Скачать 0.83 Mb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ» ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮРГАМЫШСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИУЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Для специальностей:060109 «Сестринское дело». Базовый уровень подготовки. 060101 «Лечебное дело». Повышенный уровень подготовки. Юргамыш, 2011 ББК 81.2 Рус - 5 Р89 Русский язык и культура речи: учебное пособие для самостоятельной работы студентов. Раздел: «Культура речи. Нормы русского литературного языка». Для специальностей: 060501 «Сестринское дело». Базовый уровень подготовки. 060101 «Лечебное дело». Повышенный уровень подготовки / сост. О.А. Аверина; ГКОУ СПО «Юргамышский медицинский колледж» - Юргамыш, 2011. - 60 с. Автор-составитель: Аверина Ольга Александровна – преподаватель дисциплины «Русский язык и культура речи» Государственного казённого образовательного учреждения среднего профессионального образования «Юргамышский медицинский колледж» Курганской области Рецензенты: Москвина Т.И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и профессионального образования ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий Курганской области» Казакова Л.А., учитель русского языка и литературы МОУ «Юргамышская средняя общеобразовательная школа», заслуженный учитель РФ В учебном пособии содержится материал, позволяющий получить основные теоретические сведения из области культуры речи (нормативный аспект), проверить уровень сформированности собственной речевой культуры. Пособие состоит из информационных блоков, содержащих теоретические знания, и контрольных вопросов. Задания, данные в пособии, помогут развить коммуникативные навыки, совершенствовать речевую культуру, увеличить объём знаний по русскому языку. Пособие подготовлено с учётом требований Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (второго поколения). Предназначено для студентов медицинских техникумов и колледжей. Содержание Введение _____________________________________________________стр. 4-5 Тема 1. Понятие культуры речи. Речь: функции и разновидности. Язык и речь. Направления культуры речи _________________________стр. 6-13 Тема 2. Понятие языковой нормы. Вариативность и норма. Классификация норм _________________________________________стр. 13-18 Тема 3. Фонетика и орфоэпия. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Основные правила русского литературного произношения __________________________________стр. 19-23 Тема 4. Графика и орфография. Позиционный принцип русской графики. Принципы русской орфографии. Основные типы орфограмм ____________________________________стр. 24-29 Тема 5. Пунктуация. Основные правила употребления знаков препинания ___________________________________________стр. 30-33 Тема 6. Лексика. Лексические нормы. Лексические ошибки и способы их устранения. Основные типы словарей _________________стр. 34-37 Тема 7. Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Фразеологические нормы. Фразеологические ошибки и способы их устранения _______________________________стр. 38-41 Тема 8. Морфемика. Словообразовательные нормы русского языка. Словообразовательные ошибки и способы их устранения _______________________________________________стр. 42-44 Тема 9. Морфология. Морфологические нормы. Ошибки в употреблении различных частей речи и способы их устранения _______________________________________________стр. 45-50 Тема 10. Синтаксис. Употребление в речи синтаксических конструкций. Типичные ошибки в управлении и построении синтаксических конструкций. Способы их исправления ____________стр.51-56 Литература ____________________________________________________стр. 57 Приложение:
Введение Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент Экзюпери Перед Вами учебное пособие по дисциплине «Русский язык и культура речи». Почему же этот курс вводится в программы специалистов нефилологического профиля? Конечно же, это неслучайно. Непременная составляющая национального самосознания человека – чувство гордости за родной язык, который воплощает в себе культурные и исторические традиции народа. Русский язык богат, велик и могуч. Это утверждение стало хрестоматийным и принимается без возражений. Но можно ли считать, что язык, созданный великими предками, его потенциал, богатство неистощимы? Можно ли утверждать, что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка? Состояние современного русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения) давно вызывает беспокойство как специалистов-филологов, так и представителей других наук. Снижение уровня речевой культуры русского общества, в том числе и интеллигенции, очевидно и масштабно. Кроме того, в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения общаться, от знания приёмов речевого воздействия, убеждения. Именно сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков. Изучение основ культуры речи имеет важное значение и в подготовке среднего медицинского персонала, т. к. в силу своих профессиональных обязанностей медицинская сестра, фельдшер постоянно вступает в контакт с больными, их родственниками, коллегами, оформляет документацию. Всё сказанное определяет цель настоящего пособия – повышение уровня речевой культуры студентов средних медицинских учебных заведений через усвоение ими общих закономерностей функционирования языка и речи. Учебное пособие составлено таким образом, чтобы полученные теоретические знания можно было проверить и закрепить на практике. По каждой теме в пособии представлены информационный блок, вводящий в проблему и раскрывающий основное содержание темы, вопросы для самоконтроля, задания для самостоятельной работы. Среди заданий есть такие, которые потребуют серьёзной самостоятельной работы и даже исследования материала. Особое внимание уделяется формированию базовых профессиональных знаний, умений, необходимых для деятельности средних медицинских работников. Некоторые задания и упражнения имеют дополнительные значки. Обратите на них особое внимание. Успехов всем, кто будет изучать русский язык и культуру речи. Тема 1. Понятие культуры речи. Речь: функции и разновидности. Язык и речь. Направления культуры речи Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. Н. Жинкин Феномен речи представлен в методической литературе в двух аспектах: - и как процесс (выражение мыслей, чувств, желаний человека); - и как продукт речевой деятельности (высказывание, текст). Функции речи Ведущей функцией речи является референтная – функция обозначения явлений действительности. Второй по важности признаётся эмотивная функция, которая проявляется в ориентации на говорящего и на выражение отношения автора речи к содержанию сообщения и к ситуации общения. Апеллятивная функция проявляется в речи как обращение, побуждение, приветствие, прощание, изъявление благодарности и т. д. Фатическая функция – функция установления речевого контакта – реализуется такими высказываниями, которые имеют целью завязывание, продолжение или прекращение общения. Поэтическая функция проявляется в установке на то, чтобы сообщение своей формой или содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата. Она выражается в стремлении говорящего к ритмичности речи, образности и т. п. Кумулятивная функция проявляется в способности языка отражать, фиксировать и сохранять информацию о действительности. Разновидности речи Разновидности речи по форме выражения мысли: внутренняя и внешняя (устная и письменная) Внутренняя речь – это мысленная речь, которая возникает в тот момент, когда мы думаем, рисуем, решаем задачу, молча читаем или пишем. Развёрнутая внешняя речь существует в двух формах: устной и письменной. Устная форма речи определяется временем, письменная речь – пространством. Пространство статично - значит, письменная речь статична. Звуки речи, реализуясь во времени, динамичны, следовательно, устная речь динамична.
Подлинная устная речи создаётся в момент говорения. Устная речь (если это не чтение вслух или наизусть) – это обязательно импровизация. Она создаётся на ходу, в процессе акта коммуникации. Поэтому основным признаком устной речи является её неподготовленность. Неподготовленностью речи обусловлены и другие её признаки: - прерывистость; - избыточность; - лаконизм. Прерывистость выражается: - в наличии непроизвольных, более длительных остановок, пауз; - в повторении отдельных слов, слогов; - в «растягивании» звука типа [э]; - в выражениях типа «Как это сказать?» Избыточность – прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, чаще повторы мыслей. Лаконизм – это краткость, использование в целях передачи информации мимики, жестов, выразительных движений тела, интонации. Например: - Ты был сегодня в кино? - Да. (Вместо: «Да, я был сегодня в кино») Письменная речь – это речь без непосредственного собеседника, её мотив и замысел полностью определяется пишущим. Основной признак письменной речь её подготовленность. Разновидности речи по характеру взаимодействия участников общения
Монолог – (от греч. monos - один, logos – слово, речь) – компонент художественного произведения, представляющий собой речь, обращённую к самому себе или другим. Диалог – процесс двустороннего общения в конкретной ситуации, в которой каждый из участников общения попеременно выполняет роль то говорящего, то слушающего. Полилог – форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией. Полилог часто приобретает форму группового общения (беседа, собрание, дискуссия, игра и т. д.) Разновидности монологической речи по обобщённому (типовому) значению В зависимости от содержания, т. е. от того, какой вопрос раскрывается в сообщении, наша речь строится по-разному. По функции тексты делятся на две группы: 1) тексты, в которых отражается реальная действительность (факты, события, явления); 2) тексты-мысли человека о реальной действительности. По значению тексты делятся на:
Описание - сообщение об одновременных признаках предмета. Повествование – сообщение о действиях предмета в определённой последовательности, т. е. о действиях, сменяющих друг друга. Рассуждение – объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей. Оценка – передача субъективного плана речи. (Отношение к действительности, к собеседнику: Как я к этому отношусь?) Разновидности речи по функциональному назначению Выделение разновидностей речи по функциональному назначению связано с существованием функциональных стилей. Функциональный стиль – это разновидность литературного языка в зависимости от содержания, сферы и целей общения. В современной лингвистической литературе выделяются пять сфер общения и соответствующие им пять функциональных стилей:
Соотношение понятий язык и речь Речь – это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определённое значение и смысл. В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. Для того чтобы передать с помощью речи какую-либо информацию, необходимо не только подобрать соответствующие слова, имеющие определённое значение. Но и конкретизировать их. Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи отражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим. Это явление называется эмоционально-выразительной стороной речи. Наконец, речь может иметь и психологическую сторону, поскольку в речи часто содержится смысловой подтекст, отражающий цель (или мотив речи), с которой была сказана та или иная фраза. Аспекты и направления «Культуры речи» Культура речи принадлежит к числу речеведческих дисциплин. Чем же занимается культура речи? К определению культуры речи как дисциплины об употреблении языковых средств существует два подхода - широкий и узкий. При широком подходе можно говорить о различных аспектах:
Лингвистический аспект включает в себя три направления:
Предметом изучения культуры речи как науки являются соответственно нормы литературного языка, его стили, качества хорошей речи. Вопросы самоконтроля: 1. Перечислите существующие функции речи. 2. Объясните на примерах, как будет проявляться в реальной речи каждая из существующих функций 3. Назовите существующие разновидности речи, приведите примеры. 4. Что такое язык? Каково соотношение между языком и речью? 5. Перечислите существующие направления культуры речи как науки. Задания для самостоятельной работы студентов Задание № 1. Прочитайте фрагмент из книги Д.С. Лихачева «Земля родная». Как автор оценивает роль языка в жизни человека? Что думаете вы по этому поводу? Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! <…> Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком. О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в ХIХ в. лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Задание № 2. Как вы понимаете смысл следующих высказываний? Как бы вы ответили на вопрос: «Что такое культура?» «Культура есть способ плодотворного существования человека» (Б. Пастернак). «Мы понимаем культуру как ненаследственную память коллектива, выражающуюся в определенной системе запретов и предписаний» (М.Ю. Лотман) «Культура – это то, как мы общаемся» (Ю.М. Лотман) «Культура – не склад информации. Это … гибкий и сложно организованный механизм познания. Одно из свойств этого механизма – способность своевременно находить наиболее выгодные и компактные способы бытования знания, в том числе и научного» (Ю.М. Лотман) «Истинно культурный человек – это не только образованный человек. Культура – это не только образование. Это сложная сумма поведения. Это сложная сумма выработанных привычек, в основу которых положены эстетические и этические вкусы (нормы). А тот, кто не руководит своими инстинктами, его нельзя назвать культурным человеком» (М. Зощенко). «Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские кнопки. Нельзя к слову «дворец» присоединить «бракосочетание». Объяснить, почему этого нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, к вкусу, к чувству языка, а, в конечном счете, к уровню культуры» (В. Солоухин). «Наверное, можно скрыть свое происхождение, образование и прочее, но большинству людей это не удается – их выдает речь» (Д. Паркинсон) Задание №3. Объясните смысл приведённых афоризмов, пословиц. Неясность слов есть признак неясности мысли (Л.Н. Толстой). Хочешь услышать умный ответ – спрашивай умно (Леонардо да Винчи). Оскорбляя словесно другого, ты не заботишься о самом себе (Леонардо да Винчи). Не та речь хороша, что убеждает, а та, что, убеждая, объединяет (Л.Н. Толстой). Осла знают по ушам, медведя по когтям, а дурака – по речам (В. Даль). Не говори всего, что знаешь, но знай всё, что говоришь (пословица). Не ножа бойся, языка (пословица). Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает (пословица). Задание №4. О каких особенностях письменной и устной речи говорится в пословицах? В чём их смысл? Что написано пером, того не вырубишь топором. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Задание №5. В предложенных текстах определите разновидность речи с точки зрения:
художественная, публицистическая). ТЕКСТ № 1 «До 19 века попытка управления превращениями плохо реализовывалась, пока в химии не сформировалось ещё одно направление, необходимое для медицины: изучение законов превращения энергии, которая сопровождает химические реакции. Стоматологи (и хирурги) встречаются с проявлением энергетического эффекта, например, когда делается гипсовый слепок протезируемого зуба или накладывается гипсовая повязка на повреждённую кость. Реакция гидратации алебастра происходит с выделением ЭНЕРГИИ, т.е. с повышением температуры. Для живого организма это опасно, а выше 42 град. С – недопустимо!» ТЕКСТ № 2 «Соединительные ткани являются обязательным компонентом всех органов, формируют скелет организма и обеспечивают гомеостаз. В связи с этим любое повреждение органа ведёт за собой повреждение соединительной ткани и существует самостоятельная группа заболеваний – коллагенозы – вызванная патологическими изменениями в соединительной ткани. Болезни хрящевых тканей связаны, как правило, с нарушением обмена веществ и проявляются по мере старения организма. Травматизм в быту и на производстве приводит очень часто к переломам кости. Знание гистофизиологии костных тканей необходимо в ортопедической практике. Всё это делает необходимым для врача знание гистофизиологии соединительных тканей». ТЕКСТ № 3 Подготовка операционного поля «Медсестра должна проконсультироваться с врачом и уточнить область оперативного поля для подтверждения правильности подготовки. Медсестра объясняет смысл процедур пациенту, добивается понимания. Объяснение поможет кооперации и снизит тревожность. Медсестра обеспечивает конфиденциальность процедуры. Техника манипуляции: - Тщательно помыть руки. - Подстелить дополнительную простынь. - Положить пациента таким образом, чтобы поверхность была доступна для процедуры. - Добиться достаточной освещённости…» и т. д. Найдите высказывания русских писателей о языке. Какова их основная мысль? Согласны ли вы с ними? Постройте свой ответ в виде рассуждения. Как вы полагаете, изменилось ли соотношение между устной и письменной речью с появлением компьютера, интернета, сотового телефона? Изложите своё мнение в форме письма к другу. |
Учебное пособие предназначено для студентов неюридических специальностей для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Правоведение».... | Методическое пособие предназначено для практических занятий и самостоятельной работы студентов специальностей 110400. 65-«Зоотехния»,... | ||
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих предмет «Артиллерийская разведка». Он составлен в соответствии с программой... | Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих предмет «Артиллерийская разведка». Он составлен в соответствии с программой... | ||
Учебное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения юридического факультета и включает рекомендации для организации... | Учебное пособие предназначено для студентов средних специальных учебных заведений при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы... | ||
Учебное пособие предназначено для студентов средних специальных учебных заведений при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы... | Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов экономических специальностей, а также для преподавателей-экономистов | ||
Учебное пособие предназначено для студентов среднего профессионального образования, изучающих Бухгалтерский учет в общественном питании... | Учебное пособие составлено на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерной... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |