МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Российской федерации
Таганрогский государственный радиотехнический университет
Г. Я. ГОЛЬДШТЕЙН ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Таганрог 1998
ББК 65.050.9(2Р)2я73 Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Изд-во Таганрог: ТРТУ, 1998. 132с.
Учебное пособие соответствует учебной программе дисциплины "Иновационный менеджмент", читаемой студентам специальностей 060800 и 061100. Содержит описание теоретических и практических подходов к организации и управлению инновационной деятельностью фирмы в рыночных условиях. Основное внимание уделено методам оценки НИОКР на различных этапах их жизненного цикла и принятию соответствующих управленческих решений. Учебное пособие может быть использовано при подготовке инженеров по всем специальностям в рамках дисциплин "Технико-экономическое проектирование" и "Дипломное проектирование". Табл. 24. Ил. 38. Библиогр.: 21 назв. Печатается по решению ред.-изд. совета Таганрогского государственного радиотехнического университета. Рецензенты: Ю.С. Колесников, д-р экон. наук, профессор Ростовского государственного университета.
Высшая экономическая школа при Санкт-Петербургском университете экономики и финансов.
©
| Таганрогский государственный Радиотехнический университет, 1998
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА 5
1.1. Место инновационного менеджмента в комплексе дисциплин по теории и практике управления 5
1.2. Основные задачи изучения инновационного менеджмента 6
2. МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ И ВЫВЕДЕНИЮ НА РЫНОК НОВОГО ТОВАРА 11
2.1. Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка 11
2.2. Схема процесса разработки и вывода товара на рынок 12
2.3. Обзор рыночной ситуации и генерация идей 12
2.4. Фильтрация идей 14
2.5. Проверка концепции и экономический анализ 15
2.6. Разработка и испытание нового продукта 16
2.7. Пробный маркетинг 17
2.8. Обобщающие выводы по главе 2 18
3. СТРАТЕГИЯ НИОКР 19
3.1. НИОКР как бизнеc 19
3.2. Стратегия НИОКР и стратегический менеджмент фирмы как субъекта рынка 20
3.3. Стратегический менеджмент инноваций 23
3.4. Обобщающие выводы по главе 3 25
4. ОТБОР И ОЦЕНКА ПРОЕКТОВ НИОКР 26
4.1. Содержание и процедура оценки и отбора 26
4.2. Критерии, связанные со стратегией и политикой корпорации 27
4.3. Маркетинговые критерии 28
4.4. Научно-технические критерии 31
4.5. Производственные критерии 31
4.6. Организация оценки проекта 32
4.7. Обобщающие выводы по главе 4 34
5. ФИНАНСОВАЯ ОЦЕНКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ 36
5.1. Финансовые критерии оценки проектов 36
5.2. Финансовый анализ в процессе НИОКР 36
5.3. Оценка эффективности инвестиций в НИОКР 38
5.4. Учет фактора риска в финансовом анализе 44
5.5. Итоговые выводы по главе 5 46
6. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИЗДЕЛИЯ И РОЛЬ 47
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА 47
6.1. Структура жизненного цикла изделия 47
6.2. Роль научно-технической подготовки производства 49
6.3. Комплексная система обеспечения качества изделия 51
6.4. Технико-экономическое управление надежностью изделия 53
7. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ НИР 56
7.1. Виды НИР и их основные этапы 56
7.2. Информационное обеспечение прикладной НИР 59
7.3. Методы оценки научно-технической результативности НИР 59
8. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОКР 63
8.1. Основные задачи и этапы ОКР 63
8.2. Философия и логика проектирования 66
8.3. Интегральный технический показатель качества изделия 69
8.4. Интегральный экономический показатель изделия и его 73
технико-экономическая эффективность 73
8.5. Управление эффективностью разработки 75
8.6. Итоговые выводы по главе 8 79
9. ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА НА ЗАВОДЕ-ИЗГОТОВИТЕЛЕ ПРОДУКЦИИ 79
9.1. Характер управленческих решений, предшествующих подготовке производства 79
9.2. Конструкторская подготовка производства на заводе-изготовителе серийной продукции 80
9.3. Технологическая подготовка производства (ТПП) 81
9.4. Организационная подготовка производства (ОПП) 90
9.5. Характер изменения технико-экономических показателей новых изделий на стадии освоения 93
9.6. Ускорение организации производства 95
9.7. Итоговые выводы по главе 9 100
10. ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММАМИ НИОКР 100
10.1. Специфика менеджмента НИОКР 100
10.2. Планирование портфеля НИОКР 101
10.3. Управление проектом НИОКР 103
10.4. Организационные структуры в инновационной деятельности 106
10.5. Венчурная компания 108
10.6. Практические организационные структуры НИИ и КБ в России 111
10.7. Итоговые выводы по главе 10 115
11. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ 116
ЧАСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 116
11.1 Место информации в НИОКР 116
11.2. Характер решений в НИОКР и соответствующие информационные базы 116
11.3. Основные источники и каналы информации 118
11.4. Организация службы информации фирмы 119
11.5. Итоговые выводы по главе 11 121
ЛИТЕРАТУРА 122
Приложение 1 123
Упрощенный агрегированный сетевой граф подготовки производства на действующем предприятии 123
Приложение 2 127
Единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, бизнес и управление, - это процесс научно-технических инноваций. В нем воплощаются те знания, которые компетентный руководитель, эффективно работающий ученый, инженер, умный чиновник и просто образованный член общества должны иметь завтра. Это процесс преобразования научного знания в физическую реальность, изменяющую общество. I. R. Bright. Some Mаnagеment Lessons from Technological Innovation Research. USA: University of Bredford, 1968.
|
Когда мы пытаемся вытащить что-либо одно, оказывается, что оно связано со всем остальным.
| Закон Муира
|
|