В. Ю. Ершова Методическое пособие по дисциплине


НазваниеВ. Ю. Ершова Методическое пособие по дисциплине
страница1/16
ТипМетодическое пособие
filling-form.ru > Бланки > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛЕНИНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Автор преподаватель специальных дисциплин

В. Ю. Ершова

Методическое пособие по дисциплине

СТАТИСТИКА

(краткий лекционный курс)


2011
Автор:

В. Ю. Ершова преподаватель второй высшей квалификационной категории, специальных дисциплин ГАОУ СПО ЛПК (соискатель ученой степени).
Консультант:

Л. В. Гараева преподаватель первой квалификационной категории ГАОУ СПО ЛПК
Рецензенты:
Ф. У. Залялова зам. по учебной работе ГАОУ СПО ЛПК

И. А. Талышева преподаватель экономических дисциплин, доцент, к.п.н. ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева-КАИ»

С. Р. Бадрутдинов директор ООО «Контак – С»
Методическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям): Методическое пособие /Под редакцией В. Ю. Ершовой/.
Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт по всем специальностям, где проводится изучение дисциплины «Статистика».

В данном пособие представлены: краткое содержание, изучаемых тем по курсу Статистика, примеры с решениями стандартных задач по темам, а так же разработаны задачи для самостоятельного решения. Имеется разработанная контрольная работа по вариантам, для более углубленного закрепления изученного материала. Оказывают методическую, организационную и информационную помощь студенту при изучении дисциплины «Статистика».

Содержание

Введение

  1. Теория статистики

  2. Статистические наблюдения

  3. Сводка и группировка статистических данных

  4. Способы наглядного представления статистических данных

  5. Статистические показатели

  6. Ряды динамики в статистике

  7. Индексы в статистике

  8. Выборочное наблюдение в статистике

  9. Статистическое изучение связи между явлениями

  10. Социальная статистика

Приложения

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Статистика» относится к общепрофессиональному циклу в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Данная дисциплина предполагает изучение предмета и метода статистики, организации статистики в Российской Федерации, статистического наблюдения, его форм и видов, сводок и группировок статистических данных, порядка составления статистических таблиц и графиков и др., что позволяет анализировать социально-экономические процессы в условиях рыночной экономики.

Предметом статистики является количественная характеристика массовых экономических и социальных явлений. В широком понимании статистика включает и общую теорию статистики, разрабатывающую методологию получения, обработки и анализа статистических данных и собственно экономическую статистику, концентрирующую основное внимание на количественном описании экономического процесса, состоянии и развития экономики в целом, и социальную статистику, дающую количественную характеристику уровня жизни населения, состояния и развития социальной сферы, и отраслевую статистику, изучающую экономические процессы, протекающие в рамках конкретных отраслей.

Методика изучения предмета основана на сочетании теоретического и практического обучения с использованием различных форм закрепления изученного материала: решения задач и примеров, тестирования, подготовки рефератов, докладов, презентаций и проведения деловой игры.

С учетом достижений экономической науки стал возможен расчет показателей, обобщенно характеризующих результаты воспроизводственного процесса на уровне общества: совокупного общественного продукта, национального дохода, валового национального продукта.

Всю перечисленную информацию в постоянно возрастающих объемах предоставляет обществу статистика, являющаяся необходимо принадлежностью государственного аппарата. Статистические данные, таким образом, способны сказать языком статистических показателей о многом в весьма яркой и убедительной форме.



  1. Теория статистики

Статистика имеет многовековую историю. Её возникновение и развитие обусловлены общественными потребностями: подсчет населения, скота, учета земельных угодий, имущества и т.д. Наиболее ранние сведения о таких работах в Китае относятся к 13 в. до нашей эры. В Древнем Риме проводились учеты свободных граждан и их имущества.

История развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обобщения накопленного человечеством передового опыта учетно - статистических работ, обусловленных, прежде всего, потребностями управления жизни общества.

Слово "статистика" в его современном значении впервые употребил ученый Готфрид Ахенваль (1719-1772), позаимствовав его из итальянского языка. В Италии эпохи Возрождения получили распространение знания о политике, составившие специальную дисциплину, которая называлась ragione di stato. Слово stato или statu соответствовали понятию "государство". Человека, искусного в политике, знатока разных государств называли statista. Ахенваль ввел слово statistica, обозначавшее сумму знаний нужных политикам, купцам. Так началось формирование статистики, как науке о хозяйственном и административном учете.

Статистика – это общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной.

Явления общественной жизни – это сложное сочетание различных элементов.

Общественные явления обладают вполне конкретными размерами.

Общественным явлениям присущи определенные количественные соотношения, и существуют они независимо от того, изучает ли их статистика или нет.

Размеры и соотношения количества и качества отдельных явлений статистика выражает при помощи определенных понятий, статистических показателей. Числовое значение показателя, относящееся к определенному месту и времени, называют величиной показателя.

Метод статистики предполагает следующую последовательность действий:

  • разработка статистической гипотезы,

  • статистическое наблюдение,

  • сводка и группировка статистических данных,

  • анализ данных,

  • интерпретация данных.

Прохождение каждой стадии связано с использованием специальных методов, объясняемых содержанием выполняемой работы.

Задачи статистики: Разработка системы гипотез, характеризующих развитие, динамику, состояние социально-экономических явлений. Организация статистической деятельности. Разработка методологии анализа. Разработка системы показателей для управления хозяйством на макро - и микроуровне. Популяризовать данные статистического наблюдения. Организация государственной статистики в РФ.

Статистический показательэто количественная оценка свойств изучаемого явления.

Статистическая методология представляет собой совокупность общих правил (принципов) и специальных приемов и методов статистического исследования. Общие правила статистического исследования исходят из положений социально-экономической теории и принципа диалектического метода познания. Они составляют теоретическую базу статистики.

Статистическая совокупность - это масса единиц, объединенных единой качественной основой, но различающихся между собой по ряду варьирующих признаков. Варьирование (изменение) признаков (чаще количественных) может происходить во времени, в пространстве, во взаимном изменении одного признака от другого. Например, размера заработной платы рабочего от количества выпущенной им продукции.

Признаком в статистике принято называть свойство, качество, характерную черту или иную особенность единиц, объектов, явлений, которые могут быть наблюдаемы или измерены.

Вариацией называется колеблемость, многообразие, изменяемость величины признака у отдельных единиц совокупности явлений. Отдельное значение признака называют вариантом этого признака.

Статистическая совокупность множество объектов или явлений, изучаемых статистикой, которые имеют один или несколько общих признаков и различаются между собой по другим признакам. Отдельные объекты или явления, образующие статистическую совокупность, называются единицами совокупности. Условно статистическую совокупность можно разделить на однородную и разнородную, стабильную (стандартную) и динамическую.

Показатель – обобщающая количественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в их качественной определенности в условиях конкретного места и времени.

В основе методологии статистики лежит закон больших чисел – он утверждает, что в массе индивидуальных явлений общая закономерность проявляется тем полнее и точнее, чем больше этих явлений охвачено наблюдением. Иными словами, чем больше число наблюдений (статистических данных), тем больше сглаживаются и усредняются индивидуальные причины и случайные факторы, воздействующие на явление, тем больше и лучше проявляется общая (типичная) закономерность. (Пример: мальчиков рождается 512, девочек 488 на 1000 человек – это биологический закон, хотя в отдельных семьях, регионах, по времени, в роддомах и т.д. это может и не соблюдаться. Или, например, продолжительность жизни 1 человека – случайная величина, а средняя продолжительность населения выражает устойчивую закономерность – ее можно использовать для сопоставления стран). Закон больших чисел действует только в отношении совокупности элементов, но не действует в отношении каждого отдельного элемента совокупности.

Экономическая реформа ставит качественно новые задачи перед стат.наукой и практикой. В соответствии с государственным прогрессом перехода России на принятую в межд.практике систему учета и статистики реорганизационная система сбора статистической информации и совершенная методология анализа рыночных процессов и явлений – все это позволило в большей степени развить науку статистики.

Контрольные вопросы

    1. Что такое статистика?

    2. Что такое закон больших чисел и его значение в статистике?

    3. Значение статистики для рыночной экономике и предприятий?

    4. Каковы задачи органов государственной статистики в современных условиях развития России?

    5. Каковы организационная структура Госкомстата России и его основные функции в условиях рыночной экономики?

  1. Статистические наблюдения

Статистическое наблюдение – это сбор необходимых данных по явлениям, процессам общественной жизни. Но это не всякий сбор данных, а лишь планомерный, научно организованный, систематический и направленный на регистрацию признаков, характерных для исследуемых явлений и процессов. От качества данных, полученных на первом этапе, зависят конечные результаты исследования.

Статистическое наблюдение – начальная стадия экономико-статистического исследования.

Статистическое наблюдение должно отвечать следующим требованиям:

  • наблюдаемые явления должны иметь научную или практическую ценность, выражать определенные социально-экономические типы явлений;

  • непосредственный сбор массовых данных должен обеспечить полноту фактов, относящихся к данному вопросу, так как явления находятся в постоянном изменении, развитии. Если отсутствуют полные данные, анализ и выводы могут быть ошибочными;

  • для обеспечения достоверности статданных необходима тщательная и всесторонняя проверка качества собираемых фактов, что является одной из важнейших характеристик статистического наблюдения;

  • научная организация статнаблюдения необходима для того, чтобы создать наилучшие условия для получения объективных материалов.


Объект статистического наблюдения – эта та совокупность единиц изучаемого явления, о которой должны быть собраны нужные данные (например, совокупность промышленных предприятий, совокупность жителей города). Определить объект статистического наблюдения – это значит указать его важнейшие признаки и отличительные черты.

Единица наблюдения – это элемент объекта наблюдения, который является носителем признаков, подлежащих регистрации. Объект и единица наблюдения устанавливаются на основе качественного анализа и конкретной задачи статистического наблюдения.

Время (период) наблюдения – это время осуществления регистрации данных по установленной программе статистического наблюдения. При этом данные могут собираться за определенный период (месяц, квартал, год...) – это интервальные показатели, или по состоянию на какой-то момент времени или конкретную дату – это моментные показатели.

Статистическое наблюдение начинается с разработки программы статистического наблюдения и организационного плана. Программа статистического наблюдения – это перечень показателей, подлежащих изучению и регистрируемых в процессе статистического наблюдения. Организационный план – это документ, регламентирующий: органы наблюдения, время статистического наблюдения, подготовку кадров, порядок приема и сдачи материалов статистического наблюдения и другое.

Формуляр статистического наблюдения – это бланки с перечнем вопросов (или показателей) программы статистического наблюдения и местом для регистрации ответов и количественных значений (например: перепись населения – пол, возраст, образование…). Другие названия формуляра – анкета, опросный лист. Особенности статистического наблюдения в современных условиях является:

  • Ориентация методологии сбора и обработки статистических данных на требования международных статистических сопоставлений.

  • Разработка системы цензов (ценз – это ряд признаков, по которым объект статистического наблюдения относят к определенной совокупности). Например, малые предприятия – что это такое и какими признаками характеризуются?

  • Широкое распространение компьютерных и математических методов сбора и обработки статистической информации.

Виды статистического наблюдения разделяются по признакам:

    1. по полноте охвата: сплошные и несплошные: выборочные, монографические, основного массива, анкетные;

    2. по учету времени: текущие, периодические, единовременные.

Сплошным наблюдением – называется такое, когда обследованию подвергаются все без исключения единицы изучаемой совокупности явления.

Несплошным – называется такое, когда обследованию подвергаются не все единицы изучаемой совокупности, а только часть их.

Выборочное наблюдение – это когда характеристики всей совокупности даются по результатам случайного отбора единиц.

Монографическое обследование – есть детальное, глубокое изучение и описание отдельных единиц совокупности явлений. Выбираются отдельные, типичные объекты и подробно исследуются (для обмена оптом…).

Способ основного массива – обследованию подвергаются наиболее существенные, крупные единицы изучаемой совокупности (например, городские рынки в крупных городах…).

Анкетное – рассылаются анкеты с вопросами.

Текущее наблюдение (непрерывное) – такое, когда регистрация фактов ведется систематически и непрерывно.

Периодическое наблюдение – когда наблюдение повторяется через определенные, равные промежутки времени (например, перепись скота…).

Единовременное наблюдение – когда наблюдение проводится по мере надобности, без периодичности или больше никогда не проводится (например, учет денежной наличности перед денежной реформой).

Способы статистического наблюдения (экспедиционный – когда специально выделяются лица, саморегистрация – когда самостоятельно заполняются бланки, анкетный – опрос).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

В. Ю. Ершова Методическое пособие по дисциплине iconМетодическое пособие по дисциплине «информационная безопасность»
Татаринова С. Б. Методическое пособие по дисциплине «Информационная безопасность» по теме «Локальные и глобальные компьютерные сети»–...

В. Ю. Ершова Методическое пособие по дисциплине iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Трудовое право» для студентов,...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Трудовое право» составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

В. Ю. Ершова Методическое пособие по дисциплине iconМетодическое пособие по ведению дневника и составлению «отчета студента»...
Методическое пособие предназначено для студентов 6 курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело»

В. Ю. Ершова Методическое пособие по дисциплине iconМетодическое пособие по дисциплине «Социология»
Социология: Методическое пособие /Акимова И. А., Гаврилина Е. А., Кансузян Л. В. и др.; Под ред. Акимовой И. А. – М.: Изд-во мгту...

В. Ю. Ершова Методическое пособие по дисциплине iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму

В. Ю. Ершова Методическое пособие по дисциплине iconМетодическое пособие по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Методическое пособие по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов II курса специальности...

В. Ю. Ершова Методическое пособие по дисциплине iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов 1 курса всех специальностей очной, заочной...

В. Ю. Ершова Методическое пособие по дисциплине iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «делопроизводство в кадровой службе»
Вражнова М. Н. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Делопроизводство в кадровой службе». – М.: Мади (гту), 2009. – 35 с

В. Ю. Ершова Методическое пособие по дисциплине iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Бюджетное планирование и прогнозирование»
Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению 38. 03. 01 «Экономика» профиль «Финансы и кредит»...

В. Ю. Ершова Методическое пособие по дисциплине iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Инженерная графика»
М31 Модуль № Основные правила оформления чертежей. Геометрические построения: учеб метод. Пособие по дисциплине «Инженерная графика»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск