Учебное пособие для самостоятельной работы студентов для специальностей


НазваниеУчебное пособие для самостоятельной работы студентов для специальностей
страница1/7
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > бланк резюме > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮРГАМЫШСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»









РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Для специальностей:

060109 «Сестринское дело». Базовый уровень подготовки.

060101 «Лечебное дело». Повышенный уровень подготовки.



Юргамыш,

2011

ББК 81.2 Рус - 5

Р89

Русский язык и культура речи: учебное пособие для самостоятельной работы студентов. Раздел: «Культура речи. Нормы русского литературного языка». Для специальностей: 060501 «Сестринское дело». Базовый уровень подготовки. 060101 «Лечебное дело». Повышенный уровень подготовки / сост. О.А. Аверина; ГКОУ СПО «Юргамышский медицинский колледж» - Юргамыш, 2011. - 60 с.

Автор-составитель: Аверина Ольга Александровна – преподаватель дисциплины

«Русский язык и культура речи» Государственного казённого

образовательного учреждения среднего профессионального

образования «Юргамышский медицинский колледж» Курганской

области
Рецензенты:
Москвина Т.И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и профессионального образования ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий Курганской области»

Казакова Л.А., учитель русского языка и литературы МОУ «Юргамышская средняя общеобразовательная школа», заслуженный учитель РФ

В учебном пособии содержится материал, позволяющий получить основные теоретические сведения из области культуры речи (нормативный аспект), проверить уровень сформированности собственной речевой культуры.

Пособие состоит из информационных блоков, содержащих теоретические знания, и контрольных вопросов. Задания, данные в пособии, помогут развить коммуникативные навыки, совершенствовать речевую культуру, увеличить объём знаний по русскому языку.

Пособие подготовлено с учётом требований Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (второго поколения).

Предназначено для студентов медицинских техникумов и колледжей.

Содержание
Введение _____________________________________________________стр. 4-5

Тема 1. Понятие культуры речи. Речь: функции и разновидности.

Язык и речь. Направления культуры речи _________________________стр. 6-13
Тема 2. Понятие языковой нормы. Вариативность и норма.

Классификация норм _________________________________________стр. 13-18
Тема 3. Фонетика и орфоэпия. Орфоэпические нормы русского

литературного языка. Основные правила русского

литературного произношения __________________________________стр. 19-23

Тема 4. Графика и орфография. Позиционный принцип

русской графики. Принципы русской орфографии.

Основные типы орфограмм ____________________________________стр. 24-29
Тема 5. Пунктуация. Основные правила употребления

знаков препинания ___________________________________________стр. 30-33

Тема 6. Лексика. Лексические нормы. Лексические ошибки и

способы их устранения. Основные типы словарей _________________стр. 34-37

Тема 7. Фразеология. Типы фразеологических единиц, их

использование в речи. Фразеологические нормы. Фразеологические

ошибки и способы их устранения _______________________________стр. 38-41

Тема 8. Морфемика. Словообразовательные нормы русского

языка. Словообразовательные ошибки и способы

их устранения _______________________________________________стр. 42-44

Тема 9. Морфология. Морфологические нормы. Ошибки

в употреблении различных частей речи и способы

их устранения _______________________________________________стр. 45-50

Тема 10. Синтаксис. Употребление в речи синтаксических

конструкций. Типичные ошибки в управлении и построении

синтаксических конструкций. Способы их исправления ____________стр.51-56

Литература ____________________________________________________стр. 57

Приложение:

  • Словарь терминов________________________________________стр.58-60


Введение
Самая большая роскошь на свете – это

роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент Экзюпери

Перед Вами учебное пособие по дисциплине «Русский язык и культура речи».

Почему же этот курс вводится в программы специалистов нефилологического профиля? Конечно же, это неслучайно.

Непременная составляющая национального самосознания человека – чувство гордости за родной язык, который воплощает в себе культурные и исторические традиции народа.

Русский язык богат, велик и могуч. Это утверждение стало хрестоматийным и принимается без возражений.

Но можно ли считать, что язык, созданный великими предками, его потенциал, богатство неистощимы? Можно ли утверждать, что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка?

Состояние современного русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения) давно вызывает беспокойство как специалистов-филологов, так и представителей других наук. Снижение уровня речевой культуры русского общества, в том числе и интеллигенции, очевидно и масштабно.

Кроме того, в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения общаться, от знания приёмов речевого воздействия, убеждения. Именно сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.

Изучение основ культуры речи имеет важное значение и в подготовке среднего медицинского персонала, т. к. в силу своих профессиональных обязанностей медицинская сестра, фельдшер постоянно вступает в контакт с больными, их родственниками, коллегами, оформляет документацию.

Всё сказанное определяет цель настоящего пособия – повышение уровня речевой культуры студентов средних медицинских учебных заведений через усвоение ими общих закономерностей функционирования языка и речи.

Учебное пособие составлено таким образом, чтобы полученные теоретические знания можно было проверить и закрепить на практике.

По каждой теме в пособии представлены информационный блок, вводящий в проблему и раскрывающий основное содержание темы, вопросы для самоконтроля, задания для самостоятельной работы. Среди заданий есть такие, которые потребуют серьёзной самостоятельной работы и даже исследования материала.

Особое внимание уделяется формированию базовых профессиональных знаний, умений, необходимых для деятельности средних медицинских работников.

Некоторые задания и упражнения имеют дополнительные значки. Обратите на них особое внимание.

С - Сочиняем

Ис – Исследуем!
Успехов всем, кто будет изучать русский язык и культуру речи.

Тема 1. Понятие культуры речи. Речь: функции и разновидности.

Язык и речь. Направления культуры речи


Речь – это канал развития интеллекта.

Чем раньше будет усвоен язык, тем

легче и полнее будут усваиваться знания.

Н. Жинкин
Феномен речи представлен в методической литературе в двух аспектах:

- и как процесс (выражение мыслей, чувств, желаний человека);

- и как продукт речевой деятельности (высказывание, текст).
Функции речи
Ведущей функцией речи является референтная – функция обозначения явлений действительности.

Второй по важности признаётся эмотивная функция, которая проявляется в ориентации на говорящего и на выражение отношения автора речи к содержанию сообщения и к ситуации общения.

Апеллятивная функция проявляется в речи как обращение, побуждение, приветствие, прощание, изъявление благодарности и т. д.

Фатическая функция – функция установления речевого контакта – реализуется такими высказываниями, которые имеют целью завязывание, продолжение или прекращение общения.

Поэтическая функция проявляется в установке на то, чтобы сообщение своей формой или содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата. Она выражается в стремлении говорящего к ритмичности речи, образности и т. п.

Кумулятивная функция проявляется в способности языка отражать, фиксировать и сохранять информацию о действительности.
Разновидности речи
Разновидности речи по форме выражения мысли: внутренняя и

внешняя (устная и письменная)
Внутренняя речь – это мысленная речь, которая возникает в тот момент, когда мы думаем, рисуем, решаем задачу, молча читаем или пишем.

Развёрнутая внешняя речь существует в двух формах: устной и письменной.

Устная форма речи определяется временем, письменная речь – пространством. Пространство статично - значит, письменная речь статична. Звуки речи, реализуясь во времени, динамичны, следовательно, устная речь динамична.


Устная речь

Письменная речь

  1. Говорящий и слушающий не только

слышат, но и видят друг друга.


  1. Пишущий не видит и не слышит

того, кому предназначена его речь. Он может лишь мысленно представить себе – более или менее конкретно – будущего читателя.




  1. Во многих случаях зависит от

реакции слушателя, может изменяться в зависимости от неё.




  1. Не зависит от реакции адресата.




  1. Рассчитана на слуховое восприятие.

Может быть буквально воспроизведено только при наличии специальных технических устройств.




  1. Рассчитана на зрительное

восприятие. Читатель может повторно перечитывать текст столько раз, сколько ему это потребуется.





  1. Говорящий говорит набело,

исправляя по ходу изложения лишь то, что сумеет заметить в процессе речи.





  1. Пишущий может неоднократно

возвращаться к написанному, совершенствовать его многократно.


Подлинная устная речи создаётся в момент говорения. Устная речь (если это не чтение вслух или наизусть) – это обязательно импровизация. Она создаётся на

ходу, в процессе акта коммуникации. Поэтому основным признаком устной речи является её неподготовленность.

Неподготовленностью речи обусловлены и другие её признаки:

- прерывистость;

- избыточность;

- лаконизм.

Прерывистость выражается:

- в наличии непроизвольных, более длительных остановок, пауз;

- в повторении отдельных слов, слогов;

- в «растягивании» звука типа [э];

- в выражениях типа «Как это сказать?»

Избыточность – прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, чаще повторы мыслей.

Лаконизм – это краткость, использование в целях передачи информации мимики, жестов, выразительных движений тела, интонации. Например:

- Ты был сегодня в кино?

- Да. (Вместо: «Да, я был сегодня в кино»)
Письменная речь – это речь без непосредственного собеседника, её мотив и замысел полностью определяется пишущим.

Основной признак письменной речь её подготовленность.
Разновидности речи по характеру взаимодействия участников

общения


  • Монолог

  • Диалог

  • Полилог


Монолог – (от греч. monos - один, logos – слово, речь) – компонент художественного произведения, представляющий собой речь, обращённую к самому себе или другим.

Диалог – процесс двустороннего общения в конкретной ситуации, в которой каждый из участников общения попеременно выполняет роль то говорящего, то слушающего.

Полилог – форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией. Полилог часто приобретает форму группового общения (беседа, собрание, дискуссия, игра и т. д.)
Разновидности монологической речи по обобщённому (типовому)

значению
В зависимости от содержания, т. е. от того, какой вопрос раскрывается в сообщении, наша речь строится по-разному.

По функции тексты делятся на две группы: 1) тексты, в которых отражается реальная действительность (факты, события, явления); 2) тексты-мысли человека о реальной действительности.

По значению тексты делятся на:

  • описание;

  • повествование;

  • рассуждение;

  • оценку.


Описание - сообщение об одновременных признаках предмета.
Повествование – сообщение о действиях предмета в определённой последовательности, т. е. о действиях, сменяющих друг друга.
Рассуждение – объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей.
Оценка – передача субъективного плана речи. (Отношение к действительности, к собеседнику: Как я к этому отношусь?)
Разновидности речи по функциональному назначению
Выделение разновидностей речи по функциональному назначению связано с существованием функциональных стилей.

Функциональный стиль – это разновидность литературного языка в зависимости от содержания, сферы и целей общения.

В современной лингвистической литературе выделяются пять сфер общения и соответствующие им пять функциональных стилей:

  • Повседневная – разговорный стиль

  • Область науки и техники – научный стиль

  • Сфера законодательства, деловых отношений – официально-деловой стиль

  • Сфера искусства слова – художественный стиль

  • Общественно-политическая сфера – публицистический стиль


Соотношение понятий язык и речь
Речь – это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются

сочетания звуков, имеющих для людей определённое значение и смысл.

В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. Для того чтобы передать с помощью речи какую-либо

информацию, необходимо не только подобрать соответствующие слова, имеющие определённое значение. Но и конкретизировать их.

Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи отражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим. Это явление называется эмоционально-выразительной стороной речи.

Наконец, речь может иметь и психологическую сторону, поскольку в речи часто содержится смысловой подтекст, отражающий цель (или мотив речи), с которой была сказана та или иная фраза.
Аспекты и направления «Культуры речи»
Культура речи принадлежит к числу речеведческих дисциплин.

Чем же занимается культура речи? К определению культуры речи как

дисциплины об употреблении языковых средств существует два подхода - широкий и узкий.
При широком подходе можно говорить о различных аспектах:

  1. Аспект социальный (социальная значимость культуры речи, её необходимость для общества);

  2. Аспект психолингвистический (ошибки часто связаны с аналогией, с чем-то похожим);

  3. Аспект методический (очень остро стоит вопрос о классификации ошибок в школе);

  4. Аспект эстетический (проблемы хорошей речи);

  5. Аспект этический (проблемы нравственности, морали, вопросы взаимоуважения людей);

  6. Аспект лингвистический


Лингвистический аспект включает в себя три направления:

  • Нормативно-историческое направление занимается решением следующих проблем:

  • понятие языковой нормы;

  • различные точки зрения на языковую норму;

  • проблема критериев норм;

  • варианты норм;

  • причины изменения норм;

  • нормы устной и письменной речи




  • Нормативно-стилистическое направление занимается решением следующих проблем:

  • проблема дифференциации литературного языка;

  • дифференциации лексики с точки зрения функционально-стилевой принадлежности и эмоционально-экспрессивной окраски;

  • принцип уместности как основной закон стилистики




  • Нормативно-эстетическое направление занимается решением проблемы коммуникативных качеств хорошей речи (правильности, точности, логичности, уместности, чистоты, богатства и т.д.), а также проблемы языкового вкуса, т.е. это речь в конкретном языковом применении, в тексте.


Предметом изучения культуры речи как науки являются соответственно нормы литературного языка, его стили, качества хорошей речи.


Вопросы самоконтроля:

1. Перечислите существующие функции речи.

2. Объясните на примерах, как будет проявляться в реальной речи каждая из

существующих функций

3. Назовите существующие разновидности речи, приведите примеры.

4. Что такое язык? Каково соотношение между языком и речью?

5. Перечислите существующие направления культуры речи как науки.

Задания для самостоятельной работы студентов

Задание № 1.

Прочитайте фрагмент из книги Д.С. Лихачева «Земля родная». Как автор оценивает роль языка в жизни человека? Что думаете вы по этому поводу?

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! <…> Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в ХIХ в. лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Задание № 2.

Как вы понимаете смысл следующих высказываний? Как бы вы ответили на вопрос: «Что такое культура?»

«Культура есть способ плодотворного существования человека» (Б. Пастернак).

«Мы понимаем культуру как ненаследственную память коллектива, выражающуюся в определенной системе запретов и предписаний» (М.Ю. Лотман)

«Культура – это то, как мы общаемся» (Ю.М. Лотман)

«Культура – не склад информации. Это … гибкий и сложно организованный механизм познания. Одно из свойств этого механизма – способность своевременно находить наиболее выгодные и компактные способы бытования знания, в том числе и научного» (Ю.М. Лотман)

«Истинно культурный человек – это не только образованный человек. Культура – это не только образование. Это сложная сумма поведения. Это сложная сумма выработанных привычек, в основу которых положены

эстетические и этические вкусы (нормы). А тот, кто не руководит своими инстинктами, его нельзя назвать культурным человеком» (М. Зощенко).

«Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские кнопки. Нельзя к слову «дворец» присоединить «бракосочетание». Объяснить, почему этого нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, к вкусу, к чувству языка, а, в конечном счете, к уровню культуры» (В. Солоухин).

«Наверное, можно скрыть свое происхождение, образование и прочее, но большинству людей это не удается – их выдает речь» (Д. Паркинсон)

Задание №3.

Объясните смысл приведённых афоризмов, пословиц.

Неясность слов есть признак неясности мысли (Л.Н. Толстой). Хочешь услышать умный ответ – спрашивай умно (Леонардо да Винчи). Оскорбляя словесно другого, ты не заботишься о самом себе (Леонардо да Винчи). Не та речь хороша, что убеждает, а та, что, убеждая, объединяет (Л.Н. Толстой). Осла знают по ушам, медведя по когтям, а дурака – по речам (В. Даль). Не говори всего, что знаешь, но знай всё, что говоришь (пословица). Не ножа бойся, языка (пословица). Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает (пословица).
Задание №4.

О каких особенностях письменной и устной речи говорится в пословицах? В чём их смысл?

Что написано пером, того не вырубишь топором. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Задание №5.

В предложенных текстах определите разновидность речи с точки зрения:

  • формы выражения мысли (внутренняя или внешняя (устная или письменная);

  • характера взаимодействия участников общения (диалог, монолог, полилог);

  • обобщённого значения (рассуждение, повествование, описание, оценка);

  • функционального назначения (разговорная, научная, деловая,

художественная, публицистическая).

ТЕКСТ № 1

«До 19 века попытка управления превращениями плохо реализовывалась, пока в химии не сформировалось ещё одно направление, необходимое для медицины: изучение законов превращения энергии, которая сопровождает химические реакции.

Стоматологи (и хирурги) встречаются с проявлением энергетического эффекта, например, когда делается гипсовый слепок протезируемого зуба или накладывается гипсовая повязка на повреждённую кость.

Реакция гидратации алебастра происходит с выделением ЭНЕРГИИ, т.е. с повышением температуры. Для живого организма это опасно, а выше 42 град. С – недопустимо!»
ТЕКСТ № 2

«Соединительные ткани являются обязательным компонентом всех органов, формируют скелет организма и обеспечивают гомеостаз. В связи с этим любое повреждение органа ведёт за собой повреждение соединительной ткани и существует самостоятельная группа заболеваний – коллагенозы – вызванная патологическими изменениями в соединительной ткани. Болезни хрящевых тканей связаны, как правило, с нарушением обмена веществ и проявляются по мере старения организма. Травматизм в быту и на производстве приводит очень часто к переломам кости. Знание гистофизиологии костных тканей необходимо в ортопедической практике. Всё это делает необходимым для врача знание гистофизиологии соединительных тканей».
ТЕКСТ № 3

Подготовка операционного поля

«Медсестра должна проконсультироваться с врачом и уточнить область оперативного поля для подтверждения правильности подготовки.

Медсестра объясняет смысл процедур пациенту, добивается понимания. Объяснение поможет кооперации и снизит тревожность.

Медсестра обеспечивает конфиденциальность процедуры.

Техника манипуляции:

- Тщательно помыть руки.

- Подстелить дополнительную простынь.

- Положить пациента таким образом, чтобы поверхность была доступна для процедуры.

- Добиться достаточной освещённости…» и т. д.
С Задание №6.

Найдите высказывания русских писателей о языке. Какова их основная мысль? Согласны ли вы с ними? Постройте свой ответ в виде рассуждения.

С Задание №7.

Как вы полагаете, изменилось ли соотношение между устной и письменной речью с появлением компьютера, интернета, сотового телефона? Изложите своё мнение в форме письма к другу.


  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Учебное пособие для самостоятельной работы студентов для специальностей iconУчебное пособие предназначено для студентов неюридических специальностей...
Учебное пособие предназначено для студентов неюридических специальностей для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Правоведение»....

Учебное пособие для самостоятельной работы студентов для специальностей iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов очной...
Методическое пособие предназначено для практических занятий и самостоятельной работы студентов специальностей 110400. 65-«Зоотехния»,...

Учебное пособие для самостоятельной работы студентов для специальностей iconУчебное пособие Тольятти 2011 г. Авторы: Савкин С. А., Рынгач В....
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих предмет «Артиллерийская разведка». Он составлен в соответствии с программой...

Учебное пособие для самостоятельной работы студентов для специальностей iconУчебное пособие Тольятти 2011 г. Авторы: Савкин С. А., Рынгач В....
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих предмет «Артиллерийская разведка». Он составлен в соответствии с программой...

Учебное пособие для самостоятельной работы студентов для специальностей iconУчебное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения...
Учебное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения юридического факультета и включает рекомендации для организации...

Учебное пособие для самостоятельной работы студентов для специальностей iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной работы Томск, 2015
Учебное пособие предназначено для студентов средних специальных учебных заведений при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы...

Учебное пособие для самостоятельной работы студентов для специальностей iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной работы Томск, 2015
Учебное пособие предназначено для студентов средних специальных учебных заведений при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы...

Учебное пособие для самостоятельной работы студентов для специальностей iconОпыт и перспективы использования сети интернет в коммерческих целях учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов экономических специальностей, а также для преподавателей-экономистов

Учебное пособие для самостоятельной работы студентов для специальностей iconУчебное пособие для студентов 3-4 курсов по дисциплине бухгалтерский учет в общественном питании
Учебное пособие предназначено для студентов среднего профессионального образования, изучающих Бухгалтерский учет в общественном питании...

Учебное пособие для самостоятельной работы студентов для специальностей iconУчебное пособие для самостоятельной работы студентов специальности...
Учебное пособие составлено на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск