«Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине для студентов 2 курса колледжа физической культуры»


Название«Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине для студентов 2 курса колледжа физической культуры»
страница1/12
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Федеральное государственное учреждение среднего профессионального образования

«Брянский колледж физической культуры»

«АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»»
«Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине для студентов 2 курса колледжа физической культуры»

Автор: преподаватель цикла общепрофессиональных дисциплин, заслуженный учитель РФ

Кондратенко Л.Т

Брянск 2011

Содержание

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания разработаны на основе учебного плана и программы для колледжей физической культуры. Цель методических указаний - оказать помощь студентам при самостоятель­ной работе над учебным материалом.

В каждом разделе настоящих указаний излагаются основные воп­росы, которые нужно изучить, даются рекомендации как это лучше сделать и на что обратить внимание. Для проверки усвоенного мате­риала предлагаются контрольные вопросы.

Приступая к самостоятельному изучению курса, вначале важно ознакомиться с содержанием того или иного раздела, потом детально изучить и законспектировать его, выписать термины. Рекомендуется также перерисовать в тетрадь рисунки и схемы. Все это облегчит усвоение материала.

Изучая строение и функции отельных систем организма, необходи­мо запомнить, что все они тесно связаны между собой, что организм человека является единым целым и все его функции управляются центральной нервной системой.


II. ОБЩИЕ ДАННЫЕ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА
По современной зоологической классификации человек - предста­витель типа хордовых, подтипа позвоночных, класса млекопитащих, подкласса плацеторных, отряда приматов, семейства людей, рода человека, вида разумный. Пройдя ряп этапов эволюции, человек приобрел

высокую биологическую структуру, свойственную

ныне живущим людям. Это произошло 50-100 тысяч лет назад. Отличительные свойства человека:

- способность производить орудия труда для сознательного воздействия на окружающий мир;

- прямохождение и соответветствующее ему положение внутренних органов, соответствующее вертикальному положению тела;

- высокая степень развития руки, позволяющая изготавливать орудия труда;

- членораздельная речь ;

- высокая степень развития головного мозга и его вместилища черепа;

- кожа, большая часть которой лишена волосяного покрова.

В основе строения, развития, жизнедеятельности всех мкогоклеточных организмов, а следовательно и человека, лежит клетка -струк­турная и функциональная единица всех живых организмов. В процессе длительного исторического развития многоклеточных организмов возникли целые группы клеток, имеющие сходное строение и выполняющие определенную функцию. Вместе с расположенным между этими клетками межклеточным веществом такие специализированные системы клеток подучили названния тканей. Из нескольких тканей, среди которых одна имеет функционально-ведущее значение, складываются органы. Органы, выполняющие единую функцию, имеющие общий план строения и развития, объединяется в систему органов. Все системы органов взаимосвязаны и составляют единый организм.

Выделяют следующие системы органов;

1. Система органов дыхания: в ее состав входит костная систе­ма, связочно-суставный аппарат, выполняющие функцию опоры и защиты организма от повреждения, мышечная система, осуществляющая передвижение тела и его частей.

2. Пищеварительная система, объединяющая органы, осуществляющие функцию пищеварения.

3. Дыхательная система, включающая органы дыхания, обеспечи­вающая обмен газов между организмом и окружающей средой.

4. Мочевая система, к которой относятся органы, осуществляющие выделение из организма конечных продуктов обмена.

5. Половая система, объединяющая органы размножения, служащая для сохранения вида. Мочевая и половая системы тесно связаны между собой по развитию и строению и составляют мочеполовую систему.

6. Сердечно-сосудистая система объединяет сердце, кровеносные и лимфатические сосуды, обеспечивающие крово и лимфообращение.

7. Система органов чувств, которая воспринимает раздражение из окружающей среды.

8. Система органов, желез внутренней секреции, осуществляющие химическую связь и регуляцию (гуморальную) всех процессов в организме.

9. Нервная система осуществляющая объединение всех органов и систем в целостный организм и связь с окружащей средой, играя ве­дущую роль в регуляции функций.

Тело человека рядом плоскостей может быть мысленно разделено на части. Сагиттальными плоскостями можно рассечь тело на правую и левую часть, причем срединная плоскость делит его на две равные половины. Другие, продольные плоскости - фронтальные (они параллельны плоскости лба и перпендикулярны сагиттальным) – делят тело на брюшную, или вентральную, и спинную, или дорсальную, половины. На­конец, третьи плоскости, перпендикулярные предыдущим, горизонталь­ные, или сегментальные, рассекают тело на поперечные отрезки - сег­менты.

Части поверхности, края органов, обращенные к срединной плос­кости, называют медиальными; обращенные в сторону от этой плоскости носит название латеральных. Положение органов, находящихся ближе к головному концу тела, называют краниальным, а расположенных ближе к хвостовому концу – каудальными.

На конечностях ближайшую к туловищу часть называют проксималь­ной, а удаленную от него - дистальной (например, дистальная часть кисти образована пальцами, а проксимальная - запястьем).

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТКАНЕЙ ОРГАНИЗМА
ТКАНЬ - это исторически сложившаяся процесса эволюции система клеточных и неклеточных форм живого вещества, которые имеют сходные черты в строении, происхождении и выполняют харак­терные для данной ткани функции. На протяжении всего периода своего существования тканевые структуры не остаются неизменными, они постоянно развиваются и изменяются. Различают следущие виды тка­ней: эпителиальные ткани, ткани внутренней среды, мышечные ткани и нервную ткань.

О какжой ткани нужно знать: 1. функции;

2. особенности строения и происхождения; 3. классификацию; 4. место расположения; 5. краткую характеристику всех разновидностей.

Эпителиальные ткани (покровные, пограничные). Клетки расположены пластами; межклеточного вещества между ними мало, от прилегающей ткани они отделены перепонкой (базальной мембраной). В связи с особенностями строения и формы клеток обо­собляются несколько разновидностей эпителиальных тканей (см. схему № 1).

Схема №1

Эпителиальные ткани

Покровный эпителий

Железистый эпителий

Однослойный

По количеству слоев клеток

По форме клеток

Плоский

Кубический

Многослойный

Цилиндрический

Мерцательный

Переходный


Сосудов в эпителиальной ткани нет, кровоснабжение ее осуществ­ляется через капилляры подлежащей соединительной ткани.

Ткани внутренней среды (соединительные ткани).

Соединительные ткани в отличие от эпителиальных характеризу­ются зкачительным равитием межклеточного вещества, наличием в нем коллагеновых и эластических волокон, которые придают ей проч­ность и эластичность. В зависимости от расположения структур и их физико-химических свойств различают ряд разновидностей соединительных тканей (см. схему №2).

Схема №2


Соединительные ткани

Опорно-трофические

Опорные

Эндотелий

Кровь, лимфа

Рыхлая, волокнистая соединительная ткань

Ретикулярная ткань

Плотная, волокнистая соединительная ткань

Костная ткань

Хрящевая ткань

Гиалиновый хрящ

Эластичный хрящ

Волокнистый хрящ


Соединительная ткань отличаеся от других тканей сильно развитым межклеточным веществом, сравнительно небольшим количесвтом клеток. Схему №2 перепешите в тетрадь.

Виды соединительной ткани отличаются друг от друга характрером межклеточного вещества. Кровь имеет жидкое межклеточное вещество, а кость очень плотная. С увеличением плотности межклеточного вещества, трофическая функция уменьшается, а опорная – возрастает.

Мышечная ткань. Из мышечной ткани построены скелетные мышцы, сердцке, мышцы внутренних органов, сосудов, протоков желез. Функции мышечной ткани связаны с ее основным свойством – сократимостью, которая обеспечивается наличием в саркоплазме специальных элементов – милофибрилл. Благодаяря сократимости мышечной ткани, осуществляется движение частей тела, перемещение его в пространстве, сокращение сердца, движение крови по сосудам и т.д. Из видов мышечной ткани следует рассмотреть гладкую мышечную ткань, поперечно-полосатую и сердечную. Гладкая мышечная ткань, располагающаяся в стенках внутренних органов, сосудов и протоков желез, состоит из отдельных мышечных клеток веретенообразной формы. Сокращение гладкой мышечной ткани происходит непроизвольно. Поперечно-полосатая мышечная ткань, образующая скелетные мышцы, построена из мышечных волокон (фимпласт), имеющих поперечную исчерченность. Необходимо по учебнику разобрать строение мышечного волокна (саркомер). Поперечно-полосатая мышечная ткань, в отличие от гладкой, сокращается произвольно. Сердечная мышечная ткань состоит из клеток – миокардиоцитов, имеющих поперкечную исчерченность, но соукращение этой ткани происходит нероизвольно. Схему по классификации мышечной ткани перепишите в тетрадь. Усвойте характерные особенности каждого вида мышечной ткани: схема №3.

Схема №3.


Мышечная ткань

Гладкая мышечная ткань

Мышечная ткань сердца

Поперечнополосатая (скелетная) мышечная ткань



Нервная ткань. Из этой ткани построена нервная система. Основной особенностью нервной ткани является ее воз­будимость и проводимость. Нервная ткань состоит из нервных кле­ток и нейроглии, которая выполняет опорную, трофическую, защит­ную и секреторную функции. Нервная клетка с отростками называет­ся нейроном, который является основной структурно-функциональной единицей нервной ткани. Надо разобрать строение тела нейрона, отростки (денприны и нейрит), а также оболочки, покрывающие их.

Запишите схему строения нервной ткани.

Схема №4

Нервная ткань

Нейроны

Нейроглия

Тело нейрона

Отростки

Макроглия

Микроглия

Цитоплазма

Ядро

Дендриты

Нейрит (аксон)

Оболочка (нейролемма)

Органеллы общего значения

Органеллы специального значения

Нейрофибриллы

Тигроидное вещество


В соответствующей главе учебника анатомии разберите все виды тканей, зарисуйте их в тетрадь с обозначением характерных для каждой из ник элементов. Схемы 1, 2, 4 перепишите в тетрадь.

Обобщая знания, полученные при изучении клеток и тканей, представьте строение организма. Клетки и неклеточные формы живо­го вещества образуют ткани. Из совокупности тканей образуются органы, имеющие определенную форму, строение и положение. Комп­лексы органов образуют системы (дыхательную, пищеварительную и др.), а системы органов - организм.

Контрольные вопросы:

1. Какие образования относятся к основным частям клетки?

2. Перечислите органеллы клеток и расскажите о выполняемых ими функциях.

3.Дайте характеристику эпителиальной ткани.

4. Какие виды соединительной ткани вы знаете?

5. Где находится рыхлай соединительная ткань и как она постороена?

6. Расскажите о строении хрящевой ткани.

7. Как построена костная ткань?

8. Перечислите виды мышечной ткани и дайте им характеристику.

9. Расскадите о строении нервной ткани.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.

Учебник анатомии, гл. 2, с. 35. (автор Гладышева А.А.)

2.1. Общая анатомия костей и их соединений.

Кости, соединяясь между собой, образуют скелет, который является твердой опорой нашего тела, защищает жизненно-важные органы (костный мозг, центральную нервную систему, сердце, легкие, органы малого таза и др.).

Кости, входящие в состав скелета, являются живыми рычагами и вместе с прикрепляющимися к ним мышцами образуют единый в функциональном отношении аппарат движения (локомоторная функция). Кроме того, благодаря наличию между костями хрящей, свя­зок и особенностям суставов, скелет выполняет рессорную функцию (смягчает толчки и сотрясения), обменную (участие в солевом обмене) и кроветворную (участие в образовании форменных элементов крови за счет красного костного мозга).

Необходимо последовательно изучать химический состав кос­тей, их форму, строение, рост и развитие, а также их изменения в связи с возрастом и физическими нагрузками.

Необходимо усвоить, что кость построена в основном из костной ткани, но, кроме того, содержит плотную соединительную ткань (из нее состоит надкостница), артерии, капилляры, вены, лимфатические сосуды, нервы, прноникающие в кость из надкостницы. Изучая химический состав, следует оьратить внимание на соотношение органических и неорганических веществ в костях (1/3 и 2/3), изменения его с возрастом и при занятиях спортом, что очень важно учитывать преподавателю при работе с различными возрастными контенгентами.

По своей форме кости делятся на длинные (трубчатае), короткие, плоские и смешанные. В длинной трубчатой кости надо уметь показать среднюю часть - тело кости (диафиз) и концы (эпифизы) - проксимальный (расположенный ближе к туловищу) и дистальный (расположенный дальше от туловища).

Следует обратить внимание на то, что расположение костей в скелете человека связано с выполняемой функцией. Длинные кос­ти находятся в основном на конечностях, где они, как твердые рычаги, к которым прикладывается мышечная сила, обеспечивают значительную амплитуду движения. Плоские кости образуют стенки полостей для защиты расположенных там органов (кости черепа, таза, грудной клетки). Короткие кости расположены там, где необходимы большая прочность, смягчение толчков и сотрясений с сохранением достаточной подвижности (позвоночный столб, стопа).

Некоторые кости скелета для облегчения веса (отдельные кости черепа) имеют внутри полости, заполненные воздухом. Эти кости называются пневматическими. Есть такие кости, находящиеся в сухожилиях мышц и увеличивающие их силу – сесамовидные кости.

Рассматривая строение кости на препарате или рисунке, нужно запомнить, что снаружи кость покрыта надкостницей, под ней расположен компактный слой, а далее – трубчатый.

Надкостница покрывает кость со всех сторон, за исклбючением суставных поверхностей, выполняя защитную .питательную и костеобразовательную функции. Компактный слой больше развит в теле губчатых костей, имеющих костно-мозговую полость, а губчатое вещество – в плоских коротких костях и эпифизах трубчатых костей. Между перекладинами губчатого вещества находится красный костный мозг, выполняющие кроветворную функцию, а костно-мозговая полость заполнена желтым костным мозгом.

При изучении рназвития и роста костей необходимо отметить, какие кости скелета проходят три стадии развития (перепончатую, хрящевую и костую), какие кости проходят только 2 стадии (перепончатую – мягкий скелет - и костную). Рости кости в длину происходит в основном за счет эпифизарных хрящей, находящихся между диафизом и эпифизами, а в толщину – за счет надкостницы. Для решения вопросов ранней специализации, установлении объема и интенсивности тренировочных нагрузок преподаватель должен знать последовательность и сроки окостенения костей.

Схема №5

Соединение костей

Непрерывные

Полупрерывные (симфизы)

Прерывные (суставы)

Фибриозные (синдесмозы)

Костные (синостозы)







Швы связки перепонки










Хрящевые (синхондрозы)







По характеру ткани

Волокнистые

эластичные

Временные

постоянные

По времени нахождения в организме








Прежде всего необходимо четко усвоить, что все соединения костей разделяются на непрерывные, полупрерывные и прерывные. Непрерывные соединения характеризуются тем, что между соединяющимися костями нет перерыва (полости), а имеется прослойка одного из ви­дов тканей – фиброзной, хрящевой,костной и мышечной ; полупрерывные- тем,что в хряще,соединяющим кости, находится наибольшая полость с жидкостью. Прерывные соединения, или суставы характери­зуются тем,что между соединяющимися костями имеется цель - сус­тавная полость.

Каждый сустав характеризуется тремя основными признаками: наличием суставной полости межлу костями, наличием суставной сум­ки и суставных поверхностей костей. Это основные элементы сустава. Суставная полость заполнена небольшим количеством синовиальной жидкости, суставная сумка имеет два слоя – наружный (плотный) и внутренний (синовиальный, вырабатывающий синовиальную жидкость), суставные поверхности различны по форме и покрыты хрящом, Необ­ходимо зарисовать в тетрадь схему строения сустава (стр 43, рис. 18), а на анатомических препаратах рассмотреть его компоненты.

Вспомогательные аппараты суставов: связки, диски, миниски, суставные губы, синавиальные складки, ворсины и др. следует рассмотреть в функциональном аспекте, а также обратить внимание на факторы укрепляющие суставы.

Схема №6

Суставы (строение)

Основные компоненты

Вспомогательные аппараты

Суставная капсула

Суставные поверхности костей(покрыты хрящом)

Связки (направляют или тормозят движение)

Фибриозный слой содержит капсулы и нервы

Синовиальный слой (вырабатывает синовинальную жидкость)

Суставная полость (содержит синовиальную жидкость)

Суставные губы, диски, мениски (изменяют характер движенй в суставах, амортизаторы)


Внимательно изучите схему классификации суставов. Разберите возможные движения в суставах. При этом важно четко предствалять вокруг каких осей вращения эти движения происходят. Видимых осей вращения в суставах нет. Осью вращения называется линия, мыслимо проводимая, через центор суставов, вокруг которой одна кость движентся относительно другой. Движение в суставе происходит всегда перпендикулярно оси вращения. Различают три основные взаимноперпендикулярные оси вращения – поперечную, передне-заднюю и вертикальную Вокруг поперечной оси в суставах конечностей происходит сгибание и разгибание, в соединении позвоночника - наклоны вперед и назад.

Схема № 7

Классификация суставов

Прерывные (синовиальные или суставы)

По числу соединяющихся костей

По форме суставных поверхностей

Простые

Сложные

Шаровидные

Трехосные

По числу осей вращения

Яйцевидные

Двухостные

Седловидные

Одноостные

Блоковыдные

Целиндрические

Плоские (не имеют осей вращения, возможно лишь скольжение одной кости по отношению к другой)


Кости и их соединения чрезвычайно пластичны и могут изменяться под влиянием возраста, профессии, занятий физическими упраж­нениями и т.д. Факторы, оказывающие влияние иа пассивный двигательный аппарат, можно разделить на внутренние (наследственность, состояние нервной системы, органов внутренней секреции и т.д.) и внешнее (условия жизни, профессия, занятия спортом и т.п.). Возрастные особенности в изменении костей касаются их внешней формы, внутреннего строения, роста и развития. Вместе с этим надо изучить и возрастные изменения соединения костей. Нельзя забывать о том, что большое внимание на формирование костей оказывают сила тяжести и тяга мышц. Кости нижнего отдела тела человека толще, массивнее, чем кости верхнего отдела. Выступы, ямки, гребни, бу -горки на костях образуются в зависимости от характера прикрепле­ния мышц к костям. Чем сильнее развиты мышцы, тем лучше выражены

на костях эти образования.

Под влиянием занятий спортом изменяется не только внешняя форма, но и внутреннее строение костей, изменяется компактный и губчатый слои и костномозговая полость. Надкостница утолщается, компактное вещество кости не только утолщается, но и перестраива­ется, например, увеличивается количество остеонов. Если нагрузка распределяется равномерно на правую и левую половину тела, то и изменения в костях носят симметричный характер. При неодинаковой нагрузке сильнее изменяется более нагруженная кость. Компактный слой кости толще с той стороны, где больше нагрузка. Губчатое ве­щество становится крупноячеистым, костные перекладины могут изме­нять свое расположение соответственно направлению силы тяжести и тяги мышц, костномозговая полость может изменяться в размерах. Все эти изменения повьшают механические свойства костей. Изменения суставно-связачного аппарата сводятся к тому, что под влиянием спортивной тренировки и увеличивается его прочность, улучшается подвижность в суставах. Помните, что подвжность в суставах ха­рактеризует одно из важнейших физических качеств спортсмена -гибкость.

Контрольные вопросы:

1. Какой формы бывают кости?

2. Назовите части длинной трубчатой кости.

3. Расскажите о химическом составе костей и его изменении с возрастом.

4. Как построена кость? Расскажите о роли надкостницы.

5. Какие виды костного мозга вы знаете? Расскажите об их функциональном значении.

6. Какие стадии проходит кость при развитии? Назовите кости, которые не проходят хрящевой стадии развития.

7. За счет чего происходикт рост костей в длину и толщину.

8. Рааскажите о классификации суставов. Приведите примеры непрерывных соединений.

9. Дайте характеристику каждого сустава. Расскажи о вспомогательных (дополнительных) образованиях суставов.

10. Приведите примеры шаровидного и яйцевидного суставов. Продемонстрируйте на себе возможные движения в этих суставах.

11. Приведите примеры простых и сложных суствавов из двигательного аппарата.

12. Разберите движение в блоковидных и цилиндрических суставах.

13. Какое влияние оказывают занятия спортом на скелет.

14. Расскажите о возрастных особенностях костей и их соединений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

«Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине для студентов 2 курса колледжа физической культуры» iconМетодические рекомендации для студентов 1 курса всех профессии по...
...

«Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине для студентов 2 курса колледжа физической культуры» iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и икт»
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и икт» предназначены для студентов первого...

«Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине для студентов 2 курса колледжа физической культуры» iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

«Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине для студентов 2 курса колледжа физической культуры» iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

«Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине для студентов 2 курса колледжа физической культуры» iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов IV курса лечебного факультета
Академическая история болезни: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов IV курса лечебного факультета. — Тверь:...

«Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине для студентов 2 курса колледжа физической культуры» iconМетодические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения...

«Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине для студентов 2 курса колледжа физической культуры» iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов очной...
Методическое пособие предназначено для практических занятий и самостоятельной работы студентов специальностей 110400. 65-«Зоотехния»,...

«Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине для студентов 2 курса колледжа физической культуры» iconМетодические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной...
Данные методические рекомендации имеют цель оказать помощь студентам колледжа при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы...

«Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине для студентов 2 курса колледжа физической культуры» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Для самостоятельной...
Для самостоятельной работы студентов 4 курса, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика», профиль «Финансы и кредит» (программа...

«Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине для студентов 2 курса колледжа физической культуры» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Для самостоятельной...
Для самостоятельной работы студентов 4 курса, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика», профиль «Финансы и кредит» (программа...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск