Рабочая программа предмета «Социально-бытовое ориентирование»


Скачать 175.28 Kb.
НазваниеРабочая программа предмета «Социально-бытовое ориентирование»
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Бланки > Рабочая программа
e:\2016-12-16 1\1 001.bmp

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «Социально-бытовое ориентирование» составлена и адаптирована для обучающихся по профессиям 18559 Слесарь-ремонтник, 18103 Садовник, 16671 Плотник, 13450 Маляр, 19727 Штукатур,19601 Швея из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и рассчитана на 34 часа.

Курс социально-бытового ориентирования представляет собой специальные коррекционные занятия. Основной формой организации занятий по СБО, является урок. Виды уроков: урок практических работ; урок тренинга знаний, урок-экскурсия.

Материал программы по СБО расположен по принципу усложнения и увеличений объема сведений: строится по концентрическому принципу, ее особенностью является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам.

Кроме того, необходимым структурным элементом каждого раздела является контрольное тестирование, с применением компьютерной диагностики. Данный вид контроля позволяет обучающимся самостоятельно оценить свои знания по разделу, а также усовершенствовать свои навыки работы на ПК.

Цель программы: социальная реабилитация и интеграция в общество обучающихся с устойчивым формированием знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников, а так же повышение уровня их общего развития, подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности.

В результате изучении курса обучающийся должен иметь представления:

  • О морально-этических нормах поведения в социуме;

  • О правилах техники безопасности при пользовании нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами, режущим инструментом;

  • О правилах и необходимости оплаты за ЖКУ;

Уметь:

  • Уметь общаться с людьми;

  • Вести домашнее хозяйство;

  • Пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи;

  • Правильно планировать бюджет семьи.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА

«СОЦИАЛЬНО – БЫТОВОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»


№ темы

Наименование темы

Кол-во

часов

1

Личная гигиена

2

2

Медицинская помощь

3

3

Питание

2

4

Семья

4

5

Бюджет семьи

4

6

Одежда

2

7

Культура поведения в обществе

3

8

Жилище

2

9

Транспорт

2

10

Торговля

2

11

Учреждения, организации и предприятия

3

12

Средства связи.

2

13

Трудоустройство

2




Зачет.

1




Итого

34


ПОУРОЧНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА

«СОЦИАЛЬНО – БЫТОВОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»





урока

Тема урока

Кол-во часов




Тема 1. Личная гигиена

2

1

Личная гигиена. Здоровый образ жизни подростка

1

2

Профилактика вредных привычек

1




Тема 2. Медицинская помощь

3

3

Первая помощь при несчастном случае

1

4

Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению

1

5

Документы, подтверждающие нетрудоспособность

1




Тема 3. Питание

2

6

Питание. Приготовление основных блюд питания человека

1

7

Составление меню и сервировка праздничного стола

1




Тема 4. Семья

4

8

Правовые основы брака

1

9

Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи. Семейные ситуации

1

10

Права и обязанности родителей

1

11

Семейные традиции

1




Тема 5. Бюджет семьи

4

12

Бюджет семьи. Экономия в домашнем хозяйстве

1

13

Правила оплаты за пользование услугами ЖКХ

1

14

Сбережения. Виды вкладов

1

15

Кредит. Государственное страхование







Тема 6. Одежда

2

16

Выбор, обновление одежды. Стиль одежды. Мода

1

17

Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением

1




Тема 7. Культура поведения в обществе

3

18

Традиции и культура поведения в современном обществе

1

19

Правила общежития

1

20

Прием гостей

1




Тема 8. Жилище

2

21

Рациональное обустройство собственного жилья

1

22

Виды уборки квартиры

1




Тема 9. Транспорт

2

23

Правила пользования пассажирским транспортом

1

24

Маршруты. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда

1




Тема 10.Торговля

2

25

Рынок. Комиссионные магазины. Ярмарки

1

26

Текущие цены на товары

1




Тема 11. Учреждения, организации и предприятия

3

27

Департамент, муниципалитет, префектура, полиция, их назначение

1

28

Предприятия бытового обслуживания

1

29

Работа с газетной рекламой по услугам бытового обслуживания







Тема 12. Средства связи

2

30

Виды денежных переводов

1

31

Виды связи

1




Тема 13. Трудоустройство

2

32

Учреждения и отделы по трудоустройству

1

33

Документы, необходимые для поступления на работу

1

34

Зачет

1




Итого

34


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА

«СОЦИАЛЬНО – БЫТОВОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»
Тема 1. Личная гигиена.

Рассмотрение понятия «здоровый образ жизни», «вредные привычки», влияние вредных привычек на здоровье человека.

Обучающиеся должны знать:

- качества здоровой жизни человека.

-последствия разрушительного воздействия на организм алкоголя, никотина.

Обучающиеся должны уметь:

- выполнять санитарно – гигиенические нормы современного человека.
Тема 2. Медицинская помощь.

Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.

Оказание первой медицинской помощи при переломах, вывихах, кровотечениях.   

Виды медицинской учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их значение в оказании медицинской помощи. Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сестры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы, фармацевты и др.

Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный прием, госпитализация.

Условия освобождения от работы (по болезни, для ухода за больным). Правила оформления больничного.

Обучающиеся должны знать:

- способы распространения инфекционных заболеваний и меры по их предупреждению;

- правила и приемы ухода за больным;

- условие освобождения от работы.

Обучающиеся должны уметь:

- предупреждать инфекционные заболевания;

- выполнять правила ухода за больным.
Тема 3. Питание.

Виды питания. Значение первых, вторых блюд и их приготовление. Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи. Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю.

Обучающиеся должны знать:

- виды питания

Обучающиеся должны уметь:

- готовить элементарные блюда.
Тема 4. Семья

Основы семейных отношений. Взаимоотношения в семье, обязанности членов семьи, связанные с заботой о детях.

Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи. Семейные ситуации.

Формы организации досуга, отдыха в семье. Семейные традиции.

Должны знать:

- правовые основы брака

- права и обязанности родителей

Обучающиеся должны уметь:

- анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку.
Тема 5. Бюджет семьи

Бюджет семьи. Экономия в домашнем хозяйстве. Финансовая документация семьи. Сбережения. Виды вкладов. Виды доходов и расходов. Льготы. Кредиты, ссуды.

Обучающиеся должны знать:

- составные части бюджета семьи и их размер;

- основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона и др.;

- стоимость крупных покупок (одежды, обуви, мебели и др.);

- правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов, аккуратность в обращении с вещами, экономия электроэнергии, виды преобразования вещей (перелицовка, реставрация, покраска и др.);

- виды и цели сбережений:

Обучающиеся должны уметь:

- подсчитать бюджет семьи;

- подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день;

- планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки.
Тема 6. Одежда.

Понятие о видах, стилях одежды, новых тенденциях в моде. Определение своего размера одежды, обуви. Рациональный выбор товаров, учитывая их назначение и собственные возможности

Должны знать:

- размеры одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата

Обучающиеся должны уметь:

-подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями и размером

- определять стиль одежды

- рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности
Тема 7. Культура поведения в обществе

Правила поведения в помещениях и на улице, в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, предприятиях и организациях. Общение с знакомыми и незнакомыми людьми.             Культура общения юноши и девушки. Правила общежития. Прием гостей

Обучающиеся должны  знать:

- культуру поведения, нормы морали и этики в современном обществе, нормы поведения с соседями (приветствие, взаимоуважение, взаимопомощь)

- правила приема гостей (поведение хозяев при встрече, расставании, во время визита)

Обучающиеся должны уметь:

- анализировать поступки людей и давать им правильную оценку

- соблюдать морально-этические нормы в семье и обществе
Тема 8. Жилище

Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры и дома к зиме, лету. Санитарная обработка помещения в случае необходимости.

Правила оплаты за жильё.

Должны знать:

-правила подсчета суммы, необходимой для приобретения обстановки

- правила сохранения жилищного фонда

Обучающиеся должны уметь:

- читать квитанции по оплате за пользование услугами ЖКХ

- рационально обустраивать собственное жилье.
Тема 9. Транспорт

Междугородний автотранспорт, автовокзал. Его назначение. Основные автобусные маршруты. Расписание движения автобусов. Порядок приобретения билетов.

Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов.

Назначение авиатранспорта, правила пользования авиатранспортом, ориентирование в расписании. Маршруты. Порядок приобретения билетов.

Стоимость проезда.

Обучающиеся должны знать:

- основные маршруты

- порядок приобретения и возврата билетов

Обучающиеся должны уметь:

-ориентироваться в расписании

- определять маршрут и выбирать транспортные средства
Тема 10. Торговля.

Рынки. Виды рынков: продуктовые, вещевые, крытые, открытые, постоянно действующие, временные, оптовые, мелкооптовые. Различия рынка от магазина.

Отделы магазинов, их назначение.

Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмарки-выставки, ярмарки образцов.

Порядок приобретения: выбор товара, рассматривание, выяснение назначения, принципа действия; оплата в кассе, получение чека, сдачи. Хранение чека или его копии.

 Обучающиеся должны знать:

- отличия цен на ярмарке, рынке и в магазинах.

Обучающиеся должны уметь:

-выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями.

- вежливо обращаться к продавцу

- подсчитывать стоимость покупок
Тема 11. Учреждения, организации и предприятия

Департамент, муниципалитет, префектура, полиция, их назначение.

Предприятия бытового обслуживания: «прокаты», «ремонт квартир», «остекление» и др., их назначение.

Обучающиеся должны знать:

- отделы по учету распределения жилой площади, соцобеспечения, народного образования, комиссий по делам несовершеннолетних, по трудоустройству молодежи

- местонахождения предприятия бытового обслуживания населения;

- правила пользования услугами

Обучающиеся должны уметь:

- обращаться с вопросами и просьбами к работникам префектуры, предприятий бытового обслуживания и других учреждений
Тема 12. Средства связи

Почта: виды бандеролей (простая, заказная ценная, с уведомлением), порядок их отправления; упаковка, стоимость пересылки; посылки, виды упаковок, правила отравления, стоимость отправления.

Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные). Стоимость отправления денежных переводов. Виды связи: сотовая, автоответчик, пейджер, компьютерная, факс, АОН, телефон с определителем и др. Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в современных условиях жизни общества.

Обучающиеся должны знать:

- современные виды связи

- виды денежных переводов.

Обучающиеся должны уметь:

- заполнить почтовый и телеграфный перевод;

- подсчитать стоимость денежных отправлений.
Тема 13. Трудоустройство

Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, комиссия по трудоустройству молодежи при префектуре, бюро по трудоустройству населения, детская биржа труда). Документы, необходимые для поступления на работу. Их оформление.

Обучающиеся должны знать:

- учреждения и отделы по трудоустройству;

- виды документов, необходимых для поступления на работу;

- требования к написанию основных  деловых бумаг.

Обучающиеся должны уметь:

 - обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу;

- написать заявление о принятии на работу

- заполнить анкету.
Итоговый зачет

I вариант

  1. Что такое здоровый образ жизни? Условия здорового образа жизни.

  2. Основные компоненты ЗОЖ.

  3. Что такое личная гигиена?

  4. Перечислите правила личной гигиены.

  5. Назовите распространенные инфекционные заболевания.

  6. Профилактика инфекционных заболеваний

  7. Как называется специально установленный режим питания?

  8. Назовите предприятия общественного питания.

  9. Что такое «стиль одежды»?

  10. Что такое семья?

  11. С какого возраста разрешено вступать в брак?

  12. Что такое семейный досуг?

  13. Перечислите обязательные статьи семейного расхода.

  14. Как называется профессия человека, занимающегося оформлением интерьеров?

II вариант

  1. Перечислите текущие семейные расходы.

  2. Какое значение имеет соблюдение личной гигиены для здоровья человека?

  3. Как называется вид одежды, которую носят осенью – весной?

  4. Какой стиль одежды считается универсальным?

  5. Как называется принятый в обществе порядок?

  6. Как называется внутреннее пространство здания, помещения?

  7. Перечислите профессии людей, которые работают в ЖКХ.

  8. Перечислите профессии, которые необходимы для ремонта в квартире.

  9. Что такое сбережения?

  10. Перечислите виды сбережений?

  11. Как называют сумки и чемоданы, взятые в дорогу?

  12. Как называется лестница, для посадки и высадки пассажиров из самолёта?

  13. Посчитай необходимый бюджет для поездки в г. Кемерово.

  14. Назови правила заполнения бланка почтового перевода.


Список использованных источников

  1. Воронкова, В. В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида [Текст]: пособие для учителя / В. В. Воронкова, С. А. Казакова.- Москва: ВЛАДОС, 2014. – 302 с.

  2. Гладкая, В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида [Текст]: методическое пособие / В. В. Гладкая. - Москва: ЭНАС, 2006. – 192 с.

  3. Девяткова, Т.А Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида [Текст]: пособие для учителя / Л. Л. Кочеткова, А. Г. Петрикова , Н. М. Платонова ; под ред. А. М. Щербаковой. – Москва: ВЛАДОС, 2003.

  4. Львова, С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида [Текст]: пособие для учителя / С. А. Львова. - Москва: ВЛАДОС, 2005.

  5. Социально-бытовая ориентировка . Материалы для коррекционных классов [Электронный ресурс]: портал. – Электрон. дан. - Режим доступа: http: //www. pedsovet. su /load/330-2-10 . – Заглавие с экрана.

  6. Сайт учителя коррекционной школы. Социально-бытовая ориентировка [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www. bna.ucoz.ru index /socialno_bytovaja_orientirovka… - Заглавие с экрана.

  7. Хилько, А. А. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида [Текст]: пособие для учителя / А. А. Хилько. – Санкт-Петербург.: Просвещение, 2006. – 248 с. - (Серия «Коррекционная педагогика»).

Похожие:

Рабочая программа предмета «Социально-бытовое ориентирование» iconРабочая программа по социально бытовой ориентировке для 5 9 классов Тимохиной Нины Павловны
Рабочая программа учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка» (сбо), разработана и составлена

Рабочая программа предмета «Социально-бытовое ориентирование» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Английский...
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык в 7 классе» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента...

Рабочая программа предмета «Социально-бытовое ориентирование» iconРабочая программа учебного предмета «Английский язык»
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для 7 класса составлена на основе

Рабочая программа предмета «Социально-бытовое ориентирование» iconРабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка»
Рабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка» для 6 класса разработана на основе авторской программы В. В. Воронковой...

Рабочая программа предмета «Социально-бытовое ориентирование» iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Т. Ф. Курдюмовой, 8-е издание, М. Дрофа. 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...

Рабочая программа предмета «Социально-бытовое ориентирование» iconРабочая учебная программа предмета техника машинописи по профессии...
...

Рабочая программа предмета «Социально-бытовое ориентирование» iconРабочая программа учебного предмета «Технология» на уровень начального образования
...

Рабочая программа предмета «Социально-бытовое ориентирование» iconРабочая программа по географии Уровень общего образования(класс) 10-11 класс
Рабочая программа учебного предмета «география» 10-11класс составлена на основе таких нормативно-правовых документов и материалов,...

Рабочая программа предмета «Социально-бытовое ориентирование» iconРабочая программа по учебному предмету «Социально бытовая ориентировка»...
Рабочая программа по социально бытовой ориентировке сбо разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных...

Рабочая программа предмета «Социально-бытовое ориентирование» iconПояснительная записка, с конкретизацией цели основного общего образования...
Рабочая программа предназначена для использования в общеобразовательных организациях в 5 классах

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск