио, учебников, рабочих тетрадей и т.д. Сборник содержит материалы, отнесённые к разделу «Педагогическая мастерская учителя», позволяющие учителю, педагогу, преподавателю, методисту интегрировать учебные материалы по истории мировых религий с содержанием и формами духовно-нравственного воспитания, тем самым эффективнее решать воспитательные задачи уроков, внеклассных мероприятий, активно формировать гражданскую компетентность учащихся. Общее гражданское воспитание предусматривает формирование в школе, в обучении детей, внеучебной деятельности, в профессиональной переподготовки взрослых совокупности национальных духовных и нравственных ценностей, не затрагивающих принципиальных мировоззренческих различий. Мы считаем, что успехи ученика зависят от профессионального уровня учителя. Поэтому раздел сборника «Педагогическая мастерская учителя» (приложение) посвящён различным аспектам творческой деятельности учителей-практиков, методистов, преподавателей и доцентов Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. В структуре сборника отражены также рассказы учителей о секретах своей инновационной деятельности, успехами в самообразовании, технологии и содержании педагогического мастерства, предлагают свои педагогические разработки и модели индивидуального обучения в нравственно-духовной сфере на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, представлены материалы, способные раскрыть творческий потенциал каждого участника. Предложенный дидактический материал (например, тренинг и тестирование по толерантности, урок-дискуссия, дидактические задания по теме, элементы диалоговой методики и т.п.) не только позволит расширить методы обучения и воспитания и будет служить дополнением к уже существующим методикам и пособиям в качестве нового подхода за пределами общепринятой школьной программы. В частности, в сборник включена статья о, несомненно, интересном примере нравственного воспитания в древней Греции (классический период). Духовно-нравственное развитие обучающихся должно быть интегрировано в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внешкольную, общественно-полезную. Таким образом, организуется комплексная работа по духовно-нравственному воспитанию, что должно способствовать нравственной ориентации учащихся, помогать им в развитии и совершенствовании. Пример такой работы в Средней школе №58 г. Ярославля может быть использован педагогами в своей деятельности. Представленные в книге теоретические положения и практические рекомендации в духовно-нравственной сфере образовательной политики школы предлагают вполне оригинальный опыт модернизации современного образования, инновационные подходы и модели сопровождения этого процесса в условиях внедрения ФГОС нового поколения и подготовки учительского корпуса к эффективной деятельности. Мы надеемся, что этот сборник поможет педагогам преодолеть излишнее теоретизирование в преподавании школьных курсов гуманитарной направленности и организовывать уроки и внеклассные мероприятия не только практико-ориентированными, но и творческими, совместным с учащимися поиском истины, смысла, добра, справедливости и т.д. Раздел 1. Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в общеобразовательных учреждениях. Государственная политика 1. 1. Современная образовательная реальность и задачи системы образования по формированию ценностей в образовательном процессе Современная образовательная реальность испытывает отрицательные последствия кризисных явлений в общественном сознании, которые усиливаются в условиях мировоззренческой неопределённости последней трети ХХ века. Данное явление характеризуется повышением уровня криминогенности в обществе, роста преступности (в том числе и детской), насилия, в открытой пропаганде распущенности нравов. Наиболее сложная ситуация сложилась в подростковой и молодёжной сфере. Особенно красноречиво подтверждают наше мнение следующие факты:
Ослабление внимания государства и общества к целенаправленному формированию общественного сознания, к вопросам воспитания, к роли школы в воспитании человека целом привело к изменению психологии учащихся. Отмечаются следующие тенденции, как противопоставление себя другим людям, прагматизм. Вместе с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, снижается доверие к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, усиливается процесс индивидуализации, отчуждения. Если в 1990 г. желание «жить для себя» высказали 9,2% опрошенных старшеклассников, то в 1993 г. эта цифра возросла до 24,4%. Культура и образование отодвигаются на периферию их ценностных ориентаций, материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников. Научные исследования свидетельствуют об изменениях, в сознании подрастающего поколения, которые проявляются в утилитарности и примитивности мышления, усилении рассудочного компонента. По данным Комитета по молодёжи при Государственной Думе в деятельность деструктивных сект вовлечено от 3 до 5 млн. россиян, из которых более 50% составляет молодёжь. В связи с ослаблением основного института социализации – семейного – наблюдается усиление тенденции к проявлению молодёжью самонаправленной жестокости. Например: увеличение подростковой и молодёжной среде алкоголизма, наркомании, токсикомании, в проявлениях девиантного поведения, в самоубийствах, т. е. в явлениях, объединённых осознанным или неосознанным стремлением несозревшей личности к физическому или моральному саморазрушению. Данные негативные проявления в детской, подростковой и молодёжной среде характерны не только для России, но и для других стран на постсоветском пространстве. Существуют и другие факторы, оказывающие влияние на образовательную реальность. В Новое время жизнь общества существенно обновлялась уже в течение столетия, т. е. в течение жизни трёх – четырёх поколений. Человек овладевал опытом жизни современников. Причём современниками могли оказаться и носители инокультурного опыта. Семья передавала новым поколениям опыт жизни отцов и дедов, который оказывался практически полностью востребованным в условиях жизни детей. Но появилась и конкуренция: система образования и самообразования могла транслировать опыт жизни, сформировавшийся в других социумах. У человека впервые появилась возможность выбора духовно-нравственных основ своего поведения. Взрослые в семье перестали быть единственным авторитетом для младшего поколения. Выдающийся русский писатель И. С. Тургенев заметил предпосылку к развитию конфликта между отцами и детьми в одноимённом произведении. Говоря современным языком, молодёжь того времени в форме нигилизма ставила под сомнение духовно-нравственные ценности отцов. Отцов же раздражала данная тенденция. В послевоенную эпоху, модернизирующееся общество по основным своим характеристикам изменялось уже в течение жизни одного поколения – обновлялось в среднем каждое 25-летие. Следовательно, возможности общества и семьи в передаче накопленного социально-нравственного опыта существенно сужались. Средства массовой информации составляли уже значительную конкуренцию и семейному воспитанию, и системе образования в деле передачи духовно-нравственных основ жизни. Современная ситуация ещё больше усложняется. Трудно провести черту между традициями, духовно-нравственным наследием прошлого и современностью. Происходит т.н. «музеефикация» культуры – многие навыки и умения, ценности и мировоззренческие установки можно, сдать в архив или положить на музейную полку как неактуальные. Подростки очень избирательно относятся к опыту старшего поколения и ориентированы на своих более продвинутых сверстников. Это делает разрыв поколений ещё более выраженным, а межпоколенную передачу ценностей – проблематичной. Но вместе с тем возникает потребность в опыте очень далёких предков, который в условиях этно-религиозных ренессансов оказывается современным и актуальным. Именно этим можно объяснить возрождение религиозности, которое иногда именуют «реваншем Бога», а также интерес к своим этническим корням. В современном обществе молодёжь и подростки испытывают влияние новых авторитетов – этно-конфессиональным сообществам разного толка. Смена типов культурно-исторического наследования стала важнейшей причиной кризиса не только семейного воспитания в его традиционном понимании, но и системы образования и воспитания в целом. Ведь они также нацелены на трансляцию знаний, умений, навыков, систем ценностей, культурных образцов, стремящихся закрепить опыт предшествующих поколений. В эпоху смены культурных форм передачи коллективного опыта поколений. Люди старшего поколения, педагоги, воспитатели и родители, формировались как личности в условиях господства книжно-письменной культуры, воспитывались на классическом романе XIX века на его этических принципах и рефлексивных началах. Представители старшего поколения разделяли убеждение в том, что человек, не прочитавший произведения Толстого, Чехова, Тургенева, Шекспира, не может считать себя и быть культурным человеком. Они помнят фразу Ленина о необходимости овладеть всем культурным наследием человечества. Взрослые формировались также на традиционном учебнике, в котором автор ведёт повествование, а читатель пассивно следует за ходом его мысли, и не способен изменить что-либо в сюжете или подаче материала. Люди книжно-письменной культуры мыслят категориями повествовательности, плавной и связанной речи, последовательного, назидательного и логичного изложения, выстраивают единую линию урока и воспитательного процесса, тщательно стараются предвидеть все нюансы и исключить случайности, ведут детей по заранее разработанному плану, чётко, поэтапно, ставя и достигая определённые воспитательные и образовательные цели. Современные дети – представители иной, экранно-клиповой культуры, которая проникает в их сознание благодаря работе с персональным компьютером, с современной аудио- и видеотехникой, с сотовой системой связи и современными коммуникациями. Они знакомились с содержанием произведений через краткие аннотации и пересказы, в лучшем случае – через экранизации и небольшие хрестоматии. Мир эмоциональных переживаний подростка в значительной мере обеднен и нуждается в большой эмоциональной насыщенности и подкреплении смысловой основой. Разные поколения становятся мало интересными друг для друга, намечается прерывность связи между ними, что отражается как на семье, так и на школе. Следовательно, они теряют интерес и к традиционному обучению, линейному учебно-воспитательному процессу по утверждённым программам, к традиционному учебнику. Они предпочитают обучаться и действовать самостоятельно, по индивидуальным образовательным программам, на основе принципов интерактивности, используя современные информационные технологии. В худшем случае у них пропадает интерес к обучению и воспитанию в принципе. Растёт поколение малообразованных, малограмотных и неграмотных детей и подростков, а проводят время у телевизора, в Интернете и т.д. и т.п. Дети читают преимущественно остросюжетные детективы, в которых отсутствуют чувства, переживания, самопознание, не выражаются эмоции. Но стремительно развивающийся сюжет, чистое действие, закрученная интрига и т.п. Контакты со старшими в данных условиях довольно ограничены, зачастую имеют прагматическую направленность, касающуюся финансовых вопросов или обслуживания их потребностей. Концепция связана с поддержанием семейной атмосферы, с участием в семейных праздниках и торжествах, с укреплением традиций семьи, с заботой о её членах. У них имеется гораздо больше возможностей иметь собственный легальный, а зачастую и нелегальный заработок, что делает их практически автономными по отношению к старшим членам семьи. Для решения этой проблемы взрослые должны овладевать информационно-коммуникационными процессами. Человек, который не владеет компьютером будет чувствовать себя так, неграмотным в индустриальном обществе. Если старшее поколение сможет говорить с подростками на языке информационно-коммуникативных технологий, то оно сможет более эффективно направлять интеллектуальные поиски и творческую энергию молодежи, способствовать развитию интереса к учебным программам на электронных носителях, расширяя тем самым и собственный кругозор. Только преодолевая конфликт поколений, школа и семья могут осуществлять воспитание вообще, в том числе и воспитание на определённых духовно-нравственных ценностей. Эффективность школы и семьи как силы, противостоящей негативным тенденциям нарастания ксенофобских, националистических, а то и фашистских настроений, оказывается недостаточной. Семейное и общинное воспитание далеко не всегда направлено на открытый диалог с людьми иной культуры, оно редко ставит своей главной задачей формирование поликультурной личности. В результате не создается общий фундамент глубинного взаимопонимания, культурные традиции замыкаются на себе, не выходят на общероссийский, европейский и мировой уровень межкультурной коммуникации. Выросло целое поколение молодёжи, не владеющей практическими навыками жизни в ситуации поликультурализма, не стремящееся к ведению конструктивного межкультурного и межконфессионального диалога по отношению к религии и культуре в широком смысле слова. Широко данное явление прослеживается в тех семьях, которые культивируют этнические и конфессиональные ценности. Духовно-нравственное воспитание в таких условиях должно предполагает идеологию межконфессионального и межкультурного диалога, толерантности. Личность, обладающая активной жизненной позицией в вопросе этнической и религиозной толерантности, формируется одновременно и как гражданин правового демократического государства, как член гражданского общества, уважающий права и свободы человека, независимо от его этнокультурной и религиозной принадлежности. Отсутствие же толерантности в обществе способствует его сползанию в состояние хаоса вследствие вспышек насилия и экстремизма, от чего в первую очередь будут страдать именно семейные ценности, которые могут составить основу духовно-нравственного воспитания детей подростков, но для этого необходимо очень тесное взаимодействие семьи и школы. |
«Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого является духовно-нравственное воспитание школьника с учётом... | В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого... | ||
В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого... | В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого... | ||
В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого... | В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого... | ||
В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого... | Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами... | ||
Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация детей, подростков и молодежи... | «Нормативно-правовое регулирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |