Принято на заседании УТВЕРЖДАЮ
Педагогического совета
Протокол № 1 от Директор школы
«28» августа 2015г.
___________Махова Т.Б.
«28» августа 2015г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЕДИНОМ ОРФОГРАФИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ
1. Единые требования к устной и письменной речи учащихся и педагогического коллектива
Требования к устной и письменной речи.
Формирование речевой культуры подрастающего поколения как необходимое условие подготовки молодежи к полноценной трудовой деятельности, признана обеспечить, прежде всего, школа.
Успех работы по повышению культуры речи и общей культуры учебного труда учащихся зависит от деятельности всего педагогического коллектива школы, от того, как проводятся в жизнь единые требования к устной и письменной речи учащихся всеми учителями и другими работниками школы.
Требования к речи учащихся
Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление. Учащиеся должны уметь:
давать ответ на любой вопрос, в полной форме, т.е. в форме предложения или маленького текста; односложные ответы необходимо исключить;
правильно строить сложноподчиненные предложения (недопустимы устные ответы, начинающиеся с придаточного предложения, например. "Потому что существительное 3-го склонения");
развернутый устный или письменный ответ типа рассуждения должен иметь четкую структуру: тезис, аргумент(ы), вывод;
говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной цели высказывания;
излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
правильно и точно отбирать логический материал в соответствии со значением и стилистической окраской слова;
отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;
оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:
1) правила произношения и постановка ударений;
2) правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;
3) правила орфографии и пунктуации (не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событии, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и т.д.).
Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи. Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и так далее.
Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся
Речевая культура школьников может успешно воспитываться только в результате целенаправленных действий всего педагогического коллектива.
С этой целью рекомендуется каждому учителю:
тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок;
грамотно оформлять все виды записей (на классной доске, в школьном журнале, в дневниках учащихся, в рабочих планах и т.п.);
писать разборчивым почеркам;
не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений.
на всех уроках больше внимания уделять формированию умений учащихся анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;
на уроках проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи. В ходе этой работы учащимся целесообразно предлагать такие задания, как например, сформулировать тему и основную мысль сообщения учителя, составить план;
любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, описание физического или химического опыта, рецензия) следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление, исправляя допущенные ошибки;
шире использовать выразительное чтение вслух, как один из важных приемов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста;
настойчиво учить школьников работе с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, обучать составлению тезисов, конспектов, цитатного материала, списков литературы и т.д.;
систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении такие слова произносить четко, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи. Использовать таблицы с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной дисциплине. Содержание таких таблиц обновлять по мере необходимости;
следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них, не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.
Учителям начальных классов:
показывать учащимся образцы устной и письменной речи (обязательное соблюдение орфоэпических, орфографических, грамматических, словообразовательных норм, норм лексической сочетаемости и так далее);
использовать все виды пересказа для расширения и активизации словарного запаса учащихся, для практического усвоения нормированной устной и письменной речи;
для совершенствования речи детей использовать такие методические приемы, как самостоятельные задания, направленные на пополнение знаний по различным предметам, работа в постоянных и сменяемых парах и так далее.
Всем работникам школы:
добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных, а также диалектных слов и выражений как на уроке, так и вне урока;
шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные и кружковые занятия, диспуты, собрания и т.п.) для совершенствования речевой культуры учащихся;
тщательно проверять грамотность лозунгов и плакатов, слайд – презентаций, стенных школьных газет, объявлений, а также документов, выдаваемых на руки учащимся;
при планировании общешкольных мероприятий и работы классного руководителя необходимо предусматривать беседы с родителями по выполнению единых требований к речи учащихся в гимназии и дома.
2. О письменных работах учащихся начальной школы.
Организация и контроль за всеми видами письменных работ осуществляются на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.
Виды письменных работ
Основными видами классных и домашних письменных работ, учащихся являются:
упражнения по русскому языку и математике;
текущие, итоговые письменные контрольные работы по русскому языку (диктант, списывание текста, изложение, сочинение) и математике; проведение письменных контрольных работ по другим предметам не разрешается;
фиксация наблюдений в природе, осуществляемая в процессе изучения природоведения.
Домашние задания вводятся только со 2 класса.
Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.
Контрольные работы проводятся:
после изучения наиболее значимых тем программы;
в конце четверти, полугодия.
Содержание работ для письменного контроля может быть организовано по одноуровневым или разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам.
В целях предупреждения перегрузки учащихся время проведения итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составленным администрацией школы с учетом общего количества контрольных работ и согласованным с учителями. В один рабочий день следует проводить в классе только одну письменную контрольную работу, а в течение недели не более трех. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение четверти, полугодия. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день после каникул, в первый день после праздника, в понедельник.
Количество контрольных работ по предметам определяется в зависимости от требований программы.
При определении объема контрольной работы учитывать следующие рекомендации.
Объем словарных диктантов:
-
2 кл.
| 3 кл.
| 4 кл.
| 7-8 слов
| 10-12 слов
| 12-15 слов
| Контрольный словарный диктант проводить один раз в год (апрель) со 2-го по 4-ый класс
Объем диктанта и текста для списывания не должен превышать:
-
| 1 кл.
| 2 кл.
| 3 кл.
| 4 кл.
| 1 четверть
|
| 20-25 слов
| 35-40 слов
| 60-65 слов
| 2 четверть
|
| 25-30 слов
| 40-45 слов
| 65-70 слов
| 3 четверть
| 15-20 слов
| 30 - 35 слов
| 45-50 слов
| 70-80 слов
| 4 четверть
| 20-25 слов
| 35-40 слов
| 50- 60 слов
| 80-85 слов
| Объем текстов изложений должен быть примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктанта.
С целью выявления степени усвоения программного материала целесообразно проведение письменных контрольных работ.
Нормы, критерии оценки и виды контроля по предметам.
Русский язык
Диктант
"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок.
"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного. Наличие не более 2 ошибок;
"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, не более 3-5 ошибок;
"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие 6 ошибок или более.
Списывание
"5" - ставится за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
"4" - за работу, в которой 1-2 исправления или одна ошибка;
"3" - за работу, в которой 2-3 ошибки;
"2" - за работу, в которой 4 ошибки и более.
Словарные диктанты
В словарные и терминологические диктанты включаются слова на изученные орфограммы, а также слова из словаря, написание которых нужно запомнить.
Нормы оценки за словарные диктанты:
"4" ставится за диктант с 1 ошибкой;
"3" ставится за диктант с 2 ошибками;
отметка "2" ставится за диктант с 3 и более ошибками.
Изложение
Поскольку навык письменной речи только складывается, данный вид работы носит скорее обучающий, чем контролирующий характер. Для письменных изложений предлагаются тексты повествовательного характера с яркой сюжетной линией. Для текущего и итогового контроля ученикам предлагается только подробное изложение.
К оценке за изложение учитель должен подходить с иными критериями, чем к оценке за диктант. Изложение оценивается одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается. Желательно, чтобы сначала дети работали в черновике (это даёт возможность редактировать текст), затем изложение переписывается в чистовик и проверяется. В изложении оцениваются полнота и точность передачи содержания, построение текста, построение предложений.
Тесты
Тесты как вид контроля вводятся только со второго полугодия 2-го класса. Тестовая форма сравнительно недавно используется в практике работы начальной школы, но уже стала актуальной. Назначение тестов - не только и даже не столько контроль и оценка знаний, умений – сколько диагностика состояния и проблем, возникающих у учащихся на каждом этапе изучения программного материала.
Количество и назначение ученических тетрадей
Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:
по русскому языку в 1-4 классах - 2 тетради; в период обучения грамоте первоклассники выполняют обучающие работы в тетрадях с печатной основой (прописях), но по усмотрению учителя часть упражнений может выполняться в обычных тетрадях;
по математике в 1-4 классах - 2 тетради (по усмотрению учителя дополнительно может использоваться тетрадь на печатной основе);
по изобразительному искусству - 1 альбом;
по английскому языку – 1 тетрадь на печатной основе (составляющая УМК); тетрадь в линейку для классных работ;
фиксация наблюдений природных явлений по природоведению во 2 – 4 классах ведется в рабочей тетради (на печатной основе);
по музыке - 1 тетрадь (или по усмотрению учителя дополнительно может использоваться тетрадь на печатной основе).
Для контрольных работ по русскому языку, математике используются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения контрольных работ и работ над ошибками.
Порядок ведения тетрадей
Все записи в тетрадях должны выполняться с соблюдением следующих требований:
Писать аккуратным, разборчивым почерком, синей, фиолетовой пастой (чернилами).
Единообразно выполнять надписи на обложке тетрадей: указывать предназначение тетради, класс, номер и название школы, фамилию и имя ученика.
Тетради рекомендуется подписывать по следующему образцу:
Тетрадь
для работ
по русскому языку
ученика 2 класса "А"
МБОУ СОШ им. В.В. Матвеева
Смирнова Андрея
| |