Скачать 0.59 Mb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _________________С.Г. Дембицкий "_____"__________________20___ г. Рабочая программа дисциплины КОМПЛЕКСНОН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» Профиль подготовки ЛОГОПЕДИЯ Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная, очно-заочная, заочная
Москва 2012 Составитель: Антипова Жанна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра логопедии НОУ ВПО МПСУ. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, приводятся вопросы для подготовки к зачету. Рецензент: Лямина И.П., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедры логопедии НОУ ВПО МПСУ. 1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи» являются дальнейшее совершенствование профессиональных практических умений и навыков по психолого-педагогическому изучению детей с различной речевой патологией. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи»» относится к дисциплинам вариативной части профессионального цикла. Представляя собой один из аспектов комплексного изучения отклонений в речевом развитии, «Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи» является основополагающей учебной дисциплиной в системе профессиональной подготовки учителей-логопедов. Теоретической базой курса являются знания и умения, полученные при прослушивании курсов лекций по предметам: «Логопедия», «Невропатология», «Клиника интеллектуальных нарушений», «Специальная психология», «Специальная педагогика», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психолингвистика». Курс «Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи» является основой для дальнейшего изучения следующих дисциплин: «Логопедия», «Логопедические технологии», «Организация логопедической работы в детских учреждениях». 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи». В результате освоения дисциплины «Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи» у студентов формируются следующие компетенции: - способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1); - способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); - способность анализировать социально-значимые процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2); - способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1) (компетенция формируется частично); - готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4); - способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5); - способностью к анализу результатов медико-психолого- педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6); - способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7); - готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8); - готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9); - способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12); - способность осуществлять работу по популяризации дефектологисеских знаний среди населения (ПК-14). По результатам изучения дисциплины «Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи» студенты должны: иметь представление - о внутрисистемных и межсистемных связях психолого-педагогической диагностики с дисциплинами медицинского цикла, психологии, нейропсихологии, психолингвистики, логопедии, специальной методики русского языка, психолого-педагогического консультирования и т.д.; - о группах речевой патологии: нарушения фонационного оформления речи и системные нарушения речи, соотношении клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации нарушений речи; - об анализе и определении первичных (речевых) и вторичных (неречевых) проявлений в структуре дефекта при разных видах тяжелой речевой патологии; о теоретическом обосновании дифференциальной диагностики тяжелых речевых нарушений - о методах функционального взаимодействия специалистов, участвующих в комплексном изучении детей с тяжелыми речевыми нарушениями (на примере работы консилиума, диагностического разбора, консультативного приема и т.д.); знать - предмет, объект, задачи и методы психолого-педагогической диагностики, причины и механизмы речевых расстройств с позиций клинико-физиологического и психолингвистического и других аспектов изучения; - основные дифференциально-диагностические признаки, характерные для тяжелых речевых нарушений и соответствующие определенному возрастному периоду психического развития, - содержание (этапы, цели, задачи) и организацию (процедура и условия проведения) психолого-педагогического обследования детей с тяжелыми речевыми нарушениями; - основы дифференциальной диагностики речевых нарушений с другими первично речевыми и первично неречевыми видами патологии. уметь - обследовать детей с различными формами тяжелой речевой патологии: определять форму, степень тяжести, анализировать состояние внешнего фонационного оформления речи и языковой системы ребенка с речевой патологией; - дифференцировать первично речевую патологию со сходными состояний (первично неречевыми нарушениями: умственная отсталость, ранний детский аутизм, нарушения слуха и др.); - определять и обосновывать стратегию коррекционной работы при разных видах тяжелой речевой патологии. 4. Структура и содержание дисциплины «Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов. Очная форма обучения (срок обучения - 4 года).
Заочная форма обучения (срок обучения - 5 лет).
Заочная форма обучения (срок обучения – 3,5 года) на базе СПО.
Заочная форма обучения (срок обучения – 3 года) на базе ВПО.
Очно-заочная (вечерняя) форма обучения (срок обучения – 3,5 года) на базе СПО.
Очно-заочная (вечерняя) форма обучения (срок обучения – 5 лет).
|
Е. П., Гаврикова Э. О., Марандина Е. Л. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Профиль подготовки Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями | ||
Характеристика развития детей 5- 6 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) | Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата | ||
Курс «Семейное воспитание детей с нарушениями речи» призван помочь будущим логопедам осознать социальную роль семьи, значимость ее... | Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи (ффн) и... | ||
Фгос впо по направлению подготовки 050700. 62 – Специальное (дефектологическое) образование, Утвержденным приказом Минобрнауки России... | |||
Рабочая программа учебной практики составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования... | «Технология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |