С. В. Недбаева развитие профессиональных компетентностей и компетенций


НазваниеС. В. Недбаева развитие профессиональных компетентностей и компетенций
страница1/9
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

С.В. Недбаева




РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ И КОМПЕТЕНЦИЙ

ПСИХОЛОГИЯ, часть I




СОДЕРЖАНИЕ

Общие указания

Содержание самостоятельной работы студентов

Обязательная составляющая самостоятельной работы

  • Занятие №1 Развитие психики в животном мире и

становлении сознания человека

  • Занятие №2 Анализ западных теорий личности

и ее активности

  • Занятие №3 Мотивация и деятельность

  • Занятие №4 Внимание

  • Занятие №5 Ощущение и восприятие

  • Занятие №6 Память, мышление и воображение

  • Занятие №7 Чувства

  • Занятие №8 Воля

  • Занятие №9 Темперамент и характер

Вариативная составляющая (долговременное направление) самостоятельной работы

Формы текущей, промежуточной и итоговой аттестации

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ


Реализация компетентностного подхода требует решения проблемы индивидуализации обучения вовлечением студентов в самостоятельную учебную деятельность и развитием личной ответственности за её результаты (индивидуальное планирование, самооценка, самоорганизация, саморазвитие, презентация и защита своих учебных достижений, возможностей и др.), формированием навыков трудоустраиваемости. Предложенные задания для самостоятельной работы студентов способствуют формированию профессиональных компетентностей и компетенций, способствуют приобретению определенной личностно-профессиональной позиции у выпускников вуза.

В данном пособии преследуется цель – предложить студентам такие задания для самостоятельной работы (СР), которые способствуют развитию необходимых профессиональных компетенций. Компетентность (интегральное качество личности, проявляющееся в способности профессионально осуществлять деятельность по развитию, обучению и воспитанию учащихся) развивается на основе взаимодействия теории и практического опыта. В студенческом возрасте практический опыт в сфере будущей профессиональной деятельности невелик – он в основном связан с опытом ученичества. В свои школьные годы студенты имели возможность наблюдать за деятельностью многих педагогов. Эта «отраженная» профессиональная деятельность в пору студенчества должна быть осмыслена с учетом теоретико-педагогических знаний и проецирования на будущую деятельность. Задания для СР создают условия для развития компетентностей, формирования необходимых знаний, умений и навыков, приобретения определенной личностно-профессиональной позиции по различным вопросам.

Курс «Психология, часть 1» обладает наибольшими возможностями для развития следующих компетенций у будущего педагога:

1) Общекультурные компетентности (ОК):

  • владение культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятие информации, постановка цели и выбор путей ее достижения (ОК-1);

  • способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

  • умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • готовность к кооперации с коллегами, к работе в группе (ОК-7);

  • готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

  • способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

2) Общепрофессиональные компетентности (ОПК):

  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1);

  • способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

3) Компетенции в области педагогической деятельности (ПК):

  • готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

  • способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3).

Задачи, принципы, значение СР в курсе изучения психологии совпадают с задачами и значением других вузовских дисциплин, но имеют и свои особенности. Психология изучается и усваивается не так, как другие науки. В отличие от других предметов школа системных психологических знаний не закладывает, и студенты в основном владеют только житейскими знаниями и понятиями, фрагментарными психологическими представлениями. Это, с одной стороны, облегчает обучение психологии, т. к. все-таки имеющийся запас житейских наблюдений постепенно включается в систему научных понятий, а с другой, – затрудняет обучение в силу того, что преподавателю приходится преодолевать эти житейские, донаучные представления и понятия. У студентов первого курса возникает проблема ломки сложившихся у них житейских представлений (особенно в начале изучения курса), появляется "терминологический барьер", что отнюдь не всегда приводит к полному, верному пониманию и усвоению сообщаемых психологических знаний.

Сложность обучения психологии усугубляется отсутствием ясной, четкой и единой системы в понятийном аппарате; новизной и трудоемкостью психологического материала; наличием большого количества вопросов, находящихся пока в стадии дискуссии; непониманием и незнанием практического значения психологии. Это часто приводит к механическому заучиванию материала, к тому, что студенты усваивают предмет абстрактно и формально. И в своей будущей практической деятельности многое из того, что рассматривается в психологи, не в состоянии использовать. Почти типичной картиной на экзамене по психологии является то, что студент может четко давать определение различных психологических понятий, раскрывать их характеристики. Но стоит только предложить ему охарактеризовать особенности собственных психических процессов или свои индивидуально-психологические свойства – уверенность студента сменяется растерянностью, молчанием, недоумением или даже сомнением в наличии у него аналогичных психологических явлений. Из-за того, что в студенческие годы психологический материал кажется абстрактным, по окончании вуза выпускник спохватывается – проходил и сдавал психологию, а знаний почти не осталось. Подобные затруднения будут проявляться у студентов до тех пор, пока они сами не начнут осознавать себя конкретными представителями тех субъектов, личностей, о которых идет речь в курсах психологии, пока не научатся использовать собственную личность в качестве модели, "психологической лаборатории".

При изучении курса психологии студент имеет большие возможности не только для изучения своих психологических особенностей (внимание, память, мышление, характер, способности и др.), но и для наблюдения за другими людьми, сравнения своих качеств с аналогичными качествами у них, закрепления и применения полученных теоретических знаний на практике.

Непонимание психологического материала усугубляется труднодоступным изложением материала в учебниках по психологии, слабой связью содержания учебного материала с практикой, с жизнью и с тем, что студентам в очень короткий срок приходится усваивать систему сложных психологических понятий и закономерностей. Сложность обучения психологии усугубляется также отсутствием должного учебника, отвечающего современным требованиям

По психологии нет стабильных учебников для вуза. Основными учебными пособиями по психологии являются: Абрамова Г.С. Общая психология. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академ. проект, 2003; Баданина Л.П. Основы общей психологии. Учебное пособие. – М.: Флинта, МПСИ, 2009; Гамезо М.В. Атлас по психологии: Учебное пособие – М.: Пед. общество, 2006; Гамезо М.В. Общая психология. Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2008; Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Учебное пособие. – М.: АСТ, 2008; Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. Учебное пособие. – М.: Академия, 2008; Дружинин В.Н.(ред.) Психология XXI века. Учебник. – М.: ПЕР СЭ, 2003; Дружинин В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных ВУЗов – СПб.: Питер, 2009; Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. – М.: Лидер, 2010; Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. Учебное пособие. – М.: Смысл, 2007; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2010.; Марцинковская Т.Д. Общая психология. – М.: Академия, 2010; Наследов А.Д. Психология в примерах. – М.: Речь, 2007; Петровский А.В. Психология. Учебник для ВУЗов. – М.: Академия, 2009; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Соколова Е.Е. Общая психология: В 7 т./ Под ред. Б.С. Братуся. Том 1: Введение в психологию. Учебник. – М.: Академия, 2008; Штейнмец А.Э. Общая психология Учебное пособие. – М.: Академия, 2010; Петухов В.В. Общая психология. 16 DVD, 2006 и другие.

По каждой теме, вынесенной на самостоятельную работу, указывается несколько учебников, монографий, журнальных статей, непосредственно относящихся к содержанию темы; по каждой теме, вынесенной на самостоятельную работу, представлен перечень узловых вопросов, система основных понятий, вопросы и задания для упражнений и самоконтроля. Ко всем темам подобраны психологические задачи, предложены возможные рефераты по изученной литературе, аннотирование и конспектирование литературы. Значение незнакомых слов или нового психологического термина студент должен определить по психологическому словарю (Батуев А.С. Человек: анатомия, физиология, психология. Энциклопедический иллюстрированный словарь. – СПб.: Питер, 2007; Мещеряков Б.Г. Психологический словарь. – М.: АСТ, 2009; Рапацевич Е.С. Психолого-педагогический словарь. – М.: Совр. слово, 2006 и другие).

Самостоятельная работа по психологии заключается в том, что студент:

  • знакомится с темой и заданиями, вынесенными на самоподготовку;

  • подбирает и изучает рекомендованную литературу. кроме рекомендуемой литературы, студент может использовать дополнительные источники, освещающие проблемы психологической науки;

  • письменно воспроизводит основные положения, трудные вопросы изучаемой темы. При необходимости составляет структурно–логические схемы по изученной теме;

  • анализирует и сопоставляет рассматриваемые в литературе факты, правильность и доказательность выдвигаемых авторами тех или иных положений;

  • готовит необходимые к работе иллюстрации, использует личные наблюдения, накопленный опыт;

  • выполняет задания и отвечает на вопросы, предложенные для самоконтроля и самопознания, самопроектирования и самореализации;

  • выполняет задания, предложенные для обязательной (текущей) и вариативной (долговременной) СР (Приложение №1) согласно графику проведения СРС (Приложение №6)

Задания для самостоятельной работы выполняются в отдельной тетради, с указанием номера задания. В конце тетради ведется психологический словарь, включающий определения основных психологических понятий: личность, деятельность и т.д. Записи в тетрадях необходимо делать чисто и аккуратно, ясным почерком, орфографически и пунктуационно грамотно, без сокращений, в следующем порядке:

  1. Наименование темы.

  2. Номер и формулировка задания.

  3. Описание хода выполнения задания, его основного содержания (с рисунками, таблицами, структурно-логическими схемами, приложениями).

  4. Выводы работы, ее назначение и применение.

  5. Рефлексия работы: как работал, что понял, чему научился, дальнейшие цели. Самооценка работы.

Особого поощрения будет заслуживать самостоятельный способ выражения соответствующей психологической информации (таблица, структурно–логическая схема, рисунок и т.п., другой визуальный ряд, а также отдельные графические блоки по тексту). Графическое представление информации способствует запоминанию, подсказывает ход решения сложных вопросов и задач, помогает обнаружить ошибки и закономерности и намного сократить время, необходимое для работы с первоисточниками.

Самостоятельная работа студентов проверяется выборочным просмотром тетрадей, а также в ходе индивидуальных и групповых бесед и консультаций. основным методом проверки самостоятельной работы студентов по теоретическому курсу «Психология, часть I.» является:

  • коллоквиум, проводимый по разделам: Введение в психологию. личность и свойства личности. Деятельность;

  • контрольный срез по теме: Ощущение и восприятие;

В качестве вопросов для коллоквиума, контрольной работы и круглого стола используются в основном вопросы, предусмотренные в планах семинарских и лабораторно–практических занятий. к коллоквиуму (Приложение №3) и контрольной работе каждый студент должен самостоятельно изучить указанную литературу и подготовить ответы на вопросы, выносимые на коллоквиумы и контрольную работу.

  • круглый стол по теме: Анализ западных теорий личности и ее активности;

  • тестовый контроль усвоения знаний по разделам: Психологические особенности личности. Познавательная деятельность личности;

  • защита творческого задания по самопознанию, составлению творческого проекта «Я и моя будущая профессия».

Формы проведения защиты различны: академическая защита-выступление, игра, конкурс, сценка. На защиту приглашается вся учебная группа. После выступления (самопрезентации) автора ему задаются вопросы, высказываются пожелания. Преподаватель оценивает выполнение и защиту творческого задания по следующим критериям:

  • Степень творчества работы, ее оригинальность.

  • Уровень развития профессиональных компетенций.

  • Полезность работы для автора и для других людей.

  • Трудоемкость и тщательность работы.

  • Умение держаться на защите.

  • Аргументация ответов на вопросы.

  • Умение увлечь присутствующих на защите.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

С. В. Недбаева развитие профессиональных компетентностей и компетенций icon1 Положение о стажировке педагогических работников (далее Положение)...
Целью стажировки является формирование, развитие и закрепление на практике профессиональных компетенций педагогических работников...

С. В. Недбаева развитие профессиональных компетентностей и компетенций iconДля проведения промежуточноЙ аттестации
Освоение профессиональных компетенций (ПК), соответствующих виду профессиональной деятельности и общих компетенций

С. В. Недбаева развитие профессиональных компетентностей и компетенций iconНегосударственное образовательное частное учреждение дополнительного...

С. В. Недбаева развитие профессиональных компетентностей и компетенций icon1 Организация контроля и оценки освоения программы пм
Освоение профессиональных компетенций (ПК), соответствующих виду профессиональной деятельности, и общих компетенций (ОК)

С. В. Недбаева развитие профессиональных компетентностей и компетенций icon1 Организация контроля и оценки освоения программы пм
Освоение профессиональных компетенций (ПК), соответствующих виду профессиональной деятельности, и общих компетенций (ОК)

С. В. Недбаева развитие профессиональных компетентностей и компетенций iconСодержания одного или нескольких профессиональных модулей, должна...
Согласно Положению о государственной итоговой аттестации выпускников, осваивающих образовательную программу среднего профессионального...

С. В. Недбаева развитие профессиональных компетентностей и компетенций iconСодержание
Бельности студентов и медицинского персонала; предоставляет образовательные услуги, нацеленные на развитие профессиональных компетенций;...

С. В. Недбаева развитие профессиональных компетентностей и компетенций iconРабочая программа практики проектно-изыскательная (геодезическая)...
Цель геодезической практики развитие профессиональных компетенций и навыков их реализации у студентов в соответствии с требованиями...

С. В. Недбаева развитие профессиональных компетентностей и компетенций iconПрограмма предназначена для подготовки студентов к выполнению профессиональных...
Формирование у студентов знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций, профессионально значимых личностных качеств

С. В. Недбаева развитие профессиональных компетентностей и компетенций iconКомплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине
Результатом освоения учебной дисциплины является освоение обучающимся знаний и умений, профессиональных компетенций, а также общих...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск