Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Оренбургский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России
ПОСОБИЕ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
«ПОМОЩНИК ПРОЦЕДУРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА
ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Оренбург – 2017
ПОСОБИЕ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ «ПОМОЩНИК ПРОЦЕДУРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Авторы: Зыкова Л.С., Мотыженкова О.В.. Любимова О.К.
Оренбург - 2015
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ «ПОМОЩНИК ПРОЦЕДУРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ»
НА 3 КУРСЕ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Цель практики: ознакомление с работой соматических детских отделений стационаров, закрепление у студентов знаний, полученных при прохождении производственной практики в качестве помощника палатной медицинской сестры (на 2 курсе), овладение различными манипуляциями и умениями среднего медицинского персонала при работе в процедурном кабинете, в том числе по оказанию скорой и неотложной медицинской помощи, приобретение практических навыков санитарно-просветительной работы. Производственная практика студентов 3 курса педиатрического факультета проводится после окончания весенней экзаменационной сессии в качестве помощника процедурной медицинской сестры в соматических отделениях детских больниц – 3 недели. Работа в отделениях терапевтического и хирургического профиля не допускается!
Студент выполняет работу в дневное время – 6 часовой рабочий день. Кроме того, за время практики в соматическом отделении студент должен дать одно ночное дежурство, выполнить санитарно-просветительную работу.
В день начала летней производственной практики к 9-00 часам явиться на базы прохождения практики. При себе иметь: халат, шапочку, маску, сменную обувь, дневник, оформленную личную медицинскую книжку! ОБЩИЕ ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДНЕВНИКА
1. Дневник производственной практики является официальным документом, который каждый студент обязан представить в академию для оценки практики.
2. Дневник ведется в общей тетради. Титульный лист оформляется по образцу (см. типографский дневник «Отчет студента по практике»).
3. В дневнике должна быть отражена вся работа, проведенная во время практики. Впервые выполненное умение записывается в дневник в виде алгоритма действия!
4. Дневник заполняется ежедневно! В конце каждого рабочего дня записи заверяются непосредственным руководителем практики от ЛПУ – старшей медицинской сестрой (в соответствии с приказом главного врача ЛПУ).
5. Ассистент-руководитель при посещении базы практической подготовки проверяет ведение Дневника. Дневник во время прохождения практики хранится на посту медицинской сестры (в отсутствие студента ассистент-руководитель должен иметь возможность проверить Дневник).
ПРИМЕР ВЕДЕНИЯ ДНЕВНИКА СТУДЕНТОМ 3 КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
ДНЕВНИК
ЛЕТНЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
СТУДЕНТА 3 КУРСА
ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА __________ГРУПЫ
Ф.И.О.
Лечебное учреждение ОДКБ .
Отделение кардиологическое .
Ответственный руководитель главная медицинская сестра больницы
Ф.И.О. главной медсестры Непосредственный руководитель старшая медсестра_отделения________.
Ф.И.О. Ассистент руководитель _____________________________
Ф.И.О. ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗОВОГО ОТДЕЛЕНИЯ Отделение кардиологическое на 25 коек имеет три палаты (2 боксированные, 1 семейная комната), процедурный кабинет, буфет, столовую, ординаторскую, кабинет старшей медсестры, заведующего отделением, санитарную комнату. В штате отделения 4 врача , 12 медсестер и санитарок, из них 10 аттестованных. Процедурный кабинет отделения оснащен всем необходимым для проведения спинномозговой пункции, трепанобиопсии, оказания неотложной помощи, переливания крови и ее препаратов.
ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Лечебное учреждение
| Даты
| Стационар ОДКБ, отделение кардиологическое
| 26.06.17. –15.07.15
|
ПРИМЕРНАЯ ЗАПИСЬ ПЕРВОГО ДНЯ ПРАКТИКИ СТУДЕНТА
3 КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Дата, час
| Содержание выполненных работ
| Количество
| 22.06.15 г.
9-00
| Совещание с общим руководителем и непосредственными руководителями практики от ЛПУ и ассистентом ОрГМУ
|
| 9-30
| Инструктаж по технике безопасности
|
| 10-30
| Сбор анамнеза у родителей ребенка
| 1
| 11-00
| Участие в проведении первичного обследования детей
| 1
| 11-20
| Измерение АД, оценка
| 1
| 12-30
| Участие в пункции подвздошной кости
| 1
| 15-00
| Заполнение учебной документации
|
|
| Непосредственный руководитель практики,
ст. медсестра отделения _________________ _____________________________
| подпись Ф.И.О.
|
ПРИМЕРНАЯ ЗАПИСЬ НОЧНОГО ДЕЖУРСТВА СТУДЕНТА 3 КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Дата, час
| Содержание выполненных работ
| Количество
| 02.07.15 г.
16-00
| Участие в приеме дежурства
| 1
| 17-30
| Беседа в палате № 1 «Профилактика ВИЧ»
| 1
| 18-00
| Участие в проведении подкожной инъекции
(расписать алгоритм)
| 1
| 18-30
| Обследование больных: сбор анамнеза у ребенка или родителей
| 1
| 19-00
| Участие в проведении обследования детей:
Измерение АД, его оценка
| 1
| 19-30
| Подсчет частоты пульса и дыхания, оценка
|
1
| 21-00
| Участие в оказании неотложной помощи при дыхательной недостаточности (расписать алгоритм)
|
1
| 22-30
| Участие в оказании неотложной помощи при гипертермии
|
1
| 23-00
| Работа с медицинской документацией.
|
| 7-00
| Участие в проведении забора крови из вены (расписать алгоритм)
| 1
| 7-30
| Участие в проведении внутримышечных инъекций (расписать алгоритм)
| 1
| 8-00
| Присутствие на утренней сестринской конференции
|
| 8-30
| Сдача дежурства.
|
|
| Непосредственный руководитель практики,
ст. медсестра отделения _________________
| подпись Ф.И.О.
|
Отчет о работе на производственной практике заполняется в конце практики (за день до зачета). Напротив каждого умения указывается итоговая цифра его выполнения и коэффициент в виде десятичной дроби, как соотношение выполненного к планируемому количеству повторений каждого умения. При невыполнении или недовыполнении какого-либо умения в колонке «Примечание» напротив данного умения указывается конкретная причина этого.
ПРИМЕРНАЯ ЗАПИСЬ В ОТЧЕТЕ О РАБОТЕ
НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
Перечень практических умений
| № обязате-льного умения
| План
| Выпол-нено
| Коэф. выпол-нения
| Прим.
| А. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
| 2. Заполнение документации процедурной медсестры
|
| 1
| 2
| 2/1– 2,0
|
| ВАЖНО!
Коэффициент выполнения должен быть равен 1 или более. Если коэффициент менее 1, необходимо в графе «Примечание» указать причину недовыполнения навыка. При отсутствии возможности выполнения практического умения на базе практической подготовки студенты самостоятельно осваивают навык теоретически и отрабатывают мануальные навыки с ассистентом-руководителем на занятии в учебной комнате (либо в симуляционном центре). При определении оценки за практику учитываются два коэффициента:
1. Суммарный коэффициент овладения обязательными умениями, определяемый как отношение количества освоенных обязательных умений к общему количеству обязательных умений, недостатка в которых на базе не было.
Пример Количество обязательных умений при работе в соматическом отделении 16 На базе отсутствовало умения № 10 (внутривенное введение лекарственных средств). Таким образом: 16 -1 = 15 Количество выполненных и перевыполненных умений у студента составило 15 Суммарный коэффициент: 15/15 =1,0
ВАЖНО!
Суммарный коэффициент должен составлять более 0,7
(практика зачтена).
|
2. Общий суммарный коэффициент определяется, как отношение суммы освоенных обязательных умений + недовыполненные умения + факультативные умения к общему количеству обязательных умений, недостатка в которых на базе не было. Пример 15 - освоенные обязательные умения; 1– недовыполненн (коэффициент выполнения менее 1) ;факультативные умения (оксигенотерапия) -1
15+ 1+ 1 =17 Общий суммарный коэффициент:
17/16 = 1,06
ВАЖНО!
Общий суммарный коэффициент должен составлять более 1.
Каждые 0,1 общего суммарного коэффициента выше 1,0 добавляют к суммарному коэффициенту 1 балл, что в ряде случаев может привести оценку за практику из положения «не зачтено» в положение «зачтено».
|
В конце практики заполняются разделы по санпросветработе, замечания и пожелания студента. Пример заполнения САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
(беседы, санбюллетени и т.д.) 05.07.12 г. – беседа «Профилактика кишечных инфекций у детей».
Количество слушателей – 5 больных + 2 мамы
Палата № 1 26.07.12 г. – беседа «Профилактика ВМЧ-инфекций»
Количество слушателей – 10 больных
Палата №2, № 3 27.07.12 г. – выпущен санбюллетень на тему: «Глистные инвазии у
детей»
Ответственный за санпросвет
работу от отделения ____________________ ________________
подпись Ф.И.О.
Примерный перечень тем бесед с родителями, пациентами
в детском стационаре:
Закаливание детей раннего возраста.
Режим и диета кормящей матери.
Преимущества естественного вскармливания.
Развитие ребенка первого года жизни.
Профилактика нарушений осанки у детей.
Глистные инвазии и их профилактика
Вредные привычки у детей, пути коррекции.
Профилактика кишечных инфекций.
Профилактика ВИЧ-инфекции
Календарь профилактических прививок
Цель иммунопрофилактики
По окончании производственной практики на каждого студента составляется характеристика непосредственным руководителем практики, в которой должны быть отражены следующие положения:
- уровень теоретической подготовки студента;
- овладение практическими умениями соответственно требованиям;
- исполнительность;
- активность студента;
- умение клинически мыслить;
- помощь, оказанная ЛПУ;
- выполнение основ деонтологии;
- участие в санитарно-просветительной работе.
Характеристика пишется в типографском дневнике, подписывается ассистентом-руководителем, общим и непосредственным руководителем практики от базового учреждения и заверяется печатью ЛПУ. ОРГАНИЗАЦИЯ АТТЕСТАЦИИ
ПО ИТОГАМ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Аттестация по итогам практики проводится в виде зачета на основании ответов на контрольные вопросы, оформленного в соответствии с установленными требованиями дневника и отзыва руководителя практики от ЛПУ. Аттестация проводится в два этапа:
1.Проверка дневника (в течение практики).
Студент заполняет дневник ежедневно в конце рабочего дня. Непосредственный руководитель практики от ЛПУ (старшая медсестра соматического отделения) 1 раз в три дня проверяет и подписывает дневник, указывает допущенные замечания в письменном виде.
Ассистент-руководитель, не реже чем 2 раза в неделю, оценивает правильность и регулярность ведения дневника. Выявленные ошибки и упущения ассистент письменно фиксирует в дневнике. Такая промежуточная проверка заканчивается выставлением подписи ассистента. Отсутствие в дневнике замечаний, сделанных ассистентом, означает, что студенческие записи полностью соответствуют установленным требованиям. В случае неоднократных нарушений студентом правил ведения дневника руководитель практики от базы и ассистент-руководитель вправе учесть это обстоятельство при приеме зачета и, соответственно, снизить оценку за практику.
2. Отчет студента. Оценка выполнения минимума практических умений. Собеседование по освоенным навыкам (в соответствии с рукописным дневником).
В итоговых сводных таблицах, в графах соответствующих практическим умениям, накануне зачета студент указывает рядом с «минимумом» фактическое число выполненных практических навыков. В графе «Примечание» указывается причина невыполнения или недовыполнения какого-либо умения.
Зачет принимается комиссией в составе ассистента-руководителя и руководителей от ЛПУ (главная медсестра больницы и старшие медицинские сестры отделений, в которых проходила практика). Опрос ведется по дневнику. Вопросы студенту задаются в следующем порядке:
Вопросы по ошибкам и замечаниям, выявленным и фиксированным в дневнике при проверках дневника руководителем от ЛПУ и ассистентом-руководителем.
Вопросы по технике любых манипуляций, выполненных студентом лично или на которых он присутствовал.
Проверка освоения умений по уходу или выполнение манипуляции на муляжах.
Критерии оценок на зачете:
Основные критерии
1.Выполнение минимума практических умений
2.Уровень теоретической подготовки
Дополнительные критерии
1.Качество ведения дневника
2.Выполнение основ деонтологии, интерес ко всей работе или к какой-либо специальности
3.Учебная дисциплина
4.Санитарно-просветительная работа КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ 1.Основные принципы медицинской этики и деонтологии. Взаимоотношения медсестры и больного, медсестры и врача. Внешний вид и моральный облик медработника
2.Организация работы процедурного кабинета. Устройство и оснащение, спец. одежда. Санитарно-противоэпидемиологический режим. Текущая и генеральная дезинфекция. Приготовление дезрастворов.
3.Права и обязанности медсестры процедурного кабинета.
4.Документация процедурного кабинета
5.Правила хранения медикаментов в процедурном кабинете. Хранение медикаментов для оказания неотложной помощи.
6.Предстерилизационная обработка мединструментария
7.Методы стерилизации, стерилизация инструментов и материала,
определение стерильности материалов в биксе
8.Требования к санитарной обработке рук медперсонала
9.Устройство шприцев, правила сборки.
10.Техника набора лекарственного средства из ампулы и флакона в шприц
11.Разведение порошка во флаконе, расчет дозы вводимого препарата
12.Доставка шприца к постели больного
13.Подготовка кожи больного к инъекциям.
14.Техника выполнения внутрикожных инъекций.
15.Подкожные инъекции, алгоритм выполнения
16.Внутримышечные инъекции, алгоритм выполнения
17.Внутривенные инъекции
А) венепункция показания, противопоказания
Б) забор крови из вены: алгоритм выполнения, оформление направления на исследование, правила доставки в лабораторию.
В) внутривенные инъекции, алгоритм выполнения
18.Внутривенное капельное введение лекарственных препаратов
19.Уход за венозными катетерами
20.Возможные осложнения при проведении иньекций.
21. Обработка шприцев и систем после использования
22.Неотложная помощь при:
остановке сердца, дыхания
шоке анафилактическом
острой дыхательной недостаточности
обмороке, коллапсе
гипертермическом синдроме
судорожном синдроме
23.Набор для проведения внутривенной урографии и цистографии
24.Набор инструментов и материалов для проведения пункций: плевральной, люмбальной, подвздошной кости.
25. Правила приема и сдачи дежурств
26.Измерение АД, оценка у детей различного возраста
27.Подсчет частоты пульса и дыхания, оценка у детей различного возраста
28.Действия при аварийной ситуации (аптечка ВИЧ).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
1. Запруднов А.М., Григорьев К.И. Общий уход за детьми: учебное пособие.- 4-е изд., переработанное и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. – 416 с. 2. Туркина Н.В., Филенко А.Б. Общий уход за больными: Учебник. – М.: Товарищество научных изданий КМК. 2007. – 550 с. 3. Уход за здоровым и больным ребенком: учебное пособие под ред. А.С.Калмыковой. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 208 с.
Технология выполнения медицинских манипуляций. Учебное пособие. – Оренбург, 2015. – 66 с. (электронный ресурс – получить в библиотеке ОрГМУ, либо у ассистента-руководителя).
Интернет – ресурсы
-публичная электронная библиотека http//www.plib.ru
-консультант студента http://www.plib.ru |