Скачать 0.99 Mb.
|
Методические рекомендации к критериям и показателям для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников образовательных организаций по должности «учитель» в межаттестационный период Пояснительная записка Аттестация является основным средством оценки уровня компетентности педагогических работников и стимулирования их профессионального развития. Решение о соответствии (несоответствии) педагога требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, принимается аттестационной комиссией на основании экспертной оценки и самооценки его профессиональной деятельности. В то же время огромный пласт педагогической деятельности осуществляется в межаттестационный период. Для того чтобы отразить эту часть своей деятельности, педагоги представляют портфолио, которое часто оказывается недостаточно полным и структурированным. В связи с этим АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» были разработаны методические рекомендации к критериям и показателям для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников образовательных организаций по должности «учитель» (далее – критерии и показатели). Данные критерии и показатели должны помочь учителю, во-первых, осознанно подойти к процедуре аттестации на соответствие требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, во-вторых, более полно отразить профессиональную деятельность за межаттестационный период. Критерии и показатели разработаны в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. N 209, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413. С целью выявления балльных порогов первой и высшей квалификационных категорий разработанные критерии и показатели прошли апробацию в 24 муниципальных районах и 2 городских округах Вологодской области. В апробации приняли участие 470 учителей различных квалификационных категорий и разных ступеней образования. Критерии и показатели направлены на оценку профессиональной деятельности учителя в межаттестационный период. В течение межаттестационного периода учитель:
Повышение уровня профессиональной компетентности осуществляется через освоение образовательных программ (в том числе программ самообразования), овладение образовательными и информационно-коммуникационными технологиями и способствует достижению высоких результатов в деятельности учителя. Стабильность результатов освоения образовательных программ обучающимися обеспечивается в урочной и внеурочной деятельности, как на уровне образовательной организации, так и на муниципальном и региональном уровнях. Учитель вносит личный вклад в повышение качества образования посредством осуществления методической деятельности, обобщения и распространения педагогического опыта, участия в инновационной и экспериментальной деятельности, в профессиональных конкурсах и значимых для социума мероприятиях. Для успешного прохождения экспертизы профессиональной деятельности педагога (одного из этапов аттестации педагогических работников с целью установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой, высшей)) каждому учителю необходимо:
Карта оценки профессиональной деятельности в межаттестационный период оформляется учителем в соответствии с формой (Приложение 1). При заполнении карты необходимо обратить внимание на то, что все показатели по каждому критерию разделяются на две части: инвариантную (обязательную) и вариативную. По инвариантным показателям оцениваются все учителя, из вариативных показателей педагог выбирает 2 показателя из предложенных (всего по трем критериям – 6 показателей). В столбце «Обоснование» учитель указывает ссылки на приложения портфолио (материалы, подтверждающие набранное количество баллов). Учитель предоставляет руководителю (заместителю руководителя) образовательной организации карту оценки профессиональной деятельности в межаттестационный период вместе с оформленными материалами, подтверждающими количество набранных баллов (портфолио). Далее руководитель (заместитель руководителя) образовательной организации изучает представленные материалы и заверяет достоверность сведений в соответствии с критериями и показателями. После того как учитель объективно оценил свою профессиональную деятельность в межаттестационный период и набрал количество баллов, соответствующее заявленной квалификационной категории, он принимает решение о подаче заявления в аттестационную комиссию Департамента образования Вологодской области на аттестацию на квалификационную категорию в соответствии с набранным количеством баллов. К заявлению на аттестацию прилагается карта оценки профессиональной деятельности в межаттестационный период, достоверность сведений в которой заверена руководителем (заместителем руководителя) образовательной организации. Если учитель при заполнении карты оценки профессиональной деятельности в межаттестационный период набрал количество баллов, не соответствующее заявленной категории, он анализирует причины несоответствия показателям, консультируется с руководителем (заместителем руководителя), выстраивает план дальнейшего профессионального развития и принимает решение о дальнейшем участии в аттестации. На экспертизу учитель представляет:
Во время экспертизы учитель проводит урок и дает его анализ в соответствии с Методикой. Таким образом, эксперты готовят и передают в аттестационную комиссию Департамента образования области пакет документов о результатах деятельности учителя в межаттестационный период и о выявленном уровне квалификации педагогического работника в соответствии с Методикой. Аттестационная комиссия Департамента образования области выносит решение о соответствии (несоответствии) квалификации учителя требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории. Оценивание профессиональной деятельности в межаттестационный период педагогических работников образовательных организаций по должности «учитель» Критерий 1 «Повышение профессиональной компетентности учителя» показывает развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового. Инвариантные показатели по критерию 1 1.1.1 Повышение квалификации педагогов. Аттестация педагогических кадров не зависит напрямую от повышения квалификации педагогов. Однако освоение образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ способствует повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, оказывает влияние на результативность деятельности и внесение личного вклада в повышение качества образования. Документы, подтверждающие результаты по показателю:
1.1.2 Проектирование уроков на основе применения образовательных технологий. В данном показателе отражается владение образовательными технологиями и эффективное применение их в практической деятельности. Конспект урока разрабатывается на основании рабочей программы. При его оформлении обязательно должны быть выделены цели, задачи и этапы урока, и отображено взаимодействие учителя и обучающихся. Характеристики технологии должны прослеживаться и в содержании урока, и в способах, и в формах его реализации. Обоснование включает описание актуальности использования технологии, реализуемых целей, возможностей и целесообразности применения в конкретных условиях, указание показателей, по которым отслеживается эффективность применения, и результатов исследования эффективности применения. Документы, подтверждающие результаты по показателю: - рабочие программы; - конспекты уроков; - обоснование необходимости использования и эффективности применения избранной технологии. 1.1.3 Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Данный показатель предполагает оценку работы учителя с готовыми электронными образовательными ресурсами. Электронный образовательный ресурс (далее – ЭОР) – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. ЭОР может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения. ЭОР подразделяется на мультимедийные, программные продукты, изобразительные, аудио, текстовые, электронные аналоги печатных изданий. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера. Все многообразие ЭОР условно можно подразделить на информационные источники и информационные инструменты. В образовательном процессе учитель может использовать как простые информационные источники (звук, изображение, текст, видеоматериалы, модели), так и комплексные, содержащие простые информационные источники, связанные с гиперссылками (например, мультимедиа энциклопедии). Информационный инструмент учебной деятельности – это программный продукт, позволяющий производить активные действия над информационными источниками (объектами), создавать их, менять, связывать, передавать и т.д. К педагогическим ЭОР также относятся электронные учебные издания и электронные учебные материалы. Возможности таких ЭОР представлены в Приложении 2. Учитель может сам разработать ЭОР, а может использовать уже готовые, созданные коллегами. Обоснование включает описание актуальности использования ЭОР, реализуемых целей, возможностей и целесообразности применения в конкретных условиях, указание показателей, по которым отслеживается эффективность применения, и результатов исследования эффективности применения. Документы, подтверждающие результаты по показателю: - поурочное планирование (программа (план) внеурочной деятельности); - конспекты уроков (внеклассных мероприятий); - обоснование необходимости использования и эффективности применения электронных образовательных ресурсов. Вариативные показатели по критерию 1 1.2.1 Использование дистанционных технологий обучения. Данный показатель в настоящее время имеет опережающий характер и необходим для стимулирования педагогов к повышению уровня информационной компетентности. Показатель предусматривает такие виды деятельности, как: - руководство участием обучающихся в сетевых проектах (Под сетевым проектом понимают организацию проектной деятельности, которая подразумевает удаленное взаимодействие детей из разных уголков страны, объединенных общей темой, целью, формами работы, методами исследования); - руководство дистанционным обучением школьников (Дистанционное обучение предполагает наличие разных вариантов удаленности между обучающимися, педагогами, средствами обучения и преодоление этой удаленности с помощью средств компьютерных телекоммуникаций. В этом случае ученики обучаются очно в традиционной школе и вместе со своим очным учителем взаимодействуют с удаленной от них информацией, различными образовательными объектами, иногда — с учениками из других школ и специалистами в изучаемых областях. При этом педагог выступает как организатор, консультант.); - работа в качестве педагога дистанционного обучения (педагог является участником программы дистанционного обучения детей-инвалидов, проводит дистанционное обучение школьников по курсам, разработанным в системе дистанционного обучения). Обоснование включает описание актуальности использования дистанционных технологий, реализуемых целей, возможностей и целесообразности применения в конкретных условиях, указание показателей, по которым отслеживается эффективность применения, и результатов исследования эффективности применения. В Приложении 3 даны ссылки на некоторые наиболее известные организации, занимающиеся проведением сетевых проектов для школьников. Документы, подтверждающие результаты по показателю: - рабочая программа (программа (план) внеурочной деятельности); - обоснование необходимости использования и эффективности применения электронных образовательных ресурсов; - документы, подтверждающие использование учителем дистанционных технологий обучения. |
Критерии и показатели для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников по должности "учитель" государственных... | Просим руководителей муниципальных органов управления образованием довести данное письмо до сведения руководителей образовательных... | ||
Министерства образования и науки РФ №276, от 07. 04. 2014 г основанием для проведения аттестации с целью установления соответствия... | Определение уровня квалификации педагогических работников для установления его соответствия требованиям первой и высшей квалификационных... | ||
Определение уровня квалификации педагогических работников для установления его соответствия требованиям первой и высшей квалификационных... | Она проводится для определения соответствия квалификации педагога требованиям к квалификационным категориям (первой или высшей) либо... | ||
Федерации от 24 марта 2010 года №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных... | Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников... | ||
Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников... | Липецкой области для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |