Скачать 0.64 Mb.
|
Аннотация рабочей программы дисциплиныПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПЕДИАТРИЯдля студентов 5 и 6 курсов, направление подготовки (специальность) Педиатрия (060103, форма обучения очная
Целью освоения дисциплины является формирование у выпускников педиатрического факультета профессиональных компетенций, направленных на формирование, сохранение и улучшение здоровья детей и подростков путем оказания качественной лечебно-профилактической и неотложной помощи детскому населению в условиях амбулаторно-поликлинического звена. Задачами освоения дисциплины являются:
2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Рабочая программа дисциплины Поликлиническая и неотложная педиатрия разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 0601103 Педиатрия, с учётом рекомендаций примерной основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) Педиатрия и примерной (типовой) учебной программы дисциплины Поликлиническая и неотложная педиатрия (2011 г.). Учебная дисциплина «Поликлиническая и неотложная педиатрия» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин С.3 ООП. Содержательно она закладывает основы знаний и практических умений в работе с больными и здоровыми новорожденными, детьми до 15 летнего возраста и подростками с 15 до 18 лет на этапе первичного звена оказания медико-санитарной помощи детям. Необходимость подготовки студентов педиатрического факультета по дисциплине Поликлиническая и неотложная педиатрия обусловлена тем, что большинство выпускников педиатрического факультета будут работать педиатрами и врачами общей практики диагностических центров, поликлиник, реабилитационных и медико-социальных центров, врачами школьно-дошкольных и подростковых учреждений, неотложной и скорой помощи. Характерными особенностями профессиональной деятельности специалистов первичного звена здравоохранения являются: осуществление перспективного мониторинга здоровья детского населения; профилактика инфекционных и соматических заболеваний; лечение заболевших детей на дому, в поликлинике; в организованных детских коллективах; обеспечение ургентной догоспитальной диагностики, первой врачебной помощи и диспетчерских функций; диспансеризация больных детей; медицинская и социальная реабилитация; санитарно-просветительная и санитарно-гигиеническая работа с родителями, в детских дошкольных учреждениях, школах, домах ребенка, специализированных детских учреждениях, решение медико-социальных проблем детей и семей. Оценка состояния здоровья, физического и нервно-психического развития ребенка в каждом возрастном периоде требует от врачей поликлиники широкого круга знаний, включающих генетические, анатомо-физиологические, гигиенические, клинические, психологические, социальные и др. аспекты, а также ряд специфических умений. Учебным планом предусмотрено совершенствование знаний и приобретенных компетенций студентами по вопросам общей и профилактической педиатрии, профилактики детских инфекций, догоспитальной неотложной и скорой помощи на одной кафедре поликлинической педиатрии с основами формирования здоровья. Кафедра проводит учебную работу непосредственно в поликлиниках, ДДУ, школах, домах ребенка, диспансерах, диагностических центрах, других детских лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения. Это позволяет строить преподавание предмета в соответствии с существующими в практическом здравоохранении формами медицинского обслуживания детского населения в первичном звене здравоохранения. На лекциях, семинарах, практических занятиях и во время работы в учреждениях первичного звена здравоохранения и на дому под руководством преподавателей студенты знакомятся лишь с основными принципами организации лечебно-профилактической помощи детям на дому, в условиях поликлиники, организованных детских коллективах; функциональными обязанностями участкового врача-педиатра, принципами организации диспансерного наблюдения за здоровыми детьми грудного и старшего возраста. На занятиях отрабатываются вопросы организации антенатальной профилактики и диспансерного наблюдения новорожденных и недоношенных детей, организационные вопросы профилактики инфекционных заболеваний, прививочного календаря, противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции. Студенты совместно с участковыми врачами осуществляют вызовы, прием здоровых и больных детей различного возраста, профилактическую, противоэпидемическую и санитарно-просветительную работу на участке. Работая в поликлинике, студенты ежедневно посещают на дому или на приеме не менее 2-х больных с разными заболеваниями, с последующим разбором и обсуждением диагностических, дифференциально-диагностических. лечебных и противоэпидемических мероприятий, проводят совместно с ассистентом консультативную работу в боксах поликлиники, работают в прививочном кабинете. Под руководством преподавателей студенты проводят патронаж новорожденных, осуществляют диспансерное наблюдение за детьми с отклонениями в состоянии здоровья и больными, анализируют распределение детей по группам здоровья на участке, инфекционную заболеваемость, эффективность наблюдения за детьми I - III групп здоровья. Работая в дошкольных учреждениях и школах, студенты закрепляют пропедевтические навыки по оценке физического, нервно-психического и полового развития детей, по комплексной оценке состояния здоровья каждого ребенка и детского коллектива в целом, проводят оценку адаптационных возможностей детей к яслям, саду, школе, знакомятся с организацией и проведением лечебно-оздоровительной работы в детских учреждениях, определяют группы закаливания и физического воспитания, работают со всей учетной документацией. В процессе обучения на цикле студентам читается блок лекций и ежедневно проводится клинические практические занятия по программе. На каждом цикле студенты самостоятельно готовят и проводят УИРС, готовят реферативные сообщения по выбранной теме. Поликлиническая и неотложная педиатрия непосредственно связана с дисциплинами: основы формирования здоровья детей, пропедевтика детских болезней, факультетская педиатрия, госпитальная педиатрия, акушерство и гинекология, детская хирургия, детские инфекционные болезни, которые характеризуют возрастные анатомо-физиологические особенности ребенка и подростка, особенности организации питания здоровых и больных детей, врожденные пороки развития и принципы диспансеризации и профилактики заболеваний. Преподавание дисциплины основано на современных представлениях об этиологии, принципах и методах диагностики, современных классификациях, а так же методах профилактики и лечения, соответствующих принципам доказательной медицины. В процессе изучения дисциплины «Поликлиническая и неотложная педиатрия» расширяются знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности врача педиатра. Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного освоения дисциплины Преподавание дисциплины базируется на ключевых компетенциях, полученных на предшествующих теоретических и клинических дисциплинах и предусматривает преемственность, интеграцию ее преподавания с другими дисциплинами. Для усвоения содержания программы дисциплины студенту необходимо иметь компетенции по следующим дисциплинам в объеме образовательной программы:
Разделы: анатомические особенности систем органов у новорожденных, детей и подростков;
Разделы: физиологические особенности систем органов, обмена веществ и энергии, терморегуляции у новорожденных, детей и подростков;
Разделы: биология развития, роль наследственности и внешнесредовых факторов в эмбриогенезе, наследственность и изменчивость.
Разделы: обмен веществ, биохимия питания и лактации, биохимия крови, и других биологических сред, энергетический обмен.
Разделы: врожденные пороки развития, болезни органов дыхания, печени, почек, желез внутренней секреции.
Разделы: патофизиологические особенности метаболизма, нейроэндокринной регуляции; воспаление; патофизиология гемостаза и систем органов; шок.
Разделы: учение об инфекциях, иммунитете; патогенны.
Разделы: гигиенические аспекты работы медицинских и образовательных учреждений педиатрического профиля, гигиенические аспекты рационального питания.
Разделы: медицинская этика и врачебная деонтология, грани личности врача.
Разделы: детские воздушно-капельные инфекции, вакцинопрофилактика, кишечные инфекции.
Разделы: первая врачебная и неотложная реанимационная помощь.
Разделы: этиология, патогенез, диагностика, клиническая картина наиболее часто встречающихся заболеваний у детей и подростков.Клинические проявления, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у детей и подростков.
Разделы: анатомо-физиологические особенности ребенка и подростка, методика обследования, семиотика и синдромы поражения органов и систем органов; закономерности физического развития; виды вскармливания, закономерности физического и нервно-психического развития. Все указанные компетенции студента определяются при помощи тестового контроля исходного уровня знаний. 3.Общая трудоемкость дисциплины составляет 11 зачетных единиц, 396 академических часов. 4. Результаты обучения Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: •Знать:
•Уметь:
• Владеть:
5. Образовательные технологии В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: Лекция-визуализация, проблемная лекция, тренинг по оказанию первой врачебной помощи на фантомах и манекенах, ролевая учебная игра, просмотр видеофильмов и мультимедийных презентаций, разбор клинических случаев, подготовка и защита кураторских листов, участие в научно-практических конференциях, учебно-исследовательская работа студентов; создание информационных бюллетеней, беседы с учащимися общеобразовательных школ и воспитанниками ДДУ, подготовка и защита рефератов, дистанционные образовательные технологии - участие в Телемостах, проводимых по актуальным проблемам педиатрии. Элементы, входящие в самостоятельную работу студента: подготовка к клиническим практическим занятиям, написание кураторских листов, рефератов, работа в Интернете, самостоятельное освоение раздела – «Современное санаторно-курортное лечение детей и подростков», работа с электронными кафедральными программами; проводится УИРС в форме реферативных сообщений, индивидуальных заданий, итоговых конкурсов и олимпиад по специальности с участием представителей деканата факультета. В процессе прохождения данной дисциплины каждый студент оформляет «Дневник», который является учебно-методическим и отчетным документом студента. В плане интенсификации учебного процесса на кафедре осуществляется внедрение методов ускоряющих темпы усвоения учебного материала: интерактивные формы обучения, использование учебных фантомов, мультимедиа, учебные фильмы. Внедряются инновационные формы обучения – чтение проблемных лекций, дидактические игры на практических и семинарских занятиях, работа студентов в «фокус-группах», предполагающих переход от преподавания, основанного на директивном стиле обучения к подходу, предполагающему в частности проблемно-ориентированное обучение, как элемент внедрения международного опыта в рамках Болонской декларации. В развитии учебного процесса на кафедре проводятся предметные олимпиады и конкурсы по специальности. Клинические практические занятия проводятся в детских поликлиниках №1 и №2 МУЗ ГКБ №6 г.Твери, учреждениях системы образования (сш. №44, №52, №8, №36; ДДУ №142, 55; Медновской школе-интернате). 6. Формы промежуточной аттестации Формой контроля усвоения учебного материала клинических практических занятий и лекций является проведение текущего и промежуточного контроля знаний студентов (на каждом занятии и по отдельным модулям), а также итогового контроля знаний (трехэтапного курсового экзамена) по дисциплине в целом. Текущий и рубежный контроль знаний студентов проходит в следующих формах:
Итоговый контроль – в XI семестре проводится трехэтапный курсовой экзамен:
7. Содержание дисциплины |
Задачами освоения дисциплины являются: сформировать у студентов компетенции в соответствии с видами профессиональной деятельности... | Аннотация рабочей программы модуля учебной практики «Общий уход за больными детьми терапевтического профиля» | ||
Целью освоения практики является: формирование и развитие у выпускников по специальности «педиатрия» компетенций, направленных на... | Ii содержание работы врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники | ||
Ii содержание работы врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники | Целью освоения дисциплины является формирование у выпускников лечебного факультета профессиональных и общекультурных компетенций,... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с фгос по специальности... | Пособие предназначено для преподавателей при прохождении производственной практики студентами 5 курса педиатрического факультета... | ||
Практическая цель – подготовка будущих выпускников к практическому использованию иностранного языка в профессиональной и личностной... | Цель дисциплины повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у студентов технического вуза в разных... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |