Утверждена
приказом МБДОУ
«Детский сад
№ 49 «Жемчужинка»
№ 140от 29.08.2016
Адаптированная основная общеобразовательная программа
для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад № 49 «Жемчужинка»
города Димитровграда Ульяновской области»
на 2016 – 2017 учебный год ПРИНЯТА
решением Педагогического совета
МБДОУ «Детский сад № 49
"Жемчужинка"
от 29.08.2016
Протокол № 1
№
п/п
| Содержание
|
| I
| Целевой раздел
|
| 1.1
| Обязательная часть
|
| 1.1.1
| Пояснительная записка
| 4
|
| Цели и задачи реализации адаптированной программы
| 6
|
| Принципы и подходы к реализации программы
| 7
|
| Характеристика развития слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием
| 12
|
| Индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием
| 23
|
| Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие).
| 24
| 1.1.2
| Планируемые результаты освоения воспитанниками адаптированной образовательной программы
| 25
| 1.2
| Часть, формируемая участниками образовательного процесса
|
| 1.2.1
| Пояснительная записка
| 28
|
| Цели и задачи реализации парциальных программ
| 30
|
| Принципы и подходы к реализации парциальных программ
| 32
| 1.2.2
| Планируемые результаты освоения парциальных программ
| 32
| II
| Содержательный раздел
|
| 2.1
| Обязательная часть
|
| 2.1.1
| Система образовательной работы по пяти образовательным областям
| 35
|
| Социально- коммуникативное развитие
| 36
|
| Познавательное развитие
| 38
|
| Речевое развитие
| 41
|
| Художественно - эстетическое развитие
| 42
|
| Физическое развитие
| 45
| 2.1.2
| Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
| 46
| 2.1.3
| Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
| 57
| 2.2
| Часть, формируемая участниками образовательного процесса
|
| 2.2.1.
| Особенности образовательной деятельности
| 59
| 2.2.2
| Система физкультурно-оздоровительной работы
| 62
| 2.2.3
| Взаимодействие с социальными партнерами
| 70
| 2.2.4
| Система мониторинга досьтижений детьми планируемых результатов
| 74
| III
| Организационный раздел
|
| 3.1
| Обязательная часть
|
| 3.1.1
| Организация режима пребывания детей
| 82
| 3.1.2
| Модель организации учебно – воспитательного процесса
| 85
|
| Тематическое планирование образовательной работы с детьми на год
| 86
|
| Модель организации образовательного процесса на день
| 92
|
| Учебный план
| 95
|
| Организация совместной деятельности педагога с детьми в непосредственно организованной образовательной деятельности
| 98
| 3.1.3
| Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
| 99
| 3.2
| Часть, формируемая участниками образовательного процесса
|
| 3.2.1
| Особенности взаимодействия специалистов ДОУ
| 104
| 3.2.2
| Организация развивающей предметно-пространственной среды
| 110
| 3.2.3
| Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
| 135
| 4.
| Дополнительный раздел основной общеобразовательной программы
(текст краткой презентации для родителей (законных представителей)
|
| 4.1
| Характеристика возрастных особенностей развития детей
| 137
| 4.2
| Используемые примерные программы
| 139
| 4.3
| Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
| 141
|
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1.Обязательная часть 1.Пояснительная записка Адаптированная основная образовательная программа для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием (далее – Программа) МБДОУ «Детского сада № 49 «Жемчужинка» города Димитровграда Ульяновской области» предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированная образовательная программа старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) МБДОУ «Детского сада № 49 «Жемчужинка» города Димитровграда Ульяновской области» разработана на основе следующих документов:
- Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155)
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 СанПиН 2.4.1.3049-13) и др.)
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (утвержден приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014, зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013, рег. № 30038);
- Государственная программа «Развитие образования» на 2013 – 2020 гг.;
- Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 49 «Жемчужинка» города Димитровграда Ульяновской области»
Образовательная деятельность по Программе осуществляется в группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья - для детей с нарушениями зрения. С учетом этого Программа сформирована как программа психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования) в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Приоритетное направление деятельности по реализации Программы в соответствии с ФГОС ДО и Уставом МБДОУ «Детский сад № 49 «Жемчужинка»» осуществление квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии, обеспечение социальной адаптации воспитанников с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Содержание Программы направлено на обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей с нарушениями зрения в различных видах деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Основой построения содержания Программы является образовательная программа - «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под ред. Л И. Плаксиной, которая создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе. Содержание данной программы предусматривает обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в детском саду, реаализацию общеразвивающих и коррекционных задач в разнообразных специфических для детей дошкольного возраста видах деятельности. При этом важным условием реализации содержания программы является комплексный подход к организации коррекционно-воспитательной работы. В указанной программе обозначены как общеобразовательные занятия, так и коррекционные, т. к. одновременно с общеобразовательным процессом в детском саду осуществляется коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения.
Программа включает два основных раздела: «Программы детского сада» «Коррекционная работа в детском саду»
Программа рекомендованы Министерством образования Российской Федерации (2003 г.), однако не соответствуют требованиям ФГОС ДО. Кроме того, в данном программном документе отсутствуют разделы «Музыкальное воспитание», «Социально-коммуникативное развитие», «Культурно-гигиенические навыки», не в полной мере раскрыто содержание образования по разделу «Ознакомление с окружающим миром».
Данные разделы Программы разработаны на основе «Примерной основной образовательной программы «Истоки» (Л.Л. Парамоновой), которая дополняет и обновляет ее по всем образовательным областям и разделам, в том числе, которых не достает в Программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И. Плаксиной.
Программа «Истоки» построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности.
Сочетание выше перечисленных программных документов обусловлено необходимостью компенсирования отсутствующих или представленных не в полном объеме образовательных разделов, а также потребностью изменения содержания имеющихся разделов, приведения их в соответствие требованиям ФГОС ДО и реализации в полной мере приоритетных направлений МБДОУ.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
● физическое развитие
● социально-коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественноэстетическое развитие; Цели и задачи реализации программы.
|