Учебное пособие для студентов 3-4 курсов по дисциплине бухгалтерский учет в общественном питании


НазваниеУчебное пособие для студентов 3-4 курсов по дисциплине бухгалтерский учет в общественном питании
страница1/17
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > бланк строгой отчетности > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Министерство сельского хозяйства РФ

ФГБОУ ВПО

«Брянская государственная сельскохозяйственная академия»

Мичуринский филиал

Учебное пособие

для студентов 3-4 курсов
по дисциплине

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ
Специальность 260807 Технология продукции общественного питания

Брянск, 2014

ББК 74.57

У 91
У 91

Учебное пособие по дисциплине Бухгалтерский учет в общественном питании / Мичуринский филиал БГСХА; сост. Ромашина Н.В.- Брянск: ФГБОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия»; Мичуринский филиал, 2014. – 188 с.
Данное учебное пособие предназначено для студентов среднего профессионального образования, изучающих Бухгалтерский учет в общественном питании и имеет своей целью помочь в организации самостоятельной работы студентов и облегчить им изучение теоретического курса по дисциплине.
Рецензенты:

Главный бухгалтер ГАОУ СПО «Брянский строительно-технологический техникум имени Л.Я. Кучеева» Коваленко И.Н.

Преподаватель Мичуринского филиала ФГБОУ ВПО БГСХА

Александрова А.В.

Печатается по решению методического совета

Мичуринского филиала БГСХА

ББК 74.57
© Ромашина Н.В. 2014

ФГБОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия» Мичуринский филиал, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

Раздел 1.

Теоретические основы бухгалтерского учёта




Тема 1.1 Бухгалтерский учёт в системе управления

8

Тема 1. 2 Методические и организационные принципы бухгалтерского учёта

16

Тема 1.3 Понятие документа, документооборот

42

Раздел 2. Бухгалтерский учёт в организациях (предприятиях) общественного питания




Тема 2.1 Ценообразование в предприятиях общественного питания

47

Тема 2.2 Учёт сырья, товаров и тары в кладовых

55

Тема 2.3 Учёт сырья на производстве и реализации (отпуска) готовой продукции

89

Тема 2.4 Учёт денежных средств, расчётных и кредитных операций

97

Тема 2.5 Учёт расчётов по оплате труда

132

Тема 2.6 Учёт основных средств, нематериальных активов, материалов

142

Тема 2.7 Учёт расходов на продажу и финансовых результатов

160

Тема 2.8 Учётная политика организации

167

Тема 2.9 Бухгалтерская отчётность организации (предприятия)

177

Список используемой литературы

187



ВВЕДЕНИЕ
Производство материальных благ является основой существования и развития любого общества. Среди отраслей материального производства ведущее место принадлежит пищевой промышленности, призванной обеспечить население страны высококачественными продуктами питания.

Предприятия общественного питания могут осуществлять свою деятельность на основании устава, как в торговых залах предприятия, так и за его пределами.

Для успешной деятельности предприятия общественного питания любого типа и класса необходим организованный бухгалтерский учёт и контроль, с помощью которого возможно получение точных сведений о выпуске продукции и товарообороте в натуральном и денежном выражении.

В общественном питании процессы производства, реализации и потребления продукции тесно связаны между собой. Они проходят ежедневно и совершаются в одном месте – столовой, ресторане, кафе или предприятии общественного питания другого типа. Реализованная продукция общественного питания включается в состав розничного товарооборота.

Бухгалтерский учёт на предприятиях общественного питания, с одной стороны, отражает процессы производства, а с другой – процессы торговли. Важной задачей бухгалтерского учёта на предприятиях общественного питания является обеспечение сохранности выпускаемой продукции, запасов сырья, других материальных и денежных ресурсов. Для этого в каждом предприятии должен быть организован строгий контроль движения сырья и продуктов в кладовых и в производстве, правильным установлением торговой наценки и проданных цен на продукцию кухни и кулинарные изделия, современным оприходованием выручки и сдачей её в банк.

Для достижения этих целей решается целый комплекс бухгалтерских задач:

  • проверка правильности документального оформления товарных операций, своевременное и правильное отражение в учёте;

  • контроль товарных запасов, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;

  • контроль финансовых показателей (размер прибыли, источники поступления средств и порядок их расходования, оборотные средства, капитальные вложения, отчисления от прибыли и т.д.), за правильностью расчётов с поставщиками и покупателями, за своевременным поступлением платежей в бюджет, за правильностью использования банковских кредитов;

  • учёт расходования использования банковских кредитов;

  • учёт расходования фонда заработной платы;

  • выявление возможности для снижения издержек обращения и повышения рентабельности производства (издержки обращения покрываются за счёт торговых наценок, включаемых в цену товара, но за счёт наценки образуется и прибыль);

  • контроль наличия и движения материальных ценностей и денежных средств.

Для правильного и своевременного учёта должны быть установлены чёткие разграничения материальной ответственности должностных лиц за ценности.

Задачи, стоящие перед бухгалтерским учётом на предприятиях общественного питания, могут быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учёта вызывают отставание учёта, запаздывание предоставления отчётности и другой информации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учётно-экономической информации и моментом её использования препятствуют повышению экономической эффективности деятельности предприятий. Недостатки в организации учёта приводят к его запутанности, нарушению условий для хранения материальных ценностей и других злоупотреблений, увеличению расходов на содержание учётного персонала.

На предприятиях общественного питания бухгалтерский учёт осуществляется бухгалтерией. Если предприятия небольшие, то ведение бухгалтерского учёта возлагается на определённых работников. При небольшом объеме учётной работы её может вести непосредственно руководитель организации.

Главный бухгалтер (финансовый директор, бухгалтер малого предприятия), возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с положением по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации.

На главного бухгалтера не могут быть возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за ценности и денежные средства. Он не может сам получить по чекам денежные средства и материальные ценности для предприятия. Главный бухгалтер подписывает документы, связанные с приёмом и выдачей денежных средств, товарно-материальных ценностей, кредитные, расчётные и денежные документы. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчётные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Бухгалтерия предприятия обеспечивает обработку документов, рациональное ведение записей в учётных регистрах, составление отчётности.

Немаловажное значение при организации бухгалтерского учёта имеет правильное использование учётных измерителей, с помощью которых выявляются: объем производства и реализации продукции, время производственного цикла и торгового оборота и прочие показатели деятельности предприятия. Применяются три вида учётных измерителей: натуральные, трудовые, денежные.

Натуральные измерители необходимы при учёте материальных ценностей основных средств, готовой продукции. Другими единицами измерения могут быть: килограмм, штука, литр и другие. С помощью натуральных измерителей производится контроль по весу, объему, количеству.

Трудовые измерители позволяют измерить затраченное на производство и реализацию время и вложенный труд. Для этого существуют следующие единицы измерения: минута, час, месяц и т.п. На их основе рассчитывается производительность туда и начисляется заработная плата.

Денежный измеритель является универсальным, обобщающим измерителем, который выражается в рублях. С его помощью можно получать необходимые данные, анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять различные расчётные операции, определять производственные затраты предприятием.
РАЗДЕЛ 1

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Тема 1.1 Бухгалтерский учет в системе управления

Управление организацией представляет собой процесс координации и регулирования его деятельности для достижения поставленной цели. Обычно целью организации и предпринимательской деятельности является получение прибыли, но это может быть и общественное благо, решение социальных проблем, например, обеспечение занятости населения или завоевание рынка. Цели большинства коммерческих организаций комплексные.

В управлении организацией участвуют многие службы и конкретные люди. Управляющих подразделяют по уровням управления и рангам: руководитель группы, мастер, начальник участка, цеха, отдела, главный специалист, директор, президент компании и т.п. Каждый из них ответствен за определенный участок работы или функцию управления и действует в пределах предоставленных полномочий. Высший управляющий персонал может делегировать часть таких полномочий подчиненным, оставаясь ответственным за конечный результат общей деятельности.

Любая служба и работник управления для выполнения своих функций нуждаются в информации. Управление начинается с получения и восприятия информации, включает принятие решения на основе информации и завершается контролем выполнения этого решения также на основе соответствующей информации.

Управляющие могут получать информацию непосредственно от объекта управления либо она поступает в обработанном виде от специальных информационных служб, важнейшей из которых является бухгалтерия. В настоящее время она - единственный поставщик документально обоснованной и системно обобщенной экономической информации о фактическом наличии и использовании имущества и ресурсов организации, о хозяйственных процессах и результатах деятельности, о долговых обязательствах, расчетах и претензиях.

Информацию бухгалтерии условно подразделяют на данные текущего учета и отчетность. Показатели текущего учета содержатся в первичных документах, накопительных регистрах (карточках, ведомостях, машинограммах, видеограммах), определяются путем выборки или с помощью расчетов. Они используются для повседневного оперативного управления на уровне самой бухгалтерии и других административных служб. По данным текущего учета наблюдается наличие запасов, состояние расчетов предприятия с поставщиками и покупателями, дебиторами и кредиторами, принимаются решения о видах и формах кредитования, целесообразности дополнительных затрат, поставках продукции, применении санкций и т.п.

Бухгалтерская отчетность содержит регламентированную информацию. Ее состав, форма, вид и сроки представления должны быть четко определены. Отчетная информация является итогом деятельности бухгалтерии, ее продуктом.

Всю совокупность итоговой информации бухгалтерского учета в конечном счете можно свести к внешней и внутренней отчетности организации. Данные внешней отчетности служат для обобщения экономической информации в отраслевом и общегосударственном масштабах, для построения системы национальных счетов, исчисления совокупного общественного продукта, валовой добавленной стоимости и других народнохозяйственных сводок и обобщений. В конечном итоге эти данные используют для управления процессами расширенного воспроизводства, контроля за народнохозяйственными пропорциями и темпами развития, экономического и социального планирования на общегосударственном уровне.

Для решения задач повседневного внутризаводского управления нужна внутренняя отчетность, характеризующая фактическое наличие ресурсов, состояние хозяйственной деятельности и основные ее результаты на любую дату или за определенный период в течение месяца. Да и по итогу за месяц организации часто нужны, кроме показателей, содержащихся в официальной внешней отчетности, дополнительные сведения и данные, например, об отклонениях от норм затрат, по причинам и виновникам, об экономических результатах работы бригад, участков, цехов и т.д.

Получить внутреннюю отчетность традиционными методами не представляется возможным, поскольку существующая система бухгалтерского учета ориентирована на исчисление итоговых данных в расчете на сравнительно длительный отчетный период: месяц, квартал, год. Для текущего повседневного управления такая периодичность явно недостаточна. Необходимы новые методологические решения, позволяющие при сохранении основополагающих принципов системного учета добиваться представления требуемых отчетных сведений за более короткий, чем месяц, промежуток времени. Это достигается разработкой и внедрением в организациях систем управленческого учета.

Из всей учетной информации важно выделить данные, используемые самой бухгалтерией для управления хозяйственной деятельностью и контроля за ней. Это необходимо сделать и потому, что с внедрением персональных компьютеров время работы по ведению записей и подсчетов у бухгалтерского аппарата уменьшается и возрастает значение и объем управленческого аспекта его деятельности. До последнего времени управленческие функции бухгалтерии ограничивались контролем за соблюдением законности совершения хозяйственных операций, установленных правил приема и отпуска товарно-материальных ценностей, правильным расходованием фонда заработной платы, надзором за соблюдением штатной, финансовой и кассовой дисциплины, соблюдением установленных правил и сроков проведения инвентаризации, взыскания дебиторской и погашения кредиторской задолженности, соблюдением платежной дисциплины, контролем за законностью списания с бухгалтерских балансов недостач, потерь, просроченных долгов и т.п.

При современной организации управления бухгалтерия в условиях автоматизации обработки экономической, в том числе и учетной, информации должна участвовать в оценке и контроле экономичности принимаемых решений, экономическом анализе хозяйственной деятельности, разработке рекомендаций и мероприятий по улучшению использования ресурсов, мобилизации резервов роста эффективности производства.

Меняется и целевое назначение бухгалтерского учета. С сохранением его значения как наиболее организованной части информационной системы, функционирующей на качественно новом техническом уровне, он во все большей степени должен становиться составной частью управляющей системы организации. К сожалению, этот процесс развивается медленно и явно отстает от темпов совершенствования технического оснащения учета, то есть внедрения измерительной и вычислительной техники. В результате, несмотря на рост объема учетной информации, вызванный увеличением ее источников и потребителей, возрастание материальных и трудовых затрат на ведение учета, связанное с внедрением ЭВМ, повышением оплаты труда всем категориям учетных работников, потребительная стоимость бухгалтерской информации, есть ее способность служить целям управления и контроля, по существу, осталась без изменения. Одна из основных причин такого положения - отсутствие во многих российских организациях нового, соответствующего современным требованиям теории и практики управления подхода к организации учета. Судя по зарубежному опыту, в первую очередь речь должна идти о создании и функционировании системы управленческого учета и контроллинга.

Бухгалтерский учет в его нынешнем виде в основном отражает минувшие события, а его отчетность характеризует изменение состояния средств и результаты их использования только по окончании месяца, квартала, года.

Внешняя и внутренняя отчетность организации. Существующие в бухгалтерском учете способы и формы получения и представления информации ориентированы главным образом на ее использование внешними органами управления (министерством, ведомством, банком, финансовым органом) и самой бухгалтерией организации. С мнением о том, что данные бухгалтерского учета в настоящее время непригодны для текущего повседневного внутризаводского и внутрихозяйственного управления, вряд ли можно согласиться. Даже при ручной и маломеханизированной обработке исходных данных учет имеет возможность дать информацию для повседневного управления организацией. В основном для этого сейчас используются карточные формы регистров бухгалтерского учета: инвентарные карточки, лицевые счета, карточки складского учета, выписки из расчетного счета и т.п. По их данным всегда можно дать справку о характеристике того или иного объекта учета, его состоянии, наличии средств, степени выполнения плана, сделать соответствующую выборку, расчет и на этой основе принять необходимое решение по управлению.

Следует однако признать, что существующая бухгалтерская и формируемая по данным бухгалтерского учета статистическая отчетность не всегда удобны для использования в управленческих целях. Во-первых, они формируются к определенной единой дате, с периодичностью не менее месяца, а не тогда, когда возникает потребность в решении. Во-вторых, информация выдается в объеме, предусмотренном соответствующей формой отчетности, или содержится в журнале-ордере, Главной книге в общей массе учетных сведений, из которых следует выбрать показатели, необходимые для решения данной задачи управления.

Все это ведет к необходимости новой концепции учета для управления и бухгалтерского учета как функции управления. О создании особой разновидности учета для управления в теоретическом плане говорят и пишут много, особенно зарубежные специалисты. С использованием ЭВМ для обработки экономической информации создаются необходимые условия для внедрения его в практику. Основные положения концепции применительно к учету для управления заключаются в необходимости обособленного учета и исчисления не только абсолютного значения показателей наличия и использования ресурсов, результатов и состояния хозяйственной деятельности, но, главным образом, выявления отклонений от норм запасов, затрат, окупаемости, эффективности, в организации внутренней отчетности по местам деятельности и центрам ответственности, в использовании данных учета для прогнозирования, оценки степени риска и т.д.

В бухгалтерском учете как функции управления основное внимание должно быть уделено усилению его контрольных свойств и качеств, расширению сферы принятия решений по управлению финансово-хозяйственной деятельностью организации аппаратом бухгалтерии, углублению анализа учетной и отчетной информации. Нетрудно заметить, что оба эти направления дальнейшего развития бухгалтерского учета могут взаимно сочетаться друг с другом.

Новый подход потребует существенной реорганизации методологических и организационных принципов бухгалтерского учета. Наряду с сохранением предварительного контроля за законностью и правильностью оформления хозяйственных операций, группировки и сводки данных, обеспечивающих составление единых форм внешней отчетности, главное внимание должно быть сосредоточено на текущем контроле экономичности производства и хозяйствования, оценке этой экономичности и факторов, оказывающих на нее влияние, на разработке п формировании необходимой для решения данной задачи внутренней оперативной отчетности о фактических затратах и результатах деятельности цехов, участков, отделов, служб и организации в целом.

Указанная отчетность организуется по принципу информации об отклонениях от заданных параметров исполнения (планов, нормативов, смет, предписаний и т.п.). По стоимостным показателям фактическая величина исчисляется как алгебраическая сумма затрат или результата по нормативу и отклонений от него, учитываемых или рассчитываемых обособленно. Отклонения по другим показателям, в том числе в количестве расхода, во времени осуществления технологических операций и т.п., получают документальное обоснование и возможность определения причин и виновников (инициаторов).

Отклонения должны выявляться не только по учитываемому параметру, но и по месту нахождения ресурсов, центрам формирования информации, ответственности за результаты хозяйствования. Возникает проблема их обобщения в соответствии с установленной единой методикой исчисления фактических затрат и результатов хозяйственной деятельности и, оценки оборотных активов предприятия и т.п. Решение этих проблем также является составной частью концепции учета для управления.

Важнейшим направлением совершенствования бухгалтерского учета как функции управления является развитие его органической связи и взаимодействия с планированием и экономическим анализом.

Одна из задач учета - контроль за выполнением плана по всем показателям и структурным подразделениям организации. Для осуществления этой функции управления планирование и учет должны иметь единую систему показателей и методологию их формирования. Единство обеспечивается прежде всего за счет общего экономического содержания показателей планирования и учета. Вместе с тем состав учетных данных должен быть шире аналогичных плановых показателей за счет включения в них непроизводительных потерь и затрат. Так, отчетная себестоимость в отличие от плановой включает недостачи материалов на складе, если их нельзя отнести на виновных, потери от брака, непроизводительные выплаты заработной платы. Весьма существенные различия могут быть в составе планового и фактического фонда заработной платы, финансовых результатах деятельности. Перечень отчетных показателей также шире плановых. Например, по большинству организаций не планируются убытки, регрессивные иски, потери от простоев и т.п., между тем они обязательны для бухгалтерского учета. Такое расширение состава и номенклатуры учетных данных по сравнению с плановыми показателями вызывается аналитическими задачами учета, необходимостью регистрации в его системе отрицательных последствий отступления от плана.

Бухгалтерский учет как информационная и управляющая система развивается под воздействием производства, совершенствования его организации, методов хозяйствования, условий функционирования. Материальные возможности этого процесса обеспечиваются техникой измерения, регистрации, передачи и обработки учетных данных. Ведущую роль в этом выполняют современные ЭВМ.

Радикальные преобразования в экономической системе государства, переход организаций на рыночные условия хозяйствования, предоставление им полной экономической самостоятельности потребуют существенного улучшения бухгалтерского учета во всех звеньях народного хозяйства и прежде всего в промышленных организациях.

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда возникла наука бухгалтерский учет?

2. Каковы особенности бухгалтерского учета по сравнению с другими видами учета?

3. Какую роль играет бухгалтерский учет в системе управления?

4. Каковы особенности статистического учета по сравнению с бухгалтерским?

5. Какие функции осуществляет бухгалтерский учет?

6. Какие требования предъявляются к ведению бухгалтерского учета?

7. В каких нормативных документах изложены основные цели бухгалтерского учета и требования, предъявляемые к нему?

8. Что собой представляет функция обратной связи?

9. Каким образом бухгалтерский учет обеспечивает сохранность собственности?

10. Как обеспечивается сплошное отражение информации в бухгалтерском учете?

11. Может ли организация на время, когда нет деятельности не вести бухгалтерский учет?

12. В чем смысл требования непрерывности ведения бухгалтерского учета?

13. Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации?

14. Может ли руководитель организации сам лично вести бухгалтерский учет организации.

15. Какие задачи стоят перед бухгалтерским учетом организации?
Тема 1.2 Методические и организационные принципы бухгалтерского учета

План:

1.Предмет бухгалтерского учета

2.Метод бухгалтерского учета

3.Принципы бухгалтерского учета

4.Бухгалтерский баланс

5.Счета бухгалтерского учета

6. План счетов бухгалтерского учета
1. Предмет бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет отражает наличие хозяйственных средств предприятия. В процессе хозяйственной деятельности хозяйственные средства изменяются, совершают кругооборот, который также отражает бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет охватывает те стороны деятельности предприятия, которые могут быть выражены в денежном измерении.

Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде является хозяйственная деятельность предприятия. Он состоит из многочисленных и многообразных объектов, которыми являются:

1) средства экономического субъекта;

2) источники возникновения этих средств;

3) факты хозяйственной жизни экономического субъекта, влияющие на средства или их источники.

Средства экономического субъекта делятся на:

1) внеоборотные активы (средства экономического субъекта сроком службы более 1 года, приносящие доход в течение 1 года производственного цикла):

а) основные средства (здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и т. д.);

б) нематериальные активы (это имущество, не имеющее физической формы, но способное приносить доход в течение длительного времени: патенты, товарные знаки, лицензии и т. д.);

в) долгосрочные финансовые вложения в дочерние, зависимые и иные предприятия, а также предоставленные займы;

г) доходные вложения в материальные ценности (имущество, предлагаемое в лизинг, прокат);

д) прочие внеоборотные активы;

2) оборотные активы (имущество, потребляемое, как правило, в течение одного производственного цикла и способное приносить доход):

а) запасы и затраты (сырье и материалы (производственные запасы), затраты незавершенного производства, готовая продукция или запасы товаров, расходы будущих периодов, налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным средствам);

б) денежные средства и расчеты (денежные средства в кассе предприятия, счета в банке, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность).

Источники средств экономического субъекта делятся на:

1) капитал и резервы (уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, прибыль, убыток, фонды (создаваемые за счет прибыли), целевое финансирование);

2) долгосрочные обязательства (долгосрочные кредиты, долгосрочные займы);

3) краткосрочные обязательства(краткосрочные кредиты, краткосрочные займы, кредиторская задолженность, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей).
2.Метод бухгалтерского учета

Метод бухгалтерского учета - это способ познания и отражения предмета бухгалтерского учета. Задачи бухгалтерского учета решаются посредством использования различных способов и приемов, совокупность этих приемов и называется методом бухгалтерского учета. К способам и приемам изучения и регистрации информации об объектах бухгалтерского учета относятся:

• наблюдение за объектами учета:

документация;
инвентаризация;
• измерение объектов учета в денежном выражении:

оценка;

калькуляция;
• группировка и отражение хозяйственных операций:

счета
двойная запись;

• обобщение информации о результатах хозяйственной деятельности:

баланс;
бухгалтерская отчетность.

Методы бухгалтерского учета:

Документирование - все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документами; включает в себя обработку и движение первичных документов до сдачи их в архив.
Инвентаризация - средства контроля за сохранностью имущества предприятия; проверка соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета и полноты отражения в учете обязательств.
Оценка - денежное выражение имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности; осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов.

Калькуляция - служит основой для определения себестоимости единицы продукции (работ), а также для определения средних издержек производства; включает как прямые (прямо относимые), так и косвенные расходы (имеющие отношение ко всему производству и не связанные непосредственно с изготовлением конкретной продукции).
Счета - предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций; отдельный счет открывается на каждый вид хозяйственных средств и их источников; делятся на активные и пассивные счета в соответствии с делением баланса на актив и пассив.
Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета; состоит в том, что сумма каждой хозяйственной операции одновременно записывается в дебет одного счета и в кредит другого.
Баланс - способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источников на конкретный момент времени в денежном выражении.
Бухгалтерская отчетность - система показателей отражающих имущественное и финансовое положение организации на определенную дату; финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на 1-ое число каждого месяца. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.
Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. Бухгалтерская отчетность организации является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражается нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).
3.Принципы бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет заключается в следующих принципах:

1) принцип денежного измерения – в бухгалтерских отчетах информация всегда должна быть выражена в едином денежном измерителе (в валюте страны нахождения предприятия);

2) принцип обязательного документирования – непрерывное, сплошное, документально обоснованное и достоверное отражение учитываемых объектов, которые вытекают из одновременно совершающихся в организации различных операций. Эти операции, в свою очередь, отражают постоянно возобновляемый кругооборот всех средств организации и непрерывную смену их форм;

3) принцип двусторонности или двойной записи – заключается по источникам формирования и по признаку размещения с выполнением равенства в обеих группах бухгалтерского учета;

4) принцип автономности организации – в целях сохранения объективности учета бухгалтерских счетов, на которых отражаются все хозяйственные операции организации, ведется обособленно от счетов, которые предназначены непосредственно для учета лиц, связанных с данной организацией. Разделение бухгалтерских счетов организации и ее владельцев (юридических лиц) считается принципом автономности организации;
5) принцип действующей организации – любая создаваемая организация должна существовать (функционировать) и быть постоянно действующим производством;
6) принцип учета по стоимости – активы учитываются по цене приобретения, т. е. по стоимости. Она является основной базой для учета актива в бухгалтерском учете в течение всего времени его существования. Ориентируясь на эти правила, собственные активы и в балансе числятся по первичной цене (по цене приобретения), и независимо от срока их нахождения на предприятии он не переоцениваются, а вновь создаваемая продукция оценивается по сложившейся стоимости затрат в момент ее выпуска;
7) принцип учетного периода: бухгалтерский учет ведется по учетным периодам, которыми принято считать календарные периоды;

8) принцип консерватизма (осторожности) – несомненно, руководители предприятия всегда хотят дела производства представлять в лучшем виде. Но это не всегда согласуется с реальностью. Предварительное поступление доходов в течение отчетного периода нельзя засчитывать в доходы, уже принадлежащие предприятию, если окончательное исполнение операции выходит за пределы отчетного периода. Их лучше отнести к доходам будущих периодов. В случае, если предприятие понесло расходы, а документально не определена окончательность операции (возможно, эти затраты будут возвращены), то их следует засчитывать в расходы будущих периодов, чтобы не искажать истинные показатели по прибыли. Значит, при получении прибыли или выполнении расходов нужно иметь веские доказательства их правомерности. Отсюда следует, что принцип консерватизма имеет две стороны:

а) доход признается только тогда, когда имеется на то обоснованная уверенность;
б) расход признается, как только возникает обоснованная возможность;

9) принцип реализации – определяет сумму дохода, которая должна быть признана от конкретной продажи в этот период. Так как товар может быть продан по цене выше его стоимости и ниже, в рассрочку и до оплаты, то сумму реализации следует корректировать на предполагаемую сумму безнадежных долгов;

10) принцип увязки – указывает на следующее: если какое-либо событие влияет как на доход, так и на расходы, то воздействие на каждый из них должно быть признано в одном учетном периоде. Затраты на производство продукции входят в себестоимость продукции того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты, а прибыль определяется как разница между выручкой от реализации и затратами на ее производство. Из вышесказанного следует, что затраты на производство должны быть включены в себестоимость в том периоде, в котором определена выручка от реализации;
11) принцип последовательности – предприятия могут самостоятельно выбирать метод учета, но с условием соблюдать его в течение достаточно долгого времени (не менее года), пока не возникнут достаточно веские причины для его изменения. В противном случае возникнет ситуация несоизмеримости показателей;

12) принцип существенности – устанавливает, что незначительные события могут не приниматься во внимание, но вся важная информация должна быть раскрыта полностью.
Вопросы для самоконтроля:

1. Что является предметом изучения бухгалтерского учета?

2. Назовите основные объекты предмета бухгалтерского учета.

3. Состав хозяйственных средств организации по их функциональной роли.

4. Назовите основные источники формирования хозяйственных средств.

5. Дайте определение основных средств.

6. Охарактеризуйте нематериальные активы.

7. Дайте понятие предметов труда и назовите их состав.

8. Готовая продукция и товары отгруженные: определите их место в классификации имущества организации.

9. Как подразделяются денежные средства?

10. К какому виду обязательств относятся расчеты с покупателями?

11. Какие средства относятся к привлеченным?

12. Какие вы знаете расчеты?

13. Перечислите привлеченные (заемные) средства.

14. Какие средства относятся к собственным?

15. Как образуется уставный капитал?

16. Охарактеризуйте дебиторскую и кредиторскую задолженность.

17. Назовите хозяйственные операции, которые относятся к процессу снабжения.

18. Как образуется добавочный капитал?

19. Дайте определение метода бухгалтерского учета.

20. Назначение калькуляций, обусловленность их применения в хозяйственных процессах.

21. В чем смысл двойной записи?

22. С помощью какого способа хозяйственные средства получают денежное выражение?

23. Источники образования резервного капитала и его использование.

24. С помощью какого способа формируется единая система информации о финансовом положении организации?

25. В чем заключается взаимосвязь методов бухгалтерского учета?

4.Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс – это документ, характеризующий общее состояние активов и пассивов организации на определенный момент (дату) в денежном выражении.

Показатели баланса характеризуют финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.

Основная задача бухгалтерского баланса – показать руководителю и собственнику организации, чем он владеет или какой капитал находится под его контролем.

Баланс позволяет получить представление о материальных ценностях, о величине запасов, о состоянии расчетов и пр.

Бухгалтерский баланс – необходимый документ для руководства и работников аналитического отдела. С помощью баланса можно составлять планирование на краткосрочную, а иногда и долгосрочную перспективу. Данные баланса широко используются для последующего анализа руководством организации, налоговыми органами, банками, поставщиками и другими кредиторами.

Код формы по ОКУД 0710001.

Бухгалтерский баланс состоит из 2 основных частей - актива и пассива.

В активе представлены ресурсы организации, а в пассиве - источники их формирования.

Отличительная особенность бухгалтерского баланса - равенство итогов актива и пассива. Это обусловлено принципом двойной записи, применяемым в бухгалтерском учете.

Актив баланса содержит 2 раздела:

  •  I. Внеоборотные активы;

  • II. Оборотные активы.

Пассив баланса состоит из 3 разделов:

  • III. Капитал и резервы;

  • IV. Долгосрочные обязательства;

  • V. Краткосрочные обязательства.

Каждый элемент актива и пассива баланса называется статьей баланса. Статьи актива раскрывают сущность ресурсов, их использование и величину. Статьи пассива характеризуют источники образования ресурсов, а именно: за счет какого источника создана данная часть активов, для какой цели они предназначены и их величину.

При составлении бухгалтерского баланса необходимо иметь в виду следующее:

  • не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету;

  • данные бухгалтерского баланса на начало года должны соответствовать данным на конец прошлого года;

  • соответствующие статьи бухгалтерского баланса должны подтверждаться данными инвентаризации имущества, обязательств и расчетов.

Типовая форма баланса регламентируется Минфином (приказ №67н от 22.07.2003 г.). Однако организации могут самостоятельно разрабатывать форму бухгалтерского баланса, используя типовую как образец. При этом должны соблюдаться общие требования к бухгалтерской отчетности.

При разработке и принятии формы бухгалтерского баланса (форма №1) рекомендуется применять коды итоговых строк и коды строк разделов и групп статей, приведенных в образце его формы баланса. Если для какого-либо показателя в балансе, разработанном организацией самостоятельно, приводится расшифровка, то статьи этой расшифровки кодируются самой организацией.

Бухгалтерский баланс содержит следующие обязательные реквизиты:

  • отчетную дату, по состоянию на которую приводится баланс;

  • полное наименование организации в соответствии с учредительными документами;

  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

  • основной вид деятельности предприятия с кодом ОКВЭД;

  • организационно-правовая форма/форма собственности (согласно классификаторам ОКОПФ и ОКФС);

  • единица измерения - тыс. руб. (код по ОКЕИ 384) или млн. руб. (код по ОКЕИ 385);

  • местонахождение (адрес);

  • дата утверждения (указывается установленная дата для годовой бухгалтерской отчетности);

  • дата отправки/принятия (указывается конкретная дата почтового, электронного и иного отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности).

Суммовые показатели статей бухгалтерского баланса приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков.

Организации, имеющие существенные обороты продаж, обязательств и т.п., могут приводить данные в миллионах рублей (без десятичных знаков).

Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

5. Счета бухгалтерского учета

Для текущего учета и контроля используется система счетов бухгалтерского учета.

В теории и методологии бухгалтерского учета системе счетов бухгалтерского учета принадлежит особая роль, так как с их применением реализуется проблема двойственного отражения информации, ее накапливания и обобщения. Запись в счета производится с использованием метода двойной записи.

Счет бухгалтерского учета — это способ группировки, текущего контроля и отражения хозяйственных операций, которые совершаются с имуществом, источниками его формирования, хозяйственными процессами. Счет — это также накопитель информации, которая затем обобщается и используется для составления различных сводных показателей отчетности.

Внешне счет представляет собой таблицу, состоящую из двух частей. В начале таблицы дается название счета — наименование объекта учета: «Материалы», «Уставный капитал», «Основное производство» и т.д.

Схема счета имеет следующий вид.

Счет (наименование объекта учета)

Дебет

Кредит







На счетах отражают хозяйственные операции как в количественном, так и в стоимостном выражении.

Левая часть счета называется дебетом (сокращенно Д-т), правая часть - кредитом (сокращенно К-т). Следовательно, «дебет» и «кредит» счета соответствуют его сторонам.

Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета пользуются термином сальдо (остаток счета). Обычно сальдо на начало проведения операции (на начало отчетного периода) обозначается как Сн, а остаток на конец проведения операции (на конец отчетного периода) — Ск.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Учебное пособие для студентов 3-4 курсов по дисциплине бухгалтерский учет в общественном питании iconКонспект лекций для студентов, обучающихся по специальности 100106...
«Бухгалтерский учёт в общественном питании», который составлен в соответствии с рабочей программой данной дисциплины и с учётом требований...

Учебное пособие для студентов 3-4 курсов по дисциплине бухгалтерский учет в общественном питании iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся...
«Бухгалтерский учёт в общественном питании», который составлен в соответствии с рабочей программой данной дисциплины и с учётом требований...

Учебное пособие для студентов 3-4 курсов по дисциплине бухгалтерский учет в общественном питании iconУчебное пособие для студентов специальностей: 061133 «Управление проектом»
Адамов Н. А., Амучиева Г. А. Бухгалтерский учет в строительстве: Учебное пособие / гуу. – М., 2004. – с. 128

Учебное пособие для студентов 3-4 курсов по дисциплине бухгалтерский учет в общественном питании iconУчебное пособие Рекомендовано Государственным университетом управления...
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по экономическим и другим специальностям, преподавателей, бухгалтеров, руководителей...

Учебное пособие для студентов 3-4 курсов по дисциплине бухгалтерский учет в общественном питании iconУчебное пособие Рекомендовано Государственным университетом управления...
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по экономическим и другим специальностям, преподавателей, бухгалтеров, руководителей...

Учебное пособие для студентов 3-4 курсов по дисциплине бухгалтерский учет в общественном питании iconА. В. Непомнящий Рынок ценных бумаг Учебное пособие Москва 2008
Учебное пособие предназначено для студентов вузов специальностей «Менеджмент организаций», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» и«Финансы...

Учебное пособие для студентов 3-4 курсов по дисциплине бухгалтерский учет в общественном питании iconУчебное пособие для самостоятельной работы студентов специальности...
Учебное пособие составлено на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерной...

Учебное пособие для студентов 3-4 курсов по дисциплине бухгалтерский учет в общественном питании iconБухгалтерский учёт в общественном питании
Документация в оп (понятие документа, его реквизиты, документооборот, обработка и хранение документов)

Учебное пособие для студентов 3-4 курсов по дисциплине бухгалтерский учет в общественном питании iconУчебное пособие Иркутск 2006
Учебное пособие предназначено для студентов III v курсов специальности «Технология художественной обработки материалов»

Учебное пособие для студентов 3-4 курсов по дисциплине бухгалтерский учет в общественном питании iconУчебно-методическое пособие по выполнению практических работ для...
Составлено в соответствии с рабочей программой по дисциплине для специальности «Экономика и бухгалтерский учёт»»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск