Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины


НазваниеРабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины
страница1/5
ТипДокументы
  1   2   3   4   5


Аннотация

рабочей программы дисциплины

«Управление качеством»

  1. Цель и задачи дисциплины:

Цель курса «Управление качеством» овладение знаниями в области теоретических основ обеспечения качества, ознакомление с отечественным и зарубежным опытом управления качеством продукции, изучение систем управления качеством, факторов, влияющих на их функционирование и развитие, а также показателей оценки и контроля деятельности таких систем.

Задачи курса:

    • исследование эволюции и многоаспектности категории «качество»;

    • знакомство с теорией основоположников всеобщего управления качеством и с основными положениями научных школ управления качеством;

    • изучение принципов системного подхода к управлению качеством, а также современных тенденций его развитий;

    • ознакомление с методическими основами управления качеством и раскрытие сущности подхода к управлению качеством на основе международных стандартов ISO серии 9000:2000;

    • приобретение практических навыков по применению статистических методов контроля качества в управления качеством;

    • исследование процессов жизненного цикла продукции в системе менеджмента качества

    • знакомство с методами и инструментами управления качеством;

    • исследование процессов государственного регулирования в области качества;

    • формирование практических подходов по обеспечению эффективного функционирования и совершенствованию систем качества.

  1. Место дисциплины в структуре учебного плана

СД.Ф.09 Учебная дисциплина «Управление качеством» является федеральным компонентом специальных дисциплин. Связь с другими дисциплинами учебного плана: изучение дисциплины основывается на знаниях, полученных студентами в ходе предшествующего освоения таких дисциплин, как «Философия», «Статистика», «Производственный менеджмент», «Основы менеджмента», «Теория организации», «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Управление проектами», «Маркетинг» и др. Знания, приобретенные при изучении курса «Управление качеством», могут найти применение при выполнении индивидуальных заданий, расчетных блоков в курсовом и дипломном проектировании.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • теоретические основы и современную практику всеобщего управления качеством;

  • принципы деятельности в области управления качеством на основе международных стандартов ISO;

  • инструменты контроля и управления качеством;

  • методы статистического контроля и управления процессами;

  • документационное и организационное обеспечение системы менеджмента качества;

  • структуру затрат на качество;

  • основы законодательства по защите прав потребителя, охраны труда и окружающей среды; принципы и методы разработки и правила применения нормативно-технической документации по обеспечению качества процессов, продуктов и услуг;

Уметь:

  • использовать нормативные правовые документы в своей деятельности при решении профессиональных задач;

  • находить корректирующие и предупреждающие мероприятия, направленные на улучшение качества;

  • вести необходимую документацию по созданию системы обеспечения качества и контролю ее эффективности;

  • развивать партнерство налаживать в процессе улучшения качества отношения с потребителями и поставщиками;

Владеть:

  • основными инструментами управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции;

  • информационными технологиями в обеспечении качества;

  • методами изучения, планирования, управления и аудита систем качества;

  • методами анализа, синтеза и оптимизации процессов обеспечения качества.

4. Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Лекционный курс, практические занятия, выполнение домашних заданий, самостоятельная работа, выполнение контрольных работ.

5. Трудоемкость дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 92 часа, в т.ч. лекций 34 часа, практических занятий 34 часа, самостоятельной работы 24 часа. Продолжительность изучения дисциплины 1 семестр.

6. Контроль успеваемости

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена в 7 семестре.
2. Структура и содержание теоретической части курса (34 часа)

Тема 1. Эволюция и многоаспектность категории «качество» (3 часа)

Управление качеством как учебная дисциплина и вид практической деятельности людей. Методологические основы и задачи учебной дисциплины и её взаимосвязь с другими учебными курсами. Роль дисциплины в подготовке менеджеров. Качество – фактор успеха в условиях рыночной экономики. Концепция развития понятия «качество» с точки зрения философии. Сущность качества и управление им. (Шухарт, Исикава, Джуран, Форд, Фейгенбаум, Кано, стандарты ИСО серии 9000). Понятия качества, составляющие качества продукта.

Тема 2. История управления качеством (2 часа)

Зарождение управления качеством. Основные этапы развития науки по управлению качеством. Развитие научных подходов к управлению качеством: переход к серийному и массовому производству продукции, разработка научных подходов к стандартизации. Основные методы управления качеством (фаза отбраковки, фаза контроля качества, фаза управления качеством, фаза TQM, фаза качества среды).Сферы приложения методов управления качеством.

Тема 3. Качество как объект управления (2 часа)

Качество и конкурентоспособность. Многоаспектность качества. Основные компоненты качества жизнедеятельности. Риски организации связанные с организацией и качеством труда.
Тема 4. Оценка и измерение качества. Квалиметрия как наука (2 часа)

Основные понятия квалиметрии, ее роль и структура квалиметрии. Классификация показателей качества. Методология оценки уровня качества. Методы и области практического применения. Комплексная оценка уровня качества объекта.

Тема 5. Показатели качества продуктов труда и услуг (3 часа)

Требование к качеству как часть системы государственных стандартов

Российской Федерации. Показатели качества продуктов (назначение, надежность, технологичность, эргономические показатели, эстетические, экономические, патенто–правовые, критические показатели стандартизации и унификации). Характеристика услуг, специфика сферы услуг и её развитие. Модель ценности услуги, составляющие ценности услуги. Элементы качества услуги (материальное окружение, надежность, доступность, вежливость, отзывчивость, уровень общения, компетенция, безопасность). Совершенствование качества услуги.

Тема 6. Системный подход к управлению качеством (2 часа)

Развитие системного подхода к управлению качеством (модели Фейгенбаума, Эттингера – Ситтига, Джурана). Этапы жизненного цикла продукции. Этапы управления качеством услуги.

Тема 7. Концепция управления качеством. Концепция TQM (3 часа)

Сравнение парадигм качества: сравнение традиционной и TQM парадигм. Связь TQM с функциональным жизненным циклом продукта. Принципы TQM (ориентация на потребителя, лидерство руководителя, вовлечение работников, процессный подход, системный подход к менеджменту). Общесистемные принципы управления качеством (целенаправленность, системность, комплексность, оптимальность, плановость, непрерывность, интенсивность, постоянное совершенствование). Система факторов влияющих на качество. Концепция современной системы TQM. Функции TQM.

Тема 8. Планирование качества. Экономика управления качеством (3 часа)

Планирование – основополагающая задача стратегии обеспечения конкурентоспособности продукции. Риски потребителей, связанные с политикой создания продукта. Риски производителей, связанные с политикой в области качества. Области характеристик продукта. Модель Кано (необходимые, желаемые и оригинальные характеристики). Система удовлетворения клиентов. Основные категории экономики управления качеством. Взаимосвязь категории качества и потребительской стоимости. Виды эффектов в экономике качества. Качество и производительность. Качество и прибыльность.

Тема 9. Классификация методов управления качеством (3 часа)

Методы управления качеством (организационные, социально – психологические, экономические и организационно - технические). Задачи управления качеством. Организационные формы реализации методов управления качеством и сферы их приложения. Проблемы и понятия связанные с организационными и социально –психологическими методами управления.

Виды внутрифирменных экономических стимулов. Модель премии им. Э. Деминга. Модель оценки Европейской премии по качеству. Модель оценки Российской премии качества. Процесс регулирования качества.

Тема 10. Социально – психологические методы управления качеством (2 часа)

Стиль управления. Культура организации. Основные обязанности менеджеров по управлению качеством. Принципы Деминга. Сравнение составляющих процесса управления качеством. Сравнение культур организаций. Кружки качества. Основные задачи кружков качества. Принципы организации кружков качества. Полный цикл работы группы качества.

Тема 11. Статистические методы управления качеством (3 часа)

Этапы внедрения статистического контроля качества. Мозговой штурм. Блок- схема процесса. Контрольный лист. Гистограмма. Диаграмма Исикавы. Стратификация данных. Диаграмма Парето. Диаграмма рассеяния. Контрольная карта. Карта кумулятивных сумм.

Тема 12. Контроль качества (2 часа)

Понятие и назначение контроля качества. Виды производственного контроля качества. Стадии и объекты системы контроля качества. Отдел технического контроля. Типовые структуры службы технического контроля.

Тема 13. Стандартизация в управлении качеством (2 часа)

Цели стандартизации. Принципы стандартизации. Общие сведения о стандартах качества. Международная организация по стандартизации ИСО, её основные задачи. Международные стандарты ИСО серии 9000. Международные стандарты ИСО серии 9000: 2000 (принципиальные отличия новой версии стандартов, модель системы управления качества, группа процессов системы управления качества, требования к документации). Виды стандартов (стандарт гармонизированный, на продукцию, на процесс, на совместимость, на услугу, на систему, стандарт правил приемки, стандарт технических требований).

Тема 14. Сертификация продукции и систем качества. Правовые вопросы в области качества (2 часа)

Определение, назначение и цели сертификации. Эволюция взаимоотношений поставщиков и заказчиков в области качества. Сертификация в международной практике. Европейские стандарты EN 45000 и нормативные документы ИСО/МЭК по сертификации. Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».

Сертификация продукции. Схемы сертификации. Сертификация систем качества. Европейская сеть по сертификации систем качества. Ответственность изготовителей и продавцов за качество продукции, зарубежный опыт защиты прав потребителей. Законы Российской Федерации «О защите прав потребителей» и «О стандартизации»
3. Содержание практической части курса (34 часа)

Занятие 1. Качество как объект управления (4 часа)

1. Качество и конкурентоспособность.

2. Многоаспектность качества.

3. Риски организации связанные с качеством продуктов труда.

4. Решение задач по данной теме.

Занятие 2. Квалиметрия (4 часа)

1. Основные понятия и структура квалиметрии.

2. Классификация показателей и методов оценки качества.

3. Комплексная оценка уровня качества объекта.

4. Решение задач по данной теме.

Занятие 3. Показатели качества продуктов труда и услуг (5 часов)

1. Требование к качеству как часть системы государственных стандартов

Российской Федерации.

2. Показатели качества продуктов.

3. Элементы и характеристики качества услуги.

4. Решение задач по данной теме.

Занятие 4. Концепция TQM (4 часа)

1. Концепция современной системы TQM.

2. Принципы и функции TQM

3. Обще – системные принципы управления качеством

4. Решение задач по данной теме.

Занятие 5. Классификация методов управления качеством (4 часа)

1. Методы управления качеством.

2. Задачи управления качеством.

3. Виды внутрифирменных экономических стимулов.

4. Решение задач по данной теме.

Занятие 6. Статистические методы управления качеством (5 часов)

1. Мозговой штурм. Блок- схема процесса.

2. Контрольный листок. Гистограммы. Контрольная карта.

3. Диаграммы Исикавы, Парето, рассеяния. Стратификация данных.

4. Решение задач по данной теме.

Занятие 7. Стандартизация в управлении качеством (4 часа)

1. Цели и принципы стандартизации.

2. Общие сведения о стандартах качества. Виды стандартов.

3. Международные стандарты

4. Решение задач по данной теме.

Занятие 8. Сертификация продукции и систем качества (4 часа)

1. Определение, назначение и цели сертификации.

2. Сертификация продукции и систем качества.

3. Сертификация в международной практике.

4. Решение задач по данной теме.

4. Контроль достижения целей курса
  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины iconРабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины
«Теория организации», «Стратегический менеджмент», «Маркетинг» и др. Знания, приобретенные при изучении курса «Средства и методы...

Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины iconСодержание рабочей программы пояснительная записка 5 Цели и задачи...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, проомежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое...

Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины iconРабочей программы дисциплины «Охрана труда, техника безопасности...
Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных в следующих курсах: «Теория организации», «Организация предпринимательской...

Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины гсэ. Ф. 1 «Иностранный язык»...
Практическая цель – подготовка будущих выпускников к практическому использованию иностранного языка в профессиональной и личностной...

Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины бд. 01 Русский язык Цель изучения дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с фгос по специальности...

Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины iconРабочей программы дисциплины б. 1 Иностранный язык Цель изучения дисциплины
Цель изучения дисциплины: формирование компетенций необходимых для практического владения разговорно-бытовой речью и языком специальности...

Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины огсэ. 01 Основы философии...
Тема Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х годов XX века

Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины поликлиническая и неотложная...
Научить студентов осуществлению мероприятий по формированию оптимального уровня здоровья новорожденных, детей и подростков

Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины iconКомплекс 2015 г. Содержание программа цель и задачи дисциплины Место...
Цель изучения дисциплины «Религия и политика. Церковь в общественно-политической жизни» раскрытие механизмов взаимодействия религии...

Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины iconАннотация программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у студентов технического вуза в разных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск