Скачать 175.28 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа предмета «Социально-бытовое ориентирование» составлена и адаптирована для обучающихся по профессиям 18559 Слесарь-ремонтник, 18103 Садовник, 16671 Плотник, 13450 Маляр, 19727 Штукатур,19601 Швея из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и рассчитана на 34 часа. Курс социально-бытового ориентирования представляет собой специальные коррекционные занятия. Основной формой организации занятий по СБО, является урок. Виды уроков: урок практических работ; урок тренинга знаний, урок-экскурсия. Материал программы по СБО расположен по принципу усложнения и увеличений объема сведений: строится по концентрическому принципу, ее особенностью является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Кроме того, необходимым структурным элементом каждого раздела является контрольное тестирование, с применением компьютерной диагностики. Данный вид контроля позволяет обучающимся самостоятельно оценить свои знания по разделу, а также усовершенствовать свои навыки работы на ПК. Цель программы: социальная реабилитация и интеграция в общество обучающихся с устойчивым формированием знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников, а так же повышение уровня их общего развития, подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности. В результате изучении курса обучающийся должен иметь представления:
Уметь:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА «СОЦИАЛЬНО – БЫТОВОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»
ПОУРОЧНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА «СОЦИАЛЬНО – БЫТОВОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА «СОЦИАЛЬНО – БЫТОВОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ» Тема 1. Личная гигиена. Рассмотрение понятия «здоровый образ жизни», «вредные привычки», влияние вредных привычек на здоровье человека. Обучающиеся должны знать: - качества здоровой жизни человека. -последствия разрушительного воздействия на организм алкоголя, никотина. Обучающиеся должны уметь: - выполнять санитарно – гигиенические нормы современного человека. Тема 2. Медицинская помощь. Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Оказание первой медицинской помощи при переломах, вывихах, кровотечениях. Виды медицинской учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их значение в оказании медицинской помощи. Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сестры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы, фармацевты и др. Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный прием, госпитализация. Условия освобождения от работы (по болезни, для ухода за больным). Правила оформления больничного. Обучающиеся должны знать: - способы распространения инфекционных заболеваний и меры по их предупреждению; - правила и приемы ухода за больным; - условие освобождения от работы. Обучающиеся должны уметь: - предупреждать инфекционные заболевания; - выполнять правила ухода за больным. Тема 3. Питание. Виды питания. Значение первых, вторых блюд и их приготовление. Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи. Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю. Обучающиеся должны знать: - виды питания Обучающиеся должны уметь: - готовить элементарные блюда. Тема 4. Семья Основы семейных отношений. Взаимоотношения в семье, обязанности членов семьи, связанные с заботой о детях. Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи. Семейные ситуации. Формы организации досуга, отдыха в семье. Семейные традиции. Должны знать: - правовые основы брака - права и обязанности родителей Обучающиеся должны уметь: - анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку. Тема 5. Бюджет семьи Бюджет семьи. Экономия в домашнем хозяйстве. Финансовая документация семьи. Сбережения. Виды вкладов. Виды доходов и расходов. Льготы. Кредиты, ссуды. Обучающиеся должны знать: - составные части бюджета семьи и их размер; - основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона и др.; - стоимость крупных покупок (одежды, обуви, мебели и др.); - правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов, аккуратность в обращении с вещами, экономия электроэнергии, виды преобразования вещей (перелицовка, реставрация, покраска и др.); - виды и цели сбережений: Обучающиеся должны уметь: - подсчитать бюджет семьи; - подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день; - планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки. Тема 6. Одежда. Понятие о видах, стилях одежды, новых тенденциях в моде. Определение своего размера одежды, обуви. Рациональный выбор товаров, учитывая их назначение и собственные возможности Должны знать: - размеры одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата Обучающиеся должны уметь: -подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями и размером - определять стиль одежды - рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности Тема 7. Культура поведения в обществе Правила поведения в помещениях и на улице, в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, предприятиях и организациях. Общение с знакомыми и незнакомыми людьми. Культура общения юноши и девушки. Правила общежития. Прием гостей Обучающиеся должны знать: - культуру поведения, нормы морали и этики в современном обществе, нормы поведения с соседями (приветствие, взаимоуважение, взаимопомощь) - правила приема гостей (поведение хозяев при встрече, расставании, во время визита) Обучающиеся должны уметь: - анализировать поступки людей и давать им правильную оценку - соблюдать морально-этические нормы в семье и обществе Тема 8. Жилище Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры и дома к зиме, лету. Санитарная обработка помещения в случае необходимости. Правила оплаты за жильё. Должны знать: -правила подсчета суммы, необходимой для приобретения обстановки - правила сохранения жилищного фонда Обучающиеся должны уметь: - читать квитанции по оплате за пользование услугами ЖКХ - рационально обустраивать собственное жилье. Тема 9. Транспорт Междугородний автотранспорт, автовокзал. Его назначение. Основные автобусные маршруты. Расписание движения автобусов. Порядок приобретения билетов. Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Назначение авиатранспорта, правила пользования авиатранспортом, ориентирование в расписании. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда. Обучающиеся должны знать: - основные маршруты - порядок приобретения и возврата билетов Обучающиеся должны уметь: -ориентироваться в расписании - определять маршрут и выбирать транспортные средства Тема 10. Торговля. Рынки. Виды рынков: продуктовые, вещевые, крытые, открытые, постоянно действующие, временные, оптовые, мелкооптовые. Различия рынка от магазина. Отделы магазинов, их назначение. Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмарки-выставки, ярмарки образцов. Порядок приобретения: выбор товара, рассматривание, выяснение назначения, принципа действия; оплата в кассе, получение чека, сдачи. Хранение чека или его копии. Обучающиеся должны знать: - отличия цен на ярмарке, рынке и в магазинах. Обучающиеся должны уметь: -выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями. - вежливо обращаться к продавцу - подсчитывать стоимость покупок Тема 11. Учреждения, организации и предприятия Департамент, муниципалитет, префектура, полиция, их назначение. Предприятия бытового обслуживания: «прокаты», «ремонт квартир», «остекление» и др., их назначение. Обучающиеся должны знать: - отделы по учету распределения жилой площади, соцобеспечения, народного образования, комиссий по делам несовершеннолетних, по трудоустройству молодежи - местонахождения предприятия бытового обслуживания населения; - правила пользования услугами Обучающиеся должны уметь: - обращаться с вопросами и просьбами к работникам префектуры, предприятий бытового обслуживания и других учреждений Тема 12. Средства связи Почта: виды бандеролей (простая, заказная ценная, с уведомлением), порядок их отправления; упаковка, стоимость пересылки; посылки, виды упаковок, правила отравления, стоимость отправления. Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные). Стоимость отправления денежных переводов. Виды связи: сотовая, автоответчик, пейджер, компьютерная, факс, АОН, телефон с определителем и др. Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в современных условиях жизни общества. Обучающиеся должны знать: - современные виды связи - виды денежных переводов. Обучающиеся должны уметь: - заполнить почтовый и телеграфный перевод; - подсчитать стоимость денежных отправлений. Тема 13. Трудоустройство Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, комиссия по трудоустройству молодежи при префектуре, бюро по трудоустройству населения, детская биржа труда). Документы, необходимые для поступления на работу. Их оформление. Обучающиеся должны знать: - учреждения и отделы по трудоустройству; - виды документов, необходимых для поступления на работу; - требования к написанию основных деловых бумаг. Обучающиеся должны уметь: - обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу; - написать заявление о принятии на работу - заполнить анкету. Итоговый зачет I вариант
II вариант
Список использованных источников
|
Рабочая программа учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка» (сбо), разработана и составлена | Рабочая программа учебного предмета «Английский язык в 7 классе» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для 7 класса составлена на основе | Рабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка» для 6 класса разработана на основе авторской программы В. В. Воронковой... | ||
Т. Ф. Курдюмовой, 8-е издание, М. Дрофа. 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... | ... | ||
... | Рабочая программа учебного предмета «география» 10-11класс составлена на основе таких нормативно-правовых документов и материалов,... | ||
Рабочая программа по социально бытовой ориентировке сбо разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных... | Рабочая программа предназначена для использования в общеобразовательных организациях в 5 классах |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |