Скачать 438.92 Kb.
|
Пояснительная записка Музей образовательного учреждения — широкое поле творчества для обучающихся и педагогов. Его организация и деятельность в значительной мере связаны с изучением истории и культуры родного края. Неслучайно в последнее время наметилась тенденция к развитию исторических музеев, как результат научно-исследовательской и поисково-собирательской работы. Представленные в экспозиции музейные экспонаты несут в себе подлинную информацию, имеющую большое научное и культурное значение для края. Направленность образовательной программы: туристско – краеведческая Актуальность, педагогическая целесообразность: центром воспитательной системы любой общеобразовательной школы является школьный музей. Именно здесь пересекаются, перекликаются потребности и интересы всех участников образовательного процесса обучающихся, родителей и педагогов. Школьный музей – это «живая» школа, просто необходимая для воспитания у молодого поколения чувства патриотизма, для приобщения подрастающего поколения к истокам народной культуры, для формирования научного миропонимания. Обучающихся увлекает процесс исследовательской работы, общение с ветеранами Великой Отечественной и тыла, других войн, переписка со сверстниками, занимающимися подобной работой, встречи с интересными людьми в процессе исследования какой-либо темы. Все эти направления работы сочетают в себе занятия при школьных музеях. Приобщение подрастающего поколения к истокам национальной культуры возможно только при непосредственном общении с людьми старшего поколения. Незаменимыми помощниками обучающихся в пополнении музейного фонда становятся их бабушки и дедушки. При этом, растет взаимоуважение детей и родителей, становится востребованным опыт старшего поколения, что очень важно для нравственного воспитания учащихся. Сегодня музей образовательного учреждения рассматривается как образовательно-воспитательный центр, осуществляющий процесс передачи опыта, лучших традиций поколений, поэтому актуальность данной программы очевидна, т.к. задачи обучения и воспитания, в том числе во внеурочное время, имеют преобладающее значение, и, во-вторых, для которого детская аудитория остается приоритетной. Внеурочная работа способствует созданию благоприятных условий для проявления творческих способностей обучающихся и направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении. Именно для этого необходимо в школе творческое объединение « Школьный музей». Активисты школьного музея - это группа ребят, которая владеет тонкостям музейного дела, старается организовать работу музея по всем требованиям музейной документации, проводит экскурсии по музею, активно принимает участие в конкурсах и тематических массовых мероприятиях. Особенность данной программы заключается в том, что педагог – руководитель объединения может самостоятельно варьировать темами занятий (либо соотношением теоретических и практических часов по темам) в пределах конкретного раздела в соответствии с тематикой школьного музея. Это объясняется тем, что музейные образования (музеи и музейные комнаты) в общеобразовательных учреждениях имеют свою специфику и определенную направленность (краеведческую, историческую, военную и т.д.), которые будут определять те или иные особенности проведения занятий с обучающимися. В целом, имеющиеся разделы Программы соответствуют общим направлениям деятельность школьного музея. Музей образовательного учреждения в данном случае является важным средством достижения такой цели, где познавательная потребность предоставляет учащимся возможность активного приложения сил в разных видах деятельности, использует следующие приемы и способы:
Использование всех данных способов мотивации приводит к тому, что у учащихся формируются устойчивые познавательные потребности. Отличительные особенности программы: - специфика музея, позволяет использовать активные формы ( встречи, экспедиции); - творческие занятия (выставки, «музей в чемодане») Цель программы. Обучение основам музейного дела на основе изучения героической истории народа Удмуртии, способствующего воспитанию патриотических чувств обучающихся. Для реализации данной цели, определенны следующие задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитывающие:
Программа для детей 12-16 лет, участвующих в деятельности школьного музея, научно-исследовательской деятельности и принимающих участие в различных конференциях, олимпиадах и других конкурсах. Срок реализации 3 года. Обучение детей проходит на базе школьного музея и состоит из трех взаимосвязанных блоков. Первый блок (первый год обучения): информационно-познавательный. Обучающиеся в этот период овладевают основами музейного дела и знаниями по историческому краеведению. Второй блок (второй год обучения): операционно-познавательный. На этом этапе формируется умение работать с музейным источником, описание объектов в культурном наследии. Третий блок (третий год обучения): практико-ориентированный. Результатом его является выполнение социальных функций музея образовательного учреждения: - обучающиеся занимаются фондовой работой; - организация экскурсий; - социальные акции; - творческие работы и т.д. В подростковом возрасте ведущим видом деятельности является общение. Основываясь на этой психологической особенности обучающихся, предлагаемая программа разделена на три года. Первый и второй годы обучения предполагают получение воспитанниками теоретических основ музееведения, истории родного края, этнографии, археологии, архитектуры и т. д. Здесь преобладают коллективные занятия с обучающимися. На третьем году обучения воспитанники большее количество учебного времени занимаются практическими занятиями, в программу третьего года также включен курс по практической риторике, направленный на приобретение навыков общения с аудиторией и умения выражать свои мысли по любой из предложенных тем. В программу третьего года обучения, наряду с коллективными, включаются занятия индивидуальные или занятия в малых группах. На третьем году обучения обучающимся предлагается написание исследовательской работы. Таким образом, осуществляется переход от теоретических занятий к практике Данная образовательная программа, имея разный уровень сложности позволяет найти оптимальный вариант работы с группой обучающихся или отдельным ребенком. Дополнительная образовательная программа «Школьный музей» обеспечивает условия для формирования личности ребенка с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, знающий и любящий свой родной край. Форма и режим занятий. Занятия по данной программе проходят на базе школьного музея с использованием потенциала государственных музеев и архивов города, согласно расписанию 2 раза в неделю по 2 часа первый год обучения, по 3 раза по 2 часа второй и третий год обучения. Тематическое наполнение и часовая разбивка курса отражена в учебно-тематическом плане. Деятельность кружка «Школьный музей» предусматривает следующие формы:
Результаты освоения курса и способы их проверки.
В процессе изучения и усвоения программы обучающиеся учатся делать сообщения, доклады, проводить экскурсии для любой музейной аудитории и атрибуцию музейных предметов, работать по структуре тематико-экспозиционного плана, участвовать с исследовательскими работами в различных конференциях и олимпиадах. Учебно-тематический план первого года обучения. Школьный музей: теория и практика. 1 группа 1 год обучения с количеством часов - 144, обучаются учащиеся 12-14 лет (5-6 класс). Программа включает основной круг музееведческих вопросов и предлагает их как предмет специального изучения. Обучающийся должен знать в общих чертах историю и теорию музейного дела в Удмуртии и в России, так же изучать историю Удмуртии в годы Великой Отечественной войны, знакомиться с материалами строительства железной дороги Ижевск-Балезино. Обучающиеся первого года обучения должны познакомиться навыками и умениями ведения экскурсионной, собирательской и учетно-хранительской работы. Учебно-тематический план первого года обучения предусматривает проведение теоретических и практических занятий в объеме курса. Практические занятия занимают около 70% всего учебного времени.
Содержание программы: |
Это стремление необходимо поддерживать и развивать в каждом подростке, включая в процесс дополнительного образования такие формы... | Данная программа разработана коллективом педагогов начальной ступени Муниципального общеобразовательного учреждения маоу «сош №22»... | ||
Отечества, истории Древнего мира, Средних веков, Новой и Новейшей истории зарубежных стран. Его главная задача- сформировать у старшеклассников... | Рекомендован методической комиссией областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения «Технологический... | ||
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011 особенностей образовательной... | Цель: организация совместной деятельности родителей и педагогов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения... | ||
Сохранение и развитие народной традиционной культуры, поддержка любительского художественного творчества, самодеятельной творческой... | Министерством культуры Камчатского края проверок в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов... | ||
Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением культуры «Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка» | В комплексе знаний и умений, составляющих профессиональные требования к специалисту по международной юриспруденции, логическим компетенциям... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |