«участие сестры в лабораторных методах исследования»


Название«участие сестры в лабораторных методах исследования»
страница1/12
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Бланки > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж № 2»

Коломенский филиал


РАССМОТРЕНЫ
на заседании ЦМК профессиональных модулей
Протокол заседания № __________
от «_____» _______________ 20____г.
Председатель ЦМК _____________ /Л.А.Симонян/





Методические

рекомендации к практическому занятию ДЛЯ СТУДЕНТОВ

«Участие сестры в лабораторных методах исследования»



ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

Технология выполнения простых медицинских услуг.

специальность «Сестринское дело»

Составитель: преподаватель

Лютенберг Н.С.
Коломна

2017

пояснительная записка
Цель занятия: обучение сестры лабораторных методах исследования

После изучения материала обучающийся должен уметь:

  • подготовить посуду и оформить направление;

  • объяснить пациенту сущность исследования и правила подготовки к нему;

  • взять мазок из зева и носа для бактериологического исследования (на фантоме);

  • взять мокроту на общий анализ, на микобактерии туберкулеза, для бактериологического исследования;

  • взять мочу на общий анализ, по Нечипоренко, по Зимницкому, на сахар, на диастазу, ацетон,;

  • взять кал на копрологическое исследование, на скрытую кровь, для исследования на простейшие, яйца гельминтов, на энтеробиоз и для бактериологического исследования;

  • транспортировать биологический материал в лабораторию.


После изучения материала обучающийся должен знать:

  • основные виды лабораторных методов исследования;

  • цели предстоящих лабораторных исследований;

  • технику безопасности при работе с биологическим материалом.


информационная карта темы
ТЕМА: «УЧАСТИЕ СЕСТРЫ В ЛАБОРАТОРНЫХ

МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ»

Виды лабораторий, их назначение

Клинико-диагностическая

Определение физико-химических свойств биологических субстратов (например, общий анализ крови, мочи, мокроты; биохимическое исследование крови: холестерин, общий белок, билирубин; кал на скрытую кровь, яйца гельминтов, простейшие).

Для транспортировки биоматериала в лабораторию используют специальные контейнеры (одноразового пользования) или чистую, сухую стеклянную посуду.

Бактериологическая

Выявление микробного состава и идентификация микрофлоры (например, моча на стерильность, кал на кишечную группу, мазок из зева при подозрении на дифтерию).

Сестра получает для забора материала стерильную посуду, подготовленную в бактериологической лаборатории.

Иммунологическая/вирусологическая

Проведение исследований по маркерам к некотором инфекционным агентам, а также естественным (нормальным) антителам к широко распространенным бактериям и вирусам (кровь на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В и С, RW-инфекцию).

Для транспортировки биоматериала используют специальную лабораторную посуду.

Рекомендации для медсестры:

1. Сообщить пациенту о предстоящем исследовании накануне.

2. Оформить направление в лабораторию.

3. Обеспечить лабораторной посудой.

4. Объяснить порядок проведения процедуры.

5. Указать место хранения биоматериала.

6. Транспортировать биосубстрат после забора в соответствующую лабораторию.

Общий анализ мочи (ОАМ) – определение качественных и количественных показателей мочи.

Качественные показатели: цвет, прозрачность, реакция среды, осадок, плотность (удельный вес).

Количественные показатели – форменные элементы – определяют в мочевом осадке:

  • лейкоциты – единичные в поле зрения;

  • эритроциты, цилиндры – отсутствуют /следы;

  • соли – в небольшом количестве (состав зависит от характера пищи).

Утром в день исследования, провести гигиену промежности, собрать 100-200 мл мочи в подготовленную ёмкость, предварительно спустив небольшое количество мочи в унитаз/судно.

Анализ мочи по методу Нечипоренко - количественное определение форменных элементов в моче: лейкоцитов, эритроцитов, цилиндров.

Утром, в день исследования, провести гигиену промежности собрать 3-5 мл мочи – «среднюю порцию» в подготовленную ёмкость, спустив небольшое количество мочи в унитаз/судно до и после мочеиспускания.

Анализ мочи по методу Аддиса-Каковского - количественное определение форменных элементов в моче: лейкоцитов, эритроцитов, цилиндров.

Мочу собирают за 10 ночных часов. В 22.00 больной должен опорожнить мочевой пузырь в течение ночи не ходить в туалет. В 8.00 утра, после туалета промежности, собрать мочу в приготовленную ёмкость. С направлением отправляют в клиническую лабораторию.

Анализ мочи по методу Амбюрже - количественное определение форменных элементов в моче: лейкоцитов, эритроцитов, цилиндров.

Мочу собирают за 3 часа. Утром ночную порцию выливают в туалет, отмечают время и через 3 часа после туалета гениталий собирают мочу. С направлением отправляют в лабораторию.

Анализ мочи на диастазу (количественное определение диастазы).

Утром в день исследования, собрать 50-100 мл мочи, желательно «среднюю порцию», в подготовленную ёмкость. Свежевыделенную мочу доставляют в лабораторию в теплом виде.

Анализ мочи на сахар – контроль уровня глюкозы при сахарном диабете.

Обеспечить пациента двумя ёмкостями для сбора мочи. Одна – для суточного объёма 2-3 литра, другая – для лабораторной диагностики – 0,25 литра.

Утром в 8.00 – в день исследования опорожнить мочевой пузырь; последующие мочеиспускания проводить в приготовленную ёмкость в течение одних суток.

Утром в 8.00 следующего дня смешать суточную мочу, перелить 100-200 мл в малую ёмкость и отправить в лабораторию с направлением, указав суточный диурез.

Анализ мочи на 17-кетостероидов - определение уровня гормонов при заболеваниях гипофиза, надпочечников. (Сбор мочи проводится аналогично сбору мочи на сахар).

Анализ мочи по методу Зимницкого – определение концентрационной (удельный вес мочи) и выделительной (количество мочи) функций почек.

Утром в 6.00 в день исследования опорожнить мочевой пузырь; далее последовательно собирать мочу в 8 банок, в зависимости от частоты мочеиспускания, в каждую банку мочиться один или несколько раз, но только в течение 3 часов. При отсутствии позывов на мочеиспускание банку оставлять пустой. Последнюю порцию мочи спустить в 6 часов утра следующего дня.

Бактериологическое исследование мочи – определение микрофлоры при инфицировании мочевыводящих путей.

Провести гигиену наружных половых органов. Обработать область уретры антисептиком (раствор фурацилина/калия перманганата).

Спустить среднюю порцию струи мочи в стерильную ёмкость. При невозможности сбора мочи естественным путем взять мочу по назначению врача катетером, соблюдая правила асептики.

Доставить мочу в лабораторию.

Взятие кала на исследования

Кал на копрологическое исследование

Кал должен быть теплым и свежевыделенным доставлен в лабораторию. Исследование дает представление о переваривании всех отделов кишечника.

За 4-5 дней больному назначают строгую диету. В чистую сухую банку берут 5-10 гр. кала без примеси мочи и воды.

Кал на простейшие

Его доставляют в лабораторию не позднее 15-20 минут после выделения, так как простейшие после остывания гибнут, чтобы их лучше выявить кал помещают в консервант.

Во флакон наливают ½ ёмкости консерванта и вносят туда свежевыделенный кал. Пробку флакона заклеивают лейкопластырем и направляют в лабораторию.

Кал на яйца гельминтов

Взять чистую посуду, в нее положить 30-50 гр. взятого из разных мест кала после дефекации. Берется для контроля за лечением в дни приёма противоглистных препаратов.

Кал на обнаружение скрытой крови

Подготовка ведется в течение 3-х дней. Из питания исключаются продукты содержащие железо – мясо, помидоры, яблоки, печень. Не давать больному лекарственные средства содержащие железо.

Если имеется кровоточивость десен, нельзя их чистить в течение 3-х дней щеткой, лучше полоскать 2% раствором натрия бикарбоната.

Кал на бактериальное исследование

Кал берут из прямой кишки, с помощью стерильного ватного тампона в стерильную пробирку, содержащую консервант.

  1. больного уложить на бок с полусогнутыми ногами;

  2. вытащить из пробирки тампон, приподнять одну ягодицу, ввести тампоном вращательными движениями на 8-10 см, снять со стенок прямой кишки её содержимое;

  3. опустить тампон в пробирку с консервантом;

  4. написать направление, отправить в бактериологическую лабораторию.

Сбор мокроты на анализ

Цель: диагностическая.

1. Общий анализ.

Свежевыделенную мокроту собирают в чистую широкогорлую банку. Мокроту лучше собирать утром до еды, предварительно больной должен почистить зубы или прополоскать рот. К банке с мокротой прикрепляют направление с указанием Ф.И.О. больного, отделение и палату, дату и цель исследования.

2. Бактериологическое исследование.

Взять для мокроты стерильную посуду в бактериологической лаборатории. Объяснить больному, что во время сбора мокроты он не должен касаться краев стерильной посуды руками, а после откашливания сразу же должен закрыть крышкой.

3. На микобактерии туберкулеза.

Мокроту собирают в стеклянную ёмкость в течение суток, а при необходимости в течение 3 суток. Хранить в прохладном месте. Для проведения суточного количества мокроты больному следует выделить большую ёмкость.

Алгоритм действий при взятии мазка из зева

1. Приготовьте пробирку со стерильным тампоном.

2.Усадите больного лицом к источнику света.

3. Возьмите в левую руку пробирку.

4. Правой рукой за пробку из пробирки извлеките стерильный тампон.

5. Проведите тампоном по дужкам и небным миндалинам, не касаясь слизистой рта.

6. Осторожно, не касаясь наружной поверхности пробирки, введите тампон в пробирку.

7. Заполните направление в бактериологическую лабораторию (Ф.И.О. больного, «Мазок из зева», дата и цель исследования, наименование лечебного учреждения).

8. Отправьте пробирку с направлением в лабораторию.

Алгоритм действий при взятии мазка из носа

1. Приготовьте пробирку со стерильным тампоном.

2. Усадите больного.

3. Возьмите пробирку в левую руку, правой рукой извлеките тампон.

4. Левой рукой приподнимите кончик носа, правой - введите тампон легким вращательным движением в нижний носовой ход с одной, затем с другой стороны.

5. Осторожно, не касаясь наружной поверхности пробирки, введите тампон в пробирку.

6. Напишите направление и отправьте пробирку в лабораторию.

Контрольные вопросы:

  1. Виды лабораторий.

  2. Рекомендации для медицинской сестры при заборе анализов.

  3. Правила забора мочи на общий анализ.

  4. Правила забора мочи на диастазу.

  5. Правила забора мочи на сахар и 17-кетостероидов.

  6. Правила забора мочи по методу Зимницкого.

  7. Правила забора мочи по Нечипоренко, Аддиса-Каковского, Амбюрже.

  8. Правила забора мочи на бактериологическое исследование.

  9. Правила забора кала на копрологическое исследование, яйца-гельминтов, простейшие, скрытую кровь, бактериологическое исследование.

  10. Правила забора мокроты на общий анализ, бактериологическое исследование, микобактерии туберкулеза.

  11. Правила взятия мазка из зева и носа.



Вопросы для самоподготовки к практическому занятию (Контроль исходного уровня знаний)


  1. Определение понятия «Лабораторные методы исследования».

  2. Виды исследования мочи.

  3. Основные физико-химические свойства мочи.

  4. Оснащение, необходимое для сбора мочи на общий анализ.

  5. Оснащение, необходимое для сбора мочи по Зимницкому.

  6. Диагностическое значение анализа суточной мочи на сахар.

  7. Виды исследования кала.

  8. Диагностическое значение исследования кала на копрограмму.

  9. Диагностическое значение исследования кала на скрытую кровь.

  10. Оснащение, необходимое для взятия кала для бактериологического исследования.


Основная литература для самоподготовки


  1. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 716с.

  2. Основы сестринского дела: Алгоритмы манипуляций: учебное пособие / Н. В. Широкова [и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 160 с.

  3. ГОСТ Р 25623.1 – 2008 Технологии выполнения простых медицинских услуг функционального обследования.

Графологический диктант

для закрепления изученного материала

по теме «Участие медсестры в лабораторных методах исследования»

Сбор мочи и взятие мазка из носа и зева для лабораторных исследований.

  1. Для определения степени микробной обсемененности почек и
    мочевыводящих путей проводят сбор мочи на (какое?) ................ исследование.

  2. У тяжелобольных пациентов сбор мочи для исследования берут (чем?)..........

  3. Выборку назначений на лабораторные методы исследования
    осуществляет (кто?) .............

  4. Направление и лабораторная посуда с биологическим материалом
    транспортируется в лабораторию (как?) ………………

  5. Перед сбором мочи на исследование пациент должен тщательно
    провести гигиеническую обработку (чего?)...............

  6. Мочу на определение в ней сахара собирают в течение (какого времени?)...........

  7. Если при сборе мочи по методу Зимницкого в течение 3-х часов не было мочи, то емкость ............

  8. При взятии мазка из зева или носа пробирка и стержень с тампоном должны быть (какими?)…………

  9. Для определения функционального состояния поджелудочной железы
    проводят исследование мочи на ....……..

  10. Для определения функциональной способности почек проводят сбор
    мочи по методу .............



Эталон ответов на графологический диктант

по теме «Участие медсестры в лабораторных методах исследования»


  1. Бактериологическое.

  2. Катетером.

  3. Палатная (постовая) медицинская сестра.

  4. В специальном контейнере и отдельно.

  5. Наружных половых органов.

  6. Суток (24-х часов).

  7. Остаётся пустая.

  8. Стерильными.

  9. Диастазу.

  10. Зимницкого.



Критерий оценки:

10 правильных ответа - «5»

9-8 правильных ответа - «4»

7-6 правильных ответа - «3»

5 и менее правильных ответов - «2»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

«участие сестры в лабораторных методах исследования» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований...
Целью освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе» является формирование целостной системы знаний об основных общенаучных...

«участие сестры в лабораторных методах исследования» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований...
Целью освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе» является формирование целостной системы знаний об основных общенаучных...

«участие сестры в лабораторных методах исследования» iconНа поставку весов электронных лабораторных и наборов гирь
Подача заявок на участие в запросе цен. Рассмотрение заявок на участие в запросе

«участие сестры в лабораторных методах исследования» iconОренбург 2015 общие вопросы организации производственной практики...
Пособие по производственной практике «помощник процедурной медицинской сестры» для студентов 3 курса педиатрического факультета

«участие сестры в лабораторных методах исследования» iconОренбург 2015 общие вопросы организации производственной практики...
Пособие по производственной практике «помощник процедурной медицинской сестры» для студентов 3 курса педиатрического факультета

«участие сестры в лабораторных методах исследования» iconИнструкция по подготовке и заполнению заявки на участие в конкурсе...
Фцп «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы»

«участие сестры в лабораторных методах исследования» iconМетодические рекомендации идневник по производственной практике "помощник...
«Помощника процедурной медицинской сестры» для студентов высших медицинских учебных заведений. Автор переработал и конкретизировал...

«участие сестры в лабораторных методах исследования» iconПорядок рассмотрения анкет-заявок на проведение исследований с использованием...
Заключения о соответствии проведенных исследований нормам биоэтики выдаются только на исследования, рассмотренные Комиссией на этапе...

«участие сестры в лабораторных методах исследования» iconПрограмма работы Конференции «туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования»
Приглашаем Вас принять участие в XI международной научно-практической конференции «туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные...

«участие сестры в лабораторных методах исследования» iconПояснительная записка в программе отражены основные методологические...
Обсуждаются традиционные для психологии личности проблемы: мотивация, темперамент, способности, эмоции и защитные механизмы, социальные...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск