Урок 1 (лекция-обзор) Тема: Проблема письменности кабардинцев и балкарцев (Ш. Ногмов


НазваниеУрок 1 (лекция-обзор) Тема: Проблема письменности кабардинцев и балкарцев (Ш. Ногмов
страница1/9
ТипУрок
filling-form.ru > бланк заявлений > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА «КУЛЬТУРА НАРОДОВ КБР», 11 класс (32 часа)
УРОК 1 (ЛЕКЦИЯ-ОБЗОР)

Тема: Проблема письменности кабардинцев и балкарцев (Ш. Ногмов, Н. Шеретлук, У. Берсей и др.)

Цель: охарактеризовать письменность кабардинцев и балкарцев, расска­зать о просветительской деятельности Ш. Ногмова, Н. Шеретлука, У. Берсея

Проведение данного урока в форме лекции дает возможность компактно изложить большой по объему материал. Учитель может наметить круг вопро­сов, рекомендовать дополнительный материал-перечень литературы, которую желательно прочитать.

Чтобы облегчить работу школьников во время лекции, полезно использо­вать своего рода опорный конспект основных положений лекции.

Предлагаем примерный вариант такого опорного конспекта:

I. Проблема письменности кабардинцев и балкарцев.

Причины длительности и сложности процесса создания письменности у наших народов.

Свидетельства попыток создания письменности у балкарцев.

Первые попытки создания письменности у кабардинцев.

Кабардинский и балкарский алфавиты.

II. Вклад адыгских просветителей в процесс создания письменности.

Деятельность Ш. Ногмова на ниве просвещения.

Создание азбуки Нотауко Шеретлуком, участь созданных им произведе­ний.

Умар Берсей-автор учебной литературы на черкесском языке.

Литература для самостоятельного изучения

  1. История народов Северного Кавказа с древнейших времен (конец XVIII- 1917г.).М.,1988.

  2. История КБР. Т. 2. М, 1967.

  3. Крупное Е.И.Древняя история Северного Кавказа.М., 1962.

  4. Тресков И.В.Этюды о Шоре Ногмове.М., 1972.

  5. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик, 1978.

  6. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители Х1Хв.-нач. ХХв. Нальчик, 1993.


Процесс создания письменности у кабардинцев и балкарцев был длитель­ным и сложным.

На отдельных каменных плитах 1709,1715 гг. арабскими буквами написаны, балкарские тексты, что свидетельствует о попытках балкарцев создать свою письменность.

Первая попытка по разработки адыгской азбуки сделана Магометом Эфен­ди из Шапсугии в 1821 г. В 1925 г. Шора Ногмов составляет кабардинскую азбуку, в 1840 - 1843 гг. грамматику кабардинского языка. Она-единственный источник, зафиксировавший формы и звуки кабардинского языка, существовавшего в I пол. XIX века, а также слова, ставшие архаизмами. Этот труд Ш. Ногмова дает возможность проследить историческое развитие кабардинского языка за последние полтора столетия, служит важным и незаменимым под­спорьем для ученых — кавказоведов, и, прежде всего, лингвистов.

Ш. Ногмов был истинным патриотом своего народа. Его высокое понима­ние всенародной пользы просвещения, распространения научных знаний, чему он посвятил всю жизнь, ясно раскрыто в его предисловии к «Грамматике».

«С огорчением должен признаться, - писал он, - что соотечественники мои до сих пор не имеют никакой письменности, даже никакой грамоты; при начатии труда, мое сердечное убеждение говорило мне, что придет время, ког­да в душе грубого горца вспыхнет чудное чувство - светильник жизни - лю­бовь к знанию, ударит и для нас час, когда мы примемся за грамоту, книги, письмо. Для этого-то времени составлен этот труд, труд многих лет, забытый, быть может, преображенный, он некогда побудит благодарное воспоминание потомства учащегося».

Кроме грамматики, Ш. Ногмов составил «Кабардино-русский словарь», вобравший в себя около четырех тысяч слов.

Из-за отсутствия книгопечатания на родном языке, произведения нацио­нальной литературы, оставшись в рукописях, погибли.

Трагическая участь постигла наследие Нотауко Шеретлука - «величайшего поэта Черкессии». По словам Адиль-Герея, он записывал свои произведения на составленной им же азбуке. Но, подвергшись преследованиям реакционно­го мусульманского духовенства, он вынужден был их уничтожить.

Лучше сохранилась учебная литература. Её автор Умар Берсей - учитель черкесского языка Ставропольской гимназии. Ему принадлежат несколько рас­сказов и басен, вошедших в его «Букварь черкесского языка». Часть из них -собственные сочинения, другая - переводы с русских и восточных оригина­лов. Собственные сочинения Берсея основаны на фольклорных сюжетах, в ос­новном на сказочных.

Кабардинский и балкарский буквари и алфавиты на латинской графической основе были созданы в ] 923 и 1294 гг.

В 1936-37 гг. был осуществлен перевод алфавита с латинской графики на русскую.

П. Закрепление пройденного

Почему процесс создания письменности у наших народов был столь дли­тельным?

Какой вклад в этот процесс внесли адыгские просветители?

Д/з конспект, подобрать материал для сообщения о III. Ногмове, Н. Шеретлуке, У. Берсее. Опережающее задание к уроку 2- конференции.

УРОК2.

Тема: Просветительская литературная деятельность первых ученых

и писателей Кабарды и Балкарии.

Цель: охарактеризовать просветительство Кабарды и Балкарии, под­черкнув тот вклад, который внесли просветители в развитие литературы и общественно-политической мысли.

Подготовка конференции

Создается группа докладчиков (8 человек), которым предстоит выступить на конференции. Подготовка доклада требует достаточно высокого уровня зна­ний и умений, в том числе ораторских. Поэтому докладчиками должны высту­пить более сильные ученики.

С целью повышения интереса слушателей можно подготовить официаль­ных оппонентов. Они готовятся по той же теме, что и один из докладчиков. Их задача-поставить интересные вопросы и кратко дополнить докладчика. Учитель при подготовке конференции консультирует и докладчиков и оппонентов по каж­дому вопросу, подсказывает литературу и круг вопросов, подлежащих рассмотре­нию. Он оценивает и качество доклада, и качество оппонирования (насколько инте­ресны и существенны поставленные вопросы, содержание краткого выступления после докладчика). Очевидно, что и доклады, и ответы на вопросы, и выступления оппонентов должны быть строго ограничены во времени.

Активизируют внимание учащихся также заданиями, которые выполняют­ся на основе содержания докладов. Одним из таких заданий может быть табли­ца, которая заполняется по ходу выступления докладчика.

ХОД УРОКА

Темы докладов.

1. Просветительство Кабарды

а) I период (самый конец XVIII в -1 половина 50-х гг. XIX в.)

б) II период (I половина 50-х гг. - 80-е гг. XIX в.)

в) III период (90-е гг. XIX в. - начало XX в.)

2. Деятели науки, культуры и просвещения Балкарии.

Литература:

Р.Х. Хашхожева. Адыгские просветители XIX - нач. XX в.Нальчик. 1984.

Т.Ш.Биттирова. Карачаево-балкарские просветители.Нальчик,2002. Под ред. Т.Х.Кумыкова. История КБР.Нальчик, 1995.

Определение познавательного задания: Докажите, что деятельность и твор­чество просветителей свидетельствует о развитии национального самосозна­ния кабардинцев и балкарцев.

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ.

а). I период совпадает с началом, разгаром и затуханием Кавказской войны.

Деятели этого этапа просвещения - Измаил Атажукин, Шора Ногмов, Хан-Гирей, Казы-Гирей - занимали высокие посты на военной или административ­ной службе, принимали непосредственное участие в событиях, решавших судь­бу их отечества.

Они выступали за единение с Россией, в которой видели государство, спо­собное защитить их отечество от восточных завоевателен, содействовать их прогрессивному развитию.

Обращаясь к критике существующих феодальных правопорядков, просве­тители изображают бесчинства феодалов, их произвол и насилие по отноше­нию к трудовому народу, тяжелое бесправное положение низов и, как резуль­тат общественного неравенства и словесных противоречий, - антифеодальные волнения крестьян.

Первые просветители занимаются собиранием и исследованием истори­ческих сведений о своем народе, его устно-поэтического творчества, разра­боткой письменности родного языка, вопросам образования, литературным творчеством; будучи на военной или гражданской службе, они выступают с проектами по совершенствованию общественного строя и быта адыгов.

Литературно-художественное творчество просветителей этого этапа разви­валось, опираясь на национальный фольклор и традиции русской литературы, особенно заложенными ярчайшими представителями русской романтической школы А.С. Пушкиным и А.А. Бестужевым-Марлинским. Велико было и воз­действие на них стилевой манеры 11. М Карамзина.

Наследие просветителей I этапа представлено на русском языке, лишь не­значительную его часть составляет литература на национальном языке. Мно­гие рукописи погибли.


Имя просветителя

Литературные произведения

Измаил-Бей Атажукин (17507-1811?)

«Записка» - о беспорядках на «Кавказской линии»

Шора Ногмов (1794-1844)

Кабардинская азбука ( 1 825 г.) Грамматика кабардинского языка (1 843 г.) «История адыхейского народа» ( 1 843) Кабардино-русский словарь

Султан Хан-Гирей (1808-1841)

«Записки о Черкессии» (1 836) повесть «Черкесские предания» ( 1 84 1 ) «Вера, обычаи, нравы, образ жизни черкесов» повести - «князь Канбулат», «Наезд Кунчука» очерк «Бесльний Абат»

Султан Адыль-Гирей (1819-1876)

Рассказы и этюды «Об отношении крестьян к владельцам у черкесов», «Сулейман-эфенди», «Жена черкеса», «Рассказ аварца», «Поход в 1845 в Дарго», «Обзор последних событий на Кавказе», «Очерк горских народов правого крыла Кавказской линии».

Султан Казы-Гирей (1808-1863)

«Долина Ажитугай» «Персидский анекдот» ( 1836)

б) Так как просветительство второго этапа развивается в период углубле­ния кризиса феодального строя, то оно носит выраженный антифеодальный и демократический характер.

Господствующий дворянский класс просветители рассматривают не как «опору отечества», а деградирующую, зараженную тунеядством и паразитиз­мом часть общества. Просветители утверждают нравственное превосходство крестьянства над феодальным классом. Так же выступают за развитие и упроч­нение связей с русским народом. Осуждают колониальную политику царизма. Активнее выступают против традиций феодальной страны.

Литература этого периода полифункциональна: учебные пособия, фило­логические труды, публицистика, собственно художественная литература, пред­ставленная прозой, повестью, рассказом, очерком.

Адиль-Гирей Кешев

(1837-1872)

Рассказы из цикла «Записки черкеса»(1860), повесть «Абреки», очерк «На холме»( 1861), статьи, очерки

Крым-Гиреи Инатов

(1843-?)

статья «Описание бывшей в Екатеринограде в 1869 с/х выставки» (1870). «Соляные озера Кубанской области» (1880)

Казн Атажукш; (1841-1899)

очерки «Два слова о господстве турок на Кавказе и песня о Шрухуко-Тугузе» (1866) Сифир-паша, князь шапсугский», «Путевые заметки»

«Несколько рассказов из Гюлистана...» «Два отрывка из народной поэмы о Сосруко и два рассказа», эпические сказания «Сосруко», «Пши Бадыноко», «Ашамез» (1871), «Кабардинская азбука» (1865), статьи о письменности кабардинского народа

в) Основным тематическим содержанием творчества просветителей III периода становится противостояние национально-колониальной и великодер­жавно-шовинистической политике царизма как в сфере социально политичес­кой, так и культурно-просветительской. Продолжая традиции предшественни­ков, они брались за повышение культурно-образовательного уровня своего народа, сохранение и развитие лучших национальных традиций и достижений национальной культуры.

Просветители обращались к народу с призывом к овладению русским язы­ком, к освоению достижений русской культуры.

Много внимания они уделили в своих публикациях Кавказской войне, ее трагическим событиям и последствиям для адыгов.

Одной из актуальных задач оставалось по-прежнему создание письменнос­ти родного языка и организации школьного образования. Так же просветители III периода проделали большую и ценную работу по сбору и публикации уст­ного народного творчества.

Султан Довлет-Гирей (1875-1918)

Доклады «Бжедуговские памятники в местечке Горячий ключ Кубанской области» (1909), «Жизнь черкесов -переселенцев в Турции» (1911), театральные постановки «Черкесская программа» «Наезд Кунчука» - участие в рождении национального театрального искусства.

Темтеч

(Николай Тарханович) Хаджимухов (1848-1907)

Очерк «Народы Западного Кавказа» (1910)

Батырбек Бекмурзович

Шарданов

(1860-?)

Проекты «Записка об обычном праве», «О принадлежности земель в Кабарде», «Об управлении Кабардой», статьи «Забытый народ»( 1906), «Забываемый народ»( 1906), «Черкесы и их прошлое»( 1915)

Эльбоздуко

Канаматович

(Владимир Николаевич)

Кудашев

(1865-?)

«Исторические сведения о кабардинском народе» (1913) (фундаментальный труд)

Паго Измаилович

Тамбиев (1873-1928)

«Азбука кабардинского языка», 5 сказаний и преданий, 28 песен, 21 сказка, 893 пословицы, поговорки, загадки.

Талиб Псабидович

Кашежев

(1866-1931)

Статьи «Свадебные обряды кабардинцев»(1892), «Ханцегуаше» (1902)4 исторических, 3 топони­мических преданий, 3 сказания из нартского эпоса 1 историко-героическая песня, 11 сказок

Сефербей Сиюхов (1887-1966)

«Букварь черкесского языка», «Лексические уроки» для преподавания русского языка в черкесской школе, статьи о своих педагогических взглядах, очерк «Черкесы - адыги» (1922)

Кази-Бек Ахметуков (1870-?)

Статьи в журналах «Нива», «Звезда», «Вокруг света» (с 1894 г.), «Черкесские рассказы» (1897), «Всего по­немногу. Очерки и рассказы»( 1897), повесть «Месть» (1902), сб. «Часы досуга»(1902), исторические расска­зы «Плен Шамиля»( 1894), «Месть Шамиля»( 1895), рас­сказы «Старые счеты»( 1896), «Улгай и Кузьма»( 1901) сб. «Повести сердца»( 1901), пьеса «Тяжелый долг»( 1901) «Современная Турция. Очерки и рассказы о царстве Османов»( 1897), очерк «На черный материк».
2. Среди просветителей и общественных деятелей Балкарии и Карачая сле­дует назвать князей Баксанского общества и Карачая - Мирзы-Кула Урусбиева и Ислама Крым-Шаухалова. Они рассказывали ведущему российскому акаде­мику Купферу, венгерскому тюркологу Я. Бессе легенды и предания о проис­хождении балкаро-карачаевцев.

Сын Мирзы-кула Исмаил Урусбиев построил в Приэльбрусье дом для гос­тей. Отлично играл на скрипке горские песни и наигрыши в переложении Та­неева, знал и рассказывал гостям фольклорные произведения и гипотезы о происхождении горцев Северного Кавказа.

Большую лепту в культуру и просвещение балкарского народа внес Ислам Балкаруков (Дадаш Балкаруков) - принимал участие в строительстве и откры­тии реального училища в Нальчике, обучал на свои деньги балкарских детей.

Особое место в культуре и просвещении балкарского народа занимает вы­дающийся на Кавказе скрипач Султан-Бек Абаев.

Сыновья Исмаила Урусбиева - Науруз и Сафар-Али трудились над созда­нием балкарской грамматики и алфавита.

Сафар-Али опубликовал собранные нартские сказания балкаро-карачаевцев в первом выпуске «Сборника для описания местностей и племен Кавказа» (1881).

В 1911 Мисост Абаев опубликовал труд «Балкария», в котором были леген­ды и сказания о происхождении балкарского народа, сведения о поземельном вопросе, о сословной структуре, о внутреннем положении и взаимоотноше­ниях с соседними народами.

Перу Басията Шаханова (1879 - 1919) принадлежат «Этюды из туземной жизни», «Терские дела» (8 очерков), «Терские письма».

ПОДЙЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА: обсуждение задания, полученного в на­чале урсго.

Заключительное слово может сделать учитель или наиболее подготовлен­ный ученик. Оно содержит общие выводы из прозвучавших докладов, обобще­ние по теме.

Д/3 конспект.

УРОКЗ (КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Урок 1 (лекция-обзор) Тема: Проблема письменности кабардинцев и балкарцев (Ш. Ногмов icon2. Лекция: "Общие критерии", часть Основные идеи 8
Лекция: Обзор наиболее важных стандартов и спецификаций в области информационной безопасности 3

Урок 1 (лекция-обзор) Тема: Проблема письменности кабардинцев и балкарцев (Ш. Ногмов icon«основные тенденции развития русского и других славянских языков в современном мире»
Кафедра русистики Университета Св. Кирилла и Мефодия г. Трнавы приглашает вас 15-16 мая 2014 г отметить вместе с нами День славянской...

Урок 1 (лекция-обзор) Тема: Проблема письменности кабардинцев и балкарцев (Ш. Ногмов iconЛекция №17 77 Синдром воспаления 77 Лекция №18 80 Синдром воспаления...
Хирургический метод лечения имеет большое значение в клинической медицине. Одну четверть заболеваний составляют хирургические болезни....

Урок 1 (лекция-обзор) Тема: Проблема письменности кабардинцев и балкарцев (Ш. Ногмов iconКонтрольные вопросы и задания
Составили: Гарифуллин И. Р. (тема 1); Нафикова О. Д. (тема 2); Галимханов А. Б. (тема 3); Сергеев А. Л. (тема 4); Валиуллина А. Р....

Урок 1 (лекция-обзор) Тема: Проблема письменности кабардинцев и балкарцев (Ш. Ногмов iconЛекция №15. Тема: «Проложение хода технического нивелирования и ведение полевого журнала»
Лекция №15. Тема: «Проложение хода технического нивелирования и ведение полевого журнала». Учебник В. Д. Киселёв, Д. Ш. Михелёв....

Урок 1 (лекция-обзор) Тема: Проблема письменности кабардинцев и балкарцев (Ш. Ногмов iconУрок контроль знаний Тема: «Добро пожаловать в Вашингтон»
Урок построен в нетрадиционной форме: ученикам предлагается путешествие в США для участия в международной игре «Знаешь ли ты историю...

Урок 1 (лекция-обзор) Тема: Проблема письменности кабардинцев и балкарцев (Ш. Ногмов iconРабочая программа предмета «Социально-бытовое ориентирование»
Курс социально-бытового ориентирования представляет собой специальные коррекционные занятия. Основной формой организации занятий...

Урок 1 (лекция-обзор) Тема: Проблема письменности кабардинцев и балкарцев (Ш. Ногмов iconЛекция № Тема: Содержание и основные понятия дисциплины «Прокурорский надзор»

Урок 1 (лекция-обзор) Тема: Проблема письменности кабардинцев и балкарцев (Ш. Ногмов iconУрок страноведения в 11 классе Тема: Рабовладельческая система в Америке
Тема: Рабовладельческая система в Америке. Предпосылки и начало гражданской войны 1861-1865 г

Урок 1 (лекция-обзор) Тема: Проблема письменности кабардинцев и балкарцев (Ш. Ногмов iconКонспект лекций
Лекция Тема: Современные трактовки предметной области политической философии (4 час.)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск