Скачать 0.99 Mb.
|
Методические материалы для образовательных организаций Пензенской области по профилактике и работе педагогов с критическим инцидентом (Составлен специалистами ГБУ ПО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области» на основе рецензионных материалов кандидата психологических наук, доцента кафедры воспитания, социализации и развития личности ГБОУ ВПО «Ставропольский Государственный Педагогический Институт» Бобренко Ольги Сергеевны) Может ли психолог без специального обучения работать с ситуацией суицида или он направляет таких клиентов к специалистам: суицидологу, психиатру, клиническому психологу? Может ли школьный психолог обратиться к психологу психиатрической больницы за получением профессиональной информации о ребенке и как это сделать? Каковы этапы работы с критическим инцидентом, учитывая то, что это может быть любое травматическое событие, которое выходит за рамки обычного человеческого опыта (не только суицид)? Где и какую профессиональную поддержку и помощь может получить психолог, столкнувшийся с ситуацией критического инцидента? Над этими и другими вопросами мы предлагаем поразмышлять вместе с нами… Суицид является фактом окончательной и серьезной агрессии по отношению к себе и к другим людям. Суицид может быть:
Выделают также понятие суицидальное поведение. Это проявление суицидальной активности - мыслей, намерений, высказываний, угроз, попыток, покушения. Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и акцентуациях характера. Часто оно связно с неспособностью человеком регулировать свое эмоциональное состояние. Речь идет о подверженности отчаянию. суицид является фактом окончательной и серьезной агрессии по отношению к себе и к другим людям. Суицид может быть:
Выделают также понятие суицидальное поведение. Это проявление суицидальной активности - мыслей, намерений, высказываний, угроз, попыток, покушения. Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и акцентуациях характера. Часто оно связно с неспособностью человеком регулировать свое эмоциональное состояние. Речь идет о подверженности отчаянию. МОДЕЛЬ СУИЦИДАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (по материалам сайта: http://psyolesyatan.ucoz.ru/) ОБЩАЯ ПРОФИЛАКТИКА Цель: повышение групповой сплоченности в школе. Мероприятия. Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества. Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство. Задачи педагога-психолога на данном этапе:
ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств. Мероприятия 1.Диагностика суицидального поведения Задачи педагога-психолога на данном этапе: - Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите. - Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние. - Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния. 2.Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Задачи педагога-психолога на данном этапе: - Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования. - Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние. 3.Классные часы, круглые столы, стендовая информация. Задачи педагога-психолога на данном этапе: - Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями. - Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации. С педагогами проводится психологическое просвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков. Родителей необходимо познакомить с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения. С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому. ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА Цель: Предотвращение самоубийства. Мероприятия Оценка риска самоубийства. Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий). Задачи педагога-психолога на данном этапе: - Педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага. - Психолог входит в состав кризисного штаба по предотвращению самоубийства. Предложенная модель суицидальной превенции «Уровни профилактики суицида в образовательной среде» требует дальнейшего теоретического и практического осмысления и может быть дополнена, переработана в зависимости от конкретных требований и условий. ЭТАПЫ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С КРИТИЧЕСКИМ ИНЦИДЕНТОМ (детским суицидом)
Рабочая группа** создается на этапе возникновения критического инцидента для осуществления сбора информации и дальнейшей работы по устранению последствий. Цели и задачи рабочей группы отличаются от других групп, например, педагогических советов, групп созданных специально для расследования инцидента и т.п. Главная цель создания рабочей группы: организационно-методическая и психологическая помощь людям, оказавшимся в ситуации критического инцидента. В состав рабочей группы могут входить: педагог-психолог, медсестра, соц.педагог, классный руководитель, зам.директора по воспитательной работе. Заседание рабочей группы и методического объединения на этапе возникновения КИ позволяет: а) проанализировать случившееся; б) выработать план действий; в) распределить обязанности между специалистами; г) осуществить сбор информации для диагностики и последующего анализа результатов. А функционирование рабочей группы и методического объединения после возникновения КИ осуществляться по двум направлениям: методическое и психологическое консультирование. После произошедшего КИ специалистами осуществляется дальнейшее наблюдение ситуации для предупреждения повторных критических инцидентов. Бригады психологов-экспертов*** – это могут быть специалисты-психологи из района, города, близлежащих территорий (работники психологических центров, филиалов), которые проходят обучение по программе: «Управление стрессом при критических инцидентах». Для них разрабатывается проект документа их функциональных обязанностей и примерный план написания экспертного заключения. Предложенный выше Алгоритм носит рекомендательный характер и, ни в коей мере, не может заменить собой профессиональные навыки и опыт психолога. Кроме того, предложенный нами алгоритм может быть скорректирован с учетом конкретной ситуации и конкретных возможностей той организации, которая проводит работу. Далее представлены описания этапов работы с критическим инцидентом. 1.Профилактика критического инцидента Цель: систематизация мер в образовательном учреждении по профилактике критического инцидента (приложение 4). Задачи:
Особенности данного этапа: один из важных аспектов – это ответственность педагога-психолога, которая не безгранична. Не в его силах оградить обучающихся образовательном учреждении детей от любых столкновений с ситуацией критического инцидента – эту ответственность должны разделить все профессионалы образовательной организации, которые должны быть включены в основные направления работы: - профилактика; - просвещение; - общедиагностическая работа. Но, что точно входит в компетенцию педагога-психолога – это возможность определить, когда действительно ситуация вызывает тревогу, вовремя заметить и не оставить человека в ситуации беспомощности. При этом, не минимизируется возможность применения психодиагностических методик, однако, с нашей точки зрения, наиболее важным является положение о том, что наблюдательность и живое общение с ребенком могут дать гораздо больше, чем самый лучший тест. Формы работы на первом этапе:
|
Учебно-методические материалы ориентированы на специалистов системы общего образования (педагогов, заместителей руководителей оу... | Баланова Т. А. – заместитель директора по увр, председатель цпмпк мурманской области | ||
«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации фгос» | Методические рекомендации предназначены специалистам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций... | ||
Струкова М. Л., методист лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования аоу во дпо «виро» | Струкова М. Л., методист лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования аоу во дпо «виро» | ||
О формировании, подготовке и использовании резерва управленческих кадров на федеральном уровне 5 | Методические рекомендации предназначены для руководителей школьных музеев, краеведческих кружков, методистов по туристско-краеведческой... | ||
Авторы-составители: Ванюхина Н. В., Галиуллина Ф. Ш., Саглам Ф. А., Скоробогатова А. И., Сулима Л. О | Данная информация может быть полезной для организаторов государственной итоговой аттестации, администрации образовательных организаций,... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |