Скачать 361.54 Kb.
|
Государственное областное бюджетное образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения» Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по обеспечению психологической готовности к ГИА всех участников образовательных отношений Мурманск, 2015г. Государственное областное бюджетное образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения» Авторы составители: Баланова Т.А. – заместитель директора по УВР, председатель ЦПМПК Мурманской области. Ляш Л.И. – педагог-психолог ГОБОУ ЦПМСС. «Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по обеспечению психологической готовности к ГИА всех участников образовательных отношений» - Мурманск, 2015г. Методические рекомендации подготовлены с целью внедрение системы мероприятий, направленной на создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей выпускников в период сдачи ГИА. Методические рекомендации адресованы руководителям образовательных организаций, педагогам-психологам. ОГЛАВЛЕНИЕ
Вступление. «Главное в этом мире не то, где мы стоим, а в каком направлении движемся». Оливер Холмс. Подготовка к государственной итоговой аттестации является одной из основных проблем выпускников. По своей сути ГИА является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ЕГЭ, ГВЭ . Подготовка к ГИА , как правило, идет на протяжении последних лет обучения в школе. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий. Кроме того, старшеклассники посещают куры, покупают различные пособия для подготовки. Родители нанимают репетиторов. Все направлено на достижение поставленной цели - сдачи ГИА и поступления в ВУЗ. Но степень тревожности, напряжения у выпускников не снижается. В свою очередь, повышенный уровень тревоги на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога - это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников. Процедура прохождения ГИА - деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене. По результатам тестирования, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
-психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе:
Таким образом, условно можно выделить три группы трудностей ГИА для детей:
Одной из важнейших задач школы на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании. Системность работы педагога-психолога по выявлению, проработке возникающих у учеников трудностей на разных этапах обучения и есть залог успешной психологической подготовки к сдаче выпускных экзаменов. Психологическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление. Целью психологического сопровождения ребенка в процессе обучения и воспитания является:
Задачи психологического сопровождения:
Виды (направления) работ по психологическому сопровождению:
Главный принцип организации психологической службы – системность: психолог, реализовывает все функции и делает это систематически. Ученые-психологи считают, что успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени. Учитывая это, необходимо обеспечить психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки, к сдаче единого государственного экзамена формируя соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы следует проводить не прямо накануне экзаменов, а значительно раньше, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов и в других случаях, не столь эмоционально напряженных. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями. Кто же такой психолог? Психолог – это тот специалист по психолого-педагогическому сопровождению, который обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация) с целью успешного обучения ученика и как следствия успешного сдачи ГИА, окончания школы и органичного вхождения во взрослую жизнь. Психологическую подготовку учащихся к сдачи ГИА нужно считать одним из приоритетных направлений работы психолога, потому, что подготовка ученика к успешной сдачи ГИА, есть результат не последних двух лет работы, месяцев, дней, а это работа должна проводиться на протяжении всего периода обучения. Данная форма сдачи экзамена, достаточно новая для нашего общества и здесь надо говорить о том, что не только психологу надо обращать на это внимание, но и учителям, родителям и самим детям. А роль психолога заключается в психологическом сопровождении учебного процесса и всех его участников. Цель психологической службы – формирование системы, способствующей созданию социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого школьника. Основная идея психологической службы – идея сопровождения, которая направлена на создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития. Стратегии деятельности психолога при подготовке к ГИА:
Таким образом, можно сформулировать цель данного исследования следующим образом: разработка и апробация модели психологической подготовки учащихся к ГИА через систему психологического сопровождения учащихся на всех ступенях обучения. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА Системность работы педагогического коллектива совместно с педагогом-психологом по выявлению, проработке возникающих у учеников трудностей на разных этапах обучения и есть залог успешной психологической подготовки к сдаче выпускных экзаменов. 1. Психодиагностическая работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ГИА Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. Выявление детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ГИА, возможно на протяжении всего обучения в школе. Подготовительным этапом для прогнозирования возникновения возможных трудностей при подготовке и сдаче ГИА можно считать итоги плановой диагностики, проведенной на более ранних этапах. Психологическая диагностика проводится на каждом этапе психологического сопровождения. Уже в начальной школе определяется группа детей, которые испытывают трудности в обучении. Аналогичные трудности встречаются и при подготовке и сдаче ГИА. Ранняя диагностика таких трудностей позволяет выявить учащихся «группы риска» при подготовке к ГИА и эффективно организовать их психологическое сопровождение на протяжении всего обучения. В начальной школе с помощью различного психодиагностического инструментария. Проводятся диагностика в начале года с целью выделения группы детей, испытывающих трудности. После чего происходит формирование групп для развивающей работы, разработка системы работы и рекомендаций. В конце года проводится итоговая диагностика с целью определения эффективности работы. В своей работе мы используем следующий блок методик:
|
«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации фгос» | Методические рекомендации предназначены специалистам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций... | ||
Методическое объединение педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций по Южному округу г. Оренбурга | Федерации и Требованиями по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений города Москвы... | ||
Методические рекомендации предназначены для студентов психологических факультетов, педагогов-психологов образовательных учреждений... | Уже сейчас в школах происходят инновационные преобразования в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания, которые... | ||
Методические рекомендации предназначены для руководителей и учителей образовательных учреждений всех уровней, общественных организаций,... | Гиа, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ основного общего образования, является... | ||
Русский язык и культура речи: методические рекомендации для студентов образовательных организаций медицинского профиля / Е. А. Авдюшева.... | Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |