Скачать 1.4 Mb.
|
HАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ» Центр Социально-экономического развития школы СБОРНИК ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДИРЕКТОРОВ ШКОЛ И ШКОЛЬНЫХ КОМАНД Перевод школы в эффективный режим работы. Улучшение образовательных результатов Составитель: Пинская М.А., ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ, к.п.н. Москва, 2013 Центр социально-экономического развития школы НИУ Высшая школа экономики выражает большую благодарность и признательность за помощь в разработке данных информационно-методических материалов, профессору Лондонского университета Альме Харрис и консультанту Правительства Уэльса по вопросам развития школьной эффективности Мишель Сюзетт Джонс (Великобритания). М.А. Пинская И.Г. Груничева Ведущий научный сотрудник Научный сотрудник НИУ ВШЭ, к.п.н. НИУ ВШЭ, магистр образования Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются сборники информационно-методических материалов по переводу школ в эффективный режим работы и внедрению в школах профессиональных сообществ обучения. Предлагаемые материалы адресованы школьным командам, принявшим решение об изменении состояния школы и улучшении её результатов: администрации и педагогическому коллективу, а также управленцам и консультантам. Они могут служить опорой в проведении самодиагностики и разработке программ улучшения. В основе предлагаемого подхода лежит общемировой опыт повышения эффективности работы школ и, в первую очередь, тех, которые действуя в сложных социальных контекстах, обучают наиболее проблемный контингент и берут на себя задачу обеспечить максимальные достижения и прогресс для всех учеников, вне зависимости от их стартовых условий и семейных проблем. В первом сборнике представлены материалы, которые познакомят вас с основными характеристиками эффективной школы, обеспечат инструменты для диагностики актуального состояния школы и анализа основных школьных процессов, будут служить руководством в разработке программы перехода в эффективный режим работы. Второй сборник раскрывает новый и основной путь к осуществлению изменений через создание в школе сообщества профессионального обучения и служит руководством на этом пути. Мы желаем вам успеха и выражаем глубокую благодарность всем участникам большой работы, в ходе которой собраны представленные в сборниках материалы: нашим зарубежным консультантам, коллективам школ и представителям органов управления образованием республики Карелия и Ярославской области. Содержание: I. Что такое эффективная школа 1.1.Основные элементы эффективности………………………………………… 2 1.2.Эффективное руководство…………………………………………………….. 6 II. Самодиагностика школы 2.1.Показатели качества школьных процессов……………………………………11 2.2. Диагностика и планирование повышения качества обучения и преподавания ……………………………………………………………………. 17 2.3. Оценка качества преподавания………………………………………………. 30 2.4. Оценка школьного климата/ Инструменты обратной связи…………………39 III.Разработка плана улучшений 3.1. Общие подходы к разработке программы……………………………………..47 3.2. Приложения……………………………………………………………………...52 IV.Мониторинг изменений 4.1. Общий план мониторинга……………………… ……………………………… 63 4.2. Реализация и коррекция программ улучшения ……………………………… 69 I. Что такое Эффективная школа
Несмотря на то, что модель «эффективной школы» пока не нашла должного распространения в Российской Федерации и странах СНГ, движение эффективных школ в США и Великобритании имеет уже почти 40 летнюю историю и динамично развивается в странах Центральной Европы, Канаде, Австралии, странах Африки и Южной Америки. В 1966 году в США был опубликован доклад Дж. Колемана «Образование для всех». Автор заключил, что семья, а не школа - главный определитель успехов учащихся. Такое фактически отрицание положительного влияния школы на успешность учащихся, спровоцировало многочисленные исследования, которые стали основой для начала движения эффективных школ. Образовался целый банк результатов исследований, который подтвердил идею, что все дети могут учиться, что все дети могут освоить основные предметы учебного плана, независимо от семейного положения. Движение эффективных школ не сбрасывает со счетов важный фактор влияния семьи. В то же время, эффективной принято называть школу, которая может обеспечивать «повышение жизненных шансов» всем своим ученикам. То есть создавать такую среду, в которой все ученики вне зависимости от того, каковы их возможности и проблемы, включая проблемы семьи, получают возможность для максимальных достижений и благополучного развития. Эффективная школа стала основой для разработки программ улучшения результатов школ, работающих в сложных социальных контекстах, то есть обучающих детей из наименее благополучных семей и часто работающих в неблагополучных районах. Общий для ряда стран опыт улучшения результатов школ, накопленный за три последних десятилетия, позволяет выделить основные элементы в организации её жизни, которые помогают перейти из кризисного в рабочее состояние или, как принято говорить, повышают потенциал и жизнесбособность школы. Перечислим эти элементы: Портрет эффективной школы можно описать так: это школа , в которой1:
-учение ценится ради учения, и достижения ожидаются и поощряются - к людям относятся с доверием и уважением. По результатам многочисленных исследований были сформированы общие признаки эффективных школ, которые можно выделить в два нижеследующих крупных блока: Характер школы
Стиль жизни школы :
Рассмотрим более подробно содержание выделенных элементов в организации школы на трёх уровнях: школы в целом, учителя и ученика2. Факторы школы
Фактор учителя и система действий
Фактор ученика и система действий
1.2.Эффективное руководство Отдельно более подробно остановимся на том, как осуществляется руководство эффективной школой, какие основные правила и принципы следует иметь в виду директору, играющему роль лидера школы. Можно выделить качества руководства, которые существенно влияют на учебные достижениями школьников. Это следующие компоненты: культура – в какой степени директор поддерживает общие надежды и кооперацию; порядок – в какой степени директор устанавливает общие правила действия и традиции; дисциплина – в какой степени директор защищает учителей от всего, что может отнимать у них время и отвлекать от работы; ресурсы – в какой степени директор обеспечивает учителей материалами и возможностями профессионального развития, необходимыми для успешной работы; программы, преподавание, оценивание – в какой степени директор непосредственно включён в разработку и реализацию программ, преподавание и оценивание; фокусировка – в какой степени директор ставит ясные цели и удерживает их в поле внимания всей школы; знание программ, преподавания, оценивания - в какой степени директор обладает информацией и пониманием школьной практики в данных областях; доступность – в какой степени директор имеет качественный контакт и как он взаимодействует с учителями и учениками; поощрение контингента – в какой степени директор осознаёт и поощряет индивидуальный вклад сотрудник; защита – в какой степени директор выступает в качестве адвоката и выразителя интересов школы; поступление – в какой степени директор привлекает учителей к разработке и реализации важных решений и стратегий; подтверждение – в какой степени директор понимает и отмечает школьный вклад и осведомлён о неудачах; отношения – в какой степени директор демонстрирует понимание персональных проблем педагогов и сотрудников; проведение изменений - в какой степени директор проявляет волю к изменениям статуса-кво; оптимизация – в какой степени директор инспирирует и проводит новые вызывающие инновации; идеалы/ надежды – в какой степени директор действует, исходя из чётких идеалов относительно школы и обучения; мониторинг/ эвалюация – в какой степени директор осуществляет мониторинг эффективности деятельности школы и её влияния на достижения учеников; подвижность – в какой степени директор адаптирует своё руководство к требованиям текущего момента и приспосабливается к возражениям; понимание ситуации – в какой степени директор осознает детали и обстоятельства школьной жизни и использует эту информацию для решения текущих и потенциальных проблем; интеллектуальное стимулирование – в какой степени директор заинтересован в том, чтобы сотрудники и персонал были в курсе современной педагогической теории и практики, и делает ли он обсуждение этих вопросов обязательным элементом школьной культуры. Приведём описание того, что делает эффективно руководящий директор. Цитаты принадлежат разным руководителям, получившим опыт вывода школы из кризисного состояния. Были выделены основные направления деятельности директора школы, необходимые для обеспечения эффективного обучения даже при чрезвычайно неблагоприятных внешних обстоятельствах. |
Уроки толерантности: Сборник методических материалов /под ред. А. Б. Суслова, Д. П. Поносова, П. В. Микова/ Пермь, 2005. С | Библиотека в школе: сборник методических материалов и нормативных документов/ сост. Л. П. Кармановская. – Хабаровск: хк иппк пк,... | ||
Гбоу дпо ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки | Калужской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Калужской области» | ||
В приложении содержится примерный перечень должностных обязанностей работников лагеря и рекомендации для директоров по подбору кадров,... | Постановление от 22 сентября 2014 г n 386 об определении уполномоченных органов исполнительной власти калужской области, ответственных... | ||
Сборная Зеленограда стала обладателем Кубка Департамента образования города Москвы по футболу среди команд межрайонных советов директоров... | Информационно-методический бюллетень №84. Сборник методических документов по формированию архивных фондов поселений. Владивосток:... | ||
Информационно-методический бюллетень №84. Сборник методических документов по формированию архивных фондов поселений. Владивосток:... | Информационно-методический бюллетень №84. Сборник методических документов по формированию архивных фондов поселений. Владивосток:... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |