"english sounds and intonation" для студентов I и II курсов гуманитарных факультетов часть I казань 2013


Название"english sounds and intonation" для студентов I и II курсов гуманитарных факультетов часть I казань 2013
страница1/10
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
"ENGLISH SOUNDS AND INTONATION"
ДЛЯ СТУДЕНТОВ I И II КУРСОВ

ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ

ЧАСТЬ I

КАЗАНЬ 2013
Печатается по решению


Учебное пособие по практической фонетике английского языка для студентов младших курсов гуманитарных факультетов.

Казань: КФУ, 2013. - 120 с.

УДК 811.111'34 (075.8)

ББК 81.2 Англ-1я73

Б 75

Я

ISBN

Учебное пособие предназначено для студентов младших курсов гуманитарных факультетов.

Состоит из вводно-коррективного и основного курсов. Содержит теоретические сведения о звуковых и интонационных явлениях английского языка, практические упражнения для последовательного овладения произносительными навыками в связной речи, а также проинтонированный материал для чтения и заучивания (описательные и диалогические тексты, стихи, песни). Модели, ключи и интонационная разметка в упражнениях и текстах обеспечивают возможность самостоятельной работы студентов и самоконтроля.

Электронное звуковое приложение включает практический материал учебника, начитанный носителями языка.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть использовано учащимися лицеев, гимназий, а также всеми желающими совершенствоваться в английском произношении.


Составители: С.С. Боднар, к.п.н., старший преподаватель кафедры иностранных языков ИФИ КФУ, Г.С. Яценко, ассистент кафедры иностранных языков ИФИ КФУ

Научный редактор: Д.Р. Сабирова, д.п.н., доцент кафедры иностранных языков ИФИ КФУ
Рецензент: Л.Р. Закирова, к.ф.н., доцент кафедры контрастивной лингвистики и лингводидактики ИФИ КФУ

Казанский федеральный университет, 2013

SYMBOLS



TONETIC SYMBOLS

1. Tones

  1. Low Fall



  1. Medium Fall



  1. High Fall



  1. Low Rise



  1. Medium Rise



  1. High Rise



  1. Fall-Rise



  1. Rise-Fall



  1. Rise-Fall-Rise



  1. Mid Level



2. Scales

2.1. Gradually Descending Falling Scale

I don’t want to go to the cinema.



2.2. Gradually Descending Stepping Scale

I don’t want to go to the cinema.



2.3. Broken Descending Stepping Scale

You’d get to know quite a lot of interesting people there.



2.4. Gradually Descending Sliding Scale

I don’t want to go to the cinema.



2.5. Gradually Descending Scandent Scale

I don’t want to go to the cinema.



2.6. Gradually Ascending Rising Scale

I don’t want to go to the cinema.



2.7. Gradually Ascending Climbing Scale

I don’t want to go to the cinema.



2.8. Low Level Scale

I don’t want to go to the cinema.



2.9. Mid Level Scale

I don’t want to go to the cinema.



2.10. High level Scale

I don’t want to go to the cinema.



3. Pre-Heads

3.1. Low Pre-Head (it is left unmarked)

I don’t want it.



3.2. High Pre-Head

I don’t want it.



4. Tail

4.1. Tail after a Fall

No, sir.



4.2. Tail after a Rise

No, sir.


РАЗДЕЛ I. ВВОДНО-КОРРЕКТИВНЫЙ КУРС

§1. Предмет фонетики и ее разделы.

Фонетика - наука о звуковом строе языка.

В схеме 1. представлены основные единицы произношения, которые и составляют предметную область фонетики как науки, изучающей звуковой строй языка вообще, или отдельного языка.

ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ




Сегментные средства Супрасегментные средства




Гласные Согласные интонация ----- ударение




мелодика

простые сложные звонкие глухие ритм словесное фразовое

темп

паузация

тембр

Схема 1.

Гласные звуки – это звуки, при образовании которых, поток воздуха свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своем пути преграды. Гласные могут представлять собой один простой звук – монофтонг или сложный звук – дифтонг (как [aɪ] в слове ice). Система гласных в английском языке включает 20 элементов: 12 монофтонгов и 8 дифтонгов.

Все согласные звуки представляют собой различные оттенки шума. При их образовании струя воздуха встречает на своем пути преграду. Их артикуляция может сопровождаться звучанием голоса (звонкие) или произноситься без него (глухие). Система согласных включает 24 элемента.

К супрасегментным, или сверхсегментным средствам, относят такие комплексные явления, как интонацию, ритм и ударение. К компонентам интонации относят: мелодику, темп речи, паузу, интенсивность звука (воспринимаемое изменение громкости).

Роль различных компонентов интонации в фонетическом оформлении высказывания различна, но все они взаимосвязаны, сложно «переплетаются» с ударением и ритмом. Наибольшая нагрузка приходится на мелодику.

Ударение может быть словесным и фразовым. Рассматривая слова в изолированном положении, мы говорим о словесном ударении, то есть, отмечаем выделенность одного или нескольких слогов в составе слова на фоне других.

При анализе высказываний мы сталкиваемся с фразовым ударением. Фразовое ударение – это выделенность слов во фразе. Оно организует высказывание, придает нашей речи определенный ритм. Как и мелодика речи, оно тесно связано с коммуникативным смыслом высказывания.

Ритм – одна из важнейших речевых характеристик. Особый ритмический рисунок английской речи создается за счет четкого чередования ударных и безударных слогов.

Скорость протекания речи во времени носит название темпа речи. Темп речи является одним из важных компонентов интонации. Он играет существенную роль в передаче логической и эмоционально-модальной информации, а также служит средством для оформления речевых единиц.

Высотно-качественные характеристики голоса, дополняющие мелодический компонент, называются тембром голоса. Тембр голоса определяется изменениями в высоте и качестве звуков. Высота голоса, качество голоса, громкость и длительность звучания находятся в тесном взаимодействии, образуя широкий спектр тембральных оттенков. Говорящий почти всегда прибегает к изменению тембра голоса для передачи различных эмоционально-модальных значений, например: радости, скорби, гнева и т.д.

Для овладения английским произношением учащемуся прежде всего необходимо знать устройство речевого аппарата, органы речи и их функции.

§ 2. Органы речи и их работа.

Выдыхаемая струя воздуха из легких (lungs) проходит бронхи (bronchi) и попадает в дыхательное горло (windpipe ) (см. рис. 1.).

Рисунок 1.

Верхняя часть дыхательного горла называется гортанью (glottal cavity). В гортани расположены две мускульные эластичные подвижные складки — голосовые связки (vocal cords); пространство между ними называется голосовой щелью (glottis). При произнесении глухих согласных голосовые связки не напряжены и раздвинуты. Когда голосовые связки напряжены и сближены, а поток воздуха заставляет их вибрировать, возникает голос, который мы слышим при произнесении гласных, сонантов или звонких согласных звуков. Полость, расположенная выше гортани, называется зевом, или глоткой , или фарингальная полость (pharyngeal cavity); ротовая полость (mouth cavity) и носовая полость (nasal cavity).

В полости рта расположены следующие органы речи: язык, нёбо, отделяющее полость рта от носовой полости, зубы и губы. Для удобства описания артикуляции язык можно условно разделить на 3 части: переднюю часть (front part), в которой, в свою очередь, выделяется передний край и его кончик (front edge with tip), среднюю (middle part) и заднюю часть (back part).

В состоянии покоя передняя часть языка располагается против альвеолярной дуги (alveolar ridge) на твёрдом нёбе, средняя часть – против твёрдого нёба (hard palate), задняя часть – против мягкого нёба (soft palate). Поверхность всего языка называется дорсальной поверхностью (dorsal surface), поверхность его передней части – предорсальной поверхностью (predorsal). При поднятом положении подвижной части мягкого нёба проход для струи воздуха в носовую полость закрыт, а при опущенном ее положении воздушный поток проходит через нос.

Передняя часть языка – наиболее активная часть, они почти исключительно используется для образования различных преград (полных и неполных) при артикуляции согласных звуков. При производстве гласных она пассивна и лежит за нижними зубами.

Средняя и задняя части языка составляют основную массу языка (bulk of tongue), которая менее подвижна, но тем не менее может передвигаться горизонтально и вертикально, участвуя в образовании гласных звуков.

Нёбо включает альвеолы (небольшие бугорки за верхними зубами), твердое нёбо и мягкое нёбо с маленьким язычком.

Органы речи принято подразделять на активные и пассивные. К активным органам речи относятся голосовые связки, задняя стенка зева, мягкое нёбо с маленьким язычком, губы, язык. Они подвижны и в процессе образования звуков занимают то или иное положение по отношению к пассивным органам речи: зубам, альвеолам, твердому нёбу, являющимся неподвижными.

§3. Работа над дикцией.

Для выработки хорошей дикции следует тренировать мускулы артикуляционного аппарата, чтобы освободить их от излишней напряженности, с одной стороны, и от излишней вялости, с другой. Они должны быть подвижными и гибкими.

Упражнение 1. Опускание и поднимание нижней челюсти. Губы и язык свободны. Опустив челюсть, следует сделать небольшую выдержку, затем вернуть ей исходное положение. Повторить 7-10 раз.

Упражнение 2.То же самое сделать на 2, а затем на 4 счета. После выдержки вернуть челюсть в исходное положение. Повторить 5-7 раз.

Упражнение 3. На 4 счета опустить и на 4 счета поднять челюсть. Интервалы счета должны быть одинаковы. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 4.Быстро опустить и поднять нижнюю челюсть, не размыкая губ. Повторить 7-10 раз.

Упражнение 5.Чуть приоткрыв рот, передвинуть челюсть вправо, затем влево. Движение должно быть мягким. Повторить 7-10 раз.

Эти простые упражнения считаются основными в системе дикционных упражнений, так как они обеспечивают свободный раствор рта и снимают «зажатость» речи.

Упражнение 6.Сомкнутые губы вытянуть вперед, затем, не размыкая, растянуть в улыбку. Вернуть в вытянутое положение. Повторить 7-8 раз.

Упражнение 7. То же самое сделать с разомкнутыми губами. Зубы в улыбке обнажаются. Повторить 7-8 раз. Это упражнение важно для постановки межзубного звука.

Упражнение 8. Оттягивать в стороны то один, то другой уголок рта при сомкнутых губах. Повторить несколько раз.

Упражнение 9. Сомкнутые и вытянутые вперед губы передвигать вправо и влево. Челюсти сжаты. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 10. Широко открыть рот, кончик языка упирать то в верхние, то в нижние альвеолы. Соблюдать выдержку. Важно для постановки альвеолярных звуков. Повторить 7-8 раз.

Упражнение 11. Кончик языка упирать с выдержкой во внутреннюю поверхность то левой, то правой щеки. Повторить несколько раз.

Упражнение 12. Провести языком между верхними зубами и губой, сначала из левого угла рта в правый, затем наоборот. Повторить несколько раз.

Упражнение 13. Приоткрыть рот и вести кончик языка от альвеол верхних зубов по нёбу назад как можно дальше. Затем перевести язык обратно. Повторить 7-10 раз.

Эти упражнения следует выполнять регулярно в течение длительного времени(по усмотрению преподавателя). Рекомендуется пользоваться зеркалом для контроля правильности положения органов артикуляции.

§ 4. Постановка дыхания.

Бывают разные типы дыхания. Это зависит от того, какие мышцы дыхательного аппарата принимают в нем участие.

В случае сокращения мышц, которые приподнимают плечевой пояс и расширяют верхнюю часть грудной клетки, имеет место ключичное(плечевое) дыхание. Результатом сокращения мышц, расширяющих среднюю и нижнюю часть грудной клетки, является грудное дыхание.

При сокращении главной дыхательной мышцы-диафрагмы- мы имеем брюшное дыхание.

Наиболее полный объем грудной клетки достигается при сокращении диафрагмы и других вдыхательных мышц(смешанно-диафрагматическое дыхание).

Когда говорим, что человек правильно дышит, мы имеем в виду, что он совершает дыхательные движения незаметно, спокойно, что он умеет, не затрачивая больших усилий, набрать в легкие воздух и равномерно его выдыхать. Этого можно достигнуть, если обладать смешанно-диафрагматическим дыханием (или, как его называют индийские йоги, «полным дыханием»).

Прежде чем приступить к дыхательной гимнастике, рекомендуется овладеть элементами указанного дыхания, а именно: сокращением диафрагмы, расширением грудной клетки в нижней и средней частях и подтягиванием живота за счет сокращения брюшных мышц.

Эти элементы составят правильный глубокий вдох. Выдох следует делать медленно, равномерно и как можно дольше (постепенно удлинять время выдоха).

Прежде чем вдохнуть, надо выдохнуть уже имеющийся в груди запас воздуха, выдержать паузу до тех пор, пока не ощутится необходимость нового вдоха, и набранный воздух использовать во время речи или чтения вслух.

Рекомендуется все дыхательные упражнения делать стоя, следить, чтобы грудная клетка и плечи не поднимались, стараться ощутить рукой сокращение диафрагмы.

В последующих упражнениях стрелки вверх означают вдох, вниз- выдох, дужка- задержка дыхания, цифры- количество секунд.

Запомним, что перед каждым упражнением надо освободить легкие от воздуха.

Делать это надо мягко, не стремясь к максимальному их освобождению.

Упражнения следует выполнять ежедневно, по два-три раза в день, постепенно увеличивая продолжительность времени (от 5-8 до 15 мин). Каждую неделю постепенно продвигаться вперед, меняя упражнения. Например, в первую неделю делать только упр.1 и упр.2; во вторую- упр.1,2 и 3; в третью- упр.2,3 и 4; в четвертую- упр.4 и 5 и т. д.

Для большей эффективности и общего укрепления организма дыхательную гимнастику можно соединять с физическими упражнениями.

Упражнение 1. Медленный вдох, задержка, выдох. Сначала можно набрать не весь запас воздуха. затем - полный его запас.



Упражнение 2. Медленный выдох, сначала половины. а затем всего запаса воздуха.



Упражнение 3. Медленный вдох и медленный выдох.



Упражнение 4. Быстрый вдох и задержка дыхания.



Пунктирная линия указывает, что в первую неделю следует задерживать дыхание в течение 5-10 секунд, во вторую - 15-20 секунд, в третью - в течение 25-30 секунд и далее до одной минуты.

Упражнение 5. Частичный вдох (добор) и частичный выдох.



Упражнение 6. Вдох, задержка, на выдохе считать или произносить какой-либо согласный звук или сочетание ([f], [x], [s]), добор воздуха, задержка, снова счет или звук и т.д.



Упражнение 7. То же самое, только с увеличением времени на выдох с произнесением слов или звуков. Следить, чтобы грудная клетка была расширена, нижние стенки живота подтянуты.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

\"english sounds and intonation\" для студентов I и II курсов гуманитарных факультетов часть I казань 2013 iconРунг Эдуард Валерьевич Греко-персидские отношения: Политика, идеология,...
Книга предназначена для специалистов в области антиковедоведения и международных отношений, преподавателей и студентов гуманитарных...

\"english sounds and intonation\" для студентов I и II курсов гуманитарных факультетов часть I казань 2013 iconУчебно-методическое пособие для студентов-заочников неязыковых факультетов
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов-заочников I-II курсов неязыковых факультетов педагогических вузов. Оно составлено...

\"english sounds and intonation\" для студентов I и II курсов гуманитарных факультетов часть I казань 2013 iconУчебное пособие по английскому языку для студентов биологических...
Пособие состоит из 8 разделов, посвященных некоторым из основных проблем биологии, 24 уроков, 10 текстов для дополнительного чтения,...

\"english sounds and intonation\" для студентов I и II курсов гуманитарных факультетов часть I казань 2013 iconЛпу, отделение
Производственной практики студентов младших курсов для лечебного и медикопрофилактического факультетов

\"english sounds and intonation\" для студентов I и II курсов гуманитарных факультетов часть I казань 2013 iconМетодические рекомендации для студентов гуманитарных факультетов...
Издательство «Ивановский государственный университет» специализируется на выпуске литературы, обеспечивающей учебный и научный процессы....

\"english sounds and intonation\" для студентов I и II курсов гуманитарных факультетов часть I казань 2013 iconКурс лекций
Книга предназначена для студентов старших курсов социологических и экономических факультетов вузов, для аспирантов, преподавателей...

\"english sounds and intonation\" для студентов I и II курсов гуманитарных факультетов часть I казань 2013 iconТесты по мединформатике ( для студентов 1,2 курсов лечебного, педиатрического...
Укажите, какие устройства из предложенного списка являются устройствами вывода данных

\"english sounds and intonation\" для студентов I и II курсов гуманитарных факультетов часть I казань 2013 iconЧто это такое?
Методические материалы по организации педагогической практики студентов IV и V курсов факультетов иностранных

\"english sounds and intonation\" для студентов I и II курсов гуманитарных факультетов часть I казань 2013 iconМетодическая разработка для практикующих врачей, врачей-ординаторов,...
Методическая разработка для практикующих врачей, врачей-ординаторов, врачей-интернов и студентов старших курсов педиатрического,...

\"english sounds and intonation\" для студентов I и II курсов гуманитарных факультетов часть I казань 2013 iconУчебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике...
Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике, для студентов 4-го и 5-го курсов отделения романо-германской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск