ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА ПРИКАЗОМ директор школы - интернат
решением педагогического совета Н.В.Митковская
протокол №___ от_____________20____г. приказ №____ от _________20__г
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №19 VIII вида» (1-9 классы)
Таштагол
2015 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
| 3
| 2. АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
|
6
| 2.1. Целевой раздел
| 6
| 2.1.1. Пояснительная записка
| 6
| 2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью адаптированной общеобразовательной программы
| 13
| 2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью планируемых результатов освоения адаптированной общеобразовательной программы
| 62
| 2.2. Содержательный раздел
| 70
| 2.2.2. Программы учебных предметов.
| 70
| 2.2.3. Программа коррекционных курсов.
| 436
| 2.3. Организационный раздел
| 441
| 2.3.1. Учебный план
| 442
| 2.3.2. Система условий реализации адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
| 446
| 3.Приложение
| 450
| 3.1. Модель выпускника.
| 450
|
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная общеобразовательная программа (далее ― АОП) образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №19 8 вида» разработана с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся с нарушением интеллекта.
Адаптированная общеобразовательная программа образования (далее ― АОП) 1-9 классов муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №19 8 вида» разработана коллективом педагогов школы на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 06.04.2004 № 26/188-6и «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии»
Приказа Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья постановление от 10.07. 2015г №26 (зарегистрирован в Минюсте 14.08.2015г №38528) САНПИН 2.4.2.3286-15.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 5—9 классы / Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой
Устава МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №19 8 вида».
Лицензии №16971 от 24.11.2012 года, выданной Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №19 8 вида».
АОП реализуется в следующих формах: в отдельных классах и на надомном обучении.
АОП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
В основу разработки АОП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АОП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АОП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу АОП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:
― принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
― принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико ориентированных задач;
― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
― онтогенетический принцип;
― принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
― принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
― принцип сотрудничества с семьей.
Структура АОП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АОП образовательной организацией (далее ― Организация), а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью АОП образования;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АОП образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов:
программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
программу коррекционной работы с обучающимися с легкой умственной отсталостью;
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АОП Организацией.
Организационный раздел включает:
учебный план;
систему специальных условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
АОП содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью, получение образования вне зависимости от выраженности основного нарушения, наличия других (сопутствующих) нарушений развития, места проживания обучающегося.
Обучающийся с лёгкой умственной отсталостью получает образование по АОП, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья. 2. АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
2.1. Целевой раздел
2.1.1. Пояснительная записка
Цель реализации АОП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели АОП предусматривает решение следующих основных задач:
― овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
― достижение планируемых результатов освоения АОП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
― выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
― участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
АОП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создается с учетом их особых образовательных потребностей.
Школа обеспечивает требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
АОП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Обязательная часть АОП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет не менее 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 30% от общего объема АОП.
Сроки реализации АОП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 9 лет.
В реализации АОП выделено два этапа:
I этап ― 1-4 классы;
II этап ― 5-9 классы;
Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
II этап направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
|