Аннотация рабочей программы дисциплины поликлиническая и неотложная педиатрия для студентов 5 и 6 курсов, направление подготовки (специальность) Педиатрия (060103, форма обучения очная Цель и задачи дисциплины


НазваниеАннотация рабочей программы дисциплины поликлиническая и неотложная педиатрия для студентов 5 и 6 курсов, направление подготовки (специальность) Педиатрия (060103, форма обучения очная Цель и задачи дисциплины
страница1/5
ТипДокументы
  1   2   3   4   5
Аннотация рабочей программы дисциплины
ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПЕДИАТРИЯ

для студентов 5 и 6 курсов, направление подготовки (специальность) Педиатрия (060103, форма обучения очная





  1. Цель и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины является формирование у выпускников педиатрического факультета профессиональных компетенций, направленных на формирование, сохранение и улучшение здоровья детей и подростков путем оказания качественной лечебно-профилактической и неотложной помощи детскому населению в условиях амбулаторно-поликлинического звена.

Задачами освоения дисциплины являются:

  • Научить студентов осуществлению мероприятий по формированию оптимального уровня здоровья новорожденных, детей и подростков;

  • Научить студентов диагностике патологических состояний, заболеваний у детей различного возраста и подростков на основе анамнестических, клинических и лабораторно-инструментальных методов исследования на этапе первичного звена здравоохранения;

  • Научить студентов прогнозированию и диагностике развития неотложных состояний в разные возрастные периоды детства;

  • Сформировать алгоритм проведения лечебных мероприятий больным детям и подросткам на этапе первичного звена здравоохранения;

  • Обучить студентов оказанию первой врачебной и неотложной помощи при ургентных состояниях у детей на догоспитальном этапе;

  • Обучить студентов методам формирования у детей, подростков, членов их семей и будущих родителей позитивного медицинского поведения, направленного на повышение уровня их здоровья;

  • Обучить студентов методам проведения медицинской и социальной реабилитации, решения медико-социальных проблем детей и их семей;

  • Научить студентов осуществлению санитарно-просветительной и санитарно-гигиенической работы в семье и в учреждениях здравоохранения;

  • Обучить студентов ведению отчетно-учетной документации в медицинских организациях амбулаторно-поликлинического профиля;

  • Обучить студентов проведению анализа научной литературы и подготовки рефератов по современным научным проблемам педиатрии;

  • Принять участие в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач по разработке новых методов профилактики и диагностики в педиатрии.


2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Рабочая программа дисциплины Поликлиническая и неотложная педиатрия разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 0601103 Педиатрия, с учётом рекомендаций примерной основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) Педиатрия и примерной (типовой) учебной программы дисциплины Поликлиническая и неотложная педиатрия (2011 г.).

Учебная дисциплина «Поликлиническая и неотложная педиатрия» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин С.3 ООП. Содержательно она закладывает основы знаний и практических умений в работе с больными и здоровыми новорожденными, детьми до 15 летнего возраста и подростками с 15 до 18 лет на этапе первичного звена оказания медико-санитарной помощи детям.

Необходимость подготовки студентов педиатрического факультета по дисциплине Поликлиническая и неотложная педиатрия обусловлена тем, что большинство выпускников педиатрического факультета будут работать педиатрами и врачами общей практики диагностических центров, поликлиник, реабилитационных и медико-социальных центров, врачами школьно-дошкольных и подростковых учреждений, неотложной и скорой помощи. Характерными особенностями профессиональной деятельности специалистов первичного звена здравоохранения являются: осуществление перспективного мониторинга здоровья детского населения; профилактика инфекционных и соматических заболеваний; лечение заболевших детей на дому, в поликлинике; в организованных детских коллективах; обеспечение ургентной догоспитальной диагностики, первой врачебной помощи и диспетчерских функций; диспансеризация больных детей; медицинская и социальная реабилитация; санитарно-просветительная и санитарно-гигиеническая работа с родителями, в детских дошкольных учреждениях, школах, домах ребенка, специализированных детских учреждениях, решение медико-социальных проблем детей и семей. Оценка состояния здоровья, физического и нервно-психического развития ребенка в каждом возрастном периоде требует от врачей поликлиники широкого круга знаний, включающих генетические, анатомо-физиологические, гигиенические, клинические, психологические, социальные и др. аспекты, а также ряд специфических умений.

Учебным планом предусмотрено совершенствование знаний и приобретенных компетенций студентами по вопросам общей и профилактической педиатрии, профилактики детских инфекций, догоспитальной неотложной и скорой помощи на одной кафедре поликлинической педиатрии с основами формирования здоровья. Кафедра проводит учебную работу непосредственно в поликлиниках, ДДУ, школах, домах ребенка, диспансерах, диагностических центрах, других детских лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения. Это позволяет строить преподавание предмета в соответствии с существующими в практическом здравоохранении формами медицинского обслуживания детского населения в первичном звене здравоохранения.

На лекциях, семинарах, практических занятиях и во время работы в учреждениях первичного звена здравоохранения и на дому под руководством преподавателей студенты знакомятся лишь с основными принципами организации лечебно-профилактической помощи детям на дому, в условиях поликлиники, организованных детских коллективах; функциональными обязанностями участкового врача-педиатра, принципами организации диспансерного наблюдения за здоровыми детьми грудного и старшего возраста.

На занятиях отрабатываются вопросы организации антенатальной профилактики и диспансерного наблюдения новорожденных и недоношенных детей, организационные вопросы профилактики инфекционных заболеваний, прививочного календаря, противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции. Студенты совместно с участковыми врачами осуществляют вызовы, прием здоровых и больных детей различного возраста, профилактическую, противоэпидемическую и санитарно-просветительную работу на участке. Работая в поликлинике, студенты ежедневно посещают на дому или на приеме не менее 2-х больных с разными заболеваниями, с последующим разбором и обсуждением диагностических, дифференциально-диагностических. лечебных и противоэпидемических мероприятий, проводят совместно с ассистентом консультативную работу в боксах поликлиники, работают в прививочном кабинете.

Под руководством преподавателей студенты проводят патронаж новорожденных, осуществляют диспансерное наблюдение за детьми с отклонениями в состоянии здоровья и больными, анализируют распределение детей по группам здоровья на участке, инфекционную заболеваемость, эффективность наблюдения за детьми I - III групп здоровья.

Работая в дошкольных учреждениях и школах, студенты закрепляют пропедевтические навыки по оценке физического, нервно-психического и полового развития детей, по комплексной оценке состояния здоровья каждого ребенка и детского коллектива в целом, проводят оценку адаптационных возможностей детей к яслям, саду, школе, знакомятся с организацией и проведением лечебно-оздоровительной работы в детских учреждениях, определяют группы закаливания и физического воспитания, работают со всей учетной документацией.

В процессе обучения на цикле студентам читается блок лекций и ежедневно проводится клинические практические занятия по программе. На каждом цикле студенты самостоятельно готовят и проводят УИРС, готовят реферативные сообщения по выбранной теме.

Поликлиническая и неотложная педиатрия непосредственно связана с дисциплинами: основы формирования здоровья детей, пропедевтика детских болезней, факультетская педиатрия, госпитальная педиатрия, акушерство и гинекология, детская хирургия, детские инфекционные болезни, которые характеризуют возрастные анатомо-физиологические особенности ребенка и подростка, особенности организации питания здоровых и больных детей, врожденные пороки развития и принципы диспансеризации и профилактики заболеваний. Преподавание дисциплины основано на современных представлениях об этиологии, принципах и методах диагностики, современных классификациях, а так же методах профилактики и лечения, соответствующих принципам доказательной медицины.

В процессе изучения дисциплины «Поликлиническая и неотложная педиатрия» расширяются знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности врача педиатра.

Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного освоения дисциплины

Преподавание дисциплины базируется на ключевых компетенциях, полученных на предшествующих теоретических и клинических дисциплинах и предусматривает преемственность, интеграцию ее преподавания с другими дисциплинами.

Для усвоения содержания программы дисциплины студенту необходимо иметь компетенции по следующим дисциплинам в объеме образовательной программы:

  • Нормальная анатомия.

Разделы: анатомические особенности систем органов у новорожденных, детей и подростков;

  • Нормальная физиология.

Разделы: физиологические особенности систем органов, обмена веществ и энергии, терморегуляции у новорожденных, детей и подростков;

  • Биология.

Разделы: биология развития, роль наследственности и внешнесредовых факторов в эмбриогенезе, наследственность и изменчивость.

  • Биологическая химия.

Разделы: обмен веществ, биохимия питания и лактации, биохимия крови, и других биологических сред, энергетический обмен.

  • Патологическая анатомия.

Разделы: врожденные пороки развития, болезни органов дыхания, печени, почек, желез внутренней секреции.

  • Патологическая физиология.

Разделы: патофизиологические особенности метаболизма, нейроэндокринной регуляции; воспаление; патофизиология гемостаза и систем органов; шок.

  • Микробиология, иммунология.

Разделы: учение об инфекциях, иммунитете; патогенны.

  • Общая гигиена.

Разделы: гигиенические аспекты работы медицинских и образовательных учреждений педиатрического профиля, гигиенические аспекты рационального питания.

  • Медицинская биоэтика.

Разделы: медицинская этика и врачебная деонтология, грани личности врача.

  • Детские инфекционные болезни.

Разделы: детские воздушно-капельные инфекции, вакцинопрофилактика, кишечные инфекции.

  • Детская хирургия.

Разделы: первая врачебная и неотложная реанимационная помощь.

  • Госпитальная педиатрия.

Разделы: этиология, патогенез, диагностика, клиническая картина наиболее часто встречающихся заболеваний у детей и подростков.Клинические проявления, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у детей и подростков.

  • Пропедевтика детских болезней.

Разделы: анатомо-физиологические особенности ребенка и подростка, методика обследования, семиотика и синдромы поражения органов и систем органов; закономерности физического развития; виды вскармливания, закономерности физического и нервно-психического развития.

Все указанные компетенции студента определяются при помощи тестового контроля исходного уровня знаний.
3.Общая трудоемкость дисциплины составляет 11 зачетных единиц, 396 академических часов.
4. Результаты обучения

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

  1. ОК- 8. Демонстрировать уважение к людям, соблюдать правила врачебной этики, сохранять врачебную тайну.

  2. ПК- 12. Способен и готов проводить с прикрепленным детским населением и подростками профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществлять общеоздоровительные мероприятия по воспитанию здорового образа жизни с учетом факторов риска, назначать питание здоровому ребенку, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными детьми и подростками;

  3. ПК- 18. Способен и готов анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам детей и подростков с учетом их физиологических особенностей организма ребенка для успешной лечебно-профилактической деятельности;

  4. ПК- 20. Назначить больным детям и подросткам адекватное терапевтическое лечение в соответствие с выставленным диагнозом, использовать алгоритм (стандарт) назначения медикаментозной терапии с инфекционно-воспалительными заболеваниями.

  5. ПК- 21. Владеть алгоритмом выполнения лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.

  6. ПК- 23. Способен и готов применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) среди детей и подростков при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма, определять показания к переводу детей и подростков в специализированные группы по занятиям физкультурой после перенесенных заболеваний.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения.

  • основы законодательства РФ, основные нормативно-технические документы по охране здоровья детского, женского и взрослого населения;

  • основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья детского населения и подростков;

  • основы организации амбулаторно-поликлинической помощи детям и подросткам, современные организационные формы работы и диагностические возможности поликлинической службы системы охраны материнства и детства;

  • принципы диспансерного наблюдения детей различных возрастно-половых и социальных групп, реабилитация пациентов;

  • осуществление специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний у детей и подростков;

  • особенности организации и основные направления деятельности участкового врача-педиатра и врача общей практики; методы проведения неотложных мероприятий и показания для госпитализации больных детей и подростков;

  • ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в лечебно-профилактических учреждениях системы охраны материнства и детства, осуществление экспертизы трудоспособности;

  • этиологию, патогенез, диагностику, лечение и профилактику наиболее часто встречающихся заболеваний среди детского населения;

  • клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у детей и подростков;

  • принципы и методы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях у детей и подростков;

  • основные принципы диагностики, лечения и реабилитации инфекционных болезней у детей и подростков, показания к госпитализации детей и подростков с инфекционными заболеваниями;

  • организацию массового проведения туберкулинодиагностики среди детей и подростков, отбор пациентов для вакцинации и ревакцинации БЦЖ с учетом результатов массовой туберкулинодиагностики;

  • клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у больных детей и подростков;

Уметь:

  • выстраивать и поддерживать рабочие отношения со всеми членами коллектива.

  • собрать анамнез; провести опрос ребенка и подростка, его родственников, провести физикальное обследование пациента различного возраста (осмотр, пальпация, аускультация, измерение АД, определение характеристик пульса, частоты дыхания и т.п.), направить детей и подростков на лабораторно-инструментальное обследование, на консультацию к специалистам;

  • интерпретировать результаты обследования, поставить ребенку и подростку предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза; сформулировать клинический диагноз;

  • разработать больному ребенку или подростку план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения, провести реабилитационные мероприятия;

  • выявлять жизнеугрожающие нарушения и оказывать при неотложных состояниях первую помощь детям и подросткам на догоспитальном этапе;

  • проводить с детьми, подростками и их родителями профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды с использованием различных методов закаливания; пропагандировать здоровый образ жизни;

  • проводить отбор детей и подростков для вакцинации и ревакцинации БЦЖ с учетом результатов массовой туберкулинодиагностики;

  • вести медицинскую документацию различного характера в детских амбулаторно-поликлинических учреждениях;

Владеть:

  • принципами врачебной деонтологии и медицинской этики.

  • методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в лечебно-профилактических учреждениях системы охраны материнства и детства;

  • оценками состояния здоровья детского населения различных возрастно-половых групп;

  • методами общего клинического обследования детей и подростков;

  • интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у детей и подростков;

  • алгоритмом постановки предварительного диагноза детям и подросткам с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам; алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза больным детям и подросткам;

  • алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи детям и подросткам при неотложных и угрожающих жизни состояниях.


5. Образовательные технологии

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций:

Лекция-визуализация, проблемная лекция, тренинг по оказанию первой врачебной помощи на фантомах и манекенах, ролевая учебная игра, просмотр видеофильмов и мультимедийных презентаций, разбор клинических случаев, подготовка и защита кураторских листов, участие в научно-практических конференциях, учебно-исследовательская работа студентов; создание информационных бюллетеней, беседы с учащимися общеобразовательных школ и воспитанниками ДДУ, подготовка и защита рефератов, дистанционные образовательные технологии - участие в Телемостах, проводимых по актуальным проблемам педиатрии.

Элементы, входящие в самостоятельную работу студента: подготовка к клиническим практическим занятиям, написание кураторских листов, рефератов, работа в Интернете, самостоятельное освоение раздела – «Современное санаторно-курортное лечение детей и подростков», работа с электронными кафедральными программами; проводится УИРС в форме реферативных сообщений, индивидуальных заданий, итоговых конкурсов и олимпиад по специальности с участием представителей деканата факультета.

В процессе прохождения данной дисциплины каждый студент оформляет «Дневник», который является учебно-методическим и отчетным документом студента.

В плане интенсификации учебного процесса на кафедре осуществляется внедрение методов ускоряющих темпы усвоения учебного материала: интерактивные формы обучения, использование учебных фантомов, мультимедиа, учебные фильмы. Внедряются инновационные формы обучения – чтение проблемных лекций, дидактические игры на практических и семинарских занятиях, работа студентов в «фокус-группах», предполагающих переход от преподавания, основанного на директивном стиле обучения к подходу, предполагающему в частности проблемно-ориентированное обучение, как элемент внедрения международного опыта в рамках Болонской декларации. В развитии учебного процесса на кафедре проводятся предметные олимпиады и конкурсы по специальности.

Клинические практические занятия проводятся в детских поликлиниках №1 и №2 МУЗ ГКБ №6 г.Твери, учреждениях системы образования (сш. №44, №52, №8, №36; ДДУ №142, 55; Медновской школе-интернате).
6. Формы промежуточной аттестации

Формой контроля усвоения учебного материала клинических практических занятий и лекций является проведение текущего и промежуточного контроля знаний студентов (на каждом занятии и по отдельным модулям), а также итогового контроля знаний (трехэтапного курсового экзамена) по дисциплине в целом.

Текущий и рубежный контроль знаний студентов проходит в следующих формах:

  • вербальной - для чего по каждой из тем занятий и для каждого модуля (учебного элемента) подготовлен перечень вопросов и эталонов ответов;

  • письменной на бумажных носителях в виде тестов, ситуационных задач и задач, моделирующих реальную деятельность: оценка эффективности диспансеризации, КДЗ, составление индивидуального плана прививок по академической истории развития ребенка (для каждого занятия и учебного модуля;

  • а также на электронных носителях, которые будут использоваться при создании компьютерного класса.

Итоговый контроль – в XI семестре проводится трехэтапный курсовой экзамен:

  1. Этап - задания в тестовой форме (50 вопросов);

  2. Этап - оформление и защита кураторского листа по больному или здоровому ребенку.

  3. Этап – собеседование по 1-ой ситуационной задаче;


7. Содержание дисциплины
  1   2   3   4   5

Похожие:

Аннотация рабочей программы дисциплины поликлиническая и неотложная педиатрия для студентов 5 и 6 курсов, направление подготовки (специальность) Педиатрия (060103, форма обучения очная Цель и задачи дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины Поликлиническая терапия для...
Задачами освоения дисциплины являются: сформировать у студентов компетенции в соответствии с видами профессиональной деятельности...

Аннотация рабочей программы дисциплины поликлиническая и неотложная педиатрия для студентов 5 и 6 курсов, направление подготовки (специальность) Педиатрия (060103, форма обучения очная Цель и задачи дисциплины iconУчебной практики «Общий уход за больными детьми терапевтического...
Аннотация рабочей программы модуля учебной практики «Общий уход за больными детьми терапевтического профиля»

Аннотация рабочей программы дисциплины поликлиническая и неотложная педиатрия для студентов 5 и 6 курсов, направление подготовки (специальность) Педиатрия (060103, форма обучения очная Цель и задачи дисциплины iconАннотация рабочей программы производственной практики помощник врача...
Целью освоения практики является: формирование и развитие у выпускников по специальности «педиатрия» компетенций, направленных на...

Аннотация рабочей программы дисциплины поликлиническая и неотложная педиатрия для студентов 5 и 6 курсов, направление подготовки (специальность) Педиатрия (060103, форма обучения очная Цель и задачи дисциплины iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Ii содержание работы врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники

Аннотация рабочей программы дисциплины поликлиническая и неотложная педиатрия для студентов 5 и 6 курсов, направление подготовки (специальность) Педиатрия (060103, форма обучения очная Цель и задачи дисциплины iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Ii содержание работы врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники

Аннотация рабочей программы дисциплины поликлиническая и неотложная педиатрия для студентов 5 и 6 курсов, направление подготовки (специальность) Педиатрия (060103, форма обучения очная Цель и задачи дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины эпидемиология для студентов...
Целью освоения дисциплины является формирование у выпускников лечебного факультета профессиональных и общекультурных компетенций,...

Аннотация рабочей программы дисциплины поликлиническая и неотложная педиатрия для студентов 5 и 6 курсов, направление подготовки (специальность) Педиатрия (060103, форма обучения очная Цель и задачи дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины бд. 01 Русский язык Цель изучения дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с фгос по специальности...

Аннотация рабочей программы дисциплины поликлиническая и неотложная педиатрия для студентов 5 и 6 курсов, направление подготовки (специальность) Педиатрия (060103, форма обучения очная Цель и задачи дисциплины iconУчебное пособие предназначено для студентов 5 курса педиатрического...
Пособие предназначено для преподавателей при прохождении производственной практики студентами 5 курса педиатрического факультета...

Аннотация рабочей программы дисциплины поликлиническая и неотложная педиатрия для студентов 5 и 6 курсов, направление подготовки (специальность) Педиатрия (060103, форма обучения очная Цель и задачи дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины гсэ. Ф. 1 «Иностранный язык»...
Практическая цель – подготовка будущих выпускников к практическому использованию иностранного языка в профессиональной и личностной...

Аннотация рабочей программы дисциплины поликлиническая и неотложная педиатрия для студентов 5 и 6 курсов, направление подготовки (специальность) Педиатрия (060103, форма обучения очная Цель и задачи дисциплины iconАннотация программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у студентов технического вуза в разных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск