Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности муниципальных и школьных психолого-педагогических служб


НазваниеМетодические рекомендации по организации и содержанию деятельности муниципальных и школьных психолого-педагогических служб
страница1/12
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Государственное автономное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «РОСТОК»
Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности муниципальных и школьных

психолого-педагогических служб


Казань

2015 г.
Под общей редакцией:

Л.О.Сулима, заместитель министра образования и науки Республики Татарстан, кандидат исторических наук, доцент.

Составители:

Т.Н. Баширова, директор, педагог-психолог высшей категории Государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «РОСТОК»;

И.В.Идрисова, руководитель подросткового отделения, педагог-психолог высшей категории Государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «РОСТОК»;

Т.П.Макарова, заместитель директора, педагог-психолог высшей категории Государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «РОСТОК»;

Г.Р.Нотфуллина, специалист сектора реализации программ внеурочной и здоровьесберегающей деятельности Министерства образования и науки Республики Татарстан;

Научный редактор:

Э.Н. Гилемханова, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ФГНУ Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, руководитель методического отделения Государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «РОСТОК»

СОДЕРЖАНИЕ
  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН..........................................................................................





1.1

Введение……………………………………………………………




1.2

Регламент профессиональной деятельности педагога-психолога……………………………………………………………




1.3

Модульная организация деятельности педагога-психолога в системе образования……………………………………………….




1.4

Персональная ответственность педагога-психолога в системе образования…………………………………………………………




1.5

Статус и документация педагога-психолога образовательной организации…………………………………………………………




1.6

Квалификационная характеристика педагога-психолога образовательной организации……………………………………..




1.7

Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России…………………………………..




1.8

Ответственность педагога-психолога за нарушение прав работы с конфиденциальной информацией………………………




1.9

Образец согласия родителей (опекунов) на психологическое сопровождение учащегося в образовательной организации…….




  1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН………………………………………………………..




2.1

Стратегия развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы…………………………………….




2.2

Модельный стандарт качества муниципальной услуги по оказанию психолого-медико-педагогической помощи детям, подросткам, имеющим проблемы в развитии, обучении, адаптации в образовательной среде……………………………..





2.3

Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (извлечения)………






1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

1.1 Введение

В целях совершенствования деятельности психолого-педагогических медицинских и социальных центров (ППМС-центров) и деятельности педагогов-психологов образовательных организаций Республики Татарстан, с учетом применения норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании) и в рамках протокола Коллегии от 10 ноября 2014 г. № ПК-бвн Минобрнауки РФ, Министерство образования и науки Республики Татарстан направляет Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности психологических служб и педагогов-психологов образовательных организаций Министерства образования и науки Республики Татарстан.

Методические рекомендации разработаны на основании Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.02.2015 №ВК-268/07.

Руководствуясь рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, актуальной задачей для Министерства образования и науки Республики Татарстан становится наиболее эффективно реализовать свои полномочия по организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона об образовании психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе, несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь указанной категории детей предоставляется в центрах (службах) психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых муниципальными органами власти Республики Татарстан, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых данные дети обучаются.

Согласно принятым в Российской Федерации нормативам ППМС-центры (службы) создаются из расчета одно учреждение на 5 тыс. детей, проживающих в городе (районе). В случае необходимости ППМС-центр (служба) может быть создан для меньшего количества детей, проживающих в городе (районе).

Деятельность ППМС-центров (служб) финансируется по нормативам, разработанным Центром экономических и социальных исследований РТ и утвержденным Кабинетом Министров РТ и оформляется в виде государственного (муниципального) задания. Для организации единого научно-методического и информационно-аналитического обеспечения предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Министерством образования и науки Республики Татарстан создана Централизованная модель оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, подросткам и молодежи до 18 лет в образовательной среде.

Данная модель представляет собой иерархическую систему, что позволяет обеспечить высокую централизацию профессионального управления, единый стандарт услуг, рациональное использование кадровых ресурсов, прозрачность и достоверность результатов деятельности.

Схема централизованной модели психологической службы Республики Татарстан


Основными преимуществами данной модели являются:

  • высокая централизация профессионального управления;

  • возможность обеспечения единого стандарта услуг;

  • широкие возможности для ротации кадров и управления внутренними кадровыми ресурсами;

  • возможность повышения профессиональной компетентности педагогов-психологов посредством курсов повышения квалификации, семинаров, мастер-классов;

  • повышение качества предоставляемых услуг;

  • обеспечение совершенствования системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в РТ;

  • определение системы внутреннего контроля по различным направлениям деятельности муниципальных ППМС-центров (служб);

  • оказание помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ.

ППМС-центры (службы) осуществляют свою деятельность на трех уровнях: республиканском, муниципальном и уровне организации, осуществляющей образовательную деятельность. Взаимодействие между структурными компонентами системы оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи регулируется нормативными актами Республики Татарстан об организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в системе образования Республики Татарстан.

Основными задачами совершенствования деятельности ППМС-центров (служб) на этапе становления единой централизованной модели психологической службы Республики Татарстан являются:

  • расширение содержания деятельности;

  • увеличение охвата различных категорий детей (детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, детей с повышенными познавательными потребностями, одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из приемных, опекунских семей, из семей в социально опасном положении, детей, склонных к поведенческим рискам и других);

  • разработка и применение инновационных подходов и технологий психолого-педагогического сопровождения детей и их ближайшего окружения;

  • приведение условий сопровождения в соответствие с требованиями надзорных органов;

  • психологизация образовательной среды.

ППМС-центр, имеющий статус юридического лица выполняет функции профессионального управления и методического обеспечения психологической деятельности по отношению к муниципальным психологическим службам, муниципальным ППМС центрам и образовательным учреждениям Республики Татарстан.

ППМС-центр (служба) должен реализовывать функции на основании Устава и в соответствии со своим назначением:

  • оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

  • осуществление образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам коррекционно-развивающей, профилактической, развивающей направленности, а также по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, программам профессионального обучения.

  • организация и проведение курсов повышения квалификации педагогов-психологов;

  • повышение психологической культуры родителей.

Муниципальные образования создают при районных отделах образования службы психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и берут на себя функции финансового обеспечения и административного управления.

Образовательные организации создают условия для профессиональной деятельности педагогов-психологов и берут на себя функции финансового обеспечения и административного управления.

Широкий спектр направлений психологической работы в рамках образовательного учреждения, а также отсутствие четких, устоявшихся алгоритмов ее организации вызывает проблемы определения роли и места педагога-психолога в решении общих задач образовательного учреждения, его профессионализма и границ профессиональной ответственности, а также востребованности участниками образовательного процесса.

В настоящее время существует два типа организации психологической службы в системе образования в зависимости от места работы педагога-психолога в школе и вне школы.

Первый тип школьной психологической службы предполагает работу педагога-психолога непосредственно в образовательной организации.

Второй тип организации психологической службы предполагает работу группы психологов в специализированном образовательном учреждении, ППСМ-центре или муниципальной психологической службе.

Развитие психологической службы Республики Татарстан ориентировано на сочетание обоих типов организации психологической службы с целью обеспечения взаимодействия педагога-психолога, работающего внутри того или иного учреждения, со специалистами из районных (городских) ППСМ-центров (служб).

Педагоги-психологи системы образования имеют двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям.

Административное управление осуществляется администрацией муниципального района и руководителями образовательных организаций.

Профессиональное управление осуществляется с помощью централизованной модели психологической службы Министерства образования и науки Республики Татарстан.

Методической службой Республиканского Центра «Росток» разработана Муниципальная модель психологического сопровождения образовательных организаций, детей и их родителей. В рамках данной модели сопровождение образовательных организаций и населения осуществляется посредством Психологического абонемента.



Алгоритм взаимодействия Муниципального ППМС-центра (службы) с районным управлением образования и образовательными организациями реализуется следующим образом.

Ежегодно в конце учебного года образовательные организации предоставляют в районное управление образования предложения по взаимодействию с ППМС-центром (службой) и оказанию психологических услуг через психологический абонемент.

К августовскому совещанию районное управление образования направляет в адрес муниципальных ППМС-центров (служб) договора с образовательными организациями и психологический абонемент для работы со всеми субъектами образовательного процесса.

До 1 сентября ППМС-центры (службы) предоставляют в районное управление образования подписанные договора и план работы на учебный год.

Исходя из того, что профессиональная деятельность педагога-психолога включает три обобщенные трудовые функции:

- психологическая экспертиза педагогического пространства;

-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и высшего образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ;

- оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,

разработан регламент профессиональной деятельности педагога-психолога школы на 2015-2016 учебный год.

1.2 Регламент профессиональной деятельности педагога-психолога
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности муниципальных и школьных психолого-педагогических служб iconРекомендации по организации и содержанию деятельности психолого-медико-педагогического
Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений, специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов

Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности муниципальных и школьных психолого-педагогических служб iconРекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического...
Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистов школь­ных психолого-медико-педагогических консилиу­мов....

Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности муниципальных и школьных психолого-педагогических служб iconМинистерство образования и науки российской федерации письмо
Минобрнауки России направляет методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в Российской...

Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности муниципальных и школьных психолого-педагогических служб iconМетодические рекомендации по организации деятельности пмпк оу для...
Муниципальное учреждение системы образования психолого-педагогический медико-социальный центр диагностики и консультирования «Истоки»...

Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности муниципальных и школьных психолого-педагогических служб iconМетодические рекомендации по аттестации педагогических работников...
Методические рекомендации предназначены для специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений,...

Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности муниципальных и школьных психолого-педагогических служб iconМетодические рекомендации по аттестации педагогических работников...
Методические рекомендации предназначены для специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений,...

Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности муниципальных и школьных психолого-педагогических служб iconРекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического...
Основные нормативные положения по организации работы пмпк образовательного учреждения

Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности муниципальных и школьных психолого-педагогических служб iconМетодические рекомендации по созданию и организации деятельности...
Методические рекомендации предназначены для руководителей школьных музеев, краеведческих кружков, методистов по туристско-краеведческой...

Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности муниципальных и школьных психолого-педагогических служб iconМетодические рекомендации Краснодар 2015 Авторы-составители: Рыженко С. К
Методические рекомендации предназначены педагогам-психологам общеобразовательных организаций, студентам психолого-педагогических...

Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности муниципальных и школьных психолого-педагогических служб iconМетодические рекомендации Краснодар 2015 Авторы-составители: Рыженко С. К
Методические рекомендации предназначены педагогам-психологам общеобразовательных организаций, студентам психолого-педагогических...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск