Автономная некоммерческая организация
высшего образования
«Институт социальных наук»
ЭКОНОМИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА
Учебное пособие для бакалавров
по направлению подготовки 38.03.04.62 " Государственное и муниципальное управление"
ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА
Практикум Москва, 2016 В практикум включены задачи, упражнения, аналитические задания, тестовые задания, кейсы для работы на семинарских занятиях, а также для самостоятельной подготовки студентов к контрольной работе и экзаменам по дисциплинам «Экономика общественного сектора», «Микроэкономика». Материалы практикума показывают разнообразные сферы приложения инструментов государственных финансов и экономической политики.
Для студентов, осваивающих дисциплины экономического профиля.
Бианкина А.О. ,Орехов В.И., Орехова Т.Р. Экономика государственного и муниципального сектора. Практикум по направлению подготовки 38.03.04.62 Государственное и муниципальное управление Учебное пособие для бакалавров. – ИСН, 2016 г. -96 с.
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие 4
Тема 1. Теория и методология экономики общественного сектора 8
Тема 2. Экономическая теория благосостояния 12
Тема 3. Теория внешних эффектов и государственное регулирование 19
Тема 4. Общественные блага. Роль государства в обеспечении
предложения общественных благ 29
Тема 5. Теория коллективных решений 37
Тема 6. Доходы государства 44
Тема 7. Налогообложение как инструмент микроэкономической
политики государства 48
Тема 8. Расходы государства 54
Тема 9. Бюджетный федерализм: модели функционирования 58
Кейсы (Case-study) 63
Тестовые задания для самопроверки 70
Список рекомендуемой литературы 77
Приложение 1. Договор об оказании услуг системы
спутникового телевидения «НТВ-Плюс» (для юридических лиц
без права публичного показа) 79
Приложение 2. Из договора об оказании услуг системы спутникового
телевидения «НТВ-Плюс» (для физических лиц) 86
Приложение 3. Федеральный закон об ограничении курения табака 88
Приложение 4. Барак Обама выиграл еще одни президентские выборы 92 3
ПРЕДИСЛОВИЕ Экономика общественного сектора — прикладная наука (в плане использования инструментов микроэкономического анализа), нацеленная на изучение содержания и основных направлений экономической деятельности государства, а также на анализ последствий вмешательства государства в экономику.
Дисциплина «Экономика общественного сектора» является базовой дисциплиной блока общепрофессиональной подготовки для студентов, обучающихся по направлению 080100 «Экономика». Успешное изучение экономики общественного сектора предполагает использование разнообразных обучающих технологий: построение теоретических моделей, проиллюстрированных соответствующими примерами из отечественной и зарубежной практики; обсуждение теоретических проблем, их применение к реальным практическим ситуациям; решение задач и рассмотрение кейсов. Значительное место занимает выполнение задач различного уровня сложности — от типовых вычислительных до сложных теоретических, требующих уверенного владения микроэкономическим аппаратом.
Реализация компетентностного подхода в обучении предусматривает широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий (дискуссии, разбор конкретных экономических ситуаций, решение кейсов — case-study, решение практических ситуационных задач) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Для углубления и контроля знаний студентов предусматривается выполнение домашних заданий, написание эссе и проведение контрольной работы.
Основная установка при составлении заданий практикума — показать разнообразные сферы приложения инструментов 4
государственных финансов и экономической политики. Это микроэкономические эффекты государственного воздействия на рыночные процессы, экономика взаимодействия государства со структурами гражданского общества и частно-государственное партнерство, вопросы экономического федерализма. Приоритет отдается не только усвоению моделей или фактического материала как таковых, но и выработке способности проецировать понятия и инструменты экономики общественного сектора на реалии социально-экономической политики и государственного управления. Отраслевая проблематика рассматривается выборочно, на актуальных примерах, иллюстрирующих применимость тех или иных подходов.
Основная задача преподавателя, использующего практикум при работе со студентами, заключается в том, чтобы показать студентам, каким образом те или иные теоретические положения экономики общественного сектора находят свое отражение в экономической практике и реальных научных исследованиях, а также какие экономические выводы следуют из формальных моделей.
Практикум включает в себя задачи, упражнения, аналитические задания, тестовые задания, сгруппированные по темам. Темы сформулированы так, чтобы студент в ходе подготовки осуществил сбор фактического материала по какой-либо прикладной проблеме общественного сектора, иллюстрирующей теоретические положения экономики общественного сектора, и привел пример применения теоретических моделей к решению прикладных задач.
Процесс освоения экономических знаний опирается на задач- ную технологию, технологии решения задач, моделирования экономических ситуаций, рефлексивные технологии, что формирует у студентов способность самостоятельно ставить профессиональные цели, планировать, прогнозировать и решать профессиональные задачи. Это обусловило выбор определенных видов заданий практикума: задачи, упражнения, аналитические задания, эссе, кейсы.
Задачи предполагают математическое решение с использованием аналитического и графического представлений. 5
Упражнения предполагают постановку таких вопросов, которые требует развития дискуссии, то есть всестороннего коллективного обсуждения поставленной проблемы или сопоставление информаций, моделей, предложений. Студенты предлагают свои аргументы в защиту или опровержения поставленной идеи.
Аналитические задания предусматривают разбор различных экономических ситуаций с целью пояснения какого- либо сложного явления, проведение критического анализа ранее принятых решений.
Эссе — сочинение небольшого объема по конкретному вопросу, которое не претендует на исчерпывающую трактовку предмета. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Написание эссе позволяет научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные экономические модели, категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, самостоятельно проведенный анализ этой проблемы, экономическую модель (в аналитической или графической форме), выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Под кейсом понимается текст, который описывает ситуацию, имеющую место в реальности, а также выдержки из нормативных документов (законов, кодексов и т. п.). Цель кейса — охарактеризовать практическую ситуацию (положения закона) с помощью экономической модели.
Некоторые задачи практикума были составлены на основе материалов из следующих изданий:
Бусыгин В. П. Микроэкономика — третий уровень / В. П. Бусыгин, Е. В. Желободько, А. А. Цыплаков. Новосибирск : СО РАН, 2003. — Тема 3, № 7, 8; тема 4, № 3.
Бьюкенен Дж. Сочинения. Конституция экономической политики. Расчет согласия. Границы свободы. Т. 1. М. : «Таурус Альфа», 6
1997. (Серия «Нобелевские лауреаты по экономике».) — Тема 5, № 1.
Вэриан Х. Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход / Х. Р. Вэриан. М. : ЮНИТИ, 1997. — Тема 4, № 4.
Нуреев Р. М. Теория общественного выбора : курс лекций / Р. М. Нуреев. М. : ГУ ВШЭ, 2005. — Тема 5, № 4.
Пиндайк Р., Рубинфельд ^Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. М. : Дело, 2000. — Тема 3, № 4; тема 7, № 3, 4.
Стиглиц Дж. Э. Экономика государственного сектора / Дж. Э. Стиглиц. М. : МГУ, 1997. — Тема 2, № 6.
Rubinfeld D. The Economic of The Local Public Sector / D. Rubin- feld // Handbook of Public Economics. 1987. Ch. 11. — Тема 3, № 9, 10, 12; тема 4, № 2; тема 9, № 1.
Тема 1
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА Основные понятия
Государство как экономический агент. Анархия и общественный контроль. Право принуждения.
Общественный и государственный сектор. Масштабы общественного сектора. Показатели государственного сектора в экономике, их достоинства и недостатки. Гипотезы перманентного роста общественных расходов (доли государства в экономике) в ХХ в. Закон Вагнера. Эффект Баумоля, фискальная иллюзия.
Концепция «фиаско рынка». Типы и причины «фиаско рынка». Фундаментальные вопросы экономического выбора. Парето-оптимальное состояние. Парето-улучшение. Равновесие с трансфертами.
Задачи
Покажите в ящике Эджуорта, как выглядит область оптимальных распределений в экономике обмена для случаев:
а) предпочтения агентов (А и В) одинаковые и имеют вид: U' = z1 + z2 , где i = A, B;
б) предпочтения агентов (А и В) одинаковые и имеют вид: Ui = min{cz1, dz2}, где i = A, B;
в) функции полезностей индивидов А и В имеют вид:
UA = z1 + z2, UB = min{cz1, dz2}.
Экономика характеризуется следующими параметрами: два товара х и у; \MRTxy\ = 5, \MRSxy\ = 4. Докажите, что эта ситуация не соответствует условиям Парето-оптимального состояния и укажите направления Парето-улучшения. Покажите это на графике.
8
Рассмотрите каждый график (а)-(г), на которых изображены кривые возможных полезностей и состояния экономики. Найдите те состояния, которые являются предпочтительными для экономики с точки зрения критерия Парето. Объясните, чем вызван сдвиг кривой возможных полезностей.
вг
В экономике имеются три потребителя, две фирмы, которые производят два товара. Все потребители одинаковые. Функция полезности первого потребителя имеет вид: U (x y1) = 4lnx1 + lnyr В определенном Парето-оптимальном состоянии (x*, y*) потребитель 1 формирует набор (8,10). Какими должны быть относительные цены на эти товары в экономике, чтобы обеспечивалось данное Парето-оптимальное состояние (x*, y*)?
Рассмотрите экономику обмена с двумя товарами и двумя потребителями. Первоначальные запасы заданы векторами: wA = (3,2) wB = (1,2). Можно ли следующее состояние (распределение) реализовать как равновесие с трансфертами: x A = 1, yA = 0, x B = 4 - xA, y B = 4 - yA? 9
6. Рассмотрите экономику обмена с двумя товарами и двумя потребителями. Первоначальные запасы заданы векторами: wA = (6,1) wB = (2,3). Можно ли следующее состояние (распределение) реализовать как равновесие с трансфертами: xA = 3, yA = 2,
x B = 6, yB = 2?
Упражнения
Определите, верны ли следующие утверждения:
Эффективность по Парето предполагает отсутствие Парето- улучшений.
Парето-оптимальное состояние — то состояние, для которого не существует Парето-улучшений.
Ядро принадлежит области Парето-оптимальных распределений. Обратное верно.
Точки Парето-диктата могут лежать в области Парето-улуч- шений.
Использование функций общественного благосостояния позволяет исключить точки Парето-диктата.
Эффективность в производстве означает, что нельзя увеличить выпуск одного блага без того, чтобы в результате не сократился выпуск другого блага.
Критерий Парето основан на суммировании благосостоя- ний всех членов общества какого-либо другого блага.
Аналитические задания и вопросы
Одна из формулировок закона Вагнера, сформулированного в начале ХХ в., звучит следующим образом: «С ростом среднедушевого дохода в экономике относительный размер общественного сектора также возрастает». Проиллюстрируйте этот закон на примере развития общественного сектора в развитых странах в ХХ в. Что лежит в основе закона? Действует ли он в настоящее время? Каковы, на ваш взгляд, тенденции развития общественного сектора в ближайшие десятилетия?
10
В развитых странах государственный сектор, измеренный по доле госрасходов в ВВП, превышает госсектор развивающихся стран. Согласны ли вы с этим высказыванием? Ответ обоснуйте.
Обоснуйте или опровергните утверждение: зависимость между экономическим развитием страны и размером общественного сектора имеет вид параболы, ветви которой направлены вниз.
|