Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)


НазваниеПроблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)
страница1/49
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49

Московский областной институт управления и права



Система менеджмента качества

Учебно – методическая документация






Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «Менеджмент» Протокол № 1 от 01.09.2014г.
СТАТИСТИКА, МАРКЕТИНГ
Разработчики: Власов Н.Л., к.э.н., доцент; Самойлов Л.Л., к.э.н.

При изучении курса «Статистика» рекомендуется использовать следующие формы работы, повышающие уровень активности обучающихся:

- использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные задания, творческие мастерские и др.)

- использование игровых форм;

- диалоговое взаимодействие;

- проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)

- использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.)

- интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.)

- использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.)

- внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа «Хочу спросить…», «Для меня сегодняшнее занятие…», «Я бы сделал так…» и т.д.; художественное изображение с помощью схем, символов и др.)

- использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.)

- различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.)

- деятельный подход к обучению.

Для активизации практических занятий по дисциплине «Статистика» используются следующие методы и способы:

- Кейс-метод – представляет собой имитацию реального события: учебный материал подается студентам в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы. Используется при проведении аудиторной самостоятельной (зачетной) работы.

- Семинар-тренинг – активная форма группового занятия, предполагающая анализ данной ситуации, коллективное обслуживание под руководством преподавателя возможных способов решения поставленных задач, обсуждение последствий принимаемых решений, получение логических выводов при совместной работе над проблемой. Семинар-тренинг помогает сформировать навыки, соответствующие поставленным целям обучения; используется при проведении практических занятий по дисциплине.

- Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

- Деловая игра - метод имитации ситуации, моделирующей профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

- «Круглый стол» - это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умение решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

- Анализ конкретных ситуаций (case-study) – один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

- Проблемное обучение – такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместным усилием преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога – не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

В сочетании с внеаудиторной работой это способствует формированию и развитию профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должно составлять не менее 20% аудиторных занятий
ДЕЛОВАЯ ИГРА "РАЗРАБОТКА ПЛАНА МАРКЕТИНГА"

    Деловая игра в маркетинге как эффективная форма учебного процесса, способствует активному усвоению учебного материала, овладению навыками его применения, умению быстро ориентироваться в условиях неполной информации, а также умению оценивать результаты маркетинговых решений и прогнозировать последствия их применения. Кроме этого, деловая игра стимулирует активное самообучение студентов и позволяет им практически наблюдать результаты своего труда. Участие в деловой игре дает студентам возможность освоить профессиональный стиль современного маркетолога.

    Теория и практика разработки и проведения деловых игр основывается на следующих принципах: нацеленность всех элементов игры на решение изучаемой в ней проблемы; автономность тем и фрагментов деловой игры; наглядность и простота модели игры; возможность дальнейшего совершенствования ее конструкции.

    Цели игры:

  1. Разработка плана маркетинга предприятия.

  2. Приобретение опыта выработки коллективных маркетинговых решений.

    Условия проведения деловой игры.

    Учебная группа разбивается на команды по 3 – 4 человека (с учетом интересов участников). Каждая игровая команда выступает как единый разработчик плана маркетинга.

    Участники до начала игры и её хода изучают литературу, анализируют необходимую информацию и интерпретируют полученные результаты, в соответствии со сценарием игры, принимают участие в различных моделируемых ситуациях.

    По окончании каждого этапа игры игровые команды докладывают о результатах групповой работы. На заключительном этапе игры оценивается работа каждой игровой команды. В течение семестра игровые команды оформляют промежуточные отчеты по промежуточным этапам игры, а в конце семестра проводится защита разработанных планов маркетинга.

    Оценка работы участников деловой игры может быть снижена:

  • за недостаточную аргументированность предлагаемых мероприятий;

  • несвоевременное выполнение работ по каждому из этапов деловой игры;

  • некорректное поведение участников игровых команд во время проведения игры;

  • неряшливое оформление итогового отчета (плана маркетинга).

    Функции руководителя деловой игры.

    Руководитель исполняет роль эксперта по проблемам маркетинга. Руководитель должен ознакомить участников с условиями и этапами деловой игры. Он ведет арбитраж, осуществляет контроль за временем выполнения отдельных этапов игры, оценивает работу игровых команд. Руководитель не должен навязывать свое мнение и подавлять инициативу разработчиков плана маркетинга, его суждения должны носить рекомендательный характер.

    Порядок проведения деловой игры.

    В ходе деловой игры участники выполняют функции маркетологов по выработке и принятию маркетинговых решений. Вид деятельности и организационно-правовая форма выбираются игровыми командами самостоятельно. При выборе вида деятельности предполагается, что у игровой команды достаточно финансовых средств и возможностей для открытия любого бизнеса. В ходе игры все условия макро- и микросреды должны соответствовать реалиям настоящего времени. В расчет не должны приниматься существующие "перекосы" современного российского бизнеса (наличие структур, нелегально контролирующих тот или иной бизнес).

    Рекомендуется не выбирать для игры предприятия, являющиеся естественными государственными монополиями и виды деятельности, где частный бизнес запрещен (производство лекарственных препаратов, оружия, продажа наркотиков и т.п.). Также не следует выбирать предприятия, которые работают в олигополизированных отраслях.

Этапы деловой игры

    Первый этап. Постановка целей плана маркетинга. Составление любого плана, в том числе и плана маркетинга, начинается с постановки целей. В данном случае – целей в сфере маркетинга. Одни цели, устанавливаемые в области маркетинга, входят в число главных целей предприятия (рост объемов продаж, балансовой прибыли или доли рынка), реализация других целей помогает решению специфических проблем предприятия в деле повышения конкурентоспособности.

    Для интегрированного плана маркетинга важным является разработка системы взаимосвязанных, имеющих качественное и количественное выражение целей и задач различного уровня.

    Сначала формулируется одна общая цель для предприятия на предстоящий период. Затем – общая цель маркетинговой деятельности, цели для отдельных товаров и рынков и цели по отдельным элементам комплекса маркетинга.

    Цели должны быть сформулированы четко и ясно, быть достижимыми и соотноситься с масштабами деятельности. Выбор и определение цели ограничивается поведением конкурентов, желаниями потребителей и ресурсами предприятия. Поэтому после проведения ситуационного анализа (этап 2 деловой игры) рекомендуется еще раз проверить соответствие цели всем условиям макро- и микросреды предприятия. Примеры формулирования целей представлены в табл. 1.

Таблица1

Примерные цели маркетинга

Не верно сформулированная цель

Верно сформулированная цель

Выйти на рынок с новым товаром "краска "Планета уюта"

Обеспечить в 2011 г. объем продаж краски "Планета уюта" на уровне 15 тыс. банок.

В течение года окупить затраты на производство краски и получить прибыль

Получить к концу 2011 г. прибыль в размере 0,2 млн р.

Обеспечить известность марки "Планета уюта" на уровне 40%

К концу 2011 г. добиться для марки "Планета уюта" уровня спонтанной известности в возрастной группе 30–50 лет, равного 40 %

    Второй этап. Проведение ситуационного анализа. Ситуационный анализ используется для оценки факторов макро- и микросреды.

    Факторы макросреды:

  • экономическая среда;

  • политико-правовая среда;

  • культурная среда;

  • природная среда;

  • фактор развития нтп;

  • демографическая среда.

    Исследуя факторы макросреды, игровая команда должна определить, какие возможные изменения в ней могут повлиять на развитие выбранного бизнеса. Наиболее часто встречающимися факторами, способными повлиять на деятельность предприятия, являются следующие: темпы инфляции, потенциал данной отрасли и динамика ее роста, издание законодательных актов, способных ограничить деятельность предприятия и т.д.

    Факторы микросреды:

  • конкуренты;

  • потребители;

  • поставщики;

  • посредники;

  • контактные аудитории;

  • отделы и службы предприятия.

Исследование конкурентов

    Цель – оценка поведения конкурентов и выработка конкретных действий, обеспечивающих конкурентные преимущества.

    В ходе исследования следует выяснить ряд следующих вопросов:

  1. Какие фирмы, работающие на данном рынке, являются конкурентами вашего предприятия?

  2. Где и как они реализуют свой товар?

  3. Насколько широк ассортимент производимой (реализуемой) продукции?

  4. Какова цена на товар конкурентов?

  5. Каким образом они стимулируют продажи своего товара? В каких средствах распространения информации и как часто?

  6. Как оценивают товары конкурентов их потребители?

  7. В чем слабые и сильные стороны конкурента?

  8. Какие вы видите возможности и способы их реализации в достижении конкурентоспособности товара и фирмы в целом?

    При проведении исследования конкурентов необходимо помнить, что у каждого вашего товара может быть свой наиболее опасный конкурент. Для наглядности и удобства сравнения данных, полученных в ходе исследования, рекомендуется всю информацию заносить в следующие таблицы (табл. 2,3,4,5,).

Таблица 2

Конкуренты нашего предприятия и их характеристика

Конкурент

Товар

Цена

Место и методы продажи

Средства стимулирования сбыта

Оценка конкурента покупателями

А

Б

В

 

 

 

 

 

    Если в качестве собственного предприятия игровой командой выбрана уже существующая на рынке фирма (а не придуманная ими), то можно провести оценку ее конкурентоспособности с помощью концепции "4Р", которая представляет собой сравнительный анализ данного предприятия и его конкурентов по основным элементам комплекса маркетинга.

    Сравнительный анализ следует проводить с помощью листа оценки конкурентоспособности (табл. 3), в котором приводятся наиболее распространенные параметры, характеризующие основные факторы конкурентоспособности. Данные параметры (особенно продукта) при необходимости могут быть откорректированы в соответствии с особенностями товара, который производит (продает) ваша фирма. При проведении анализа каждому параметру нужно дать количественную оценку, например по пятибалльной шкале. При этом, 1 – самый низший балл, а 5 – самый высший.

    Далее балльные оценки могут быть суммированы: по отдельным факторам (каждому из "4Р"); по всем факторам в целом, чтобы установить уровень конкурентоспособности каждого предприятия. Если по какому-то из параметров нет достаточной информации, лучше его исключить из анализа.

    В процессе анализа очень важно дать развернутое смысловое объяснение, почему тот или иной переменной в табл. 3 присвоена данная оценка. Только в этом случае общая сумма баллов покажет истинное положение вашего предприятия по отношению к конкурентам.

Таблица 3

Лист оценки конкурентоспособности предприятия [41]

Факторы конкурентоспособности

Ваша
фирма

Конкуренты

А

Б



"1Р" – PRODUKT:

  • надежность;

  • ремонтопригодность;

  • престиж торговой марки;

  • стиль;

  • гарантийное обслуживание;

  • уникальность дополнительных услуг;

  • широта ассортимента;

  • срок службы

 

 

 

 

"2Р" – PRICE:

  • отпускная,

  • розничная,

  • ценовые скидки,

  • условия и порядок расчетов (предоплата, кредит и пр.)

 

 

 

 




"3Р" – PLACE:

  • стратегия сбыта;

  • регионы сбыта;

  • степень охвата рынка;

  • число дилеров;

  • число дистрибьюторов

 

 

 

 

"4Р" – PROMOTION:

  • формы рекламы;

  • места размещения рекламы;

  • частота появления рекламы;

  • участие в выставках;

  • бюджет рекламы;

  • другие средства стимулирования сбыта

 

 

 

 

Таблица 4

Преимущества и недостатки каждого конкурента

Конкурент

Преимущества

Недостатки

А

Б

В

...

 

 

Таблица 5

Возможности нашего предприятия по повышению

конкурентоспособности

Конкурент

Наши возможности

Угрозы со стороны конкурентов (при реализации возможности)

А

Б

В

...

 

 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49

Похожие:

Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.) icon1. Проблемные вопросы (ситуации) при применении тр тс
Проблемные вопросы (ситуации), возникающие при реализации тр еаэс, в т ч при подтверждении соответствия продукции (сертификация/декларирование)...

Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.) iconРабочая программа учебной дисциплины
Проблемные вопросы гражданского и административного судопроизводства на примере отдельных категорий дел

Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.) iconПроблемные вопросы правовой регламент
«Muratov and partners», the deputy of the main editor of the scientific magazine «Eurasian law journal»

Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.) iconЛекция по схеме. Первичная регистрация отсутствует
Проблемные вопросы по отчуждению и оформлению наследства на земельные участки и иные объекты недвижимости

Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.) iconА. Г. Гурьянов, помощник нотариуса города Москвы, pvs1997@mail ru
Некоторые проблемные вопросы удостоверения доверенностей командирами воинских частей1

Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.) iconПроблемные вопросы, возникающие при предоставлении сведений и заполнении справок
При подготовке данной информации Управлением по вопросам кадровой политики Депполитики Югры проанализированы

Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.) icon1. Проблемные вопросы, связанные с подачей заявлений и межевых планов через портал
Большое количество заявлений в электронном виде поступает об учете изменений. Но вы забываете о том, что

Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.) iconВ данной статье автор рассматривает проблемные вопросы возмещения...
О дискуссионных вопросах понятия реабилитации лиц в рамках уголовно-процессуального законодательства

Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.) iconСинтаксис
Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать...

Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.) icon№ п/п Проблемные вопросы Разъяснения, рекомендации
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск