Скачать 1.57 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра поликлинической педиатрии «Утверждаю» заведующий кафедрой поликлинической педиатрии д.м.н., профессор Н.А. Федько «___»_________________20__ г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИк практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Поликлиническая и неотложная педиатрия» со студентами V курса специальности «Педиатрия» Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ВРАЧА ДОШКОЛЬНО-ШКОЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ Занятие № 13. Медицинское обслуживание школьников. Врачебный контроль при подготовке детей к поступлению в школу. Обсуждена на заседании кафедры« 26 » августа 2015 г. протокол № 1 Методическая разработка составлена ассистентом кафедры, к.м.н. Шайтановой В.Н. «___»_______________20___г. г. Ставрополь, 2015 г. Тема 13. Медицинское обслуживание школьников. Врачебный контроль при подготовке детей к поступлению в школу. Учебные вопросы занятия: 1. Типы школьных учреждений. 2. Функциональные обязанности школьного врача. 3. Определение готовности к школе. 4. Адаптация ребенка к школе. Критерии адаптации. Мероприятия по облегчению адаптации. 5. Диспансеризация здоровых детей школьного возраста, этапы и содержание скрининг программы. 6. Медицинский контроль за учебным процессом, питанием, физическим воспитанием. 7. Организация обучения на дому. Облегченный режим сдачи итоговых и выпускных экзаменов. 8. Диспансеризация школьников с хроническими заболеваниями. Понятие «школьные болезни». Место проведения занятия – Клинические базы кафедры: ДККБ, ул. Семашко, 3; ГДП №2, ул. М.Жукова, ГДП №3, ул. Тухачевского,27; ГДП №1. Материально-лабораторное обеспечение: клиническая и лабораторная база.
Истории развития детей – форма 112/у, медицинская карта ребенка - форма № 026/у – 2000; карта профилактических прививок - форма № 063/у; экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку - форма № 058/у; контрольная карта диспансерного наблюдения больного - форма № 030/у; журнал изолятора - форма № 125; санитарный журнал учреждения - форма № 153/у;
Учебные и воспитательные цели а) общая цель – овладеть учебной программой данного занятия и научиться применять учебный материал в своей будущей профессии врача, изучить организацию работы и задачи дошкольно-школьного отделения (ОМПДПОУ), правила подготовки детей к поступлению в ДДУ. Научиться практическому применению знаний для дальнейшей работы в дошкольно-школьных учреждениях. Научиться выделять группы риска детей с дизадаптационным синдромом и грамотно проводить таким детям подготовку при поступлении в дошкольно-школьные учреждения. б) частные цели занятия В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны ЗНАТЬ: 1. Ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в школах. 2. Основы организации амбулаторно-поликлинической помощи детям школьного возраста и подросткам в школах. 3. Осуществление специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний у детей и подростков, посещающих школы. 4. Организацию и проведение реабилитационных мероприятий среди детей и подростков. 5. Клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у детей и подростков. 6. Типы школьных учреждений. 7. Функциональные обязанности школьного врача-педиатра, врача по гигиене детей и подростков, среднего медицинского персонала. 8. Определение готовности к школе. 9. Критерии адаптации ребенка к школе. Мероприятия по облегчению адаптации. 10. Диспансеризацию здоровых детей школьного возраста, этапы и содержание скрининг программы. 11. Содержание медицинского контроля за учебным процессом, питанием, физическим воспитанием. 12. Порядок оформления и показания для организации обучения на дому, облегченного режима сдачи итоговых и выпускных экзаменов. 13. Проведение диспансеризации школьников с хроническими заболеваниями. УМЕТЬ: 1. Вести медицинскую документацию различного характера в школах. 2. Организовать амбулаторно-поликлиническую помощь детям школьного возраста и подросткам в школах. 3. Провести специфическую и неспецифическую профилактику инфекционных заболеваний у детей и подростков, посещающих школы. 4. Организовать и провести реабилитационные мероприятия среди детей и подростков. 5. Определить готовность ребенка к школе. 6. Провести мероприятия по облегчению адаптации. 7. Осуществить диспансеризацию здоровых детей школьного возраста с использованием скрининг программы. 8. Осуществить медицинский контроль за учебным процессом, питанием, физическим воспитанием. 9. Оформить и определить показания для организации обучения на дому, облегченного режима сдачи итоговых и выпускных экзаменов. 10. Провести диспансеризацию школьников с хроническими заболеваниями. 11. Собрать анамнез, провести опрос ребенка и подростка, его родственников, провести физикальное обследование ребенка школьного возраста, направить детей и подростков на лабораторно-инструментальное обследование, на консультацию к специалистам. 12. Интерпретировать результаты обследования, поставить ребенку и подростку предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза, сформулировать клинический диагноз. ВЛАДЕТЬ: 1. Ведением медицинской документации различного характера в школах. 2. Навыками организации амбулаторно-поликлинической помощи детям школьного возраста и подросткам в школах. 3. Методами специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний у детей и подростков, посещающих школы. 4. Проведением реабилитационных мероприятий среди детей и подростков. 5. Определением готовности ребенка к школе. 6. Проведением мероприятий по облегчению адаптации. 7. Навыком проведения диспансеризации здоровых детей школьного возраста с использованием скрининг программы. 8. Навыком проведения медицинского контроля за учебным процессом, питанием, физическим воспитанием. 9. Оформлением и определением показаний для организации обучения на дому, облегченного режима сдачи итоговых и выпускных экзаменов. 10. Проведением диспансеризации школьников с хроническими заболеваниями. 11. Сбором анамнеза, проведением физикального обследования ребенка школьного возраста, порядком направления детей и подростков на лабораторно-инструментальное обследование, на консультацию к специалистам. 12. Навыком интерпретации результатов обследования, постановки ребенку и подростку предварительного диагноза, формулировки клинического диагноза. ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ: 1. Способностью анализировать полученную медицинскую информацию, опираясь на принципы доказательной медицины. 2. Готовностью к ведению медицинской документации в школах. 3. Способностью и готовностью к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми детьми и детьми с хроническими заболеваниями в школах. 4. Готовностью к сбору и анализу жалоб детей и подростков, посещающих школы, данных анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта отсутствия или наличия заболевания. 5. Готовностью к оказанию первичной медико-санитарной помощи детям при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи 6. Способностью и готовностью использовать нормативную документацию (медицинские стандарты, приказы и рекомендации) в школах. ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: 1. О ведении типовой учетно-отчетной медицинской документации в школах. 2. Об организации амбулаторно-поликлинической помощи детям школьного возраста и подросткам в школах. 3. О специфической и неспецифической профилактике инфекционных заболеваний у детей и подростков, посещающих школы. 4. Об организации и проведении реабилитационных мероприятий среди детей и подростков. 5. Клиническую картину, особенностях течения и возможных осложнениях наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у детей и подростков. 6. О типах школьных учреждений. 7. О функциональных обязанностях школьного врача-педиатра, врача по гигиене детей и подростков, среднего медицинского персонала. 8. Об определении готовности к школе. 9. О критериях адаптации ребенка к школе. О мероприятиях по облегчению адаптации. 10. О испансеризации здоровых детей школьного возраста, этапах и содержании скрининг программы. 11. О медицинском контроле за учебным процессом, питанием, физическим воспитанием. 12. О порядке оформления и показаниях для организации обучения на дому, облегченного режима сдачи итоговых и выпускных экзаменов. 13. О проведении диспансеризации школьников с хроническими заболеваниями. Рекомендуемая литература: Основная:
Дополнительная: 1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 ноября 2013 г. N 822н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях". 2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". 3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). 4. Приказ МЗ РФ от 21 декабря 2012 г. N 1346н «Порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них». 5.. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 565н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 июля 2012 г., регистрационный N 25004). 6. Приказ МЗ РФ от 3 июля 2000 г. N 241 «об утверждении медицинской карты ребенка для образовательных учреждений». 7. Лекционный материал. 8. Поликлиническая педиатрия. Учебник для вузов, под ред. проф. А.С.Калмыковой. - Москва, «ГЭОТАР-Медиа». – 2009. 9. Приказ Минздрава России № 125 Н от 21.03.2014 «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям». 10. Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1995 г. № 60) 11. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2. 2821– 10 12. ПРИКАЗ от 20 сентября 2013 г. N 1082 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ». 13. Таточенко В.К., Озерецковский Н.А., Федоров А.М. Иммунопрофилактика-2015 (справочник), 13-е изд., дополн. – М.: Педиатръ, 2015. – 200 с. 14.Учайкин В.Ф., Нисевич Н.И., Шамшева О.В. Инфекционные болезни и вакцинопрофилактика у детей М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 688 с.
8.2. Электронные образовательные ресурсы (базы данных, справочные и поисковые системы, Интернет ресурсы). Сайт СтГМУ, кафедра поликлинической педиатрии – stgmu.ru Научная библиотека СтГМУ – Iibrary.stgmu.ru /ЭБС «Консультант студента»/- www.studentlidrary.ru Сайты медицинских издательств
Электронные версии журналов
Руководства по различным медицинским специальностям
Библиотека
Общемедицинские и официальные службы
Медицинские общества, сообщества
ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ И ОТРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЯ:
Проработайте учебный материал ранее изученных (базовых) дисциплин. Это очень важно, т.к. на этом материале строится вся программа данного занятия. Обратите внимание на приобретенные на предыдущих курсах знания из разделов нормальной физиологии и анатомии, патологической физиологии и анатомии, пропедевтики детских болезней, инфекционных болезней, клинической фармакологии. Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. При необходимости воспользуйтесь аннотацией (приложение 1). Ответьте на следующие вопросы. Решите тесты тест-контроля. При наличии возможности ознакомьтесь накануне занятия с рабочим местом своей исследовательской и учебной работы. Вспомните правила и меры безопасности при работе с аппаратурой и препаратами. Заблаговременно приготовьте униформу.
Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю. По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что у Вас вызвало затруднения. 3. При проведении заключительной части учебного занятия Решите тестовые задания выходного тест-контроля и ситуационные задачи. Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий. Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично. Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при работе с учебной литературой. Попрощайтесь с преподавателем. |
Ii содержание работы врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники | Содержание профилактической работы врача – педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому | ||
Научить студентов осуществлению мероприятий по формированию оптимального уровня здоровья новорожденных, детей и подростков | Основная медицинская документация (история болезни, амбулаторная карта). Методика обследования детей: сбор анамнеза жизни и заболевания... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования | Пособие предназначено для преподавателей при прохождении производственной практики студентами 5 курса педиатрического факультета... | ||
Для студентов медицинского факультета, обучающихся по специальности «Сестринское дело» | Патогенез и патоморфология вирусных гепатитов В, С. Классификация. Клинические проявления. Лабораторные и инструментальные методы... | ||
Основные требования и рекомендации по выполнению контрольной работы по учебной дисциплине «История»: – 9 | Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов по учебной дисциплине фармакология. – Ульяновск: огбоу спо умк, 2014.... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |