Пояснительная записка Музей образовательного учреждения широкое поле творчества для обучающихся и педагогов. Его организация и деятельность в значительной мере связаны с изучением истории и культуры родного края.


Скачать 438.92 Kb.
НазваниеПояснительная записка Музей образовательного учреждения широкое поле творчества для обучающихся и педагогов. Его организация и деятельность в значительной мере связаны с изучением истории и культуры родного края.
страница1/3
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3


Пояснительная записка

Музей образовательного учреждения — широкое поле творчества для обучающихся и педагогов. Его организация и деятельность в значительной мере связаны с изучением истории и культуры родного края. Неслучайно в последнее время наметилась тенденция к развитию исторических музеев, как результат научно-исследовательской и поисково-собирательской работы. Представленные в экспозиции музейные экспонаты несут в себе подлинную информацию, имеющую большое научное и культурное значение для края.

Направленность образовательной программы: туристско – краеведческая

Актуальность, педагогическая целесообразность: центром воспитательной системы любой общеобразовательной школы является школьный музей. Именно здесь пересекаются, перекликаются потребности и интересы всех участников образовательного процесса обучающихся, родителей и педагогов.

Школьный музей – это «живая» школа, просто необходимая для воспитания у молодого поколения чувства патриотизма, для приобщения подрастающего поколения к истокам народной культуры, для формирования научного миропонимания.

Обучающихся увлекает процесс исследовательской работы, общение с ветеранами Великой Отечественной и тыла, других войн, переписка со сверстниками, занимающимися подобной работой, встречи с интересными людьми в процессе исследования какой-либо темы. Все эти направления работы сочетают в себе занятия при школьных музеях. Приобщение подрастающего поколения к истокам национальной культуры возможно только при непосредственном общении с людьми старшего поколения. Незаменимыми помощниками обучающихся в пополнении музейного фонда становятся их бабушки и дедушки. При этом, растет взаимоуважение детей и родителей, становится востребованным опыт старшего поколения, что очень важно для нравственного воспитания учащихся.
Сегодня музей образовательного учреждения рассматривается как образовательно-воспитательный центр, осуществляющий процесс передачи опыта, лучших традиций поколений, поэтому актуальность данной программы очевидна, т.к. задачи обучения и воспитания, в том числе во внеурочное время, имеют преобладающее значение, и, во-вторых, для которого детская аудитория остается приоритетной. Внеурочная работа способствует созданию благоприятных условий для проявления творческих способностей обучающихся и направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении. Именно для этого необходимо в школе творческое объединение « Школьный музей». Активисты школьного музея - это группа ребят, которая владеет тонкостям музейного дела, старается организовать работу музея по всем требованиям музейной документации, проводит экскурсии по музею, активно принимает участие в конкурсах и тематических массовых мероприятиях.

Особенность данной программы заключается в том, что педагог – руководитель объединения может самостоятельно варьировать темами занятий (либо соотношением теоретических и практических часов по темам) в пределах конкретного раздела в соответствии с тематикой школьного музея. Это объясняется тем, что музейные образования (музеи и музейные комнаты) в общеобразовательных учреждениях имеют свою специфику и определенную направленность (краеведческую, историческую, военную и т.д.), которые будут определять те или иные особенности проведения занятий с обучающимися. В целом, имеющиеся разделы Программы соответствуют общим направлениям деятельность школьного музея.

Музей образовательного учреждения в данном случае является важным средством достижения такой цели, где познавательная потребность предоставляет учащимся возможность активного приложения сил в разных видах деятельности, использует следующие приемы и способы:

  • Отсутствие отметок, что помогает формировать у учащихся собственно познавательный мотив, связанный с самореализацией личности.

  • Возможность и необходимость применения на практике тех знаний, которые учащиеся получили во время уроков истории, краеведения, обществознания, МХК, географии.

  • Работа в музее вызывает интерес со стороны детей и позволяет расширить их кругозор.

  • Насыщенность программы творческими, практическими и исследовательскими занятиями.

  • Стиль общения учителя с учениками, который предполагает сотрудничество, а не диктат или опеку.

Использование всех данных способов мотивации приводит к тому, что у учащихся формируются устойчивые познавательные потребности. Отличительные особенности программы:

- специфика музея, позволяет использовать активные формы ( встречи, экспедиции);

- творческие занятия (выставки, «музей в чемодане»)

Цель программы.

Обучение основам музейного дела на основе изучения героической истории народа Удмуртии, способствующего воспитанию патриотических чувств обучающихся.

Для реализации данной цели, определенны следующие задачи:
Образовательные:

  1. Формировать у обучающихся знания об истории родного края.

  2. Усвоение обучающимися краеведческих знаний и основ музейного дела, посредством организации поисково-исследовательской деятельности.

  3. Обучение основам поисково-исследовательской деятельности.

  4. Обучить основным формам работы с музейным фондом и музейными экспозициями.


Развивающие:

  1. Развивать (формировать) познавательный интерес обучающихся к истории и культуре родного края

  2. Способствовать развитию интереса к научно-исследовательской работе

  3. Развивать навыки коллективного взаимодействия

  4. Формировать у обучающихся навыки музейной культуры;

  5. Развивать творческие способности учащихся через различные формы музейной коммуникации;

Воспитывающие:

  1. Воспитывать чувство патриотической гордости за свою Родину и трепетного отношения к достижениям старших поколений.

  2. Прививать любовь к истории и культуре родного края, к духовно-нравственным основам и ценностям;



Программа для детей 12-16 лет, участвующих в деятельности школьного музея, научно-исследовательской деятельности и принимающих участие в различных конференциях, олимпиадах и других конкурсах. Срок реализации 3 года. Обучение детей проходит на базе школьного музея и состоит из трех взаимосвязанных блоков.

Первый блок (первый год обучения): информационно-познавательный. Обучающиеся в этот период овладевают основами музейного дела и знаниями по историческому краеведению.

Второй блок (второй год обучения): операционно-познавательный. На этом этапе формируется умение работать с музейным источником, описание объектов в культурном наследии.

Третий блок (третий год обучения): практико-ориентированный. Результатом его является выполнение социальных функций музея образовательного учреждения:

- обучающиеся занимаются фондовой работой;

- организация экскурсий;

- социальные акции;

- творческие работы и т.д.

В подростковом возрасте ведущим видом деятельности является общение.

Основываясь на этой психологической особенности обучающихся, предлагаемая программа разделена на три года. Первый и второй годы обучения предполагают получение воспитанниками теоретических основ музееведения, истории родного края, этнографии, археологии, архитектуры и т. д. Здесь преобладают коллективные занятия с обучающимися. На третьем году обучения воспитанники большее количество учебного времени занимаются практическими занятиями, в программу третьего года также включен курс по практической риторике, направленный на приобретение навыков общения с аудиторией и умения выражать свои мысли по любой из предложенных тем. В программу третьего года обучения, наряду с коллективными, включаются занятия индивидуальные или занятия в малых группах. На третьем году обучения обучающимся предлагается написание исследовательской работы. Таким образом, осуществляется переход от теоретических занятий к практике

Данная образовательная программа, имея разный уровень сложности позволяет найти оптимальный вариант работы с группой обучающихся или отдельным ребенком. Дополнительная образовательная программа «Школьный музей» обеспечивает условия для формирования личности ребенка с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, знающий и любящий свой родной край.

Форма и режим занятий.

Занятия по данной программе проходят на базе школьного музея с использованием потенциала государственных музеев и архивов города, согласно расписанию 2 раза в неделю по 2 часа первый год обучения, по 3 раза по 2 часа второй и третий год обучения. Тематическое наполнение и часовая разбивка курса отражена в учебно-тематическом плане. Деятельность кружка «Школьный музей» предусматривает следующие формы:

  • экскурсии;

  • индивидуальные, групповые занятия;

  • беседы, лекции;

  • встречи с интересными людьми;

  • участия в олимпиадах, конкурсах;

  • работа в архивах;

  • участие в научных экспедициях.

Результаты освоения курса и способы их проверки.

  • Программа будет способствовать лучшему осмыслению собственного «Я», послужит отправной точкой для самопоиска и самоопределения, осмысления своего места в обществе. На примере строительства дороги, дети должны почувствовать весь героизм строителей и уникальность этого подвига.

  • Дети научатся работать в разновозрастном коллективе.

  • Учащиеся получат навыки исследовательской работы.

  • Произойдёт переход теоретических знаний учащихся в умения, причём этот переход будет протекать на высоком эмоциональном подъеме.

  • Программа позволит окунуться в историю своего края, и будет способствовать повышению культурного уровню детей. В процессе подготовки и непосредственном участии в экспедиции дети получат конкретные навыки самоорганизации, самодисциплины.

  • Дети подготовят творческие работы, выступят перед учащимися и родителями. Среди своих одноклассников, друзей, знакомых участники данной программы станут пропагандировать позитивные умения и позитивную информацию, полученную в результате участия в данной программе.

  • В школьном музее пополнится музейный фонд (видео- и фотоматериалы, вещественные источники по профилю музея и др.).

  • Профессиональная ориентация учащихся: они не только познакомятся с профессиями: экскурсовода, исследователя, ученого, дизайнера-оформителя и т.д., но и «поиграют» в эти профессии.

В процессе изучения и усвоения программы обучающиеся учатся делать сообщения, доклады, проводить экскурсии для любой музейной аудитории и атрибуцию музейных предметов, работать по структуре тематико-экспозиционного плана, участвовать с исследовательскими работами в различных конференциях и олимпиадах.

Учебно-тематический план первого года обучения.

Школьный музей: теория и практика.

1 группа 1 год обучения с количеством часов - 144, обучаются учащиеся 12-14 лет (5-6 класс). Программа включает основной круг музееведческих вопросов и предлагает их как предмет специального изучения. Обучающийся должен знать в общих чертах историю и теорию музейного дела в Удмуртии и в России, так же изучать историю Удмуртии в годы Великой Отечественной войны, знакомиться с материалами строительства железной дороги Ижевск-Балезино. Обучающиеся первого года обучения должны познакомиться навыками и умениями ведения экскурсионной, собирательской и учетно-хранительской работы. Учебно-тематический план первого года обучения предусматривает проведение теоретических и практических занятий в объеме курса. Практические занятия занимают около 70% всего учебного времени.


Разделы и темы учебно-тематического плана

Всего часов

В том числе

Форма подведения итогов

Дидактический материал и техническое оснащение

Теория

Практика

1. Вводное занятие

2

2

-

Опрос

Стенд «Охрана труда»

2. Что такое музей? Организация музея.

8

2

6

Сочинение

Видеофильм

3. Что такое коллекция? Первые хранилища ценностей, собирания и коллекционирования произведений искусств.

10

2

8

Опрос

Демонстрация коллекций нумизматики, фалеристики

4. Музейная сеть Удмуртской республики

8

2

6

Анкета

Национальный музей УР, ведомственный музей, ИжГЭТ, школьный музей района

5. Крупнейшие музеи России

4

4

-

Тест

Демонстрация слайдов

6. Музеи-заповедники

2

2

-

Тест

Демонстрация слайдов

7. Виды и состав недвижимых объектов культурного наследия Удмуртской республики

8

2

6

Тест

Экскурсия по памятникам Ленинского района

8. Место общественных музеев в системе сохранения в УР

4

2

2

Опрос

Экскурсия в отдел архитектуры г.Ижевска

Экспозиционная работа.

9.Роль и место музейного предмета

6

2

4

Опрос

Предметы музейного значения

10. Состав музейного фонда

10

2

8

Индивидуально-творческая работа

Школьный музей и его фонды

11. Учет и описание музейных предметов

10

4

6

Атрибуция музейных предметов и их шифровка

Школьный музей и его фонды

12. Экспозиция школьного музея

14

4

10

Составление тематико-экспозиционного плана

Школьный музей, экспозиция

13. Тексты в музейной экспозиции

4

2

2

Приемы размещения текстов

Школьный музей, разделы экспозиции

14. Социально–экономическая история УР

6

4

2

Анкета, опрос

Карта, энциклопедии УР

15. Удмуртия в годы Великой Отечественной войны

10

4

6

Составление вопросников, анкет

Работа с респондентами

16. Подвиг тружеников тыла на строительстве ж/д Ижевск-Балезино

12

4

8

Сочинение, конкурс исследовательских работ

Работа с респондентами

17. Из истории нашего города

8

4

4

Викторина

Город Ижевск

18. Подготовка к музейной экскурсии и её проведения

14

2

12

Игра-практикум

Школьный музей


Содержание программы:

  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка Музей образовательного учреждения широкое поле творчества для обучающихся и педагогов. Его организация и деятельность в значительной мере связаны с изучением истории и культуры родного края. iconПояснительная записка Современный подросток, особенно городской,...
Это стремление необходимо поддерживать и развивать в каждом подростке, включая в процесс дополнительного образования такие формы...

Пояснительная записка Музей образовательного учреждения широкое поле творчества для обучающихся и педагогов. Его организация и деятельность в значительной мере связаны с изучением истории и культуры родного края. iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения ооп ноо система...
Данная программа разработана коллективом педагогов начальной ступени Муниципального общеобразовательного учреждения маоу «сош №22»...

Пояснительная записка Музей образовательного учреждения широкое поле творчества для обучающихся и педагогов. Его организация и деятельность в значительной мере связаны с изучением истории и культуры родного края. iconПояснительная записка Курс «История Отечества. Всемирная история»
Отечества, истории Древнего мира, Средних веков, Новой и Новейшей истории зарубежных стран. Его главная задача- сформировать у старшеклассников...

Пояснительная записка Музей образовательного учреждения широкое поле творчества для обучающихся и педагогов. Его организация и деятельность в значительной мере связаны с изучением истории и культуры родного края. iconПояснительная записка 3 Гражданин и собственность 4 Современная семья...
Рекомендован методической комиссией областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения «Технологический...

Пояснительная записка Музей образовательного учреждения широкое поле творчества для обучающихся и педагогов. Его организация и деятельность в значительной мере связаны с изучением истории и культуры родного края. iconПояснительная записка 1 Введение Программа спроектирована в соответствии...
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011 особенностей образовательной...

Пояснительная записка Музей образовательного учреждения широкое поле творчества для обучающихся и педагогов. Его организация и деятельность в значительной мере связаны с изучением истории и культуры родного края. iconЛекция педагогов. Деловая игра для родителей «Ловушки на дорогах»
Цель: организация совместной деятельности родителей и педагогов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения...

Пояснительная записка Музей образовательного учреждения широкое поле творчества для обучающихся и педагогов. Его организация и деятельность в значительной мере связаны с изучением истории и культуры родного края. iconМуниципальное задание муниципального казённого учреждения культуры...
Сохранение и развитие народной традиционной культуры, поддержка любительского художественного творчества, самодеятельной творческой...

Пояснительная записка Музей образовательного учреждения широкое поле творчества для обучающихся и педагогов. Его организация и деятельность в значительной мере связаны с изучением истории и культуры родного края. iconПравительства камчатского края
Министерством культуры Камчатского края проверок в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов...

Пояснительная записка Музей образовательного учреждения широкое поле творчества для обучающихся и педагогов. Его организация и деятельность в значительной мере связаны с изучением истории и культуры родного края. iconМузей-усадьба
Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением культуры «Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка»

Пояснительная записка Музей образовательного учреждения широкое поле творчества для обучающихся и педагогов. Его организация и деятельность в значительной мере связаны с изучением истории и культуры родного края. iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Любая деятельность, связанная...
В комплексе знаний и умений, составляющих профессиональные требования к специалисту по международной юриспруденции, логическим компетенциям...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск