Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 04. 62 " Государственное и муниципальное управление" экономика общественного сектора


НазваниеУчебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 04. 62 " Государственное и муниципальное управление" экономика общественного сектора
страница1/11
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Автономная некоммерческая организация

высшего образования

«Институт социальных наук»


ЭКОНОМИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА

Учебное пособие для бакалавров

по направлению подготовки 38.03.04.62 " Государственное и муниципальное управление"

ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА

Практикум

Москва, 2016

В практикум включены задачи, упражнения, аналитические задания, тестовые задания, кейсы для работы на семинарских занятиях, а также для самостоятельной подготовки студентов к контрольной работе и экзаменам по дисциплинам «Экономика общественного сектора», «Микроэкономика». Материалы практикума показывают разнообразные сферы приложения ин­струментов государственных финансов и экономической политики.

Для студентов, осваивающих дисциплины экономического профиля.



Бианкина А.О. ,Орехов В.И., Орехова Т.Р. Экономика государственного и муниципального сектора. Практикум по направлению подготовки 38.03.04.62 Государственное и муниципальное управление Учебное пособие для бакалавров. – ИСН, 2016 г. -96 с.


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 4

Тема 1. Теория и методология экономики общественного сектора 8

Тема 2. Экономическая теория благосостояния 12

Тема 3. Теория внешних эффектов и государственное регулирование 19

Тема 4. Общественные блага. Роль государства в обеспечении

предложения общественных благ 29

Тема 5. Теория коллективных решений 37

Тема 6. Доходы государства 44

Тема 7. Налогообложение как инструмент микроэкономической

политики государства 48

Тема 8. Расходы государства 54

Тема 9. Бюджетный федерализм: модели функционирования 58

Кейсы (Case-study) 63

Тестовые задания для самопроверки 70

Список рекомендуемой литературы 77

Приложение 1.
Договор об оказании услуг системы

спутникового телевидения «НТВ-Плюс» (для юридических лиц

без права публичного показа) 79

Приложение 2. Из договора об оказании услуг системы спутникового

телевидения «НТВ-Плюс» (для физических лиц) 86

Приложение 3. Федеральный закон об ограничении курения табака 88

Приложение 4. Барак Обама выиграл еще одни президентские выборы 92

3


ПРЕДИСЛОВИЕ

Экономика общественного сектора — прикладная наука (в плане использования инструментов микроэкономического ана­лиза), нацеленная на изучение содержания и основных направле­ний экономической деятельности государства, а также на анализ последствий вмешательства государства в экономику.

Дисциплина «Экономика общественного сектора» является базовой дисциплиной блока общепрофессиональной подготовки для студентов, обучающихся по направлению 080100 «Эконо­мика». Успешное изучение экономики общественного сектора предполагает использование разнообразных обучающих техноло­гий: построение теоретических моделей, проиллюстрированных соответствующими примерами из отечественной и зарубежной практики; обсуждение теоретических проблем, их применение к реальным практическим ситуациям; решение задач и рассмо­трение кейсов. Значительное место занимает выполнение задач различного уровня сложности — от типовых вычислительных до сложных теоретических, требующих уверенного владения микро­экономическим аппаратом.

Реализация компетентностного подхода в обучении предусма­тривает широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий (дискуссии, разбор конкретных экономиче­ских ситуаций, решение кейсов — case-study, решение практиче­ских ситуационных задач) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Для углубления и контроля знаний студентов предусматрива­ется выполнение домашних заданий, написание эссе и проведение контрольной работы.

Основная установка при составлении заданий практикума — показать разнообразные сферы приложения инструментов

4


государственных финансов и экономической политики. Это микроэкономические эффекты государственного воздействия на рыночные процессы, экономика взаимодействия государства со структурами гражданского общества и частно-государственное партнерство, вопросы экономического федерализма. Приоритет отдается не только усвоению моделей или фактического материала как таковых, но и выработке способности проецировать понятия и инструменты экономики общественного сектора на реалии соци­ально-экономической политики и государственного управления. Отраслевая проблематика рассматривается выборочно, на акту­альных примерах, иллюстрирующих применимость тех или иных подходов.

Основная задача преподавателя, использующего практикум при работе со студентами, заключается в том, чтобы показать сту­дентам, каким образом те или иные теоретические положения эко­номики общественного сектора находят свое отражение в эконо­мической практике и реальных научных исследованиях, а также какие экономические выводы следуют из формальных моделей.

Практикум включает в себя задачи, упражнения, аналитиче­ские задания, тестовые задания, сгруппированные по темам. Темы сформулированы так, чтобы студент в ходе подготовки осущест­вил сбор фактического материала по какой-либо прикладной про­блеме общественного сектора, иллюстрирующей теоретические положения экономики общественного сектора, и привел пример применения теоретических моделей к решению прикладных задач.

Процесс освоения экономических знаний опирается на задач- ную технологию, технологии решения задач, моделирования эко­номических ситуаций, рефлексивные технологии, что формирует у студентов способность самостоятельно ставить профессиональ­ные цели, планировать, прогнозировать и решать профессиональ­ные задачи. Это обусловило выбор определенных видов заданий практикума: задачи, упражнения, аналитические задания, эссе, кейсы.

Задачи предполагают математическое решение с использо­ванием аналитического и графического представлений.

5


Упражнения предполагают постановку таких вопросов, которые требует развития дискуссии, то есть всестороннего кол­лективного обсуждения поставленной проблемы или сопоставле­ние информаций, моделей, предложений. Студенты предлагают свои аргументы в защиту или опровержения поставленной идеи.

Аналитические задания предусматривают разбор различных экономических ситуаций с целью пояснения какого- либо сложного явления, проведение критического анализа ранее принятых решений.

Эссе — сочинение небольшого объема по конкретному вопросу, которое не претендует на исчерпывающую трактовку предмета. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Написание эссе позволяет научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использо­вать основные экономические модели, категории анализа, выде­лять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, самостоятельно прове­денный анализ этой проблемы, экономическую модель (в аналити­ческой или графической форме), выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Под кейсом понимается текст, который описывает ситу­ацию, имеющую место в реальности, а также выдержки из нор­мативных документов (законов, кодексов и т. п.). Цель кейса — охарактеризовать практическую ситуацию (положения закона) с помощью экономической модели.

Некоторые задачи практикума были составлены на основе материалов из следующих изданий:

Бусыгин В. П.
Микроэкономика — третий уровень / В. П. Бусыгин, Е. В. Желободько, А. А. Цыплаков. Новосибирск : СО РАН, 2003. — Тема 3, № 7, 8; тема 4, № 3.

Бьюкенен Дж. Сочинения. Конституция экономической политики. Расчет согласия. Границы свободы. Т. 1. М. : «Таурус Альфа»,

6


1997. (Серия «Нобелевские лауреаты по экономике».) — Тема 5, № 1.

Вэриан Х. Р.
Микроэкономика. Промежуточный уровень. Совре­менный подход / Х. Р. Вэриан. М. : ЮНИТИ, 1997. — Тема 4, № 4.

Нуреев Р. М. Теория общественного выбора : курс лекций / Р. М. Нуреев. М. : ГУ ВШЭ, 2005. — Тема 5, № 4.

Пиндайк Р., Рубинфельд ^Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. М. : Дело, 2000. — Тема 3, № 4; тема 7, № 3, 4.

Стиглиц Дж. Э. Экономика государственного сектора / Дж. Э. Стиг­лиц. М. : МГУ, 1997. — Тема 2, № 6.

Rubinfeld D. The Economic of The Local Public Sector / D. Rubin- feld // Handbook of Public Economics. 1987. Ch. 11. — Тема 3, № 9, 10, 12; тема 4, № 2; тема 9, № 1.




Тема 1

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА

Основные понятия

Государство как экономический агент. Анархия и обществен­ный контроль. Право принуждения.

Общественный и государственный сектор. Масштабы обще­ственного сектора. Показатели государственного сектора в эконо­мике, их достоинства и недостатки. Гипотезы перманентного роста общественных расходов (доли государства в экономике) в ХХ в. Закон Вагнера. Эффект Баумоля, фискальная иллюзия.

Концепция «фиаско рынка». Типы и причины «фиаско рынка». Фундаментальные вопросы экономического выбора. Парето-оптимальное состояние. Парето-улучшение. Равновесие с трансфертами.

Задачи

  1. Покажите в ящике Эджуорта, как выглядит область опти­мальных распределений в экономике обмена для случаев:

а) предпочтения агентов (А и В)
одинаковые и имеют вид: U' = z1 + z2 , где i = A, B;

б) предпочтения агентов и В) одинаковые и имеют вид: Ui = min{cz1, dz2}, где i = A, B;

в) функции полезностей индивидов А и В имеют вид:

UA = z1 + z2, UB = min{cz1, dz2}.

  1. Экономика характеризуется следующими параметрами: два товара х и у; \MRTxy\ = 5, \MRSxy\ = 4. Докажите, что эта ситуация не соответствует условиям Парето-оптимального состояния и ука­жите направления Парето-улучшения. Покажите это на графике.

8


  1. Рассмотрите каждый график (а)-(г), на которых изобра­жены кривые возможных полезностей и состояния экономики. Найдите те состояния, которые являются предпочтительными для экономики с точки зрения критерия Парето. Объясните, чем выз­ван сдвиг кривой возможных полезностей.









вг

  1. В экономике имеются три потребителя, две фирмы, которые производят два товара. Все потребители одинаковые. Функция полезности первого потребителя имеет вид: U(x y1) = 4lnx1 + lnyr В определенном Парето-оптимальном состоянии (x*, y*) потреби­тель 1 формирует набор (8,10). Какими должны быть относитель­ные цены на эти товары в экономике, чтобы обеспечивалось дан­ное Парето-оптимальное состояние (x*, y*)?

  2. Рассмотрите экономику обмена с двумя товарами и двумя потребителями. Первоначальные запасы заданы векторами: wA = (3,2) wB = (1,2). Можно ли следующее состояние (распреде­ление) реализовать как равновесие с трансфертами: x A = 1, yA = 0, x B = 4 - xA, y B = 4 - yA?

9


6. Рассмотрите экономику обмена с двумя товарами и двумя потребителями. Первоначальные запасы заданы векторами: w
A = (6,1) wB = (2,3). Можно ли следующее состояние (распреде­ление) реализовать как равновесие с трансфертами: xA = 3, yA = 2,

x B = 6, yB = 2?

Упражнения

Определите, верны ли следующие утверждения:

  1. Эффективность по Парето предполагает отсутствие Парето- улучшений.

  2. Парето-оптимальное состояние — то состояние, для кото­рого не существует Парето-улучшений.

  3. Ядро принадлежит области Парето-оптимальных распреде­лений. Обратное верно.

  4. Точки Парето-диктата могут лежать в области Парето-улуч- шений.

  5. Использование функций общественного благосостояния позволяет исключить точки Парето-диктата.

  6. Эффективность в производстве означает, что нельзя увели­чить выпуск одного блага без того, чтобы в результате не сократился выпуск другого блага.

  7. Критерий Парето основан на суммировании благосостоя- ний всех членов общества какого-либо другого блага.

Аналитические задания и вопросы

  1. Одна из формулировок закона Вагнера, сформулированного в начале ХХ в., звучит следующим образом: «С ростом среднеду­шевого дохода в экономике относительный размер общественного сектора также возрастает». Проиллюстрируйте этот закон на при­мере развития общественного сектора в развитых странах в ХХ в. Что лежит в основе закона? Действует ли он в настоящее время? Каковы, на ваш взгляд, тенденции развития общественного сек­тора в ближайшие десятилетия?

10


  1. В развитых странах государственный сектор, измеренный по доле госрасходов в ВВП, превышает госсектор развивающихся стран. Согласны ли вы с этим высказыванием? Ответ обоснуйте.

  2. Обоснуйте или опровергните утверждение: зависимость между экономическим развитием страны и размером обществен­ного сектора имеет вид параболы, ветви которой направлены вниз.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 04. 62 \" Государственное и муниципальное управление\" экономика общественного сектора iconУчебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03....
Бианкина А. О.,Орехов В. И., Орехова Т. Р. Аудит качества по направлению подготовки 38. 03. 04. 62 Государственное и муниципальное...

Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 04. 62 \" Государственное и муниципальное управление\" экономика общественного сектора iconУчебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03....
Бианкина А. О, Казенков О. Ю., Орехов В. И., Орехова Т. Р., Яковлев С. С. Маркетинг территорий по направлению подготовки 38. 03....

Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 04. 62 \" Государственное и муниципальное управление\" экономика общественного сектора iconУчебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 01. 62 " Экономика"
Бианкина О. А., Казенков О. Ю., Орехов В. И., Орехова Т. Р., Яковлев С. С. Страхование по направлению подготовки 38. 03. 01. 62 Экономика...

Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 04. 62 \" Государственное и муниципальное управление\" экономика общественного сектора iconУчебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03....
Бианкина А. О., Казенков О. Ю.,Орехов В. И., Орехова Т. Р., Яковлев С. С. Налоги и налоговая система РФ по направлению подготовки...

Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 04. 62 \" Государственное и муниципальное управление\" экономика общественного сектора iconУчебное пособие санкт-петербург 2016 ббк 65. 23 О 36 О36 Управление...
Управление затратами труда на предприятии. Для бакалавров по направлению «Управление государственными и частными предприятиями» всех...

Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 04. 62 \" Государственное и муниципальное управление\" экономика общественного сектора iconУчебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент»
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент», по профилю...

Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 04. 62 \" Государственное и муниципальное управление\" экономика общественного сектора iconПрограмма государственной итоговой аттестации по направлению подготовки...
Программа предназначена для студентов 6 курса, завершающих обучение по основной образовательной программе подготовки магистров по...

Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 04. 62 \" Государственное и муниципальное управление\" экономика общественного сектора iconМетодические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных...
Вкр предназначены для студентов-бакалавров Уральского института – филиала ранхиГС, обучающихся по направлению подготовки 081100....

Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 04. 62 \" Государственное и муниципальное управление\" экономика общественного сектора iconПрограмма преддипломной практики рабочая программа для бакалавров,...
Рабочая программа для бакалавров, обучающихся по направлению 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление»

Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 04. 62 \" Государственное и муниципальное управление\" экономика общественного сектора iconПрограмма производственной практики рабочая программа для бакалавров,...
Рабочая программа для бакалавров, обучающихся по направлению 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск