Комментарий к федеральному закону


НазваниеКомментарий к федеральному закону
страница1/22
ТипЗакон
filling-form.ru > Туризм > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

ОТ 24 ИЮНЯ 1999 Г. N 120-ФЗ

"ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 26 ноября 2010 года
Ю.В. БЕЛЯНИНОВА
Белянинова Юлия Владимировна - юрист, опыт работы более 20 лет, автор многих статей, книг и комментариев.
Издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", которым установлены основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В комментарии проанализированы полномочия органов, проводящих работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их основные направления и принципы деятельности; права лиц, в отношении которых проводится профилактическая работа, порядок помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения и другие вопросы, возникающие в процессе проведения профилактической работы.

Комментарий адресован практикующим юристам и специалистам различных сфер деятельности, связанных с рассматриваемой областью правоотношений, также будет полезен студентам и преподавателям юридических специальностей и всем заинтересованным гражданам.

При подготовке комментария использованы нормативные правовые акты по состоянию на 26 ноября 2010 г.
24 июня 1999 года N 120-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
(в ред. Федеральных законов от 13.01.2001 N 1-ФЗ,

от 07.07.2003 N 111-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 01.12.2004 N 150-ФЗ,

от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 22.04.2005 N 39-ФЗ,

от 05.01.2006 N 9-ФЗ, от 30.06.2007 N 120-ФЗ,

от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ,

от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

от 13.10.2009 N 233-ФЗ)
Комментарий к преамбуле
Уровень детской безнадзорности и беспризорности является индикатором благополучия и стабильности общества. По официальным данным в России в настоящее время более 800000 беспризорных детей, однако на самом деле их от 1 до 3 миллионов, и данных о точном их количестве нет ни у одного ведомства. Это ужасающие цифры являются следствием современного социально-экономического и духовно-нравственного состояния в нашей стране. Сейчас социологи говорят о третьей волне беспризорности, первые две из которых совпали с периодами революции, гражданской и Отечественной войны и были вполне объяснимы и оправданны с исторической точки зрения. Почему же в настоящее, вполне мирное время, мы имеем новый всплеск беспризорности, безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних? Причин этому множество. Среди основных можно назвать рост числа асоциальных и нестабильных семей, высокий уровень безработицы, большое число беженцев и вынужденных переселенцев, низкий уровень жизни основных слоев населения, а также такие субъективные факторы, как нежелание и неумение родителей заниматься воспитанием детей, нежелание школы заниматься "трудными" подростками, и т.д.

Комментируемый Закон регламентирует основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также устанавливает основания проведения такой работы.

В Законе регламентированы полномочия соответствующих органов, проводящих работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их основные направления и принципы деятельности; права лиц, в отношении которых проводится профилактическая работа, порядок помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; порядок помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей и законодательно закреплены другие вопросы, возникающие в процессе проведения профилактической работы.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Комментарий к статье 1
1. В настоящей статье приведены основные понятия, применяемые в комментируемом Законе, а также дается разъяснение их смысла относительно правоотношений, возникающих в процессе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Статьи, носящие понятийный характер, содержатся во многих федеральных законах. Это значительно упрощает структуру других статей закона и их восприятие, так как текст закона не загромождается одинаковыми формулировками.

Рассмотрим понятия, приведенные в статье, первым их которых является понятие "несовершеннолетний", которое определено как лицо, не достигшее 18-ти летнего возраста. Аналогичный смысл данного понятия применяется и широко используется во всех российских правовых институтах. Вместе с тем понятие "несовершеннолетний" далеко не так однозначно и отсутствие четкого определения несовершеннолетнего для каждой отрасли права зачастую создает трудности применения законодательства.

В ст. 1 Конвенции о правах ребенка, подписанной в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г., указано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

В Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила"), принятых Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 г. установлено, что несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому.

Как мы видим, в формулировках указанных международных документов отсутствует четкое указание на верхнюю возрастную границу, определяющую несовершеннолетие, однако по сложившейся международной практике в данном случае применяется верхняя возрастная граница, то есть достижение восемнадцатилетнего возраста, так как именно с этого возраста физическое лицо приобретает полный комплекс гражданских прав и обязанностей.

Правовой статус несовершеннолетнего предусматривает особую систему государственных мер, направленных на его защиту. Вместе с тем в Основном Законе нашей страны - Конституции РФ отсутствует разграничение конституционно-правового статуса взрослых и детей, а установлены общие для всех граждан Российской Федерации права и свободы. Понятие "дети" имеется всего в трех статьях Конституции - в ст. 38, в которой указано, что "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях", в ст. 39 - "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом", и в ст. 43 - "Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования". Основные же конституционные права и свободы детей - право на жизнь, на достоинство личности, на свободу и личную неприкосновенность, на жилище и его неприкосновенность, на охрану здоровья, на свободу совести и вероисповедания и др. аналогичны установленным конституционным правам для взрослых граждан.

Вместе с тем из данного правила имеются и исключения, хотя в Конституции они специально не оговорены. Так, ст. 27 Конституции РФ устанавливает право каждого гражданина на свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания. Для несовершеннолетних, в частности, не достигших четырнадцатилетнего возраста, данное конституционное право носит ограничительный характер, так как ст. 20 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) устанавливает, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Для определения правового положения несовершеннолетних необходимо более подробно остановиться на их статусе в сфере гражданско-правовых правоотношений, регулируемых ГК РФ, причем гражданское законодательство делает разграничение по правовому статусу по возрасту на малолетних лиц - от рождения до 14-ти лет и несовершеннолетних - от 14 до 18 лет. И малолетние, и несовершеннолетние лица обладают гражданской правосубъектностью, заключающейся в правоспособности и дееспособности.

Статья 17 ГК РФ устанавливает, что правоспособность гражданина возникает с его рождением и прекращается со смертью, следовательно, способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, независимо от возраста. Содержание гражданской правоспособности заключается в праве граждан иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Имущественные права несовершеннолетних в числе других включают в себя право на получение содержания от родителей и других членов семьи, закрепленное в ст. 60 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ), а также право на обязательную долю в наследстве. Согласно ст. 1149 ГК РФ несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля).

Следующей составляющей частью правоспособности является гражданская дееспособность, то есть способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Статья 21 ГК РФ устанавливает, что полную гражданскую дееспособность гражданин приобретает по достижении совершеннолетия, то есть 18-ти лет. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет.

При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Кроме того, в гражданском законодательстве существует такое понятие, как эмансипация, которое означает, что несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

По общему же правилу малолетние в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетние от 14 до 18-ти лет наделены частичной дееспособностью. Статьей 28 ГК РФ установлено, что за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны, за исключением мелких бытовых сделок; сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды, не требующих нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделок по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Все остальные сделки несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет могут совершать только с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.

При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами (п. 4 ст. 26 ГК РФ).

Достаточными основаниями в данном случае признается расходование несовершеннолетним денежных средств на цели, противоречащие закону и нормам морали - покупка спиртных напитков, наркотических средств, азартные игры и т.п.

2. Приведенные в статье понятия "безнадзорный" и "беспризорный" не являются аналогичными понятиями.

Безнадзорным является несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.

Обязанность родителей по надлежащему воспитанию своих детей закреплена во многих законодательных актах РФ, а также в международных правовых документах.

Статья 18 Конвенции о правах ребенка, подписанной в Нью-Йорке, 20 ноября 1989 г. гласит, что родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

Статья 63 СК РФ устанавливает право и обязанность родителей воспитывать своих детей. Как мы видим, в данном случае говорится не только об обязанности, но и о праве родителей лично воспитывать своих детей, которое является личным и неотъемлемом правом каждого родителя. Параллелью данного права являются установленные ст. 54 СК РФ право ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Для реализации ребенком указанных прав родители обязаны воспитывать своих детей и несут ответственность за их воспитание и развитие. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Кроме того, в соответствии с законом, родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Данная обязанность является конституционной и закреплена в ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, которая гласит, что основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. К основным общеобразовательным программам относятся программы дошкольного образования; начального общего образования; основного общего образования; среднего (полного) общего образования. Данные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Вид ответственности родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка СК РФ не определен, но речь в данном случае идет не только и не столько о моральной, сколько о юридической ответственности - административной, гражданско-правовой, семейно-правовой и т.д.

Так, ст. 5.35 КоАП РФ устанавливает административную ответственность родителей или иных законных представителей за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Данное правонарушение выражается в умышленном неисполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Статья 1073 ГК РФ устанавливает гражданско-правовую ответственность родителей за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях, однако если у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Семейно-правовая ответственность за уклонение родителей от своих обязанностей предусматривает лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ), ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ), отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью (ст. 77 СК РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, является уголовно-наказуемым деянием, то есть преступлением, предусмотренным ст. 156 Уголовного кодекса РФ, и наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до двухсот двадцати часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Если родители или иные законные представители не исполняют своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, либо исполняют их ненадлежащим образом, то, следовательно, контроль над поведением данного несовершеннолетнего отсутствует и он является безнадзорным.

Беспризорность является наихудшим проявлением безнадзорности, так как беспризорный несовершеннолетний не только находится без надзора родителей или законных представителей, но так же и не имеет места жительства или места пребывания.

В Толковом словаре Ушакова "беспризорный" означает "бездомный, никем не воспитываемый, живущий на улице". Словарь синонимов - "беспризорный - бездомный, безнадзорный, бесприютный, заброшенный".

Если безнадзорность несовершеннолетнего зачастую носит латентный, то есть скрытый характер, то беспризорность - это наиболее опасное социальное проявление безнадзорности, при котором происходит отрыв детей от семьи и прекращение связей с родителями и родственниками, утрата постоянного места жительства с проживанием в местах, не предназначенных для человеческого жилья (вокзалы, чердаки, подвалы, теплотрассы и т.д.), средства к существованию при этом добываются антиобщественными способами (воровство, попрошайничество и т.д.). Поскольку в одиночку беспризорный не сможет выжить и обеспечить себя средствами к существованию, то, как правило, организуются группы беспризорных, в которых существуют неформальные и, чаще всего, асоциальные законы.

Решение проблемы беспризорности на протяжении различных этапов истории нашей страны носило приоритетный и политический характер. Увеличение количества беспризорных детей было связано с революцией 1917 года, Гражданской войной, голодом, затем Великой Отечественной войной. В течение указанного исторического периода для решения проблемы беспризорности создавались Советы, комиссии, дома-интернаты, школы-коммуны и трудовые коммуны, школы-колонии и т.д., издавались нормативно-правовые акты. Так, в 1919 году был образован Государственный совет защиты детей во главе с А.В. Луначарским, 27 января 1921 года была создана Комиссия по улучшению жизни детей - "Деткомиссия ВЦИК" во главе с Феликсом Дзержинским. В 1926 году были утверждены Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР и Постановление ЦИК и СНК СССР "О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью". Во время Великой Отечественной войны и были приняты Постановления СНК СССР "Об устройстве детей, оставшихся без родителей" от 23 января 1942 года и "Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством" от 15 июня 1943 года, а после окончания войны - Постановление Совета Министров СССР "О мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР" от 8 апреля 1952 года.

Распад Союза ССР и изменение в связи с этим политической и социально-экономической ситуации в начале 90-х годов также стали причиной всплеска беспризорности. В настоящее время основными причинами беспризорности являются экономический кризис, рост безработицы, низкий жизненный и культурный уровень основной массы населения страны. Также причинами являются пьянство родителей и, как следствие этого, конфликтная обстановка в семьях, жестокое обращение с детьми. Немаловажную роль в проблеме беспризорности играет криминализация общества, а также нелегальная миграция в Россию из бывших Союзных республик.

Следствием беспризорности являются такие тяжелые социальные последствия, как подростковый алкоголизм и наркомания, рост преступлений, совершенных несовершеннолетними, коммерческая и криминальная эксплуатация подростков и т.д.

3. Нахождение несовершеннолетнего в социально опасном положении в соответствии с комментируемой статьей означает, что он вследствие безнадзорности или беспризорности находится в условиях, представляющих опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающих требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. Под условиями, представляющими опасность для жизни и здоровья, понимается такая обстановка и жизненное окружение несовершеннолетнего, которая реально может оказать вредное воздействие на его здоровье и представлять опасность для жизни. Такой обстановкой может являться наличие родителей, злоупотребляющих спиртными напитками, проявляющими агрессию по отношению к ребенку, а также употребляющих наркотические средства и ведущие антиобщественный образ жизни.

Условиями, не отвечающими требованиям к воспитанию и содержанию несовершеннолетнего, являются, к примеру, обстановка антисанитарии в месте проживания, отсутствие какого-либо контроля со стороны родителей, отсутствие в доме продуктов питания и т.д.

Совершение несовершеннолетним правонарушений или антиобщественных действий также говорит о том, что он находится в социально-опасном положении. Правонарушение - нарушение установленных законодательством норм права. Ответственность за административные правонарушения предусмотрена КоАП РФ. Так, ст. 20.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за появление несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в состоянии опьянения на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трехсот до пятисот рублей.

Правонарушение, предусмотренное Уголовным кодексом РФ, является преступлением и влечет за собой уголовную ответственность.

Понятие антиобщественных действий определено в комментируемой статье как действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц. Некоторые виды антиобщественных действий предусмотрены нормами административного законодательства, и если несовершеннолетний к моменту совершения антиобщественного действия достиг возраста, с которого наступает административная ответственность, то совершенное антиобщественное действие будет являться правонарушением.

Систематическое употребление наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ означает употребление веществ и средств, предусмотренных Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации", а также Списком одурманивающих веществ, утвержденным Постоянным комитетом по контролю наркотиков 9 октября 1996 г.

В соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино, в том числе натуральное вино. Спиртосодержащая продукция - это пищевая или непищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Пиво и продукты, изготавливаемые на его основе в соответствии с комментируемой статьей определены как спиртосодержащая продукция с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.

Систематичность употребления наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции означает, что данные действия совершаются многократно и к их совершению несовершеннолетний уже имеет влечение.

Занятие бродяжничеством предполагает постоянное перемещение, скитание несовершеннолетнего из одной местности в другую либо в пределах одной местности без постоянного места жительства с нахождением в местах, не приспособленных для жилья. При этом средства к существованию добываются случайными заработками, совершением краж и попрошайничеством. Под попрошайничеством понимается постоянное, зачастую назойливое, выпрашивание у посторонних лиц денег, продуктов питания, спиртных напитков, одежды, других предметов. По ранее действующему уголовному законодательству занятие бродяжничеством и попрошайничеством являлось преступлением и было предусмотрено ст. 209 УК РСФСР, однако в действующем УК РФ аналогичная статья отсутствует, поэтому занятие бродяжничеством и попрошайничеством является антиобщественным действиям.

Под занятием проституцией понимается вступление в половую связь за материальное вознаграждение, однако систематическим оно будет только в случае, когда занятие проституцией является основным или дополнительным, но постоянным источником дохода и средств к существованию. За занятие проституцией предусмотрена административная ответственность по ст. 6.11 КоАП ПФ. Субъектом данного правонарушения является лицо, достигшее 16-летнего возраста. Занятие же проституцией лицом, не достигшим 16-ти лет, является антиобщественным деянием.

4. С понятием несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, тесно связано понятие семьи, находящейся в социально опасном положении, то есть семьи, имеющей детей, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Как мы видим из данного определения, семья, находящаяся в социально опасном положении, характеризуется следующими условиями. Во-первых, в семье имеются дети, находящиеся в социально опасном положении, следовательно, если в благополучной семье имеется несовершеннолетий, находящийся в социально опасном положении, к примеру совершающий правонарушения или антиобщественные действия, то и семья будет считаться находящейся в социально опасном положении. Во-вторых, в семье родители несовершеннолетних детей или законные представители не исполняют своих родительских или возложенных законом обязанностей, в-третьих, родители несовершеннолетних или их законные представители оказывают отрицательное влияние на несовершеннолетних, и, в-четвертых, родители или незаконные представители жестоко обращаются с несовершеннолетними.

Кризис современного общества не может не отражаться на семье как основной социальной единице общества, и наоборот, проблемы семьи становятся социальной проблемой и влияют на социальную жизнь общества.

Среди семей, находящихся в социально опасном положении, наиболее часто встречаются неполные семьи, а также семьи, в которых есть оба родителя, но они не уделяют достаточное внимание семье и воспитанию детей. Также семья может оказаться в социально опасной ситуации, когда родители находятся на стадии развода, в особенности, если в данной семье единственный ребенок, а также, если в семье недавно умер один из родителей.

Вместе с тем социологи выделяют три аспекта понимания термина "семья, находящаяся в социально опасном положении". Это, во-первых, медицинский аспект - наблюдается в семьях, в которых у членов семьи имеются медико-биологические отклонения, заболевания, препятствующие нормальному функционированию семьи. Во-вторых, это социально-административный аспект, при котором условия и уровень жизни семьи являются малопригодными или непригодными для проживания и развития; И, в-третьих, это психолого-педагогический аспект, при котором нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.

Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и проведение с ними определенной работы по оздоровлению семьи представляет собой целостный комплекс деятельности различных органов и служб. Для достижения положительного результата очень важно как можно раннее выявление указанных семей и проведение с ними индивидуальной профилактической работы.

Под индивидуальной профилактической работой понимается деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. Индивидуальная профилактическая работа, как правило, проводится в несколько стадий или этапов. Первый этап является организационным, в процессе которого проводится оценка социального состояния семьи, выявляются существующие в семье проблемы и определяется степень вмешательства. На данном этапе изучается окружение семьи, взаимоотношения между членами семьи, выясняется, что явилось причиной возникновения проблемы. Второй этап - функциональный, в ходе которого должны быть приняты действенные меры для социального оздоровления. Это могут быть действия, направленные на трудоустройство родителей, помощь в оформлении социальных пособий, организация лечения от алкоголизма, наркомании, временное помещение несовершеннолетнего в специализированное учреждение и т.д. Третий этап является контрольным, на котором подводятся итоги проведенной работы и исследуются ее результаты.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону от 25. 12. 2008 n 273-фз
Фз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федеральному закону от 25. 07. 2002 n 114-фз "О противодействии...

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону
Алексеев В. И. канд юрид наук, ст науч сотрудник ст ст. 12, 23 26, 34, 35, 42 (в соавторстве с А. В. Бриллиантовым)

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону
Борисов Александр Николаевич, юрист, специалист по налоговому праву, экономист, финансист

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону
Смолина Лариса Викторовна, юрист юридической консультации ООО "Юридическая помощь"

Комментарий к федеральному закону iconНазвание документа
Комментарий к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (10-е изд., испр и доп.)

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 года n 323-фз...

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-фз "О некоммерческих организациях"
Статья Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

Комментарий к федеральному закону iconСтатья Сфера применения настоящего Федерального закона
Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-фз о порядке рассмотрения обращений граждан рреклама

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону от 10 января 2002 Г
Авторы Комментария известные ученые-экологи и практики, имеющие большой опыт преподавательской работы

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону
Ласкина Н. В. кандидат юридических наук, начальник юридического отдела Саратовского государственного социально-экономического университета,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск