Скачать 3.35 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Г.Я. Гольдштейн СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Таганрог 2004 УДК 338.242: 339.92 ББК 65.290-5я73+65.050.9(2р)2я73 Я 73 Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 267 с. В учебном пособии изложены концептуальные основы и анализ практики стратегического инновационного менеджмента в условиях глобальной конкуренции. Основное внимание уделено роли инноваций в условиях глобализации экономики, управлению знаниями как стратегическим ресурсом фирмы, стратегии и организации НИОКР, учету неопределенностей в процессе НИОКР и при оценке инноваций, стратегической роли подготовки серийного производства на основе инноваций. Учебное пособие рассчитано на аспирантов, магистрантов всех направлений, в которых существенную роль играет инновационная деятельность, особенно направлений, связанных с использованием наукоемких технологий. Пособие может быть использовано студентами экономических специальностей, изучающими дисциплины «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», а также научными работниками и менеджерами в сфере стратегического инновационного менеджмента. Адрес электронной версии пособия: http://www.aup.ru/books/m92/ Табл. 61. Ил. 72. Библиогр.: 56 назв. Печатается по решению редакционно-издательского совета Таганрогского государственного радиотехнического университета. Рецензенты: Кафедра менеджмента и прикладной информатики Ростовского государственного экономического университета (зав. кафедрой, заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор экономических наук В.А. Долятовский) Зав. кафедрой экономики фирмы ГУ-ВШЭ, профессор, доктор экономических наук И.В. Липсиц.
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 5 1. РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 12 1.1.1. Истоки стратегического инновационного менеджмента 12 2.1.2. Основные характеристики глобализации мировой экономики 14 3.1.3. Инновации – движущий фактор глобальной конкуренции 22 4.1.4. Инновации и теория фирмы 29 2. ЗНАНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ФИРМЫ 32 5.2.1.Характеристики знания как орудия в конкуренции 32 6.2.2. Связь знания – стратегия 33 7.2.3.Схема стратегии знания 37 8.2.4.Управление знаниями при выполнении НИОКР 40 9.2.5. Проблемы внедрения знания в действия фирм 45 3. Инновационная деятельность в промышленности и основные задачи изучения инновационного менеджмента 48 10.3.1. Место инновационного менеджмента в комплексе дисциплины по теории и практике управления 48 11.3.2. Основные задачи изучения инновационного менеджмента 49 4. МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ И ВЫВЕДЕНИЮ НА РЫНОК НОВОГО ТОВАРА 53 12.4.1. Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка 53 13.4.2. Схема процесса разработки и вывода товара на рынок 54 14.4.3. Обзор рыночной ситуации и генерация идей 54 15.4.4. Фильтрация идей 57 16.4.5. Проверка концепции и экономический анализ 57 17.4.6. Разработка и испытание нового продукта 58 18.4.7. Пробный маркетинг 59 19.4.8. Итоговые выводы по главе 4 60 5. Практические аспекты реализации маркетинга инноваций 62 20.5.1. Маркетинговая информация и источники ее получения 62 21.5.2. Обзор рынка маркетинговой информации 67 22.5.3. Организация маркетинговых исследований 70 23.5.4. Основные группы потребителей 78 24.5.5. Сегментирование рынка и позиционирование товара на нем 83 25.5.6. Выбор целевого рынка 84 26.5.7. Маркетинговое исследование инновационных проектов 87 6. СТРАТЕГИЯ НИОКР 91 27.6.1. Стратегия НИОКР и стратегический менеджмент фирмы как субъекта рынка 91 28.6.2. Включение менеджмента знаний в стратегический менеджмент инноваций 93 29.6.3. Общие подходы к стратегии НИОКР 94 30.6.4. Инновационная стратегия корпорации «Дженерал Электрик» 100 7. ОТБОР И ОЦЕНКА ПРОЕКТОВ НИОКР 102 31.7.1. Содержание и процедура оценки и отбора 102 32.7.2. Критерии, связанные со стратегией и политикой корпорации 104 33.7.3. Маркетинговые критерии 105 34.7.4. Научно-технические критерии 107 35.7.5. Производственные критерии 108 36.7.6. Организация оценки проекта 109 8. ФИНАНСОВАЯ ОЦЕНКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ 112 37.8.1. Финансовые критерии оценки проектов 112 38.8.2. Финансовый анализ в процессе НИОКР 112 39.8.3. Оценка эффективности инвестиций в НИОКР 114 40.8.4. Финансовая оптимизация структуры НИОКР 120 9. ПРОБЛЕМЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРИ ПРИНЯТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РЕШЕНИЙ И РИСКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 127 41.9.1. Роль неопределенности в задаче оптимизации управления предпринимательскими проектами 127 42.9.2. Роль концепции риска в управлении инновационными проектами 129 43.9.3. Практика риск-менеджмента инновационного процесса 131 44.9.4. Системы оценок риска проекта с высоким уровнем неопределенности 140 10. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ НИР 143 45.10.1. Виды НИР и их основные этапы 143 46.10.2. Информационное обеспечение прикладной НИР 145 47.10.3. Методы оценки научно-технической результативности НИР 145 11. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ОКР 149 48.11.1. Основные задачи и этапы ОКР 149 49.11.2. Философия и логика проектирования 150 50.11.3. Интегральный технический показатель качества изделия 153 51.11.4. Интегральный экономический показатель изделия и его технико-экономическая эффективность 156 52.11.5. Управление эффективностью разработки 158 53.11.6. Итоговые выводы по главе 11 160 12. ПРИМЕРЫ МИРОВОЙ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НИОКР 161 54.12.1. Общность практики в больших и малых фирмах 161 55.12.2. Опыт организации НИОКР в глобальных японских компаниях 168 12.2.1. Основные подходы 168 12.2.2. Управление НИОКР в МЕ 170 12.2.3. Основные тенденции управления НИОКР в фирме Sony 174 56.12.3. Особенности организации и управления виртуальными предприятиями 177 57.12.4. Организация процесса разработки технологической стратегии 184 58.12.5. Практические организационные структуры сферы НИОКР в России 194 59.12.6. Проблема оптимального управления потоком НИОКР 199 13. Основные тенденции развития глобального стратегического инновационного менеджмента 204 60.13.1. Инновационная практика глобальных фирм 204 61.13.2. Анализ практики глобального стратегического менеджмента НИОКР 208 14. Стратегическая роль и содержание научно-технической подготовки производства 216 62.14.1. Структура жизненного цикла изделия 216 63.14.2. Стратегическая роль научно-технической подготовки производства 218 64.14.3. Конструкторская подготовка производства на заводе-изготовителе серийной продукции 219 65.14.4. Технологическая подготовка производства (ТПП) 220 66.14.5. Организационная подготовка производства (ОПП) 223 67.14.6. Итоговые выводы по главе 14 226 15. Экономическая разведка – неотъемлемая часть инновационного менеджмента 228 68.15.1. Место информации в НИОКР 228 69.15.2. Характер решений в НИОКР и соответствующие информационные базы 229 70.15.3. Основные источники и каналы информации 230 71.15.4. Организация службы информации фирмы 232 72.15.5. Итоговые выводы по главе 15 234 16. Проблемы организации и функционирования рынка новшеств 235 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 238 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Основной 241 Дополнительный 242 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблицы оценки рисков по факторам системы STAR [6] 245 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Таблицы оценки факторов успешности НИОКР (по методу подкомитета IRI по управлению портфелем НИОКР [42]) 259 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Упрощенный агрегированный сетевой граф выполнения ОКР «Комплексная навигационная система для морских судов» 265 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 УПРОЩЕННЫЙ АГРЕГИРОВАННЫЙ СЕТЕВОЙ ГРАФ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА НА ДЕЙСТВУЮЩЕМ ПРЕДПРИЯТИИ 276 У бизнеса есть только две основные функции: маркетинг и инновации. Маркетинг и инновации создают результаты. Все остальное – затраты. Питер Друкер |
Учебное пособие предназначено для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 080507 менеджмент... | Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Изд-во Таганрог: трту, 1998. 132с | ||
«Стратегический менеджмент» предназначены для студентов по специальности 080501 «Менеджмент», составлены в полном соответствии с... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.... | Книга "Стратегический менеджмент" (Автор А. Томпсон,А. Стрикленд). Формат word | ||
«Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Управление проектами», «Маркетинг» и др. Знания, приобретенные при изучении... | Учебное пособие предназначено для студентов специальности 050720(51) «Физическая культура» гоу спо «Курганское училище олимпийского... | ||
Богданов Ю. В. Менеджмент: справочное пособие: Учебное пособие. – Минеральные Воды.: Кавказская здравница, 2009. – с. 237 | Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент», по профилю... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |