
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(ФГБОУВПО МГГУ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.В12. Логопедический практикум
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата
050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование»
Профиль «Логопедия» (код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием профиля (названия магистерской программы)
Составитель:
Онопа О.А..
Ст. преподаватель кафедры СПиСП
| Утверждено на заседании кафедры
СПиСП. ППИ
(протокол №1 от 09.09.13г.)
Переутверждено на заседании кафедры
СПиСП. ППИ
(протокол №14 от 23.06.14 г.) Зав. кафедрой
_______________ (Ю.А. Афонькина)
|
Структура рабочей программы дисциплины (модуля).
Аннотация к дисциплине.
Цель дисциплины: сформировать у обучающихся профессиональные компетенций в области технологий изучения детей на основании психолого-педагогических знаний о детях с отклонениями в развитии, в том числе о детях с дислалией, ринолалией, ринофонией, дизартрией, алалией, сложными дефектами (ДЦП).
. Её изучение способствует решению типовых задач профессиональной деятельности.
Содержание отражает научно-теоретические подходы, сложившиеся в отечественной и зарубежной коррекционной педагогике, к проблеме логопедической коррекции, раскрывает использование современных научно-обоснованных и наиболее адекватных приёмов, методов и средств обучения, применение современных педагогических технологий.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины, в соответствии с ФГОС ВО (ВПО):
ПК-6: Способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики.
ПК-7: Способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки её эффективности.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).
Заполнить таблицу
№ п/п
| Наименование темы (раздела)
| Кол-во часов на СРС
| Наименование учебно-методического обеспечения
| 1
| Логопедическое обследование, его предмет, объект, задачи.
Содержание обследования речи
| 9
|
Сформулировать и письменно оформить задачи логопедического обследования.
Выделить разделы обследования речи.
Определить содержание каждого раздела.
| 2
| Этапы обследования, их структурно-содержательная характеристика.
| 9
|
Выделить этапы обследования и дать им характеристику.
Проанализировать содержание альбомов логопедического обследования и методических рекомендаций к ним.
Составить по результатам анализа перечень заданий для обследования речи (в рамках различных разделов); подобрать речевой материал.
| 3
| Обследование звукопроизношения и фонематического восприятия.
| 9
| Практическая №4.
Составить протокол обследования звукопроизношения и фонематического восприятия; определить параметры оценки результатов обследования.
Провести логопедическое обследование ребёнка с нарушениями речи.
Провести анализ полученных данных и сформулировать выводы.
Заполнить речевую карту.
| 4
| Обследование интонационного восприятия и ритмоинтонационного оформления высказывания.
| 9
| Практическая № 5.
Составить протокол обследования отдельных компонентов интонации, интонационного восприятия и ритмоинтонационного оформления высказывания;
Определить параметры оценки результатов обследования.
Провести логопедическое обследование ребёнка с нарушением речи.
Проанализировать полученные данные и сформулировать выводы.
Заполнить речевые карты.
| 5
| Обследование словарного запаса и слоговой структуры слова.
| 10
| Практическая № 6.
Составить протокол обследования словарного запаса и слоговой структуры слова.
Определить параметры оценки результатов обследования.
Провести логопедическое обследование ребёнка с нарушениями речи.
Проанализировать полученные данные и сформулировать выводы.
Заполнить речевую карту.
| 6
| Обследование грамматического строя речи и словообразовательных способностей.
| 10
| Практическая №7.
Составить протокол обследования грамматического строя речи и словообразовательных способностей (уровни: морфологический, синтаксический, словообразовательный);
Определить параметры оценки результатов обследования.
Провести логопедическое обследование ребёнка с речевым нарушением.
Проанализировать полученные данные и сформулировать выводы.
Заполнить речевые карты.
| 7
| Обследование связной речи.
| 10
| Практическая № 8.
Составить протокол обследования связной речи.
Определить параметры оценки результатов обследования. Провести логопедическое обследование ребёнка с нарушением речи.
Проанализировать полученные данные и сформулировать выводы.
Заполнить речевую карту.
Составить речевое заключение.
|
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю):
Общие сведения
1.
| Кафедра
| СПиСП ППИ МГГУ
| 2.
| Направление подготовки
| Специальное дефектологическое образование
| 3.
| Дисциплина (модуль)
| Логопедический практикум
| 4.
| Тип заданий
| Контрольная работа
| 5.
| Количество этапов формирования компетенций (ДЕ, разделов, тем и т.д.)
| 7
|
Перечень компетенций
ПК-6: Способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики.
| ПК-7: Способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки её эффективности.
|
Критерии и показатели оценивания компетенций
Знания:
- принципы и современные концептуальные подходы, определяющие организацию, содержание, планирование и проведение логопедического обследования;
- лингвистические, психолингвистические, нейрофизиологические и другие критерии оценки материалов обследования;
- теоретические и практические основы формулирования выводов и составления заключений по результатам обследования.
| Умения:
- выделять направления обследования речи детей, обосновывать их актуальность, устанавливать специфику;
- определять содержание, задачи и организационные формы обследования:
- моделировать схемы обследования речи, разрабатывать протоколы проведения фрагментов обследования;
- проводить фрагменты обследования детей (артикуляционная моторика, звукопроизношение, грамматический строй речи).
| Навыки:
-обобщения результатов обследования, формулирования выводов констатирующего, диагностического, прогностического и коррекционно-методического характера;
- сопоставления полученных результатов обследования разных детей в рамках одних и тех же разделов обследования, установления индивидуальных особенностей состояния речи детей.
| Опыт деятельности: ведение протоколов обследования; анализа материалов, полученных в ходе обследования, оформления речевой карты по результатам анализа и обобщения материалов обследования
| |