Пояснительная записка в программе отражены основные методологические принципы и проблемы психологии личности, подходы к пониманию психологической теории и теории личности,


НазваниеПояснительная записка в программе отражены основные методологические принципы и проблемы психологии личности, подходы к пониманию психологической теории и теории личности,
страница1/14
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В программе отражены основные методологические принципы и проблемы психологии личности, подходы к пониманию психологической теории и теории личности, прослежены логические и исторические связи между теориями в рамках одной научной парадигмы, рассматриваются современные психоаналитические и социально-когнитивные теории, а также теории научения, гуманистические концепции, теория личности как субъекта деятельности и жизнедеятельности. Обсуждаются традиционные для психологии личности проблемы: мотивация, темперамент, способности, эмоции и защитные механизмы, социальные представления и представления личности о себе в их современной интерпретации. Дается представление о методах исследования личности.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Цель дисциплины состоит в том, чтобы ознакомить студентов с основными понятиями, теориями и проблемами психологии личности, прослеживая связи между методологическим, теоретическим и эмпирическим уровнями научного знания.

Изучение основных проблем психологии личности основывается на фундаментальных знаниях, полученных в курсе "Общая психология".

В соответствии с исходной целью формулируются следующие задачи:

    1. Обсудить основные методологические принципы, на которых строятся исследования в области психологии личности.

    2. Выделить общие и специфические признаки научной теории, психологической теории и теории личности.

    3. Провести анализ классических и современных теорий личности.

    4. Научно доказать существование исторической преемственности в постановке и решении основных вопросов психологии личности, подчеркнув специфику их разработки на современном уровне научного знания.



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»


Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способностью и готовностью к психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6).


  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Тема 1. Введение в психологию личности


Предмет психологии личности. Методология как теория научного метода. Особенности познавательной ситуации исследования личности по А.Г. Асмолову, принципы психологии личности (принцип системности: уровни, компоненты и механизмы структурной организации личности; принцип активности и три подхода, раскрывающие этот принцип; принцип развития: детерминанты, уровни и стадии развития личности; принцип детерминизма; принцип единства теории, эксперимента и практики). Основные проблемы психологии личности. Методы и методики исследования личности. Проектные тесты.
Тема 2. Общее представление о теориях личности

Житейские и научные теории личности. Образы человека, их развитие в истории культуры. Социальное конструирование теорий. Общая картина развития теорий личности в ХХ веке: академическая, психодинамическая и гуманистическая традиции в западной психологии. Особенности отечественной психологии личности.
Тема 3. Психодинамическое направление в теории личности

Основные концепции и принципы психоанализа: уровни сознания, структура личности. Инстинкты как основная детерминанта поведения. Стадии психосексуального развития. Природа тревоги. Защитные механизмы Эго. Психоаналитическая терапия.
Тема 4. Пересмотр психоаналитического направления: индивидуальная теория личности А. Адлера и аналитическая теория личности К. Г. Юнга.

Индивидуальная психология, основные концепции и принципы: чувство неполноценности и компенсация, стремление к превосходству, стиль жизни и тип личности, социальный интерес, творческое "Я", порядок рождения. Лечение неврозов через понимание пациента, углубление самопонимания пациента и усиление социального интереса.

Аналитическая психология, основные концепции и принципы: структура личности, архетипы, эго-направленность, основные психологические функции; развитие личности, "обретение самости", индивидуация, самореализация.
Тема 5. Эго-психология.

Эго-психология как результат развития психоанализа: основные разногласия в трактовке Э. Эриксона. Эпигенетический принцип. Психосоциальные стадии развития личности.

Гуманистическая теория личности Э. Фромма. Механизмы бегства, позитивная свобода, экзистенциальные потребности человека. Социальные типы характера.

Социокультурная теория личности К. Хорни. Развитие личности, базальная тревога, невротические потребности, типы личности в зависимости от ее ориентации. Психология женщины.
Тема 6. Эго-психология.

Эго-психология как результат развития психоанализа: основные разногласия в трактовке Э. Эриксона. Эпигенетический принцип. Психосоциальные стадии развития личности.

Гуманистическая теория личности Э. Фромма. Механизмы бегства, позитивная свобода, экзистенциальные потребности человека. Социальные типы характера.

Социокультурная теория личности К. Хорни. Развитие личности, базальная тревога, невротические потребности, типы личности в зависимости от ее ориентации. Психология женщины.
Тема 7. Диспозициональное направление в теории личности.

Г. Олпорт: концепция черты личности. Типы индивидуальных диспозиций. Развитие самости. Два вида функциональной автономии. Зрелая личность.

Подход к личности с позиций факторного анализа. Структурная теория черт личности Р. Кеттела. Теория типов личности Г. Айзенка.
Тема 8. Теория оперантного научения Б. Ф. Скиннера.

Личность в бихевиоризме. Респондентное и оперантное научение. Режимы подкрепления. Условное подкрепление. Контроль подкрепления посредством аверсивных стимулов. Генерализация и различение стимулов.

Тема 9. Социально-когнитивное направление в теории личности.

Концепция взаимного детерминизма А. Бандуры. Научение через моделирование, основные процессы научения. Подкрепление в научении. Механизм самоэффективности.

Теория социального научения Дж. Роттера. Потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления, основная формула прогноза поведения, потребности, локус контроля.
Тема 10. Когнитивная теория личности.

Теория конструктивного альтернативизма Дж. Келли. Личностные конструкты, их типы. Основной постулат и 11 выводов. Репертуарный тест ролевого конструкта. Терапия фиксированной роли.
Тема 11. Гуманистическая теория личности

Экзистенциалистский взгляд на человека, индивид как единое целое, внутренняя природа человека и его творческий потенциал, акцент на психическом здоровье. Мотивация как иерархия потребностей. Дефицитарная мотивация и мотивация роста. Метапатологии. Самоактуализация.
Тема 12. Феноменологическое направление в теории личности

К. Роджерс о природе человека. Тенденция самоактуализации. Я-концепция, ее развитие, безусловное позитивное внимание, механизмы защиты. Метод Q-сортировки для исследования Я-концепции человека. Терапия, центрированная на человеке.
Тема 13. Теория поля К. Левина

Понятие психологического пространства в гештальтпсихологии. Основные принципы теории поля К. Левина. Структурная часть теории поля: психологическое поле и личность, внутриличностый регион, перцептуально-моторный слой, понятие субрегиона, валентные объекты. Динамическая часть теории: психическая энергия, истинные потребности и квазипотребности, напряжение, принцип редукции напряжения. Экспериментальные работы школы К. Левина.
Тема 14. Отечественная психология личности

Проблема личности в отечественных психологических школах: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теория деятельности А.Н. Леонтьева, философско-психологическая теория С.Л. Рубинштейна. Проблема человека в трудах Б.Г. Ананьева. Отношение как единица анализа личности по В.Н. Мясищеву. Понятие установки по Д.Н. Узнадзе. Установка и деятельность. Новые тенденции исследования личности в отечественной психологии. Проблема морального развития личности. Исследования представлений о порядочном человеке (М.И. Воловикова и М.И. Гренкова). Психология понимания и проблема правды и лжи в работах В.В. Знакова. Исследование личности пожилого человека (Л.И. Анцыферова). Психосемантика сознания (В.Ф. Петренко, А.Т. Шмелев, Е.Т. Соколова). Метод реконструкции субъективных семантических пространств. Проблема инициативы и ответственности личности (К.А. Абульханова-Славская).
Тема 15. Индивидуальность личности и ее жизненный путь

Человек как субъект выбора. Проблемы воли, характера, способностей и одаренности. Мотивация индивидуальности, динамика мотивационно-смысловых отношений индивидуальности. Феномен "борьбы мотивов" и психологическая защита. Клинический и динамический подходы к изучению характера.

6. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


1. Общее представление о личности

Задание: сделать сравнительный анализ понятий «личность», «человек», «индивид», «социальный индивид», «индивидуальность» и «субъект» в виде таблицы, предварительно выделив критерии, по которым будет проводиться сравнение.
Задание: выписать 5 определений личности, классифицировать их, используя предложенную классификацию (динамическое, структурное и функциональное). Предложить свою классификацию определений личности (выполняется в малых группах по 5-7 человек).
2. Становление личности в антропогенезе

Задание: выделить факторы, способствовавшие становлению личности в антропогенезе, с точки зрения различных отечественных и зарубежных авторов.
3. Теоретическое описание личности

Задание: на основе анализа отечественных авторских теорий личности выделить составляющие личности, разделив их на три категории:
1. бесспорные составляющие - включаются в структуру личности всеми авторами / абсолютным большинством авторов;
2. спорные составляющие – авторские мнения разделились, в структуру личности включаются некоторыми авторами;
3. индивидуальные составляющие – включаются в структуру личности только одним автором.
Рассмотреть варианты объединения составляющих личности в структуру (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов и др.)
4. Онтогенетические предпосылки становления и развития личности

Задание: сделать сравнительный анализ понятий «становление», «формирование», «развитие» и «рост» в виде таблицы, предварительно выделив критерии, по которым будет проводиться сравнение.
Рассмотреть становление предпосылок субъектности в раннем детстве, их мотивационное и операциональное обеспечение.
5. Становление и развитие личности в онтогенезе

Задание: проанализировать авторские теории (отечественные и зарубежные) развития личности от рождения до юношеского возраста. Сопоставить возрастной диапазон и специфику появление личностных новообразований с точки зрения разных авторов.
Задание: дать понятие и выделить характерные признаки кризиса, указать причины возникновения кризисов (нормативных и индивидуальных). Сравнить понятия «кризис развития личности» и «кризис личностного роста». Проанализировать различные авторские подходы к описанию кризисов.
6. Соотношение характера, личности и воли

Задание: рассмотреть представления о характере в теориях зарубежных и отечественных авторов. Рассмотреть авторские подходы к соотношению темперамента, характера и личности.
Задание: сравнить понятия «воля», «сила характера» и «личностная си-ла» в виде таблицы, предварительно выделив критерии сравнения (выполняется в малых группах по 5-7 человек).
7. «Я-концепция» и проблема ее поддержания

Задание: дать понятие, выделить составляющие и функции «Я-концепции».
Задание: Сравнить понятия «Я-концепция», «Образ «Я», «самосознание», «самооценка» и «самоотношение».
8. Личностный рост и личностная зрелость

Задание: проанализировать авторские теории личностного роста (отечественные и зарубежные). Сопоставить понятие и критерии личностного роста, выделить факторы (внешние и внутренние), способствующие и препятствующие личностному росту. Рассмотреть роль кризисов в личностном росте с точки зрения разных авторов.

9. Становление и развитие личности в онтогенезе

Задание: Проанализировать процесс развития собственной личности, выбрав одну из авторских концепций (выбор мотивировать). Указать основные факторы, повлиявшие на развитие личности, индивидуальные особенности прохождения каждого этапа развития в рамках выбранной тео-рии.
Выполняется в малых группах по 3-4 человека. Каждая малая группа представляет анализ развития личности одного из участников.
10. Соотношение характера, личности и воли

Анализ индивидуальных особенностей акцентуаций характера.
Задание: выполнить тест «Акцентуации характера» (К. Леонгард). Дать подробную интерпретацию, указав индивидуальные особенности испытуемо-го.
Выполняется в малых группах по 3-4 человека. Каждая малая группа представляет анализ акцентуаций характера одного из участников.
11. «Я-концепция» и проблема ее поддержания

Анализ вариантов копинг-поведения по методике Э. Хайма.
Задание: выполнить методику анализа индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма. Проинтерпретировать результаты. Соотнести копинг-механизмы и механизмы психологической защиты у испытуемого.
Выполняется в малых группах по 3-4 человека. Каждая малая группа представляет анализ копинг-стратегий и защитных механизмов одного из участников.
12. Личностный рост и личностная зрелость

Задание: разработать индивидуальный план личностного развития на ближайшие пять лет. Указать критерии достижения целей.
Задание выполняется индивидуально.


ПРАКТИКУМ

1. Заполните пропущенные слова в данных предложениях, выбрав необходимое слово из находящихся в скобках.

А) Фрейд полагал, что «источники возбуждения, находящиеся во внешней среде, ……

важны для динамики личности, чем инстинкты».

(более; менее; более или менее)

Б) Представители когнитивного направления утверждали, что воспринимается только то, для чего есть соответстующие…….., всё остальное игнорируется.

(чувства, схемы, желание)

В) Одно из свойств личности, а именно …………было открыто С.Л. Рубинштейном.

(направленность, характер, способности, темперамент)

Г) Ведущим в теории личности Адлера является положение об исходной………. человека.

( социальности, греховности, агрессивности)

Ж) Согласно теории Юнга, коллективное бессознательное содержит в себе множество……..

(комплексов, архетипов, теней)

З) Согласно Фромму, понимание человеческой души должно основываться на анализе человеческих …………, вырастающих из условий существования.

(потребностей, страдания, качеств).

  1. Фрейду принадлежит выражение «Ребенок – отец взрослого». Какой смысл содержится в нем?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Келли утверждал, что не существует такой вещи в мире, относительно которой «не может быть двух мнений» Из чего исходил этот психолог?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Скиннер как-то заметил, что аптеки подвергаются хулиганским выходкам гораздо реже, чем школы…. Какова, на Ваш взгляд, аргументация Скиннера? Иллюстрацией какого теоретического положения данного автора является это наблюдение?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Концепция самоэффективности А. Бандуры позволяет прогнозировать поведение, учитывая соотношение параметров самоэффективности и внешних условий.

Каким будет поведение при высокой самоэффективности и благоприятных внешних условиях?

_______________________________________________________________

Каким будет поведение при низкой самоэффективности и неблагоприятных внешних условиях?________________________________________________________________
6. Представляя врожденную иерархию потребностей, А. Маслоу утверждал, что человек осознает все потребности этой иерархии последовательно.

В какой последовательности и при каком условии происходит осознание человеком всех этих потребностей?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. С.Л. Рубинштейну принадлежат следующие слова: «Изучение психического блока личности включает три основные вопроса:

  1. что человек хочет, что для него привлекательно, к чему он стремится?

  2. что он может?

  3. что он есть?»

Основываясь на этом тексте, определите, какие свойства личности имел в виду С.Л. Рубинштейн.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите фамилии ведущих авторитетных ученых, внесших большой вклад в теории черт личности.

___________________________________________________________________________

  1. Что означает утверждение Л.С. Выготского «Обучение ведет за собой развитие»?

Объясните эти слова с точки зрения движущих сил личностного развития.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чьи взгляды на природу личности кажутся Вам наиболее убедительными? Почему?

Дайте свое определение ЛИЧНОСТИ.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. MЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ (по учебному изданию Вотчин Илья Степанович «Психология личности»)


Определение уровня самооценки личности

Для работы выдается бланк самооценки личности




N1


Качества



N2


d

2

d





Уступчивость

Смелость

Вспыльчивость

Настойчивость

Нервозность

Терпеливость

Увлеченность

Пассивность

Холодность

Энтузиазм

Осторожность

Капризность

Медлительность

Нерешительность

Энергичность

Жизнерадостность

Мнительность

Упрямство

Беспечность

Застенчивость













Первая инструкция: «Прочтите внимательно все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите (проранжируйте) эти качества с точки зрения полезности, социальной значимости, желательности. Оцените каждое из них в пределах от 20 до 1 балла. Оценку «20» проставьте в графе N1, слева от того качества, которое, по Вашему мнению, является самым желательным, полезным, значимым; оценку «1» - слева от качества, которое менее всех желательно, полезно, значимо; оценки от «2» до «19» расположите в соответствии с Вашим отношением ко всем остальным качествам. Помните, что ни одна оценка не должна повторяться

Когда выполните это задание, загните или прикройте левую часть бланка с оценками таким образом, чтобы они не были видны».

Вторая инструкция: «В графе 2 справа отметьте оценкой «20» качество, которое, как Вы считаете, присуще Вам в наибольшей степени. Оценкой «19» - качество, присущее Вам несколько меньше, и т. д.; наконец, оценкой «1» - качество, характерное для Вас в наименьшей степени. Помните, что оценки не должны повторяться».

Для завершения: а) работы отогните или раскройте левую часть бланка;

б) начиная с верхней строки, из оценки стоящей слева, вычтите оценку, стоящую справа;

в) результат запишите в графе d;

г) возведите его в квадрат и этот результат запишите в графе d 2;

д) сложите все значения квадратов;

е) запишите внизу этого столбика полученную сумму;

ж) помножьте полученную сумму на 0,00075;

з) из единицы вычтите полученное произведение.

В итоге Вы определили коэффициент ранговой корреляции, который может иметь значение от + 1 до - 1. Он выражает характер и тесноту связи между отношением человека к качествам, названным в бланке, и самооценкой тех же качеств у самого себя. Чем ближе коэффициент корреляции + 1, тем выше самооценка личности и наоборот.

Идеальная самооценка равна 0,5 , что бывает редко.

Самооценку до 0,65 принято считать нормативной, но, например, для профессиональных спортсменов характерна высокая самооценка в пределах 0,62- 0,85.

Завышенная самооценка может свидетельствовать о некритичном отношении человека к самому себе и служить конфликтогенным фактором.

Тест-опросник самоотношения (ОСО)

(В.В.Столин, С.Р.Пантилеев).

Тест построен в соответствии с иерархической моделью структуры самоотношения В.В.Столина [18].

Опросник влючает в себя следующие шкалы:

Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственного «Я» испытуемого;

Шкала 1 – самоуважение;

Шкала 2 – самосимпатию;

Шкала 3 – ожидание положительного отношения от других;

Шкала 4 – самоинтерес;

Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого:

Шкала 11 – самоуверенность;

Шкала 12 – отношение других;

Шкала 13 – самопринятие;

Шкала 14 – саморуководство или самопоследовательность;

Шкала 15 – саообвинение;

Шкала 16 – самоитерес;

Шкала 17 – самопонимание.

Текст опросника

1. Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией.

2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.

3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.

4. Когда я пытаюсь себя оценить, я, прежде всего, вижу свои недостатки.

5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.

6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает, то насколько мой образ далек от действительности.

7. Моё «Я» всегда мне интересно.

8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.

9. В моей жизни есть или, по крайней мере, были люди, с которыми я был чрезвычайно близок.

10. Собственное уважение мне еще надо заслужить.

11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидил.

12. Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.

13. Я сам хотел во многом себя переделать.

14. Моё собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.

15. Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.

16. Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то, прежде всего, к самому себе.

17. Случайному знакомому я, скорее всего, покажусь человеком приятным.

18. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

19. Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.

20. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.

21. Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.

22. Вряд ли кто- либо сможет почувствовать своё сходство со мной.

23. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

24. Часто я не без издёвки подшучиваю над собой.

25. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни – это подчиниться собственной судьбе.

26. Посторонний человек, на первый взгляд, найдёт во мне много отталкивающего.

27. К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.

28. Своё отношение к самому себе можно назвать дружеским.

29. Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.

30. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

31. В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.

32. Вряд ли я вызываю симпатию у большинства своих знакомых.

33. Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека.

34. Когда у меня возникает какое-либо желание, я , прежде всего, спрашиваю себя, разумно ли это.

35. Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он тут же понял, какое я ничтожество.

36. Временами я сам собой восхищаюсь.

37. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

38. В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.

39. Без посторонней помощи я мало, что могу сделать.

40. Иногда я сам себя плохо понимаю.

41. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

42. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.

43. В моей личности, наверное, есть что-то такое, что способно вызывать у других острую неприязнь.

44. Большинство моих знакомых не принимает меня уж так всерьез.

45. Сам у себя я, довольно часто, вызываю чувство раздражения.

46. Я вполне могу сказать, что уважаю себя сам.

47. Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.

48. В целом, меня устраивает то, какой я есть.

49. Вряд ли меня можно любить по-настоящему.

50. Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.

51. Если бы моё второе «Я» существовало, то для меня это был бы самый скучный партнёр по общению.

52. Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

53. То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.

54. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

55. Вряд ли найдётся много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.

56. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе».

57. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.
За каждое совпадение с ключом испытуемый ставит себе один балл по соответствующей шкале. Количество совпадений суммируется по каждой шкале в отдельности, и каждая сумма совпадений переводится в процентили по соответствующей шкальной таблице.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Пояснительная записка в программе отражены основные методологические принципы и проблемы психологии личности, подходы к пониманию психологической теории и теории личности, iconПояснительная записка 3-4
Принципы построения программы логопедического сопровождения личности дошкольника 6-7 лет

Пояснительная записка в программе отражены основные методологические принципы и проблемы психологии личности, подходы к пониманию психологической теории и теории личности, iconПроблемы теории и практики
М 75 Молодежь и предпринимательство: проблемы теории и практики: Материалы II научно-практической студенческой конференции (Нижний...

Пояснительная записка в программе отражены основные методологические принципы и проблемы психологии личности, подходы к пониманию психологической теории и теории личности, iconМайя Ивановна Лисина Формирование личности ребенка в общении
«Проблемы онтогенеза общения», цикл статей, посвященных влиянию общения на развитие психики и личности ребенка, а также работы по...

Пояснительная записка в программе отражены основные методологические принципы и проблемы психологии личности, подходы к пониманию психологической теории и теории личности, iconМетодика диагностики основных параметров психического состояния тестом люшера введение
Данная работа посвящена проблеме психического состояния в ее наиболее общей форме. Вряд ли можно переоценить значение этой проблемы...

Пояснительная записка в программе отражены основные методологические принципы и проблемы психологии личности, подходы к пониманию психологической теории и теории личности, iconФ. М. Абубакиров преступления против личности: проблемы
Преступления против личности: проблемы квалификации и предупреждения. Часть 2 : учебно-справочное пособие / сост. Ф. М. Абубакиров....

Пояснительная записка в программе отражены основные методологические принципы и проблемы психологии личности, подходы к пониманию психологической теории и теории личности, iconПсихология личности
Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416 с

Пояснительная записка в программе отражены основные методологические принципы и проблемы психологии личности, подходы к пониманию психологической теории и теории личности, iconПояснительная записка 3 Нормативно-правовая база 3 Назначение образовательной...
Сегодня происходит изменение парадигмы образования от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося....

Пояснительная записка в программе отражены основные методологические принципы и проблемы психологии личности, подходы к пониманию психологической теории и теории личности, iconВопросы к экзамену
Организационно-методологические принципы психологической службы организации. Цели и задачи психологической службы в организации

Пояснительная записка в программе отражены основные методологические принципы и проблемы психологии личности, подходы к пониманию психологической теории и теории личности, iconПояснительная записка 1 Цель ооп ООО
Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования

Пояснительная записка в программе отражены основные методологические принципы и проблемы психологии личности, подходы к пониманию психологической теории и теории личности, iconJames Fadiman "Personality & Personal Growth"
Особое внимание уделено практическому курсу развития личности и методам, влияющим на сознание человека. Помимо классических и современных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск