Доклад
О реализации конституционных прав и свобод граждан
в Республике Хакасия
в 2013 году
г.Абакан
2014 год
Содержание
| ВВЕДЕНИЕ
| 3
|
| Статистика и анализ обращений к Уполномоченному
| 4
|
| Соблюдение права граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи
| 9
| 2.1.
| Льготное лекарственное обеспечение
| 11
| 2.2.
| Медико-социальная экспертиза
| 14
| 2.3.
| Оказание психиатрической помощи
| 21
|
| Право граждан на социальное и пенсионное обеспечение
| 26
| 3.1.
| Региональная поддержка ветеранов, инвалидов и пожилых людей
| 27
| 3.2.
| Организация помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и лицам без определённого места жительства
| 39
|
| Право на жилище, жилищно-коммунальное обслуживание
| 40
| 4.1.
| Реализация целевых программ для получения жилья
| 40
| 4.2.
| Переселение из ветхого и аварийного жилья
| 44
| 4.3.
| Реализация права на получение качественных услуг ЖКХ
| 45
| 4.4.
| Дачные проблемы
| 52
|
| Соблюдение и защита трудовых прав граждан
| 54
| 5.1.
| Организация помощи безработным
| 58
| 5.2.
| Восстановление нарушенных трудовых прав
| 59
|
| Проблемы в сфере миграции. Получение гражданства
| 67
|
| Право на судебную защиту
| 75
| 7.1.
| Реализация права на судебную защиту
| 75
|
| Право граждан на получение квалифицированной юридической помощи
| 76
| 8.1.
| Оказание бесплатной юридической помощи
| 76
|
| Соблюдение прав лиц, содержащихся под стражей в учреждениях Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Хакасия
| 82
| 9.1.
| Общественный контроль за условиями содержания осуждённых. Оказание медицинской помощи осуждённым
| 82
| 9.2.
| О проблемах социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы
| 88
| 9.3.
| Прокурорский надзор за деятельностью пенитенциарных учреждений
| 92
| 10.
| Соблюдение прав человека в структурах правоохранительных органов
| 94
| 10.1.
| Соблюдение прав лиц, содержащихся под стражей в подразделениях МВД по Республике Хакасия
| 94
| 10.2
| О результатах рассмотрения обращений граждан о деятельности органов внутренних дел и следственных подразделений
| 96
|
10.3
| Защита прав граждан от преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств
| 103
| 11.
| Защита прав военнослужащих
| 105
| 12.
| Реализация избирательных прав граждан в Республике Хакасия
| 109
| 13.
| Реализация национальной политики в Республике Хакасия
| 111
| 14.
| Деятельность Уполномоченного и аппарата Уполномоченного по правам человека
| 116
| 15.
| Приложения
| 127
|
| Приложение 1.
Устные обращения граждан, поступившие в адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия в 2013 году
| 127
|
| Приложение 2.
Результаты рассмотрения устных обращений Уполномоченным по правам человека в Республике Хакасия в 2013 году (диаграмма)
| 136
|
| Приложение 3.
Результаты рассмотрения письменных обращений Уполномоченным по правам человека в Республике Хакасия в 2013 году (диаграмма)
| 137
|
| Приложение 4.
Тематика положительно решённых письменных обращений граждан, рассмотренных Уполномоченным по правам человека в Республике Хакасия в 2013 году
| 138
|
| Приложение 5.
Общее число обращений, поступивших к Уполномоченному по правам человека в Республике Хакасия за 2011-2013 гг.
| 139
|
| Приложение 6.
Характеристика письменных обращений, поступивших к Уполномоченному по правам человека в Республике Хакасия за 2011-2013 гг.
| 140
|
| Приложение 7.
Обращения граждан в адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия, касающиеся правоохранительных органов, поступившие в 2013 году
| 141
|
| Приложение 8.
Обращения граждан в адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия, касающиеся работы правоохранительных органов, за 2013 год
| 142
|
| Приложение 9.
Фото
| 143
| Введение
Третий ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия подготовлен в соответствии со статьёй 15 Закона Республики Хакасия от 09.07.2010 № 63-ЗРХ «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Хакасия».
В ходе подготовки разделов Доклада собраны, изучены и проанализированы материалы, иные сведения, содержащиеся в различных источниках, в том числе:
- письменная и устная информация, полученная в ходе личного приёма граждан Уполномоченным и работниками аппарата Уполномоченного, а также на выездных приёмах в муниципальных образованиях и поселениях республики;
- сведения о нарушении прав человека, изложенные в жалобах и обращениях, направленных Уполномоченному российскими и иностранными гражданами, лицами без гражданства, находящимися на территории Республики Хакасия, и полученные из других субъектов РФ;
- информация, представленная по запросу Уполномоченного органами федеральных структур, государственной власти и местного самоуправления Республики Хакасия;
- устная и письменная информация, полученная Уполномоченным от должностных лиц в ходе посещения государственных и муниципальных учреждений, в том числе мест содержания под стражей;
- научные, аналитические, статистические материалы и информации, поступившие в аппарат Уполномоченного при подготовке и проведении конференций, заседаний круглых столов, совещаний по правозащитной тематике;
- публикации в средствах массовой информации и в других источниках.
В Докладе отражена основная тематика заявлений, с которыми граждане обращались к Уполномоченному, приведена статистика и сравнительный анализ содержания обращений, представлены наиболее характерные примеры жалоб, причины и условия, способствовавшие нарушению прав человека, приводится информация о результатах рассмотрения обращений.
Доклад Уполномоченного представляется в Верховный Совет Республики Хакасия, направляется Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, прокурору Республики Хакасия.
Доклад также направляется руководителям организаций, с которыми Уполномоченным заключены Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии, Уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, депутатам Верховного Совета Республики Хакасия, в министерства и комитеты Правительства Республики Хакасия, в муниципальные образования городов и районов Республики Хакасия.
1. Статистика и анализ обращений к Уполномоченному
Анализ обращений граждан на протяжении трёх лет, то есть с момента создания в Хакасии института Уполномоченного по правам человека, определил, что большинство обратившихся граждан интересуют неправомерные, по их мнению, действия (бездействие) должностных лиц по вопросам, с которыми они столкнулись лично, и не получили положительного для себя результата.
В 2013 году к Уполномоченному по правам человека в Республике Хакасия поступило 818 обращений, что на 6 % больше, чем в 2012 году, что составляет 1,5 обращений на одну тысячу человек населения нашей республики (в 2012 году – 1,4). 266 заявлений, или каждое третье, поступили в письменном виде. На выездных приёмах было принято 96 человек.
Вопросы, связанные с недвижимостью составляют практически четверть от общего числа заявлений. Это переселение из ветхого и аварийного жилья, предоставление льгот при выделении земельных участков, строительство, оформление в собственность объектов недвижимости, неудовлетворительная работа коммунальных служб, обоснованность тарифов и т.д.
Необходимо отметить, что за период 2012-2013 гг. почти на треть уменьшилось число жалоб, связанных с обеспечением граждан жильём и пользованием жилого фонда, постановкой на льготный учёт для получения жилья и вопросам выделения земельных участков для строительства, фермерства, огородничества.
В то же время, необоснованное затягивание сроков строительства для граждан, переселяемых из ветхого и аварийного жилья, неудовлетворительное качество новостроек стали причиной обращений ряда граждан в адрес Уполномоченного.
Продолжает иметь место проблема получения и сохранения жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Зачастую это связано с отсутствием необходимых средств выделяемых республике на приобретение или строительство жилья, а также несвоевременным сбором необходимых документов со стороны опекунов и приёмных родителей.
Кроме того, сироты, возвратившиеся из мест лишения свободы, или по окончании обучения в ВУЗах, нередко обращаются в суд, чтобы через судебное решение получить жильё вне очереди, чем нарушается право тех, кто в этой очереди состоит. Такая ситуация, конечно, не может быть урегулирована только региональным законодательством.
Как показал анализ, при снижении числа жалоб на действия должностных лиц государственной власти Республики Хакасия и местного самоуправления, количество обращений на действия (бездействие) должностных лиц федеральных структур возрастает. Например, в 2012 году оно увеличилось на 8 % и составило 59 %. Такая же тенденция (+4 %) сохранилась и в прошедшем 2013 году.
По вопросам безопасности, законности деятельности правоохранительных органов, надзорных ведомств, в том числе подразделений МВД по Республике Хакасия, УФССП, а также вопросам призыва на военную службу обратилось 115 человек или 14 %, из них с письменными обращениями 43 или 16,2 %.
Число жалоб на работу сотрудников правоохранительных органов республики, особенно по вопросам следствия и дознания увеличилось на 19 %. Всего в 2013 году поступило 87 таких обращений, из которых более половины направлены жителями г. Абакана.
Широкий спектр тематики обращений уже в первый год работы, выявил настоятельную необходимость продолжения практики заключения Соглашений о сотрудничестве и взаимодействии Уполномоченного с федеральными структурами органов государственной власти, общественными организациями, поскольку Закон республики эти отношения не регулирует.
К сожалению, проект федерального закона о региональных Уполномоченных, представленный два года назад Российским Уполномоченным в Государственную Думу, по настоящее время ещё не рассмотрен.
Просматривается тенденция роста обращений по восстановлению права на труд: по трудовым конфликтам, вопросам неправомерного увольнения, выплатам вознаграждения за труд, безопасности труда, профессиональной подготовки и переаттестации 99 или 12,1 % (АППГ 46 или 6 %).
На протяжении трёх лет каждое десятое обращение к Уполномоченному было по вопросам соблюдения права на труд, своевременной выплаты заработной платы, увольнения и восстановления на работе. Более 70 % таких жалоб было от бывших работников предприятий-банкротов.
Тема банкротства всегда являлась остросоциальной и актуальной. Ведь при потере места работы страдает не только увольняемый работник, но и вся его семья. Предложения по защите трудовых прав работников предприятий-банкротов были озвучены на совещаниях в Арбитражном суде Республики Хакасия, представлены на заседании Координационном совете Российских уполномоченных по правам человека в Москве, на совещании у Главного судебного пристава России в марте 2013 года. К сожалению, кардинальных изменений в Законе «О банкротстве» в пользу бывших работников не произошло.
Думаю, не ошибусь, что приходящие к нам граждане обоснованно считают одной из высших для людей ценностей – состояние здоровья.
В 2013 году возросло число жалоб по вопросам реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь, льготным лекарствам, установлению группы инвалидности к нам обратилось 58 человек или 7,1 % от общего числа посетителей (АППГ – 32 или 4,2 %). Каждый третий из них – по вопросам получения льготных лекарств. Число устных обращений по лекарственному обеспечению по сравнению с 2012 годом увеличилось в 5 раз.
Результаты рассмотрения устных обращений Уполномоченным по правам человека в Республике Хакасия в 2013 году
Результат рассмотрения обращений
| Количество обращений
| %
| Нарушений прав заявителей не установлено
| 4
| 1
| Вопрос решён положительно. Разъяснён порядок решения вопроса, проведено правовое консультирование
| 428
| 78
| Приняты документы
| 93
| 17
| Осуществлён выезд
| 7
| 1
| Направлены запросы
| 20
| 3
| ИТОГО
| 552
| 100 %
|
По-прежнему для населения республики актуальными остаются вопросы нарушения прав граждан в сфере социального обеспечения: страхование, пенсии, пособия, получение льгот, поддержка ветеранов и инвалидов, компенсации и возмещение вреда. С этими вопросами в течение года обратились 71 человек или 8,7 %. Вместе с тем, число жалоб по этим направлениям ежегодно снижается: 2011 год – 15,8 %, 2012 год – 11,4 %.
Также снизилось по сравнению с 2012 годом число жалоб на нарушение права граждан на свободу передвижения и выбора места жительства, вопросам паспортизации, избирательного права, защиты прав потребителей: 50 или 6,1 % (АППГ – 74 или 9,6 %).
На треть меньше обратилось граждан с письменными обращениями из мест лишения свободы в адрес Уполномоченного по вопросам работы учреждений УФСИН России по Республике Хакасия.
Однако отмечается стабильный – более 6 % рост жалоб на органы правосудия: судебная защита прав и свобод человека и обжалование судебных решений.
Результаты рассмотрения письменных обращений Уполномоченным по правам человека в Республике Хакасия в 2013 году
Результат рассмотрения обращений
| Количество обращений
| %
| Вопрос решён положительно
| 89
| 33
| Нарушений прав заявителей не установлено
| 81
| 30
| По письменному запросу дана юридическая консультация. Разъяснён порядок решения вопроса в судебном порядке
| 95
| 36
| Отказано в рассмотрении заявления
| 1
| 1
| ИТОГО
| 266
| 100 %
|
Необходимо отметить, что в ходе рассмотрения жалоб не всегда усматривается нарушение прав граждан со стороны должностных лиц органов государственной власти федеральных и региональных структур, местного самоуправления. Так, в течение года число подобных письменных обращений составило 30 %, содержанием большинства из которых являлись гражданско-правовые споры между физическими лицами. Тем не менее, в каждом конкретном случае заявители получали подробную юридическую консультацию.
Тематика положительно решённых вопросов по письменным обращениям граждан приведена в таблице.
|