КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 21 ДЕКАБРЯ 1994 Г.
N 69-ФЗ "О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 7 августа 2015 года Ю.В. ХЛИСТУН, В.Ю. ЕГОРОВ, Ю.Б. ЗАХАРОВА, В.Н. ГАЛОЧКИН Рецензент Баженова Л.М. - доцент Воронежского института высоких технологий, полковник внутренней службы в отставке, награждена медалями, нагрудным знаком "Лучший работник пожарной охраны МВД России"; почетными грамотами Министерства внутренних дел, администрации г. Воронежа и области, автор многочисленных публикаций в области безопасности труда, жизнедеятельности и пожарной безопасности, лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2008 г. в номинации "Естественные и технические науки" (книга "Теория горения и взрыва"). Авторы Хлистун Ю.В. - к.ю.н., имеет многолетний опыт работы в области гражданского и предпринимательского права, права социального обеспечения; в сфере профессиональных интересов находятся вопросы обеспечения гарантий правовой и социальной защиты и льгот, установленных действующим законодательством для работников Государственной противопожарной службы; автор (соавтор) многочисленных публикаций.
Егоров В.Ю. - юрист, сфера профессиональной деятельности затрагивает вопросы оценки соответствия зданий, сооружений, строений и помещений требованиям пожарной безопасности и пр. Имеет опыт работы по организации взаимодействия строительных организаций с аккредитованными объектами системы сертификации в области пожарной безопасности, а также практического применения нормативных правовых актов в сфере технического регулирования правовых отношений в области обеспечения пожарной безопасности. Автор (соавтор) комментария к Градостроительному кодексу РФ, Федеральным законам "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", "О добровольной пожарной охране" и др.
Захарова Ю.Б. - юрист, соискатель степени кандидата юридических наук; ведет научную работу в области расследования преступлений, связанных с охраной объектов культурного наследия, в сфере научных интересов также находятся вопросы уголовной и административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности; автор ряда научно-публицистических статей.
Галочкин В.Н. - научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России. Автор ряда публикаций по проблемам безопасности населения, в том числе соавтор комментария к ФЗ "О добровольной пожарной охране". Настоящее издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Комментарий составлен с учетом отечественной и международной правоприменительной практики в области пожарной безопасности, в том числе стран ближнего зарубежья и стран-участниц Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества. В комментарии на основе последних изменений с учетом внушительного количества действующих нормативных правовых актов и судебной практики подробно освещаются обязательные минимальные требования к отечественной системе обеспечения пожарной безопасности (общие положения нормативного правового регулирования в сфере пожарной безопасности; порядок разработки и реализации мер пожарной безопасности, механизм тушения пожаров, а также проведения аварийно-спасательных работ и пр.), эффективная реализация которой является важнейшей функцией государства. В комментарии выявлены пробелы и несовершенства Закона, приведены практические авторские рекомендации по применению отдельных законодательных норм.
Комментарий рассчитан на использование в практической деятельности сотрудниками МЧС России, руководителями, специалистами предприятий и организаций всех форм собственности, индивидуальными предпринимателями, которые занимаются разработкой и реализацией норм обеспечения пожарной безопасности в России, а также иными лицами, интересующимися вопросами этой сферы безопасности.
При подготовке настоящего комментария использованы нормативные правовые акты по состоянию на 7 августа 2015 года. Сокращения АСР - аварийно-спасательные работы
БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации
ВК РФ - Водный кодекс Российской Федерации
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации
ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
ГПН - государственный пожарный надзор
ГрК РФ - Градостроительный кодекс Российской Федерации
ЖК РФ - Жилищный кодекс Российской Федерации
Закон - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" - Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
ЛК РФ - Лесной кодекс Российской Федерации
МЧС России - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
ПБ - пожарная безопасность
ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации
УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации
УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
ФЗ "О безопасности" - Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности"
ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"
ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
ФЗ "О добровольной пожарной охране" - Федеральный закон от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране"
ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" - Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" - Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
ФЗ "О международном медицинском кластере" - Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" - Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"
ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" - Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"
ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" - Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
ФЗ "О статусе военнослужащих" - Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"
ФЗ "О техническом регулировании" - Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" - Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"
ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" - Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково"
ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" - Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
ФЗ "Об общественных объединениях" - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"
ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
ФЗ "Об обязательном государственном страховании" - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы"
ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
ФЗ от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ - Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
ФКЗ "О военном положении" - Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении"
ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" - Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"
ФКЗ "О чрезвычайном положении" - Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"
ФПС - федеральная противопожарная служба
ЧС - чрезвычайная ситуация
21 декабря 1994 года
| N 69-ФЗ
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (в ред. Федеральных законов
от 22.08.1995 N 151-ФЗ, от 18.04.1996 N 32-ФЗ,
от 24.01.1998 N 13-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ,
от 06.08.2001 N 110-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ,
от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ,
от 10.05.2004 N 38-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),
от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,
от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 25.10.2006 N 172-ФЗ,
от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ,
от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ,
от 22.07.2008 N 137-ФЗ, от 14.03.2009 N 32-ФЗ,
от 19.07.2009 N 198-ФЗ, от 09.11.2009 N 247-ФЗ,
от 25.11.2009 N 267-ФЗ, от 23.07.2010 N 173-ФЗ,
от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 29.12.2010 N 442-ФЗ,
от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ,
от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 08.11.2011 N 309-ФЗ,
от 30.11.2011 N 345-ФЗ, от 30.12.2012 N 283-ФЗ,
от 11.02.2013 N 9-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,
от 12.03.2014 N 27-ФЗ, от 31.12.2014 N 535-ФЗ,
от 08.03.2015 N 37-ФЗ, от 02.05.2015 N 118-ФЗ,
от 29.06.2015 N 160-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ,
от 13.07.2015 N 234-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ,
определением Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 82-О) Комментарий к преамбуле 1. В абз. 1 преамбулы определены:
1) область применения комментируемого Закона - обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации (правовые, экономические и социальные основы);
2) круг субъектов, подпадающих под действие комментируемого Закона:
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
- общественные объединения;
- индивидуальные предприниматели (данная категория субъектов напрямую была закреплена в комментируемом Законе согласно ФЗ от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ);
- должностные лица,
- граждане Российской Федерации;
- иностранные граждане,
- лица без гражданства.
2. В абз. 2 преамбулы комментируемый Закон закрепляет, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области безопасности регламентированы положениями ФЗ "О безопасности".
Так, согласно ст. 2 ФЗ "О безопасности" основными принципами обеспечения безопасности являются:
- соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
- законность;
- системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
- приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
- взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
В свою очередь содержание деятельности по обеспечению безопасности включает в себя:
- прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
- определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
- правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
- разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
- применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
- разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;
- организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;
- координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;
- финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;
- международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;
- осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством РФ.
Обеспечение пожарной безопасности является неотъемлемой частью государственной политики в области обеспечения безопасности, которая, в свою очередь, является частью внутренней и внешней политики РФ и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537, раскрывает термин "национальная безопасность", под которым понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства.
В соответствии с п. 25 указанной Стратегии основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам РФ.
Согласно п. 43 названной Стратегии обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в том числе территориальных и функциональных сегментов), ее интеграции с аналогичными зарубежными системами.
Решение задач обеспечения национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается за счет повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения в местах его массового пребывания, а также разработки системы принятия превентивных мер по снижению риска террористических актов и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Пожарная безопасность является одной из составляющих обеспечения национальной безопасности страны. Высокий уровень пожарной безопасности является неотъемлемой составляющей высокого уровня социально-экономического развития РФ. Пожары наносят значительный материальный ущерб во всех отраслях народного хозяйства, приводят к травматизму и гибели людей.
Как отмечено в Концепции Федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14 августа 2012 г. N 1464-р, основной целью обеспечения пожарной безопасности в РФ является качественное повышение уровня защищенности населения и объектов экономики от пожаров.
Федеральная целевая программа "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" утверждена Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. N 1481. Как отмечено в разд. II указанной Федеральной целевой программы, ее целью является качественное повышение уровня защищенности населения и объектов экономики от пожаров.
Основными задачами, решение которых предусмотрено Федеральной целевой программой "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года", являются:
- разработка и внедрение технических и организационных мероприятий по эффективному формированию инфраструктуры добровольной пожарной охраны, культуры пожаробезопасного поведения населения;
- строительство и реконструкция многофункциональных пожарных депо в населенных пунктах РФ, на объектах, критически важных для национальной безопасности РФ, и в закрытых административно-территориальных образованиях, совершенствование системы их оснащения и оптимизация системы управления;
- разработка и внедрение новых образцов пожарной техники, робототехнических средств, средств мониторинга, экипировки, снаряжения пожарных и медицинского оборудования для оказания помощи пострадавшим в результате техногенных и природных пожаров;
- разработка и внедрение новых технологий и технических средств обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов, объектов экономики и социально значимых объектов с массовым пребыванием людей;
- совершенствование научно-экспериментальной и учебно-материальной базы учреждений подготовки профессиональных и добровольных пожарных, научно-исследовательских и судебно-экспертных учреждений;
- разработка и внедрение технических и организационных мероприятий в области обеспечения пожарной безопасности;
- оптимизация финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций, направляемых на решение проблем пожарной безопасности.
|