Скачать 417.86 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное УТВЕРЖДАЮ: учреждение «Средняя общеобразовательная Директор школы № 24 № 24 имени Л.И.Малякова» ________Э.В. Васичева «___» __________ 2013г. ПОЛОЖЕНИЕ о едином орфографическом режиме 1. Единые требования к устной и письменной речи учащихся и педагогического коллектива Требования к устной и письменной речи Формирование речевой культуры подрастающего поколения как необходимое условие подготовки молодежи к полноценной трудовой деятельности, признана обеспечить, прежде всего, школа. В настоящее время созданы необходимые условия для целенаправленной работы по формированию речевых умений и навыков: в программах усилено внимание к вопросам культуры речи учащихся, во многих школах для этих целей широко используются факультативные занятия, большую помощь в воспитании у школьников внимательного отношения к слову и связной речи оказывают печать, радио, телевидение. Ведущую роль в овладении учениками культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуационными навыками принадлежит учителям начальных классов и преподавателям русского языка и литературы, которые должны продолжить выполнение этой задачи в среднем звене. Однако родной язык в общеобразовательной школе не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. В связи с этим необходима такая постановка преподавания всех предметов в школе, при которой речевая культура учащихся воспитывается в единстве, общими силами всех учителей; требования, предъявляемые на уроках русского языка, должны поддерживаться учителями всех предметов, как на уроках, так и во время внеклассных занятий. Администрации школы необходимо направлять, координировать и контролировать работу единого речевого режима в школе. Следует включить вопросы о единых требованиях к устной и письменной речи школьников в работу педагогических советов, в систему внутри школьного контроля, организовывать обмен опытом учителей-предметников и проводить совместные заседания методических объединений, посвященные вопросам повышения культуры речи учащихся. Успех работы по повышению культуры речи и общей культуры учебного труда учащихся зависит от деятельности всего педагогического коллектива школы, от того, как проводятся в жизнь единые требования к устной и письменной речи учащихся всеми учителями и другими работниками школы. Требования к речи учащихся Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление. Учащиеся должны уметь: • давать ответ на любой вопрос, в полной форме, т.е. в форме предложения или маленького текста; односложные ответы необходимо исключать; • правильно строить сложноподчиненные предложения (недопустимы устные ответы, начинающиеся с придаточного предложения, например. "Потому что существительное 3-го склонения"); • развернутый устный или письменный ответ типа рассуждения должен иметь четкую структуру: тезис, аргумент(ы), вывод; • говорить или писать на тему, соблюдая ее границы; • отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной цели высказывания; • излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы); • правильно и точно отбирать логический материал в соответствии со значением и стилистической окраской слова; • отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации; • оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно. Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются: 1) правила произношения и постановка ударений; 2) правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики; 3) правила орфографии и пунктуации (не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событии, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и т.д.). Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи. Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и так далее. Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся Речевая культура школьников может успешно воспитываться только в результате целенаправленных действий всего педагогического коллектива. С этой целью рекомендуется каждому учителю: • тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок; • грамотно оформлять все виды записей (на классной доске, в школьном журнале, в дневниках учащихся, в рабочих планах и т.п.); • писать разборчивым почеркам; • не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений. • на всех уроках больше внимания уделять формированию умений учащихся анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения; • на уроках проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи. В ходе этой работы учащимся целесообразно предлагать такие задания, как например, сформулировать тему и основную мысль сообщения учителя, составить план; • любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, описание физического или химического опыта, рецензия) следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление, исправляя допущенные ошибки; • шире использовать выразительное чтение вслух, как один из важных приемов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста; • настойчиво учить школьников работе с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, обучать составлению тезисов, конспектов, цитатного материала, списков литературы и т.д.; • систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении такие слова произносить четко, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи. Использовать таблицы с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной дисциплине. Содержание таких таблиц обновлять по мере необходимости; • следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них, не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки. Учителям начальных классов: • показывать учащимся образцы устной и письменной речи (обязательное соблюдение орфоэпических, орфографических, грамматических, словообразовательных норм, норм лексической сочетаемости и так далее); • использовать все виды пересказа для расширения и активизации словарного запаса учащихся, для практического усвоения нормированной устной и письменной речи; • для совершенствования речи детей использовать такие методические приемы, как самостоятельные задания, направленные на пополнение знаний по различным предметам, работа в постоянных и сменяемых парах и так далее. Всем работникам школы: • добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных, а так же диалектных слов и выражений как на уроке, так и вне урока; • шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные и кружковые занятия, диспуты, собрания и т.п.) для совершенствования речевой культуры учащихся; • тщательно проверять грамотность лозунгов и плакатов, слайд – презентаций, стенных школьных газет, объявлений, а также документов, выдаваемых на руки учащимся; • при планировании общешкольных мероприятий и работы классного руководителя необходимо предусматривать беседы с родителями по выполнению единых требований к речи учащихся в школе и дома. О письменных работах учащихся начальной школы. Организация и контроль за всеми видами письменных работ осуществляются на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся. Виды письменных работ 1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: • упражнения по русскому языку и математике; • текущие, итоговые письменные контрольные работы по русскому языку (диктант, списывание текста, изложение, сочинение) и математике; проведение письменных контрольных работ по другим предметам не разрешается; • фиксация наблюдений в природе, осуществляемая в процессе изучения окружающего мира. 2. Домашние задания вводятся только со 2 класса. 3. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его. 4. Контрольные работы проводятся: • после изучения наиболее значимых тем программы; • в конце триместра, года. 5. Содержание работ для письменного контроля может быть организовано по одноуровневым или разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. 6. В целях предупреждения перегрузки учащихся время проведения итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составленным администрацией школы с учетом общего количества контрольных работ и согласованным с учителями. Рекомендуется в один рабочий день проводить в классе только одну письменную контрольную работу, а в течение недели не более двух. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение четверти, полугодия. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день после каникул, в первый день после праздника, в понедельник. 7. Количество контрольных работ по предметам определяется в зависимости от требований программы. 8. При определении объема контрольной работы учитывать следующие рекомендации. Объем словарных диктантов:
Контрольный словарный диктант проводить один раз в год (апрель) со 2-го по 4-ый класс Объем диктанта и текста для списывания не должен превышать:
Объем текстов изложений должен быть примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктанта. С целью выявления степени усвоения программного материала целесообразно проведение письменных контрольных работ. Нормы, критерии оценки и виды контроля по предметам. Русский язык Диктант "5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок. "4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного. Наличие не более 2 ошибок; "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, не более 3-5 ошибок; "2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие 6 ошибок или более. Списывание "5" - ставится за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений. "4" - за работу, в которой 1-2 исправления или одна ошибка; "3" - за работу, в которой 2-3 ошибки; "2" - за работу, в которой 4 ошибки и более. Словарные диктанты В словарные и терминологические диктанты включаются слова на изученные орфограммы, а также слова из словаря, написание которых нужно запомнить. Объём словарного диктанта во 2 классе -8-10 слов; в 3 классе -10-12 слов; в 4 классе -12-15 слов. Нормы оценки за словарные диктанты: "4" ставится за диктант с 1 ошибкой; "3" ставится за диктант с 2 ошибками; отметка "2" ставится за диктант с 3 и более ошибками. Изложение Поскольку навык письменной речи только складывается, данный вид работы носит скорее обучающий, чем контролирующий характер. Для письменных изложений предлагаются тексты повествовательного характера с яркой сюжетной линией. Для текущего и итогового контроля ученикам предлагается только подробное изложение. К оценке за изложение учитель должен подходить с иными критериями, чем к оценке за диктант. Во 2 классе изложение оценивается одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается. Желательно, чтобы сначала дети работали в черновике (это даёт возможность редактировать текст), затем изложение переписывается в чистовик и проверяется. В изложении оцениваются полнота и точность передачи содержания, построение текста, построение предложений, с 3 класса изложение оценивается двумя оценками. Тесты Тесты как вид контроля вводятся только со второго полугодия 2-го класса. Тестовая форма сравнительно недавно используется в практике работы начальной школы, но уже стала актуальной. Назначение тестов - не только и даже не столько контроль и оценка знаний, умений – сколько диагностика состояния и проблем, возникающих у учащихся на каждом этапе изучения программного материала. |
В данном документе определены требования к оформлению письменных работ учащихся | Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992 №3266-1 | ||
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» ст.... | Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. №273-фз,... | ||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7 им. Воронцова В. М | Единые требования к устной и письменной речи учащихся и педагогического коллектива | ||
Положение о едином орфографическом режиме в мбоу сош №17 с уиоп разработано с целью формирования общей культуры учащихся и педагогических... | Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273 – фз «Об образовании в Российской Федерации»,... | ||
Комплексная финансово-аналитическая система "фаворит" работает в режиме реального времени, обеспечивает составление баланса на любое... | Так же с целью предупреждения коррупционных проявлений и борьбы с ними, а также вовлечения жителей города в антикоррупционную деятельность... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |