Пояснительная записка
Современный подросток, особенно городской, зачастую оторван от природы, и в то же время он тянется к ней, проявляет интерес к животному и растительному миру своего родного края. Это стремление необходимо поддерживать и развивать в каждом подростке, включая в процесс дополнительного образования такие формы организации учебно-воспитательной работы, как исследовательская, проектная деятельность, создавая условия для его экологического воспитания посредством творчества.
Опыт приобщения учащихся к проведению научных экологических исследований показал, что внедрение исследовательского метода обучения способствует творческому применению учащимися базовых и дополнительных знаний. У детей возрастает интерес к научному познанию мира, повышается уровень их экологических знаний. Этот вывод вытекает из анализа результатов участия школьников, занимающихся по программе «Исследователи природы», в слетах, конференциях, конкурсах и олимпиадах различного уровня и в дальнейшей их профессиональной ориентации.
Десятилетний опыт работы авторов программы с учащимися среднего и старшего школьного возраста в этом направлении положен в основу создания данной дополнительной общеобразовательной программы “Исследователи природы” естественнонаучной направленности.
Актуальность программы обусловлена тем, что естественнонаучное образование подрастающего поколения – не просто одна из важнейших задач современного общества, это условие его дальнейшего выживания. Поэтому так важно содержание этого образования, тот научный багаж, фундамент знаний и практические навыки, которые должны войти в мировоззрение нового поколения, стать основой его дальнейшей деятельности.
Следуя потребностям современного общества, будущий выпускник должен обладать следующими способностями:
Уметь адаптироваться к меняющимся условиям, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий.
Проявлять активность в познании окружающего мира, научиться добывать знания из различных источников, анализировать информацию, делать обобщения, формулировать и аргументировать выводы, умело применять полученные знания на практике в различных ситуациях.
Обладать навыками общения, быть контактным в различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнение и быть терпимым к мнению других, работать сообща в различных областях, предотвращать конфликтные ситуации, выполнять различные социальные роли.
Самостоятельно трудиться над развитием своего интеллектуального, физического, культурного уровня.
Новизна программы заключается в том, что:
современный научный исследовательский метод в образовательный процесс внедряется постепенно в ходе решения проблемных ситуаций эколого-биологического плана, включающих в себя химические, физические, географические аспекты;
проектно-исследовательская деятельность сочетается с социально значимой природоохранной работой;
использование современных педагогических технологий дает возможность учащимся осмыслить и систематизировать ранее полученный опыт и знания, сформировать новые знания и применить их на практике для реализации идей устойчивого развития. Совокупность приемов и методов, используемых в рамках программы, позволяет учащимся развивать коммуникативные навыки (умение слышать и слушать друг друга, способность встать на точку зрения партёра или склонить собеседника к своей точке зрения, быть контактных в различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения общего результата).
Цель программы: педагогическое обеспечение мотивации школьников к познанию окружающего мира и научно-исследовательскому поиску, создание условий для социально-профессионального самоопределения и самореализации учащихся в исследовании окружающего мира.
Задачи программы:
обучающие:
сформировать основные представления о науке и научных методах проведения исследовательских работ;
сформировать понятие о этапах проведения НИР;
развивать знания о строении и функционировании надорганизменных систем;
пополнить знания о глобальных, региональных и локальных экологических проблемах;
сформировать и развить понятие о прикладных естественнонаучных и экологических аспектах;
формировать и развивать умения и навыки работы с компьютером;
формировать естественнонаучные компетентности;
развивать умения и навыки публичных выступлений.
Развивающие:
развивать логику мышления при планировании и проведении НИР;
развивать умение применять полученные знания при решении экологических и практических задач;
развивать навыки самостоятельной работы с научной и научно-популярной литературой;
формировать способность принимать решения и формулировать выводы;
развивать интереса к проблемам охраны природы и здоровья человека, сохранения и приумножения природных богатств города, региона;
совершенствовать аналитическое, творческое и критическое мышление.
Воспитывающие:
воспитывать активную жизненную позицию, чувство гражданской ответственности;
воспитывать готовность к позитивному поведению в области охраны окружающей среды;
воспитывать социальные навыки и умения: использовать знания, навыки и т.д. во взаимодействии с другими людьми, с природой;
воспитывать экологически грамотных людей, способных в будущем независимо от их специальности и профиля работы принимать разумные в отношении природной среды решения при освоении территории.
|